Когда появился человек, он был награжден разумом, речью, огнем, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища, и сегодня наша задача разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете Земля. И в начале ХХ1 века эти философские вопросы волнуют нас. Известно – сколько людей, столько и мнений.
(Все ученики рассаживаются группами. Каждая группа имеет символ и девиз, посвященные теме классного часа.)ученики обсуждают вопросы по теме в виде игры. конкурсов, диспута
Человек. Гражданин. Личность.1.doc
Классный час: «ЧЕЛОВЕК. ГРАЖДАНИН. ЛИЧНОСТЬ»
Князева Т.А.
Лозунг «Человек – это звучит гордо!»
(написано на доске или плакате)
(Все ученики рассаживаются группами. Каждая группа имеет символ и
девиз, посвященные теме классного часа.)
Я: Когда появился человек, он был награжден разумом, речью, огнем,
способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать
красивые вещи, строить жилища, и сегодня наша задача разобраться в том, кто
же такой человек, какова его миссия на планете Земля. И в начале ХХ1 века
эти философские вопросы волнуют нас. Известно – сколько людей, столько и
мнений.
Учк:
Во мне два Я – два полюса планеты.
Два разных человека, два врага.
Когда один стремится на балеты,
Другой стремится прямо на бега.
Я лишнего и в мыслях не позволю,
Когда живу от первого лица –
Но часто вырывается на волю
Второе Я в обличье подлеца.
И я борюсь, давлю в себе мерзавца,
О, участь беспокойная моя.
Боюсь ошибки: может оказаться,
Что я давно не то второе Я.
Вед.1: Человек на свет уже рождается человеком. Банальная истина? Не
будем третировать истину ни в каком её обличии, даже когда она кажется
общеизвестной.
Я: Так что же такое человек? Какие понятия включает в себя это слово?
(показываю на доску):
человек
индивид организм индивидуальность я личность гражданин Все эти понятия относятся к каждому человеку. Попробуем разобраться
сначала с понятиями «индивид», «организм», «индивидуальность», и «я». На
столе у каждой группы находятся ватман с одним из этих понятий и карточки.
За 5 минут каждой группе необходимо выбрать и приклеить на ватмане
карточки, которые подходят к данному понятию, раскрывают данную
сущность человека. Затем каждая группа вывесит свой плакат под
соответствующим названием и объяснит, почему взяты именно эти карточки.
Кроме того, выберите символ своей группы и девиз, и поясните свой выбор.
(ИНДИВИД: homo sapiens, единичное, природное существо,
принадлежность к роду человеческому;
ОРГАНИЗМ: голова, руки, ноги, сердце, система кровообращения, система
пищеварения;
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ: рост, вес, голос, почерк, походка, внешность;
Я: реальное представление о себе самом, самоуважение, себялюбие,
завоевание симпатий, каким хочет быть, каким хочет казаться окружающим).
(проходит объяснение по группам и представление групп.)
Спасибо всем группам и переходим к следующей части классного часа.
Вед.2:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины.
До основанья, до корней,
До сердцевины.
Все время, схватывая нить
Судеб, событий.
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершить открытья.
(Б.Пастернак)
Вед.1: Каждый родившийся человек естественно включается в жизнь
общества. Общество – это всё человечество в его истории и перспективе. В
обществе между людьми складываются отношения. В разных жизненных
ситуациях один и тот же человек играет в обществе разные социальные роли. Я: Предлагаю вам назвать по очереди, в какой социальной роли вы
выступаете в разных жизненных обстоятельствах. Ваше социальное «Я».
(ученики могут называть, а я записывать на ватмане; например: наблюдатели,
участники, ученики, дочь, сын, друг и т.д.).
Мы назвали далеко не все социальные роли. Большинство из вас выступают
в одинаковых социальных ролях. Но каждый выделяется из группы людей
своей неповторимостью, своими особенными качествами. Каждый из вас
«личность».
Но что же такое личность?
«Личность» очень многозначное слово. В этом понятии выражается самое
главное, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних
свойств как существа общественного, таких, как черты разума, души,
поведения: что любит, ценит, как относится к другим, умеет ли твердо
держать своё слово, самостоятелен он или податлив чужой воле.
Вед.1: Человек и личность – это не синонимы. Человек ещё может не быть
личностью (например, новорожденный), но личность – это всегда человек, и
личностью не может быть никто, кроме человека. Личность – это человек как
носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся в определенных
общественных условиях.
Вед.2: В зависимости от многих жизненных обстоятельств, человек может
стать цельной, уважаемой в обществе личностью, а может ею и не стать.
Какими же качествами должен обладать человек, которого можно назвать
цельной, гармоничной личностью?
Я: На этот вопрос вам поможет ответить литературный кроссворд. Возьмите,
пожалуйста, кроссворды и заполните их в течение 3 минут.
