Классный час ко Дню Победы для 7
класса
«Песня в солдатской шинели»
Кто сказал, что надо бросить песни на войне ?
Пусть любое сердце просит музыки вдвойне …
Слова из фильма « В бой идут одни старики»
Песня так же может разить врага, как и любое
оружие
А. Александров
Классный час, посвященный музыке военных лет.
Цели: расширить представление детей о Великой Отечественной войне,
ознакомить с историей создания знаменитых песен; формировать у детей
положительное отношение к песням военных лет, неприятие попыток исказить и
очернить историю войны; воспитывать художественный вкус, эстетическое чувство;
пробуждать желание петь и слушать песни Великой Отечественной войны.
Подготовительная работа с детьми:
- подготовить творческую группу (6 детей),
распределив материал
информационного блока между ними;
- размножить слова песен, которую дети будут петь в конце классного часа.
Оформление: атрибутика времен Великой Отечественной войны (плакаты
фотографии, патефон, изображения орденов и медалей); на доске - тема, эпиграф.
Музыкальное оформление: музыкальные записи песен («Землянка», «Темная ночь»,
«Синий платочек», «Священная война»).
План классного часа
I. Вступительное слово.
II. Информационный блок:
1. Песни против песен.
2. «Священная война».
3. «Землянка».
3. «Темная ночь».
4. «Синий платочек».
5. «На безымянной высоте».
6. «Журавли»
III. Интерактивная беседа по теме «Старые песни о главном».
IV. Заключительное слово.
V. Музыкальный финал «День Победы!».
Ход классного часа
Запись – голос Левитана о начале ВОВ
С этих слов началась ВОВ, которая продлилась1418 дней, 34 000 часов, более20
млн. погибших, только в первые дни войны погибло 3 987 000 человек.
За годы войны фашисты уничтожили 1710 советских городов и более 70 тысяч
сел и деревень
Вдумайтесь в эти цифры.
I.
Вступительное слово
Но мы с вами родились и выросли в мирное время. Мы никогда не
слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели
разрушенных фашистскими бомбами домов. Для нас война - история.
Прошло уже 70 лет со времени окончания Великой Отечественной
войны. Для молодого поколения — срок огромный. Но для тех, кто был ее
свидетелем и участником на фронте и в тылу, кажется, что это было
совсем недавно: землянки, артиллерийские обстрелы, пепелища, голод,
холод... Война оторвала друг от друга тысячи людей, разлучила отцов и
детей. И как приятна любая весточка от родных, любое напоминание о
доме, о том, что осталось за чертой войны. Такой весточкой мирной
жизни зачастую была лирическая песня. Она связывала прошлое с
настоящим, звала к защите будущего.
Все песни – и те, что были написаны до войны, и те, что родились в дни
ВОВ, и послевоенные песни – были адресованы сердцу человека,
отстаивавшего честь и независимость Родины с оружием в руках.
Такие песни, которые пережили свое время, стали классикой.
Классический - значит образцовый, безукоризненный, безупречный.
Итак, тема сегодняшнего классного часа …… (читает), эпиграф -
…… .
Как вы считаете, может ли песня быть бойцом или грозным оружием?
Примерные ответы детей:
- Песня может быть бойцом, так как она ведет в бой.
- Пока люди поют песни, они верят в победу.
- Песня объединяет людей и делает их сильнее, поэтому она может быть грозным оружием.
- Песня может поднять дух воинов, поднять их на подвиги, поэтому песня - это грозное оружие.
- В песнях солдаты поют о том, что им дорого, за что они будут воевать до последней капли крови.
- Песня помогает солдатам в их фронтовой жизни, поэтому можно сказать, что песня воюет вместе с
солдатами, песня тоже боец.
Классный руководитель. Действительно, песня - это и боец, и грозное оружие.
Сегодня мы услышим любимые песни военных и послевоенных лет .
Каждая из военных песен – истинный шедевр, с собственной жизнью и
историей.
Эти песни провожали наших солдат на фронт и встречали в освобожденных
городах, песни поднимали в бой и помогали пережить потерю близких, песни
шагали вместе с пехотой и ехали с танкистами по пыльным дорогам войны,
песни поднимались в небо на крыльях с красными звездами и бороздили
морские просторы.
II. Информационный блок
Песня - это музыкальная летопись Великой Отечественной войны.
Песни против песен
Ученик 1.И песни действительно сражались!
