Т.В.Незговорова
Классный час
Я выбираю будущее
Возраст детей, для которых предназначен классный час, - 15-16 лет (9-10 класс).
Необходимая предварительная работа: проведение классных часов и экскурсий по профориентации, диагностик; подготовка заданий с лидерской группой класса.
Цель: «Формирование акмеологической позиции учащихся в воспитательном пространстве лицея».
Задачи:
в обстановке конкурсной групповой работы:
1) создание условий для формирования чувства ответственности через осознание “я делаю свою жизнь сам”;
2) формирование чувства самодостаточности и стремления к самосовершенствованию;
3) формирование творческого самовыражения учащихся;
4) развитие умения публичного выступления.
Оборудование: компьютер, телевизор, тетради, аудиозаписи вальса Е.Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь», песни Б. Окуджавы «Давайте восклицать!». Стулья расставлены по кругу. (Ребята видят друг друга, так им легче общаться).
Объявление темы и постановка целей
Звучит вальс Е.Доги.
Учитель: Тему нашего классного часа вы узнаете не сразу. Каждое слово в ней будет отражать не только содержание, но и цель нашего мероприятия. Итак, начнём: первое слово в теме «Я».
- Кто будет сегодня главным действующим лицом? (Каждый из
вас). Обратимся к вашему «Я».
а) Игра
Возьмитесь за руки и, начиная со слова «Я», похвалите себя. Например, я –добрый, воспитанный. При этом необходимо передать мячик соседу справа.
Вывод: Как приятно находиться в одной компании с такими умными, скромными, добрыми, честными, креативными взрослыми людьми. Не забывайте о своих достоинствах никогда, ведь они известны не только вам, они прекрасно видны окружающим.
Учитель: Следующее слово в названии темы «ВЫБИРАЮ». Приведите примеры ситуаций, когда приходится делать выбор. Пусть эти ситуации отражают разные стороны нашей жизни.
б) Распределение учащихся по группам
Учитель: Сейчас вам предстоит сделать выбор: возьмите любую понравившуюся вам фигуру (треугольник, квадрат, зигзаг, круг) и найдите свою группу. Те, кто выбрал квадраты, приглашаются в группу «Трудяги», выбравшие зигзаги образуют группу «Творцы», обладатели треугольников – это «Передовики», а отдавшие предпочтение кругу становятся «Ораторами».
Учитель: Вам наверняка интересно, что же обозначает каждое изображение на ваших карточках. Каждый из вас не случайно взял ту или иную картинку. Круг – символ гармонии. Выбравший его заинтересован в хороших межличностных отношениях, доброжелательный, чувствительный, сопереживающий, неконфликтный, отличный коммуникатор, прекрасно чувствует себя в обществе. Квадрат – неутомимый труженик, любит порядок, предсказуемую жизнь, организует людей и вещи вокруг себя, выносливый, терпеливый, исполнительный. Такие люди слывут эрудитами, им необходима постоянная потребность в информации. Треугольник – символ лидерства, концентрируется на главной цели и достигает ее, энергичный, рискованный, категоричный, стремится достичь высокого результата, приобрести высокий статус, сделать карьеру. Зигзаг – символ творчества, креативности, истинный мыслитель. Увлекающийся, эмоциональный, восторженный. Такие люди склонны видеть мир постоянно меняющимся, устремлены в будущее. Вы похожи по характеру на тех, с кем ассоциируются данные фигуры.
Учитель: В нашей теме осталось ещё одно слово. Какие у вас предположения по поводу последнего слова?
Это слово «будущее». А что такое будущее?
Представим, что будущее – поезд, но он без пассажиров. Пассажирами станут существительные, которые и определяют, на ваш взгляд, будущее любого человека, например, будущее – это карьера и т.д. Запишите эти существительные на ваших вагонах.
(На это задание отводится 2-3 минуты)
Представители каждой группы зачитывают свой набор существительных, определяющих будущее, и присоединяют вагон к голове поезда.
Учитель: Будущее каждого человека складывается из множества составляющих. Определить, какие из них более важные, какие менее, достаточно сложно. Сегодня мы остановимся лишь на трёх составляющих, без которых невозможно представить будущее любого человека: здоровье, семья, профессия.
Моё будущее – здоровье
Учитель: Самое ценное, что есть у человека, – это жизнь, а самое ценное в жизни – это, конечно, здоровье. В словаре даётся такое определение здоровья: Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.
Рифмотворчество
Учитель: О здоровье сегодня поговорим с помощью четверостиший, которые вы составите на заданные рифмы (4 карточки, 2 варианта рифм):
не купить – следить – начать – не терять;
решать – выбирать – дышать – отдыхать
Каждая группа представляет своё четверостишие. Определяется лучшее, группа получает бонусный балл.