(Затем ведущие читают вопросы, учся говорят ответы, а я заполняю
кроссворд на ватмане):
1. Ум легкомыслен и упорен.
В сужденьях скор и слишком смел.
Нет, человек не такто бел,
Да и опять, не такто черен. (Смелость)
2. Если люди тебя уважают,
Часто просят дать им совет.
И тебя очень многие знают,
Значит, завоевал …. (авторитет) 3.Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех. (Творчество)
4.Владеет собой среди толпы смятенной,
Ответственность несет всегда за тех,
Кто верит вновь, наперекор Вселенной,
В тебя и в твой в делах успех. (Ответственность)
5.Сравнима любовь твоя
С чем в настоящем?
Сравнима с огнем она,
Вечно горящим. (Любовь)
6.Можно жить безмятежно, условясь
Зло считать для удобства добром.
Но что делать тому, чья совесть
Все нежданно поставит ребром? (совесть)
7.Оттенков множество для глаз:
Нет в людях краски безусловной.
Добра не чужд иной виновный,
И праведник грешит сто раз. (Доброта)
8.Всегда бывает счастлив тот человек,
Кто цель благородную в жизни поставит.
Кто живет для людей свой недолгий век,
Тот след глубокий на земле оставит. (Цель)
Я: Готовясь к классному часу, мы провели анкетирование. Вот эти вопросы
и некоторые ваши ответы на них.
(идет анализ анкет по вопросам:
1.Всякий ли человек личность?
2.Назовите качества настоящей личности.
3.Какие качества личности необходимо развивать, чтобы добиться в жизни
успеха?
Особым авторитетом пользуются люди, которые отказываются от своих
интересов ради общества, других людей, проявляют целеустремленность и
силу духа. Таких людей называют сильными людьми, сильными личностями.
Именно благодаря им происходит развитие общества. Каждый из нас личность, каждому присущи свои положительные качества,
и если бы каждый смог применить их в полной мере, то наше общество
усовершенствовалось бы в нравственном отношении.
(Здесь может быть исполнена песня на данную тему).
Вед.1: Гражданин – это человек, владеющий правами. Слово «гражданин»
употребляется в различных смыслах: вопервых, это жители какойто страны,
имеющие права гражданства; вовторых, начиная с античных времен и до
наших дней, оно имеет и более глубокий смысл, связанный с правами
человека, его свободой и ответственностью.
Вед.2: В Древней Греции быть гражданином могли не многие, это было
почетно. Гражданином называли не всякого свободного человека, не говоря
уже о рабах. Гражданин обладал важными правами, как в личной, так и в
политической жизни. Но у него были и серьёзные обязанности: прежде всего,
соблюдать законы и защищать отечество.
Я: Кто же такой гражданин сегодня? Это человек, имеющий права и
обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Каждый
человек должен иметь свою гражданскую позицию. А гражданская позиция
невозможна без политической, нравственной и правовой культуры.
Я хочу предложит знакомую уже вам ситуацию. А вы оцените действие
участников по пятибалльной системе. (Читаю ситуацию из книги «Секс в
жизни человека»).
(Потом идет оценка ситуации).
Оказавшись в других жизненных ситуациях, пусть каждый из вас выберет
своё правильное решение. И пусть каждый задаст себе такие вопросы:
Зачем любить и ненавидеть?
Растить цветы и звезды видеть?
Зачем терять, зачем искать,
Зачем былое вспоминать?
Зачем живые все живут?
В чем смысл жизни заключен?
В чем заключен её закон?
И не даёт покоя мне,
Моей недетской голове
Один единственный вопрос:
Зачем родился я и рос? А теперь давайте попробуем ответить на такие вопросы:
1. Раскройте черты юноши, который, по вашему мнению, является
настоящим мужчиной.
2. Раскройте черты девушки, которая, по вашему мнению, является
обаятельной и привлекательной.
3. Подберите слова, характеризующие современную молодежь.
(можно при подготовке классного часа по этим вопросам тоже провести
анкетирование и на классном часе дать анализ анкет; причем сравнить, что
думают девушки и юноши о себе и противоположном поле.)
(Если есть возможность, то предложить слово психологу.)
Надеюсь, вы всегда будете следовать золотому правилу Дейла Корнеги:
«Поступай с друзьями так, как бы ты хотел, чтобы поступили с тобой».
Я: Пять важных правил в жизни соблюдай,
И на земле увидишь светлый рай.
(затем ведущие по очереди)
В делах мирских не возмущай покой.
Зря не рискуй своею головой.
Здоровье береги, как редкий клад,
Живи в достатке, но не будь богат.
И пусть приходит разделить досуг
К тебе надежный и сердечный друг.
А. Джами
(Затем в финале поют песню «О друге» В.Высоцкого).
Большое спасибо всем участникам классного часа.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.