Немецкий ученый ЭберхардДикман рассказывал нашему писателю Вадиму
Кожинову, что в Германии перед войной вообще не пели лирических песен -
повсюду слышались одни марши! В этих маршах прославлялась Германия,
воспевалась немецкая нация, восхвалялся фюрер. Эти песни должны были
поднять боевой дух немецких солдат перед походом на Восток. С таким
боевым духом немецкий солдат переступил границу нашей страны, и полились
нацистские марши по нашей земле. И везде, во всех уголках России, против
этих маршей поднялся весь наш народ: солдаты и матросы, старики и дети,
люди всех национальностей поднялись на борьбу, чтобы никогда не слышать
на своей земле этих нацистских маршей.
Какие же песни вдохновляли на борьбу наших людей? Я перечислю только
названия: «Соловьи», «Смуглянка», «Священная война», «Синий платочек»,
«Темная ночь», «Катюша», «Землянка», «Ой, туманы мои, растуманы», «Эх,
дороги», и многие – многие другие.
Это были не маршевые, а лирические песни.
В них говорилось о любви, о родном доме, о весне, о березках, соловьях. И эти
песни победили! Потому что с этими песнями наши люди защищали не
жизненное пространство, а родную землю, родные березки, любимых и
близких. Сегодня мы послушаем песни Великой Отечественной, узнаем об истории их создания, мысленно перенесемся в те сороковые грозовые,
представим себе, что чувствовали наши прабабушки и прадедушки, когда
слышали эти песни на фронте или в тылу.
«Священная война»(Звучит песня «Священная война».)
Ученик 2. Главная песня Великой Отечественной - «Священная война». Эта
песня содержала заряд такой силы, что до сих пор у многих людей комок
подкатывается к горлу и слезы наворачиваются на глаза, когда они слышат:
«Вставай, страна огромная, вставай, на смертный бой...»
- «Это гимн мести и проклятия гитлеризму» - так говорил об этой песне ее
автор композитор А. Александров. Он вспоминал, что во время войны эту
песню слушали всегда стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением,
и не только бойцы, но и сами исполнители нередко плакали.
Ученик 3. Эта песня родилась в самые первые дни войны. За одну ночь поэт
В. Лебедев-Кумач написал стихотворение, которое сразу же было напечатано
в газетах. В одной из газет это стихотворение прочитал композитор А.
Александров. Он был руководителем Ансамбля песни и пляски Красной
армии. Стихотворение произвело на композитора такое сильное впечатление,
что он сразу же сел за рояль. На другой день Александров уже репетировал
новую песню с ансамблем. А еще через день хор впервые исполнил песню на
Белорусском вокзале, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.
Ученик 2. Вот что писали современники об этом первом исполнении
«...В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост -
своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это
возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в
такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова
ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня
«Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра
Васильевича Александрова и зал постепенно затихает...
Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила
бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина.
Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и
это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах...
Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь - пять раз
(читает).
подряд! - пел ансамбль "Священную войну"...»
Ученик 3. Так начался боевой путь этой песни, славный и долгий путь. С
этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем
народом, стала музыкальным гимном Великой Отечественной войны. Ее пели
всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после
боя кремлевских курантов она звучала по радио. В летописи Отечественной
войны есть немало героических эпизодов, рассказывающих о том, как
вступала в бой эта песня-гимн. Один из них относится к весне 1942 г.
Небольшая группа защитников Севастополя заняла оборону в пещере,
выдолбленной в скале. Гитлеровцы яростно штурмовали эту естественную
крепость, забрасывали ее гранатами. Силы защитников таяли... И вдруг из
глубины подземелья послышалась песня:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой...
Потом раздался сильный взрыв, и обломки скалы завалили пещеру... Не
сдались советские воины ненавистному врагу. Многие военачальники
говорили, что по силе воздействия эта песня может сравниться с «целым
бронетанковым корпусом».
«Землянка»(Звучит песня «Землянка».) Ученик 4. Ты сейчас далеко-далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти четыре шага.
Нет, наверное, в нашей стране человека, который бы не узнал эту песню.
Это одна из самых лирических песен военных лет, «В землянке», родилась
совершенно случайно.
Текстом песни стало написанное в сентябре 1941 года в землянке
стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил
жене Софье и написал в письме. В феврале 1942-го теплые и глубоко личные
строки настолько вдохновили композитора Константина Листова, что он
написал для них музыку. Песня получилась очень теплая, задушевная,
немного грустная, но не тоску вызывала она у бойцов, а презрение к смерти.
Эта песня была песней - бойцом, участвовала в борьбе и помогала
приближению победы.25 марта 1942 года песня « В землянке» была
опубликована в газете. К тому времени ее любили и пели и бойцы и те, кто их
ждал.
