Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 55
имени дважды Героя Советского Союза Г.Ф. Сивкова" г. Перми
«Мы жители страны -Законии»
Классный руководитель:
Никитина Анна Владиславовна
МАОУ « СОШ № 55»,г . Пермь
2022 – 2023 учебный год
Цели: - образовательная (закрепление материала по Конвенции прав ребенка, самостоятельное исследование по нарушениям прав ребенка, знание не только своих прав, но и обязанностей);
- развивающая (умение оперировать небольшими правовыми знаниями, умение анализировать права, объяснять их смысл, самостоятельно работать над данной литературой);
- воспитательная ( положить начало к формированию правовых знаний учащихся: знание своих элементарных прав и обязанностей , которые помогут в дальнейшей жизни; воспитывать интерес самих детей к своим правам).
Ход классного часа
- Сегодня я с вами проведу классный час по теме: «Право быть ребенком», для того, чтобы вы умели пользоваться своими правами в жизни и не забывали про свои обязанности. Мы с вами отправимся в путешествие в страну «Законию».
Этой страны нет на карте, но она в душе каждого из нас, кто старается соблюдать законы. Представьте себе страну, где живут гостеприимные, доброжелательные люди. Они с удовольствием рассказывают о своей стране, ее обычаях, порядках. Но так было далеко не всегда.
Давным-давно было два государства: Можно и Нельзя.
Они жили по разным законам. В государстве «Можно» все было разрешено, что пожелаешь, а в государстве «Нельзя» жители этой страны жили совсем иначе. Там нельзя было грубить друг другу, обзываться, грабить и т.д.
Государства эти постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Это сражение выиграло войско государства «Можно».
Оно захватило половину государства «Нельзя» и установило там порядки.
Нетрудно догадаться, что тут началось!
В городах и селах бывшего государства «Нельзя»
Стали люди ругаться, курить,
За собою не следить,
И такое говорить,
Что ни в сказке не сказать, ни пером не описать.
Стали люди обзываться,
Стали люди издеваться,
И друг друга обижать.
Жители государства «Можно» сами очень испугались и обратились за помощью государству «Нельзя». Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство «Законию».
В этом государстве установили порядок, а все жители стали счастливы и довольны.
Вопрос: Как Вы думаете, почему страна стала процветающей? Счастливы ее жители, они чувствуют себя в безопасности? Ответы детей….
Вывод: Жители страны стали жить по законам!
Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит они чувствуют себя в безопасности.
Но когда свобода одних людей нарушает интересы и права других, в обществе утверждается беззаконие, беспорядок, несправедливость.
- Что же такое ЗАКОН? (Учитель прикрепляет к доске табличку со словом «Закон» и пояснение к нему).
Закон – это нормативно-правовой акт, содержащий общие обязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый высшим законодательным органом государства.
А что мы можем рассказать жителям государства «Законии» о наших законах?
Самый главный Закон нашей страны – Конституция Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 году.
Слово «Конституция» произошло от латинского слова «сонститутио»- установление.
В конституции записано самое главное: как устроено государство, как организована и действует власть, каковы права и обязанности граждан, герб, флаг, гимн и т.д.
Все другие законы написаны в соответствии с Конституцией.
Когда ты счастлив, когда тебе хорошо, ты не задумываешься о своих правах и обязанностях.
Вопрос: Как Вы думаете, что такое права человека (ребенка)?
Ответ: Это права, присущие человеку, без которых он не может существовать., как человеческое существо.
Права человека начинаются с прав ребенка.
Документ, который закрепил ваши права называется – «Конвенция о правах ребенка».
Конвенция – это договор, который должен неукоснительно исполняться государствами, подписавшими его. (Конвенция была принята 20 ноября 1989 году)
В этом документе 54 статьи, и они касаются не только прав и свобод детей, но и обязательств государств по защите прав детей.
Вопрос: Как вы думаете, почему же был принят такой документ, защищающий права детей?
Очевидно, потому что дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. Они нуждаются в особой защите, поэтому наше государство приняло на себя обязательство выполнять «Конвенцию о правах ребенка».
В Конвенции говорится, что ребенок имеет право знать свои права (ст.2),
- Поэтому мы с вами должны знать и изучать права ребенка, то есть ваши права.
