Классный час, посвященный проблеме осознанного выбора профессии.
В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздравсоцразвития, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Наша задача -помочь ребятам найти востребованную специальность. В сценарии классного часа использованы разнообразные формы и методы работы (беседа, лекция, проблемная ситуация, групповые задания, тестирование).
Цели: расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту, побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
Форма проведения: час общения.Классный час, посвященный проблеме осознанного выбора профессии.Цели: расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту, побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
Форма проведения: час общения.
Классный час по теме.doc
Классный час по теме
ХОЧУ – МОГУ – НАДО
Классный час, посвященный проблеме осознанного выбора профессии.
а с другой стороны,
В последнее время на российском рынке труда складывается
парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не
хватает рабочих кадров,
по данным
Минздравсоцразвития, 16% молодых специалистов с высшим образованием
являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат
неправильного профессионального выбора молодых людей. Наша задача
помочь ребятам найти востребованную специальность. В сценарии классного
часа использованы разнообразные формы и методы работы (беседа, лекция,
проблемная ситуация, групповые задания, тестирование).
Цели: расширить представление детей о различных профессиях;
формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту,
побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному
профессиональному выбору.
Форма проведения: час общения.
Подготовительная работа с детьми: предложить 23 ученикам
подготовить иллюстрацию осознанного выбора профессии (образец текста в
сценарии).
Оформление:
крупными буквами сверху доски написать тему классного часа так, чтобы
справа оставалось место для слов «осознанный выбор профессии»;
написать на доске слова: профессия, специальность, квалификация,
должность;
написать на доске профессиональные характеристики для игры «Визитка»:
1. Врач 3ей категории, хирург, заведующий отделением 5й городской
больницы.
2. Учитель математики высшей категории, директор школы.
3. Инженермеханик, старший специалист, мастер инструментального цеха. 4. Токарькарусельщик 6го разряда, бригадир 3ей бригады.
5. Поваркондитер 3го разряда, заведующий столовой;
картинки, фотографии (процессы труда, люди разных профессий).
План классного часа.
I.
«Профессиональная
Интерактивная беседа по теме:
характеристика».
Игра «Визитка».
Групповая работа по теме: «Самые нужные профессии».
II.
III.
IV. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
V. Минилекция «Формула профессии».
VI. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»
VII. Тестирование.
VIII. Заключительное слово.
IX. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I.
Интерактивная беседа по теме «Профессиональная
характеристика»
Классный руководитель. Пройдет совсем немного времени, и вам
придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от
которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог – именно столько
сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути.
Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг
общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая
профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На
доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной
деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность.
Как бы вы объяснили различия между этими словами? (Дети дают ответы)
Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы
посмотрите насколько близки вы были к истине. Итак.
Профессия – это трудовая деятельность человека, которая дает ему
средства для существования и развития.
Специальность – вид занятий в рамках одной профессии. Квалификация – это уровень профессионального мастерства.
Должность – это место, занимаемое человеком в организации.
Как видим, многие из вас дали правильные толкования этих слов. Все эти
слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.
II.
Игра «Визитка»
Классный руководитель: После родительского собрания некоторые
родители оставили мне свои визитки. На этих визитках кроме имени, фамилии
и отчества содержатся профессиональные характеристики. Можете ли вы
разобраться в этом нагромождении информации? Сейчас мы это проверим. На
доске написаны профессиональные характеристики, взятые мною из визиток.
Попробуйте определить профессию,
специальность,
должность в каждой характеристике. (Учитель читает профессиональные
характеристики с доски, дети дают ответы).
квалификацию,
В наше время квалификация определяется не только категориями и
разрядами, но и реальным мастерством специалиста. А это мастерство он
показывает в работе. Именно о таких мастерах и говорят «Артист в своем
деле».
III. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»
Классный руководитель. Ребята, как вы думаете, что будет, если все
молокозаводы мира утроят выпуск своей продукции и все магазины будут
забиты молоком, йогуртами и т.д. (Эти продукты будет очень сложно
продать, они начнут портиться, пропадут, а значит пропадет и чейто
труд, деньги, прибыль…)
Так же и на рынке труда. Если какихто специалистов выпускают больше,
чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия,
специальность, квалификация – это то, что продает человек на рынке труда.