«Темная ночь»(Звучит песня «Темная ночь».)
Ученик 5. Песню «Темная ночь» из фильма «Два бойца» впервые исполнил
всенародный любимец актер Марк Бернес, который играл главную роль.
Песня сразу запомнилась зрителям. Написана она была буквально на одном
дыхании. Фильм «Два бойца» снимался в 1942 г. на Ташкентской киностудии.
Музыку к фильму писал известный композитор Никита Богословский. По
замыслу режиссера в фильме должна была прозвучать задушевная песня. Как
только режиссер объяснил композитору состояние и чувства героя, Никита
Богословский сразу же сел за рояль и без остановки сыграл мелодию будущей
песни. Так с первого раза и родилась эта музыка. Такой и вошла она в фильм
без единого изменения. На всех фронтах звучала эта песня в минуты
короткого отдыха, в перерывах между боями. За родной дом, за детскую
кроватку, за любимую воевал наш солдат, пока не закончилась над нашей
страной «темная ночь» войны.
«Синий платочек»(Звучит песня «Синий платочек».)
Ученик 6.
Песенку «Синий платочек» московские любители джаза
распевали еще до войны. Но эту легкую джазовую песенку забыли бы очень
скоро, если бы не народная артистка Советского Союза Клавдия Шульженко.
В 1942 г. она попросила молоденького лейтенанта, сотрудника фронтовой
газеты, написать другие слова на эту мелодию. Лейтенант сочинял всю ночь.
Так и появилась песня с военными словами.
- Мне сразу понравились простые, берущие за душу слова, - говорила
Шульженко. - В них было много правды. У каждого воина есть одна родная
женщина, самая любимая, близкая и дорогая, за горе, страдания, лишения, за
разлуку с которой он будет мстить врагу.
Строчит пулеметчик
За синий платочек,
Что был на плечах дорогих!
Это было второе рождение песни. С новым текстом «Синий платочек»
занял свое место на боевых позициях и дошел с нашим солдатом до самого
Берлина. О том, как сражался «Синий платочек», говорят такие эпизоды
войны. Однажды Шульженко давала концерт в авиационном полку. После
концерта один из летчиков сказал ей, что «Синий платочек» будет с
летчиками во всех боях и первый же сбитый «юнкере» или «мессер» они
посвятят ей. Ждать Шульженко пришлось недолго. На следующий же день этот летчик сбил фашистский «мессершмитт». «Песни Шульженко, как
снаряды и патроны, были нужны нам в бою,» - говорили солдаты и офицеры.
«На безымянной высоте» (Звучит песня)
Ученик 7. Все дальше, все глубже в историю уходит Великая Отечественная
война.
Эта песня появилась уже после войны – как воспоминание о войне. Ее
написали поэт Михаил Матусовский и композитор Вениамин Баснер. Поэт
нарисовал в этой песне картину, достоверно передающую боевую обстановку,
рассказал эпизод, который мог бы показаться придуманным - мало ли было
безымянных высот, тяжелых сражений и потерь.
Но поиск, проведенный редакцией одной из газет, подтвердил, что в основу
песни "На безымянной высоте" положена действительная история, что в
Новосибирске помнят имена всех "восемнадцати ребят ", что, как ни много
безымянных высот, но в песне речь шла об одной - о высоте, которая
находится у небольшого поселка в Калужской области.
Безымяннаянаходилась в руках врага. Эта высота была господствующей, ее
взятие могло резко изменить в нашу пользу положение на этом участке
фронта.
В августе 1943 года в дивизию прибыло пополнение - сибиряки - добровольцы,
новосибирские рабочие. Боевая группа под командованием младшего
лейтенанта Евгения Прошина должна была произвести смелую операцию -
пройти в ночь на 14 сентября в тыл противника и захватить высоту
Безымянную.
«Журавли» (Звучит песня)
Ученик 8. История песни «Журавли» берет свое начало с 1965 года, когда в
журнале «Новый мир» появилось стихотворение Р. Гамзатова, посвященное
двум погибшим на войне братьям. Начиналось оно со слов:
Мне кажется порою, что джигиты,
С кровавых не пришедшие полей,
В могилах братских не были зарыты,
А превратились в белых журавлей…
В своем интервью Расул Гамзатов рассказывал об истории стихотворения
«Журавли»:
Каждое литературное произведение, тем более выстраданное автором, имеет
свою историю, и стихотворение «Журавли» в этом плане тоже не исключение.
