Классный час " Культура речи"
Оценка 5

Классный час " Культура речи"

Оценка 5
Мероприятия
docx
классное руководство
3 кл
08.03.2019
Классный час " Культура речи"
Задачи воспитания навыков культуры речи у учащихся – одни из серьезных задач, стоящих перед школой. Однако, следует признать, что воспитание навыков культуры речи ведется пока от случая к случаю, не выработана система необходимых упражнений, нет еще нужных для этой работы пособий. А речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок и, как правило, невыразительна. Данное мероприятие направлено на преодоление этих проблем.
Классный час.docx
Классный час  : « Культура речи»  Цели: способствовать формированию культуры поведения учащихся;  закрепить правила культурного общения; развивать  интерес к русскому  языку.                       Ход классного часа Вступительное слово учителя ­ Культура человека проявляется в его  одежде, в поступках, в отношении к  взрослым в любви к Родине. И ещё культура человека очень ярко   проявляется  в его  речи,  в том, как говорит человек. Тема нашего  занятия –  культура речи. По тому, как человек говорит, какие слова он употребляет в  речи, уже можно предположить, культурный он или нет.  Если человек скажет: « У меня болят ухи», «  Сколько часов?», уже видно,  что большой культурой  человек не  отличается. Что же такое культура речи?  (Выслушиваются ответы детей) Под культурой речи мы понимаем умение правильно ,  ясно, чётко, точно и  коротко излагать свои мысли. А это очень трудное дело – говорить ясно,  чётко, понятно всем. Этому вас, ребята, учат в школе, прежде всего на   уроках русского языка, литературного чтения и других предметов. Немного истории  Задумывались ли вы над тем, какое значение имеет русский язык в жизни  народа?  На протяжении всей истории нашего народа могучее русское слово  объединяло людей, вело на борьбу за независимость, за  укрепление нашего  государства. Наш язык  На свете  много стран больших И много  малых  есть, И для народностей любых Язык свой – это честь. Гордиться вправе ты,  француз, Французским языком. Ты говоришь всегда  На языке своём.  Китаец, турок, серб иль чех, Датчанин, грек иль финн, Конечно, вам дороже всех Родной язык один. А я судьбу  благодарю, Мне выше счастья нет, Что  вот на русском говорю Уже я восемь лет. Спокоен, весел. И певуч, Насмешлив и суров, И беспощаден , и могуч, И грозен для врагов. Суворов  одобрял солдат На русском языке Бессмертный Пушкин сочинял На русском языке! Менделеев дал закон, На русском языке! «Долой царя!» ­ народ сказал На русском языке! Н. Бойко Русский язык является ценнейшим достоянием и  величайшим  достижением   русской нации.   Русские писатели , собирая и изучая  все богатства   народного языка, нарисовали чудесные картины родной природы.   Красочность и богатство русской  речи хорошо показаны в в стихотворении  Ф. И. Тютчева. Зарумянилась   вишня и слива,  Налилась золотая рожь. И как море, волнуется нива, И в траве на лугах не пройдёшь. Солнце ходит высоко над сводом  Раскалённых от  зноя небес. Пахнет липа душистая мёдом, И шумит полный сумрака лес.  _ Ребята, а что значит любить свой язык? ( Ответы детей)  Это значит глубоко, вдумчиво изучать его, стремиться говорить  чистым,  правильным, литературным языком; читать как можно больше книг, учиться  грамотно  писать, следить  постоянно за своей речью и речью товарищей. О культуре речи ­  Чтобы  овладеть  литературным произношением, надо внимательно  к речи   культурных людей, читать больше книг. Надо следить за  ударением в словах.  Вот к чему  может привести неправильная расстановка ударения. Послушаем  рассказ школьного учителя о мальчике Пете, который  не ставит ударения в  словах. Знакомьтесь: Петя , мой сосед –  Ему уже  двенадцать лет. Но говорит он до сих пор Не коридор, а  колидор. Дилектор входит в кабинет, Закрыт магазин на обед. Хозяйка моет  стаканы,  Секёт свеклу, пекёт блины. И до меня дошёл черёд: Портфель он портфелем зовёт. Ног мне не зря «Родную речь» Судьбой доверено беречь. И я придумал не шутя. Пусть и его зовут Петя.  ­ Петя! – несётся со двора –  Тебе домой идти пора! Не трогай малыша, Петя,  Ведь ты большой , а не дитя! Петя обижен на ребят,  Скажите, в чём я виноват?  Я не ругался, не грубил И ни кого не оскорбил. За что же среди бела дня Отняли  имя у меня?  ­ Как же помочь  Пете, ребята? ( высказывания детей) ­ Да, во всех словах нужно ставить правильно ударение. Говорить точно,  выражать свои мысли очень трудно, и часто , стоя у доски, вы испытываете   затруднение в подборе нужного слова.  Ещё труднее отыскать такое слово,  когда урок плохо выучен. Тут и появляются  в нашей речи  слова – сорняки:  Это, ну, так сказать, значит.  Мы должны все бережно относиться к   русскому языку. Иначе у вас может   появиться болезнь, которой болел Петя  Крутилкин. Сценка Доктор.      На что   жалуешься , молодой человек? Петя.        Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роте что – то   пухнет и в  горлу дерёт. Доктор.     Во рту , говоришь?! Сейчас посмотрим ( ставит термометр). В   каком  классе учитесь,  молодой человек?  Петя.      В   третьем  «Бы».  Доктор.    В третьем «Бы»?  Не  знаю  такого  класса. А    дружнго вы живёте  в своём классе? Петя.   Ужасно дружно. У  нас  всегда  жутко весело. Доктор.    Жутко  и весело?! Гм! А как учитесь? Петя .     Порядочек!  Железно! Особенно  девчонки жмут.  Их учительница  в пух и прах  хвалит. Доктор.    Порядочек. Железно. (берёт у Пети градусник.)  Ну – ка , открой  рот. Я так и знал. У тебя  серьёзно болен язык. И врач  тут ничем   не  поможет. Вылечиться  ты сможешь сам. Я дам тебе хороший рецепт ( он   извлекает из стола и показывает грамматику русского языка)  . Из неё ты  узнаешь, как нужно говорить.  ­ Некоторые  ученики следят  за своей речью  только в школе.  Но стоит им  выйти из класса, и  появляются  ненужные словечки, и даже грубые  выражения. А как  неприятно  слышать, когда ребята называют друг друга Валерка,  Сашка,  Димка,, Танька.  Откуда же произошли эти клички? Это раньше   барин, желая подчеркнуть  своё  превосходство  над  крестьянами,  называл их с пренебрежением:     ­ Петрушка! Вечно  ты  с обновкой – с разодранным   локтем. ­ Ты , Филька, ты – прямой  чурбан. А  вы , ребята,  живёте  в  обществе,  где нет  ни  слуг,  ни  помещиков,   поэтому нужно забыть о таких  именах. О  тех, кто  не уважает  своих друзей,  говорится  в этом стихотворении. «Спасибо», «здравствуйте», «простите» Произносить он не привык. Простого слова «извините» Не одолел его язык. Не скажет он друзьям по школе: Алёша, Витя, Ваня, Толя. Своих друзей  зовёт он только Алёшка, Витька, Ванька, Толька.  ­  Также очень неприятное  впечатление  производит,  когда ,  разговаривая  друг с другом,  вы называете  не имя, а клички, очень часто обидные. У поэта  С. Михалкова есть хорошее стихотворение « Смешная  фамилия». Каких фамилий только нет: Пятёркин, Двойкин,  Супов, Слюнтяев, Тропкин­Дармоед, Пупков Перепутов. В фамилиях различных лиц, Порою нам знакомых, Звучат названья  рыб и птиц, Зверей и насекомых. Лисичкин, Раков, Индюков, Селёдкин, Мышкин, Пчёлкин, Мокрицин, Волков, Мотыльков, Бобров  и Перепёлкин. Но может т некий  Комаров Иметь характер львиный, А некий Тигров или Львов Умишко комариный. Бывает , коршунов иной Сичичкина боится.  ­Какой вывод? Дело не в фамилии  и не в   кличке, а  в  том , каков  человек. ­ Прочитаем девять основных правил  по культуре  речи.                 Правила  « Культура  речи»  1.  Старайся  говорить правильно, не употребляй  в разговоре грубых  выражений. 2. Говори  только о том,  что знаешь. Помни, что « говорить, не  думая,  3. 4. 5. всё равно,   что стрелять, не целясь»  Не  спеши  высказывать  свои мысли.  Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова,  которые лучше  других  выражают  твою  мысль.  При разговоре  не размахивай руками. Мысль надо выражать словами ,  не жестами. 6. Не говори быстро, не проглатывай слова. 7.  Не старайся  перекричать собеседника, если он говорит слишком  громко. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать. 8. Будь ласков  и приветлив  в разговоре с малышами. 9. Не давай   кличек своим товарищам. Запомни эти правила и выполняй их.  ­ Культура речи – это и употребление вежливых слов.  Давайте их  повторим. ­ Добрый день! – тебе сказали, ­ Добрый день! – ответил ты. Как две ниточки связали –  Теплоты и красоты. _ Здравствуйте! – ты скажешь человеку. ­ Здравствуй! – улыбнётся он в ответ. И , наверно, не пойдёт в аптеку,  И здоровым будет много лет. Отменить, что ли «Пожалуйста»? Повторяем его поминутно. Нет! Пожалуй, без «пожалуйста» Нам становится неуютно. За что мы  говорим «Спасибо»? За всё , что делают для нас. И мы припомнить не могли бы –  Кому сказали? Сколько раз? Простите, я больше не буду Нечаянно бить посуду И взрослых перебивать. И что обещал – забывать. Но если я всё же забуду, ­  Простите, я больше не буду. Будьте добры! – Это я говорю про секрету. Будьте добры! – и не ждите за это конфетку Будьте добры! – Без игры  и во время игры. Если сумеете, Будьте  скорее добры. Нам желают доброго пути! Будет легче ехать и идти. Приведёт , конечно, «добрый путь» Тоже  к доброму чему – нибудь  Эти слова всем известны давно, Видишь, они и просты, и не новы,  Но я ещё  повторю всё равно: ­ Добрые люди, будьте  здоровы!  ­ Встретились два человека, поздоровались, один спросил другого , как  дела, тот ответил, что всё хорошо. Можно заканчивать разговор?   Да,  можно. А если в ответ прозвучало, что дела плохи? Можно заканчивать  разговор? Конечно, нет. Если человеку плохо и он жалуется на свои  дела, вы должны продолжить разговор, спросить, что случилось.  Беседа ­ Как много  зависит от окружающих нас людей! Хорошее настроение  зависит от доброжелательности, приветливости, плохое настроение –  от раздражения, злости. Обижаясь на кого – нибудь, мы говорим:  «Невоспитанный человек, некультурный человек». Восточная мудрость гласит : «Относись  к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к  тебе…» . Если бы все следовали этому совету, насколько легче было   бы  людям общаться друг с другом. Вы младшие школьники, но уже не малыши. Вам нужно воспитывать в  себе привычку заботиться о других, быть отзывчивыми,   внимательными. Например, не хлопать дверью, когда выходишь из  квартиры, подъезда, не кричать на лестнице. Ведь в какой – то квартире может оказаться больной человек. А может, чьи – то папа или мама  отдыхают после ночной смены? Ты кричишь, а за стеной мама только  что убаюкала своего малыша или кто – то напряжённо работает  за  письменным столом. Не считай себя центром вселенной.Помни о тех, кто рядом с тобой.  Ещё в  Древней Греции говорили: культурный человек не говорит  громко. Громкая речь назойлива, мешает окружающим, раздражает их. А сейчас попробуем раскрыть понятие «воспитанный человек». Ребята  часто дразнят толстых или худых детей, высоких или низких,  придумывают товарищам обидные прозвища, не понимая, что  тем  самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство. Всё это  несовместимо с понятием  «воспитанный человек». Наблюдая за вами, я сделала вывод : ваши ссоры зачастую  начинаются  из –за  пустяка: толкнул, выхватил, задел. Как вы думаете, что легче:  ссориться или мирится? Почему?  Я предлагаю вам такую  нравственную задачу. Ты принёс в школу альбом с марками, чтобы  показать другу. Неожиданно кто – то из ребят выхватил альбом из  твоих рук и не хочет отдавать. Как ты поступишь? Условие: альбом  надо получить  мирным путём, без драк, ссор, слёз. ( Ролевой тренинг: двое ребят разыгрывают сценку, как это можно  сделать)­ Хотелось бы напомнить вам слова: « Власть моих кулаков   кончается возле носа моего соседа: Как вы их понимаете? « Моё тело –  моя территория, чужое тело – чужая территория, я не  имею права  вторгаться  на чужую территорию» Ученые и врачи пытались ответить на вопрос, влияет ли грубость на   здоровье человека. Оказывается , она может иметь самые  серьёзные  последствия. Пережитая обида, оскорбление делает человека  замкнутым, недоверчивым.   Подведение итогов  ­ Слово – очень сильное  оружие. Бывает, что случайно брошенное  слово переворачивает  всю жизнь человека, помнится им всю жизнь и  причиняет много страданий.  Обращайте внимание  на пользу людей, их мимику, жесты, зачастую они говорят  о внутреннем состоянии  человека больше, чем слова. Чаще смотрите в глаза людям, ведь глаза – это зеркало души, они многое могу рассказать о состоянии человека: в  них может быть выражена радость, печаль, мольба о помощи, боль,   отчаяние… Побольше сочувствия к окружающим людям.

Классный час " Культура речи"

Классный час " Культура речи"

Классный час " Культура речи"

Классный час " Культура речи"

Классный час " Культура речи"

Классный час " Культура речи"

Классный час " Культура речи"

Классный час " Культура речи"

Классный час " Культура речи"

Классный час " Культура речи"

Классный час " Культура речи"

Классный час " Культура речи"

Классный час " Культура речи"

Классный час " Культура речи"

Классный час " Культура речи"

Классный час " Культура речи"

Классный час " Культура речи"

Классный час " Культура речи"

Классный час " Культура речи"

Классный час " Культура речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2019