Время от времени одни специальности становятся очень нужными,
востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи
вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий.
Для этого разделимся на группы.
Первая группа будет составлять список: «Самые модные профессии».
Вторая группа – «Самые забытые профессии». Третья группа – «Профессии, которые всегда нужны».
Четвертая группа – «Самые отважные профессии».
(Включается музыка, дети составляют списки).
Послушаем, что у вас получилось.
Примерные списки профессий:
Самые модные профессии: юрист, экономист, менеджер, топмодель,
телеведущий, вебдизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник,
пластический хирург, президент, спикер, эколог и т.п.
Самые забытые профессии: конюх, камердинер, ключник, шорник,
трубочист, бондарь, ямщик и т.п.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель,
шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод,
повар, бухгалтер, слесарьводопроводчик и т.п.
Самые отважные профессии: пожарный, каскадер, морякподводник,
летчикиспытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер,
военный и т.п.
Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже
говорила, около 50 тысяч. Но, выбирая себе специальность, мы
ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на
страну, в которой мы живем.
IV. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
Классный руководитель: Один ученый, написавший книгу о выборе
профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей
судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос:
«Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ:
примерно каждый третий ошибся в своем выборе, и каждый второй
признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное,
пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в
своем выборе? Как вы считаете?
Примерные ответы детей: «давят» родители;
идут за модой;
ничего не знают о профессии, которую выбрали;
выбирают «за компанию»;
не хотят узнавать о негативных сторонах профессий;
не имеют способностей и наклонностей к этой профессии;
подражают героям кино или сериалов.
Классный руководитель: Вы перечислили самые распространенные
причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие
знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил
и возможностей, но как же тогда правильно выбрать профессию?
V. Минилекция «Формула профессии»
Классный руководитель: Скажите, пожалуйста, что получится, если длину
вашей классной комнаты умножить на ширину? (Площадь классной комнаты).
А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему
сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу», «надо»? (Учитель мелом
перечеркивает тире между словами в названии темы классного часа,
получаются плюсы. Дети высказывают предположения).
Я открою вам секрет: получится правильные выбор профессии.
Специалисты по профориентации, что правильным может быть только
осознанный выбор профессии.( Хочу + могу + надо = осознанный выбор
профессии – пишет учитель на доске).
Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
хочу – это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
могу это все, что мне по силам, по способностям;
надо это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный
выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личный устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в
этой профессии именно в данный момент (надо).
VI. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой
выбор!».
Классный руководитель: Как же работает формула осознанного выбора
профессии?
Сейчас вы увидите это в исполнении (имена, фамилии) (К доске выходят
ученики, читают или произносят тексты.)
Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть
парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи – стану швеей.
Ученик 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, горноспасателем,
водителем, летчиком. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем.
Водители сейчас требуются везде, мой отец – водитель. Может быть, и я
стану водителем.
Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать
продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и
обязательно своего добьюсь – стану репортером.
Классный руководитель: Кто из вас тоже хочет продемонстрировать как
работает формула осознанного выбора профессии? (Дети поднимают руки,
предлагают свои варианты осознанного выбора.)
Соотношение между «хочу» и «могу» в ваших руках. Если у человека
есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для
этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои
способности и недостатки.
VII. Тестирование
Классный руководитель: Может быть, немного разобраться в себе вам
поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три
геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка,
состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур.
Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их
нужно зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время
выполнения 30 секунд. (Дети рисуют фигурки) Теперь подсчитайте количество треугольников. (Дети выполняют задание)
А теперь слушайте ключ к тесту.
Первый тип: 68 треугольников – тип руководителя, хорошие
преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству. Хорошо разбираются
в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие
организаторские способности. Профессионал до мелочей продумывающий
свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов.
Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен,
легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко
чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник.
Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но,
может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и
способностях. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
VIII. Заключительное слово
Классный руководитель: Выбор профессии – это очень важное событие в
жизни человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда
пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас
определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и
знаний. Для этого нужно пробовать себя в разных областях. Как хорошо
заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь
опыт, нужно ошибаться».
IX. Подведение итогов (рефлексия)
Рефлексия, то есть обратная связь. Нарисовать картину вашего настроения по итогам классного часа. Нарисуйте
мысли, которые вызвала у вас тема "МИР ПРОФЕССИЙ".