В то время я находился в Японии и увидел в Хиросиме памятник белым
журавлям. Мне рассказали, что в Хиросиме умерла девочка, ставшая жертвой
последствий ядерной бомбардировки. Она верила, что если вырежет из бумаги
тысячу журавликов, то сможет спастись. Когда у нее уже не было сил, из всех
стран мира стали приходить посылки с белыми бумажными журавликами. Но
она не успела довести количество бумажных журавлей до тысячи. Я был
потрясен этой смертью. И тут советский дипломат вручил мне телеграмму, в
которой сообщалось о кончине моей матери. Я вылетел в Москву и в самолете,
думая о матери, вспомнил и умершего отца и погибших на войне братьев. Но
та хиросимская девочка с бумажными журавликами не уходила из памяти.
Так было написано это стихотворение»
Марк Бернес прочитал стихотворение «Журавли» Яну Френкелю, попросил
написать к ней музыку. Премьера «Журавлей» состоялась 7 мая 1969 года.
Песню слушали в полной тишине, затаив дыхание, не шевелясь. Когда
отзвучал последний аккорд, аплодисментов не последовало. Маршал
Советского союза И.С.Конев обратился к присутствующим с такими словами:
« Как несправедлива судьба, что лишила нас, солдат, права плакать. Вы такое
право нам вернули. Спасибо вам за это!» и, обняв певца, прослезился. III. Интерактивная беседа ( рефлексия ) по теме «Старые песни о главном»
Классный руководитель. Сегодня вы познакомились с историей нескольких
песен Великой Отечественной войны. Какое впечатление произвели на
вас эти песни? Как в вашей семье относятся к этим старым песням?
Примерные ответы детей:
Эти песни очень любят бабушки, дедушки, родители, любят смотреть передачи, знают наизусть слова.
Когда в семье торжество и собираются все родственники, за столом всегда поют старые песни.
Такие песни, как «Священная война», нельзя петь просто так. Это очень сильная песня. Это чтото святое.
Впечатление мороз по коже и комок в горле. Такое же и у родителей прадедушка погиб на войне.
Классный руководитель. Как вы думаете, о чем самом главном поется в этих
песнях?
Примерные ответы детей:
Любовь, дом, семья, дети.
Родина, свобода, чистое небо над головой.
Долг, верность, честь.
Классный руководитель. Сейчас стало появляться много слухов о ВОВ, о
том, что многие песни написаны не русскими поэтами или
композиторами.
Как же современной молодежи не попасть в плен к этим мифам?
Примерные ответы детей:
Нужно побольше узнавать о войне.
Нужно смотреть документальные фильмы, читать рассказы очевидцев, самим делать выводы.
Нужно научиться уважать себя, свой народ, свою историю.
Классный руководитель.Действительно, нужно научиться уважать свою
историю, свой народ, своих героев. Нужно иметь свое национальное
достоинство.
VI. Заключительное слово
Классный руководитель. Все дальше уходит от нас Великая Отечественная
война. Уходит и поколение, которое помнит эту войну. Но не уходит
память о подвиге народа. Она остается в книгах, фотографиях, фильмах,
в рассказах прадедов. Но песни хранят не просто память - они
сохраняют душу народа. Слушая эти песни, понимаешь, что фашизм
победили самые обычные люди. Им было страшно, холодно, больно. Но
они выстояли. В этом сила и величие наших прадедов. А песни им
помогали побеждать.
1 уч.Война закончилась. Но песней
опаленной
Над каждым домом до сих пор она
кружит.
2 уч.И не забудем мы, что наших миллионы
Ушли в бессмертие, чтоб нам с тобою
жить.
3 уч.Они исполнили солдатский долг
суровый,
И до конца остались Родине верны, 4 уч.И мы в Историю заглядываем снова,
Чтоб день сегодняшний измерить днем
войны.
кл.руководительПомните!
Через века, через года, - помните!
5 уч. О тех, кто уже не придет
никогда, -
помните!
6 уч. Памяти павших будьте
достойны!
Вечно достойны!
7 уч. Люди!
Покуда сердца стучат, - помните!
кл. рук-льКакою ценой завоевано счастье, -
Пожалуйста, помните!
V. Музыкальный финал «Споемте, друзья!»
(Включается музыка, дети поют песню « День Победы!».)
Классный час " Песня в солдатской шинели"
Классный час " Песня в солдатской шинели"
Классный час " Песня в солдатской шинели"
Классный час " Песня в солдатской шинели"
Классный час " Песня в солдатской шинели"
Классный час " Песня в солдатской шинели"
Классный час " Песня в солдатской шинели"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.