Конвенция Статья 7 Ребенок… с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства.
Если кто-то неправильно назвал ваше имя, фамилию, вы имеете полное право поправить этого человека, выразить свое недовольство тем, что ваше имя было названо неправильно. Ведь назвав Толика – Толяном, Алексея – Лехой, Марию – Маней нарушается ваше право, право на имя! Имя, которое вы с гордостью носите, имя, которое дали вам ваши самые близкие люди: мама и папа!
Давайте договоримся, что во время нашего путешествия мы будем обращаться к друг другу полными именами, уважительно. Это основное условие залога успешности нашего путешествия.
Давайте, рассмотрим основные права ребенка.
Основные права ребенка:
- право на жизнь;
- право на имя;
- право на гражданство;
- право на защиту жизни, чести, достоинства;
- право свободно выражать свое мнение;
- право на образование;
- право на охрану здоровья;
- право на свободу мысли, совести, религии;
- право на защиту от всех форм эксплуатации, насилия;
- право на защиту своей индивидуальности.
- Вы прекрасно знаете свои права, но ведь помимо прав вы имеете обязанности.
Вопрос: Как Вы думаете, что такое обязанность?
- Это ответственность, которую необходимо выполнять.
Вопрос: Какие Вы знаете обязанности? Ответы детей….
- Правильно, обязанностей много: и в школе, и дома, и все они разные, их надо всегда выполнять.
В основе всех обязанностей лежит один принцип – отделять хорошее от плохого. Что можно делать, а что нельзя?
Помните, известные строки из стихотворения: «Крошка-сын к отцу пришел и спросила кроха, что такое хорошо и что такое плохо?
Сейчас я вам буду зачитывать ситуации, а вы должны их оценить с точки зрения этого принципа.
Если вы считаете «хорошо», то хлопаете в ладоши, если плохо, то топаем негромко ногами.
Ситуации:
1. Не соблюдать школьную дисциплину;
2. Бегать на переменах сломя голову;
3. Уступать пожилому человеку место в троллейбусе;
4. Шуметь утром, чтобы все слышали;
5. Написать на парте, что ты болеешь;
6. Уважительно относится ко всем учителям школы;
7. Соблюдать чистоту и порядок в школе и дома.
8. Всегда прийти к другу на помощь;
9. Помочь пожилому человеку и потребовать за это вознаграждение;
10. Переходить дорогу на красный цвет.
Подумайте какие высказывания не подходят для нашего дружного класса.
· Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.
· В классе мальчики должны дружить только с мальчиками, а девочки – с девочками.
· Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.
· В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.
· Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
· В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
· Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.
· В нашем классе можно брать без спроса любую вещь, которая понравится.
· Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.
· Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.
· Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.
· Нужно хорошо вести себя только на уроках, а после школы можно шалить, баловаться.
· Нужно содержать в чистоте кабинет, следить за порядком в школе.
· Нужно следить за порядком только на своём рабочем месте.
- А теперь, давайте с вами попробуем ответить устно на вопросы теста.
Ваша задача найти правильный ответ под буквами: а), б), в).
1.Права человека не всегда соблюдаются. Но есть люди, которые борются за их соблюдение. Как называется такой человек?
а) боевик;
б) демонстрант;
в) правозащитник.
1. Кто должен защищать права ребенка, если его права нарушены?
а) сам ребенок;
б) родители;
в) президент.
2. Как называется документ, который закрепляет права ребенка?
а) государство;
б) договор;
в) конвенция.
3. Сколько статей в Конвенции?
а) 24;
б) 31;
в) 54.
4. Какой день объявлен международным днем защиты ребенка?
а) 9 Мая;
б) 1 июня;
в) 1 сентября.
5. Кто является согласно Конвенции ребенком?
а) бабушка и дедушка;
б) родители;
в) человеческое существо от рождения до 18 лет.
Вывод: Ребята, наше путешествие в страну «Законию» подошло к концу, но мы в ней остались и будем жить по правилам и законам, а также процветать как жители страны Законии. Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Ребята, давайте почувствуем, что значит быть сильным, уверенным человеком
Тренинг «Спаси птенца»
– Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.