Ребята рисуют, комментируют. Учитель вывешивает рисунки на доску.
Учитель: Посмотрите, с каким хорошим настроением мы закончили работу!
Подводя итог классного часа, хочу привести слова Константина Дмитриевича
Ушинского: "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу,
то счастье само вас отыщет".
Спасибо, ребята, за работу! Всего доброго, до свидания!
ИГРА: Возьмитесь за руки. Я говорю: «А мне нравится профессия учителя». Следующий говорит
то же, что я и добавляет еще одну профессию. Итак, я начинаю…
Учитель: Во все времена люди поразному относились к своей работе, к труду, что им
приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давнымдавно во французском городе
Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный
камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни,
вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни,
зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю
прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный
вопрос.
Вопрос командам: Почему? (Отвечают ребята).
Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же
деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки,
техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с
любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к
своей профессии.
Вопрос: Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).
Учитель: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не
отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд
приносит радость и успех тогда, когда он по душе.
ЗАДАНИЕ № 2. Сейчас каждая команда получит карточку с пятью предложениями,
которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.
"Закончить предложения":
1. Люди работают ради…
2. Настоящий труд – это…
3. При выборе профессии люди часто не учитывают…
4. В любом профессиональном труде самое важное…
5. Счастье – это…
Пока дети заканчивают предложения, учитель вывешивает тексты этих
предложений на доску с чистым листом для ответов, которые будут записываться за
ребятами. (Записали, зачитали).
Учитель: Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с
мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.
1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения
собственного "Я".
2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.
3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя
словами: хочу, могу, надо.
А. Хочу своё желание.
Б. Могу свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.
В. Надо потребности рынка труда.
4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на
практике.
5. Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье это
когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой".
Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта
проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.
ЗАДАНИЕ № 4: "Необитаемый остров"
На этом острове есть все условия для жизни: пресная вода, рыба в реках, птицы и звери в
лесах, фруктовые деревья… А у вас, совершенно случайно, оказались семена
подсолнечника и гороха, пшеницы и моркови, а также топор, пила, молоток, моток
верёвки… Короче, чтото среднее между островом Робинзона Крузо из книги Даниэля
Дефо и таинственным островом капитана Немо из книги Жюля Верна…
Ваша задача: Каждая команда составляет список из 10 видов профессиональной
деятельности, которые являются самыми необходимыми, на ваш взгляд, для того, чтобы
выжить на необитаемом острове. Время!
(На доске на лист бумаги записываем итоговый выбор 10 профессий).
Учитель: Посмотрите, ребята, сколько профессий необходимо освоить, чтобы выжить
человеку. А знаете ли вы, сколько должно потрудиться людей, чтобы мы смогли прочитать
книгу, включить свет, сесть на стул?.. А сколько людей приняли участие в том, чтобы мы
смогли обуться? одеться? Или, если спросить подругому, "Из чего сделано платье?" На
этот вопрос нам ответит поэт Овсей Дриз.
Если шерсти овечьей пастухи настригут,
Если с шерстью овечьей поезда побегут,
Если те, что у ткацкой машины стоят,
Разноцветные ткани наткут для ребят,
Если доменщик сварит хороший металл,
О котором на фабрике мастер мечтал,
Если сделает мастер иглу для портного,
Пару ножниц, утюг электрический, новый,
Значит, мальчика можно поздравить с обновой!
Так ответил портной, надевая очки
И иглой пришивая стальные крючки.
Учитель: Посмотрите, оказывается, каждый человек, внося свою посильную лепту в общий
труд, в итоге работает не только для других людей, но и на себя тоже. А, может быть,
наоборот, работая на себя, в итоге получается, что результат труда для всех людей. А вот какими качествами, способностями, знаниями. Состоянием здоровья надо обладать,
выбирая ту или иную профессию?
Классный час "Хочу. Могу.Надо."
Классный час "Хочу. Могу.Надо."
Классный час "Хочу. Могу.Надо."
Классный час "Хочу. Могу.Надо."
Классный час "Хочу. Могу.Надо."
Классный час "Хочу. Могу.Надо."
Классный час "Хочу. Могу.Надо."
Классный час "Хочу. Могу.Надо."
Классный час "Хочу. Могу.Надо."
Классный час "Хочу. Могу.Надо."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.