Классный час: «День Конституции Республики Мордовия»
Оценка 4.8
Мероприятия
doc
классное руководство
2 кл—4 кл
08.07.2018
Данный классный ставит предназначен дл я учащихся 2-4 классов и ставит перед собой следующие цели:
- сформировать понятия «закон, порядок, право»;
- дать представление о Конституции РМ; ознакомить учащихся с символикой:
- флагом, гербом, гимном РМ; воспитывать гордость за свою республику.
День Конституции Республики Мордовия.doc
МОУ «ЗЫКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:
«ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ
РМ» ПОДГОТОВИЛА:
ВДОВИНА Е.С.
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
САРАНСК 2013
Цели: сформировать понятия «закон, порядок, право»; дать представление о Конституции РМ;
ознакомить учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном РМ; воспитывать гордость за свою
республику.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация.
Ход классного часа
Учитель. Сегодняшнее наше занятие будет посвящено Конституции РМ. Это основной закон нашей
республики, и знать его должны все люди и маленькие, и большие. Ребята, как вы думаете, зачем нужны
законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)
Учитель. Правильно. Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а
люди разные, и это может привести к катастрофам Мы, многонациональный народ Российской
Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека,
гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из
общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших
нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную
государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить
благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешними и
будущими поколениями, сознавая
себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию
Российской Федерации и Конституцию РМ.
Долгое время в истории человечества царил закон: «Око за око, зуб за зуб».
Как вы понимаете это изречение?
Много тысяч лет назад появились на Земле люди, а с ними – главные вопросы:
– Что люди могут делать и чего не могут?
– Что они обязаны делать и что не обязаны? – На что они имеют право и на что не имеют?
Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов
считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы
быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли
обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Люди стали решать
главные вопросы в беседах, путём международных переговоров, с помощью разных религий и даже войн.
Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Возьмём литературу. Героев
произведений тревожат вопросы о правах человека. Наконец, люди разрешили эти главные вопросы.
Появилась Всеобщая декларация прав человека. Если соблюдать в точности всё, что предложено, то на
Земле прекратятся хаос, кошмар и неразбериха. К таким явлениям относятся: терроризм, воровство,
насилие, угнетение, рабство, дискриминация, посягательство на репутацию человека. Люди подумали, что
необходимо составить специальные документы по правам человека.
До наших дней дошло великолепное изречение мудрых:
Храни порядок, и порядок сохранит тебя.
В 1918 году в России появилась Конституция.
Конституция (от лат. слова – устройство) – это основной закон государства, который определяет
порядок.
Конституция является исходной точкой для принятия Всеобщей декларации прав Человека.
Учитель. Ребята, как вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какиенибудь права?
(Наверное, имеет.)
Учитель. Да. Имеет. Человек, когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на гражданство (это
значит право проживать в стране), медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых, социальное
обеспечение, наслаждение искусством. И пусть маленькому человеку непонятны его права, он еще и
говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители. Ребенок, как и всякий человек,
имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну. Он сам может выбирать себе друзей. Никто не
имеет права заставить вас думать только так и не иначе. Но все же к мнению взрослых стоит
прислушиваться, они мудрее, у них больше жизненный опыт.
А теперь подумайте, ребята, когда человек подрастает, какие еще у него появляются права? (Право
учиться.)
Учитель. Правильно. Право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту,
свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее. А в 18 лет у вас становится еще
больше прав, вернее с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции.
Ребята, скажите, а человек только правами обладает? (Нет. Есть и обязанности.)
Учитель. Очень верно. И какая наша главная обязанность? (Соблюдать законы.)
Учитель. Правильно. Для этого и существует Конституция.
Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности. Вот когда вы окончите школу,
какое у вас будет право? (Выбрать профессию.)
Учитель. Но вступает и обязанность. Профессия должна быть не противозаконной. Человек должен
исполнить в своей жизни многое.
– Подумайте, какой гражданский долг вы должны будете выполнить по отношению к своим близким? по
отношению к Родине?
Итак, человек должен многое: должен любить и почитать родителей, беречь и защищать Родину, беречь и
охранять свою Землю.
Ребята, а каждый человек имеет права и обязанности, прописанные в Конституции, или нет? (Каждый.)
Учитель. Правильно. Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и
обязанности по Конституции одинаковые.
– Какое право имеет человек как личность?
Ответ. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу
(Просмотр слайдов) – Частная собственность. Охраняется ли она законом?
Ответ. Право частной собственности охраняется законом.
Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им
– Можно ли жестоко относиться к человеку? В какой статье об этом сказано?
Ответ. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению.
– Чем должен быть защищён человек?
Ответ. Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищён законом.
– С помощью чего может человек защитить свои права?
Ответ. В случае нарушения основных прав, предоставленных конституцией или законом, каждый
человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда.
– Какие права имеет человек на своё жилище?
Ответ. Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в
личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию.
– Может ли человек свободно передвигаться в своей стране, выбирать место жительства?
Ответ.
1. Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать местожительство.
2. Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину.
– Какие есть права на владение имуществом?
Ответ.
1. Каждый человек имеет право владеть имуществом.
2. Никого нельзя произвольно лишить его имущества .
– Какие социальные права имеет человек?
Ответ. Каждый человек имеет право на социальное обеспечение и необходимую для развития его
личности поддержку в экономической, социальной и культурной области .
– Какие права имеет человек на труд?
Ответ.
1. Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда и
защиту от безработицы.
2. Каждый человек имеет право на равную оплату за равный труд .
– Имеют ли право граждане РФ участвовать в управлении делами государства?
Ответ. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как
непосредственно, так и через своих представителей.
Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти .
– Каким правом пользуются мать и ребёнок?
Ответ. Материнство и младенчество дают право на особую помощь. Все без исключения дети должны
пользоваться одинаковой специальной защитой.
– Что можно сказать об образовании человека?
Ответ. Каждый человек имеет право на образование.
Образование должно содействовать полному развитию личности.
– О чём не должен забывать человек?
Ответ. Каждый человек имеет обязанности перед обществом. О них он не должен забывать.
А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам
(Просмотр слайдов)
Викторина «Права».
«Дюймовочка»
1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность «Гарри Поттер»
« Три поросенка»
«Золотой ключик»
«Мороз Иванович»
«Золушка»
«Красная Шапочка»
В каком произведении нарушено право на
жизни?
2. В каком произведении нарушено право на тайну
корреспонденции?
3.
неприкосновенность жилища?
4. В каком произведении нарушено право человека владеть
своим жилищем?
5. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?
6. В каком произведении нарушено право работающего на
справедливое вознаграждение?
Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это
противоречит закону, говорим: «Нет!».
Игра «Да! Нет!»
– Россия – наша страна?
– Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?
– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?
– Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?
– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество?
– Да!
Ученики читают стихотворение
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля:
Это – русское раздолье,
Это – русская земля!
Вижу горыисполины,
Вижу реки и моря:
Это – русские картины,
Это – родина моя! Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья:
Это – русская сторонка,
Это – родина моя!
На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы. Их могло быть много, и они
могли быть самыми разными. Кто знает основные символы любого государства? Да, это герб, гимн, флаг.
– Какие символы Мордовии вы знаете?
Для любого современного государства его символы существуют в триединстве: герб, флаг и гимн. Эти
символы – общечеловечны, всесословны, внеклассовы, они объединяют все народы данного государства.
Почитание символов есть проявление гражданской позиции.
(Просмотр слайдов)
– Что представляет собой герб РМ?
– Опишите флаг РМ.
– Что, по вашему мнению, в наши дни символизируют цвета флага?
Учащиеся находят следующие ценности: любовь к Родине, верность Отчизне, религиозность,
свобода, дружба народов, уважение к прошлому, связь с предками, гордость за свою страну,
восхищение природой родного края.
– Почему государство должно иметь государственные символы?
Для того чтобы граждане страны чтили память предков, передавших им любовь и уважение к Отечеству,
веру в добро и справедливость, сохраняли исторически сложившееся государственное единство.
Народам России не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу и независимость в
борьбе с иноземными захватчиками. Грозные события войны уходят все дальше в прошлое. Но время не
властно над людскими сердцами. В них живет, и всегда будет жить слава героев войны, память о подвигах
и мужестве тех, кто отстоял нашу Родину, спас мир от порабощения. Память о прошлом, верность
традициям, заветам наших отцов и дедов, героическому прошлому России дают силы в наше время.
Учитель. Вот и молодцы! На этом наша беседа заканчивается. Вы узнали сегодня о своих правах. А ваша
главная обязанность, какая? (Хорошо учиться.)
Учитель. А право? (Бесплатно учиться.)
Выходят учащиеся и читают стихотворение В какой бы я хотела жить стране?
Да в той, где места нет ни горю, ни войне,
В которой люди счастливы всегда,
Друг друга не обидят никогда,
Где не слышны глухие взрывы,
И где закаты так красивы!
Я так люблю простор страны своей,
Хоть далека она от совершенства.
Хочу, чтоб испытали люди в ней
Любовь большую, счастье и блаженство.
Я хотела б жить в стране,
Где зима и лето.
Я б хотела, как Есенин,
Быть её поэтом.
Я хочу, чтоб президент
Умным был и честным,
Чтоб страну свою любил,
Был с народом вместе.
Чтобы жить в стране могли
Весело и дружно,
Чтоб спокойно спать могли,
И не было б оружья.
Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить.
Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно с кемнибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужно солнце и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Без сияющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг.
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.
В заключение исполняется гимн Мордовии
Классный час: «День Конституции Республики Мордовия»
Классный час: «День Конституции Республики Мордовия»
Классный час: «День Конституции Республики Мордовия»
Классный час: «День Конституции Республики Мордовия»
Классный час: «День Конституции Республики Мордовия»
Классный час: «День Конституции Республики Мордовия»
Классный час: «День Конституции Республики Мордовия»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.