Классный час № 2
Моё будущее – семья
Учитель: Все группы определили, что будущее – это и семья.
Портрет семьи
Учитель: Попробуем представить вашу будущую семью. Перед каждой группой будет стоять своя задача: представить портрет главы семьи (мужа), жены, ребёнка, традиции вашей семьи. Выберите те характеристики и определения, которые необходимы для представления портрета семьи (в группах заполнить макеты). Если каких-то характеристик и определений не хватает, запишите их на пустых листочках.
Вывод:
Учитель: А теперь в каждой группе следует сделать выбор: определите, кто будет представлять вашу часть семьи.
Группы представляют, как выглядит будущая семья. Определяется лучшее представление.Ролевая игра.
Классный час №3
Моё будущее – профессия
Учитель: Конечно, будущее невозможно представить без какой-либо профессиональной деятельности.
Пантомима «Угадай профессию»
Учитель: Сейчас у вас появится возможность стать актёрами пантомимы. Каждая группа изобразит заданную карточкой профессию, используя только мимику и жесты (кинолог, таксист, учитель любой специальности, ди-джей и т.д.). Задача – догадаться, о какой профессии рассказывает пантомима. На подготовку и показ пантомимы дается по две минуты. Определяется лучшее представление.
По итогам всех конкурсов определяется лучшая группа. Её участники, а также и лидеры других групп, награждаются «креативными» призами.
Заключение
а) Учитель:
По поводу выбора профессии существуют разные заблуждения. Предлагаем вам обсудить в группах некоторые утверждения о выборе профессии:
а) Профессию следует выбирать, уже став взрослым.
б) Профессия выбирается раз и навсегда.
в) Выбор профессии зависит от потенциального заработка.
г) Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.
Выскажите своё согласие или несогласие.
Легко ли выбрать профессию?
б) Притча о мудреце и бабочке
Реализация индивидуального задания.
Был в древности один мудрец. У него было много последователей, многие у него учились. И вот как-то раз два его ученика поспорили между собой. Один утверждал, что сможет задать мудрецу такой вопрос, который поставит его в тупик. Второй сказал, что это невозможно.
Ранним утром первый ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно. Придумал он хитростью одолеть учителя: "Я спрошу у него, жива ли бабочка, что в моих ладонях. Если он скажет «нет», то я разожму ладони и она взлетит. Если же скажет «да», то я раздавлю ее и открыв ладони, он увидит лишь ее безжизненное тельце. Так он попадет в неловкую ситуацию, а я выиграю спор".
Пришел к своему мудрецу-учителю ученик и в присутствии всех спросил его:
- Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях?
- Все в твоих руках...
Вывод:
Учитель: Порой в жизни нам кажется, что окружающие нас люди, происходящие события и прочее - все это либо черное, либо белое. Но реальный мир многоцветен. Учитесь видеть в людях и своей жизни нюансы, которые с такой легкостью могут все изменить для вас.
Звучит песня Б.Окуджавы «Давайте восклицать!»
На память о нашей теплой встрече позвольте подарить вам эти открытки-памятки (каждому учащемуся раздаются рекомендации по выбору профессии).
Анкетирование учащихся.
1) Великие философы и писатели выбирали: Бог. Жизнь. Человек. Культура. Любовь. Добро. Свобода. Милосердие. Справедливость Истина. Труд. Творчество. Отечество. Мир. Семья.
Что выбираешь ты?
2) Если у тебя есть вредные привычки, будешь ли ты с ними бороться.
3) Ценишь ли ты свою семью, родителей? Умеешь выйти из конфликта или нужна при этом помощь?
4) Классные часы «Я выбираю будущее» заставили задуматься о жизни? Кем стать? Каким быть человеком?
Список литературы
1. Калинина Н.В., Лукьянова М.И.Психологические аспекты развития социальной компетентности школьников. Монография. — Ульяновск: УИПКПРО, 2002. – 208 с
2. Педагогика. Психология. Управление. Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко, И.С.Артюхова. Справочник классного руководителя. М. «ВАКО» 2006
3. Бескоровайкина Л.С. Настольная книга классного руководителя 8,9,10,11-х классов. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.
4. Е.И. Тихомирова, В.Н.Чучкалова. Миропонимание. Программа деятельности педагога по созданию воспитательной среды. 1998.
5. Кирьякова А.В. Теория ориентации в мире ценности. Оренбург. 1996
6. Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования // Завуч. 2004. № 3, 6, 7, 8
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.