Классный час «Дорогою добра»
Цель:
Раскрытие понятий «добро» и «зло».
Задачи:
1. Учить правильно, понимать смысл добра и зла.
2. Воспитывать чувство собственного достоинства, доброжелательного отношения к людям.
3. Воспитывать высококультурного, социально значимого человека.
4. Развивать нравственные качества личности.
Ход классного часа
1.Организационный момент.
Учащиеся приветствуют учителя и настраиваются на восприятие материала.
2. Вводная часть.
- Ребята, я сейчас вам прочитаю сказку, а вы подумайте, о чем мы будем рассуждать сегодня.
«Добрый мальчик» В. Брэйэр
Один мальчик пришел в сквер пострелять из рогатки в птиц. Это было его любимое занятие. А неподалеку шел с тросточкой слепой старик; он услышал, что кто - то недобрый стреляет в птиц, и позвал;
- Будьте добры! Кто тут есть?
- Ну, я, ответил мальчик.
- Мальчик, - сказал слепой, - ты не мог бы меня проводить до дому?
- А вы три рубля дадите?- спросил мальчишка. Тогда доведу.
- У меня только рубль ….- растерялся слепой. Пожалуйста, доведи меня до дому.
-Ладно, рубль – тоже деньги, - сказал мальчишка и взял старика под руку. Тот назвал свой адрес, и они пошли.
Вот вышли из сквера, идут по улице, где много прохожих, и прохожие говорят друг другу вслух;
-Бедный старик. И какой добрый мальчик. Наверно его внук.
Мальчишка услышал, как его назвали добрым, и покраснел. А люди шли и говорили:
- Смотрите, какой добрый, стеснительный мальчик: он покраснел, когда его похвалили.
Наконец он довел старика до дому, и тот протянул ему рубль.
- Нет, - сказал мальчишка, вдруг заплакал и побежал.
- Спасибо, добрый мальчик! – крикнул ему вслед слепой старик.
А мальчик еще сильнее заплакал.
Ребята, а как вы думаете, почему он заплакал? (ему было стыдно). А как его называли прохожие? (добрый)
А был ли он на самом деле добрым? (нет, т.к. просил 3 рубля за свое доброе дело?)
А есть надежда, что он станет добрым? (да)
Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем вести беседу? (о доброте).
Что такое добро? (это все хорошее, доброе, красивое.)
Что есть зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.
Мы часто слышим слова: добрый человек, добрые дела, доброта, и не задумываемся над тем, какой глубокий смысл вложен в эти слова. Сегодня мы постараемся вникнуть в смысл слов «добро» и «зло» и проведем параллель между этими понятиями.
Основная часть
Слайд 2
Доброта – это все положительное, хорошее, полезное.
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
А какие добрые поступки вы уже совершили? Приходилось ли вам встречать людское зло? (рассказы детей)
Каждому человеку свойственно проявлять качества своего характера. Все то, о чем вы сейчас рассказывали, можно выразить одним словом. Давайте попробуем распределить их на 2 группы:
Перед вами карточки с личностными качествами человека. Нам необходимо распределить их на две группы:
Качества - «помощники» добра. Качества - «помощники» зла.
Слайд 3-4
ДОБРО ЗЛО
Любовь
ненависть
Зависть Милосердие предательство
Забота
Слайд 5
Добро и зло являются основными этическими понятиями. Именно знанием о добре и зле человек оценивает как свои поступки, так и поступки других людей. Благодаря этому, они могут поддерживать добрые отношения друг с другом, запрещать и предотвращать ссоры, насилие, жестокость. Этой теме в литературе уделено много внимания, и не только в рассказах, но и в стихах. Давайте послушаем одно из них.
Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей и для подруг,
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом.
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело,
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять.
Такая истина бытует:
Добра не делай – зла не будет,
С обидой в сердце трудно жить,
Добром за зло умей платить.
Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет,
Дари, дружок, добро дари,
За все добром благодари.
Добро и Зло идут по жизни рядом.
Известно, что нет худа без добра.
Как хорошо, когда на смену злобе
Приходят к нам улыбка, доброта.
Когда в глазах людей, в их добром слове
Почувствуешь божественный тот свет,
То наполняешься огромным счастьем,
Способным оградить от разных бед.
О люди, улыбайтесь чаще,
Тепло души дарите каждый миг
И никогда не осушайте
Тот чистый, сказочный родник!
Какой вывод вы можете сделать, прослушав его?
ИГРА
В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им.
Когда человек совершает добрые поступки, что он ощущает? Чувствует ли он себя счастливым? Игра «Солнечный лучик добра» (берешь в руки солнышко и говоришь: Я чувствую себя счастливой, когда ……….
А Вы? Я чувствую себя счастливым, когда……………………….
Слайд 6
Народная мудрость гласит: Доброго человека дела славят
Ребята, вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова?
Слайды 7-8
Скажите слова, которыми можно выразить благодарность. (Благодарю, спасибо).
Слайды 9-10
Слова, которыми можно поприветствовать. (Здравствуйте, привет).
Слайды 11
- Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого….(спасибо)
Слайд 12
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит.. (добрый день)
Слайд 13
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
Слайд 14
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят …(до свидания)
Игра "Стоп - красный свет" (сигнальные круги)
- Вы знаете, что, когда горит красный свет светофора, идти опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале. Я буду рассказывать вам маленькие эпизоды, как только вы заметите неэтичное, невежливое поведение - поднимите красную сигнальную карточку, если одобряете - поднимите зеленую карточку. Карточки у вас на столе.
Слайд 15
Два мальчика о чем-то увлеченно спорили в автобусе и так громко, что все стали на них оглядываться. (Красная.)
На перемене у двери буфета два мальчика, обогнав девочку и отстранив ее, первыми вбежали в буфет. (Красная.)
Слайд 16
Две девочки в столовой "хлюпают" носами, болтают за столом во время еды. (Красная.)
Мальчишки нашего двора отнимают мороженое у малышей, дергают за хвост собак и кошек, бросают камни в птиц. (Красная.)
По утрам убираем свою постель. (Зеленая.)
После игры убираем в положенное место игрушки, книжки, цветные карандаши. (Зеленая.)
Слайд 17
Взрослые возьмут все-все домашние дела на себя, а мальчишкам и девчонкам будет весело жить-поживать на белом свете.
(Красная.)
Если я за что-либо обиделся на своего друга, постараюсь поскорей забыть и простить ему свою обиду. (Зеленая.)
Заключение.
Слайд 18
Учитель: Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей – основы человеческого счастья.
Слайд 19
Нужно всегда:
1)Помогать людям.
2) Защищать слабого.
3) Делиться последним с другом.
4) Не завидовать.
5) Прощать ошибки другим.
2)*Совершайте хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
3)*Любите людей знакомых и не знакомых, не обижайте их.
4)*Призывайте окружающих хорошо относиться друг к другу.
5)*Делайте добро для близких и друзей.
6)*Не завидуйте!
7)*Не вредничайте!
8)*Не грубите.
Слайд 20
ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
Слайд 21
ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.
Я хочу, чтобы вы встали поближе друг к другу, взялись за руки, закрыли глаза и почувствовали тепло и доброту, которые согревают ваши сердца. Откройте глаза, протяните ладони вперед. Я хочу, чтобы мы в заключение собрали воедино все наши добрые дела, мысли и поступки. Я дарю вам свою любовь, тепло и доброту. Примите их, добавьте свое и передайте остальным.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.