Классный час посвящен важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек. Современные дети хорошо знают свои права, но об обязанностях часто забывают. В игровой форме учитель знакомит детей с Конституцией нашей страны, правами и обязанностями человека, а также с символами нашей страны.Классный час ко Дню Конституции
КЛАССНЫЙ ЧАС ВО 2 КЛАССЕ, ПОСВЯЩЕННЫЙ
ДНЮ КОНСТИТУЦИИ.
Ход классного часа
I. Вступительное слово учителя
Учитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемы гости. Наш сегодняшний классный
час посвящен важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает
каждый человек. Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю
настроиться на коллективную работу в парах и создать друг другу хорошее настроение
– пожмите друг другу руки.
II. Знакомство детей с их правами и обязанностями
Учитель: Тема нашего классного часа: «Как важно знать свои права». Прошу всех ребят
подойти ко мне. Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем?
Дети: Земля.
Учитель: А что является моделью планеты Земля?
Дети: Глобус.
Учитель: Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств. А как
называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
Учитель: Как называют людей, живущих в нашей стране?
Дети: Россияне.
Учитель: Наше государство очень богатое и большое, посмотрите на карту России,
назовите столицу нашей родины. Какую огромную территорию занимает наше
государство. А богато наше государство, прежде всего своими людьми.
Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они
имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А
помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами.
Учитель: Какие правила вы знаете?
Ответы детей.
Учитель: Люди поразному поступают и действуют, но мы должны учит оценивать
поступки других и свои поступки, а помогут нам в этом правила – законы. В каждом
государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В
них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы
помещены в специальные книгисборники документов. Я предлагаю всем детям сесть на
свои места и продолжить знакомство с данными документами.
1 ученик:
Первый документ, о котором я вам расскажу – «Декларация прав человека».
Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали
декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что
каждый человек имеет право на труд, отдых, образование.
2 ученик:
Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни
был; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут защитить сами себя, поэтому
многие страны и наша Россия подписали «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция –
договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей и решили, что:
Ученики зачитывают права детей:
каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;
дети имеют право жить с родителями;
дети имеют право на медицинскую помощь;
дети имеют право на обучение;
дети имеют право на отдых;
дети имеют право на охрану и защиту.
1 ученик:
Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.
2 ученик:
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
Дети садятся за парты.
III. Игра «Разрешается – запрещается»
Для детей эти права изображены на знаках – разрешающих или запрещающих (они
похожи на дорожные знаки)
Учитель: Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается». Сейчас мои
помощники будут рассказывать вам о какомто праве, а вы, ребята, будете находить
соответствующий знак, располагать его в нужную колонку и отвечать: разрешается или
запрещается.
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка (разрешается).
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это (разрешается).
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).
Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).
Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).
Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).
Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о
которых мы сегодня говорили.Учитель: На последний знак, ребята, обратите особое внимание. В Декларации о правах
человека есть стастья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жесткому,
бесчеловечному отношению». Как вы себе представляете жесткого, бесчеловечного
человека? Какие черты лица у него? Как он себя ведет? Нарисуйте лицо такого
человека.
Учитель: Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Злой не верит, что есть добрые
люди». А как вы представляете себе доброго человека? Составим словесный портрет.
Нарисуем такого человека на бумаге.
Учитель: Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Доброе слово лечит, а худое –
калечит».
Ответы детей.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?
Ответы детей.
Учитель: В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты – как маленькое
солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком
хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее
солнышко. Поэтому давайте портрет доброго человека положим на середину парты, а
злого – уберем.
IV. Обязанности
Учитель: C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об
обязанностях. А обязанности у вас есть?
Ответы детей.
Учитель: Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской
Федерации». Вот в нейто об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть
обязанности, вы сейчас запишите на бумаге.
Работа в парах.
Учитель: А теперь зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в
Конституцию РФ:
Обязанности:
Соблюдать законы.
Охранять природу.
Защищать отечество.
Заботиться о родителях.
Получить образование.
В конституции закреплена символика РФ.
ГИМН.
Учитель. В начале нашей встречи прозвучал гимн РФ. Что такое гимн, и знаете ли вы, в каких
случаях он звучит?
1. Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую
в особых, наиболее важных случаях. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ
государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России.
2. Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни
торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных
соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который
звучит по радио.3. Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины
снимают головные уборы, а военные отдают честь. В международной жизни исполнение гимна
другой страны означает выражение уважения к ее представителям.
4. На протяжении эпох истории России текст гимна менялся. Текст нового гимна принадлежит
известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка – композитору и дирижеру А. В.
Александрову.
5. Гимн, который вы только что слышали, был принят Государственной Думой в декабре 2000 г. и
утвержден указом Президента РФ В. В.Путиным от 30.12.2000 г. Так, накануне Нового года и
Нового века у России появился новый гимн.
Учитель. Ребята, какие чувства Вы испытываете, слушая слова и музыку Государственного Гимна
нашей страны?
Выслушав ответы детей, учитель подводит итог.
Учитель. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в нее чувство гордости за
свою Родину.
ГЕРБ.
Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства изображаемая на знаменах,
печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах. Об истории зарождения и
становления герба России расскажет группа “Знайки”
1. Двуглавый орел – главная фигура Государственного герба России. На нашем гербе двуглавый
орел появился в XV веке. И нам сейчас предстоит отправиться на машине времени в ту эпоху,
откуда берет свое начало история герба России.
2. Изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах
Учитель.
Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе
православной веры. Две головы орла символизируют единство страны.
Что находится в лапах у орла?
Чем защищена грудь орла?
Ребята, как вы думаете, кто на гербе символизирует добро, а кто зло?
ФЛАГ.
Учитель зачитывает стихотворение С. Куприна:
Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегу меня.
Я России часть и знак
Белосинекрасный….
Учащиеся отвечают хором: флаг!
На экране появляется изображение флага РФ.Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности
государства.
Подробнее расскажут Знайки.
Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его
использование с нарушением Федерального конституционного закона о флаге от декабря 2000
г., а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в рамках действующего
закона.
Сценка «Про Петю». Ребятам необходимо посмотреть внимательно и найти ошибки в
поведении членов семьи.
В комнате собралась почти вся семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит
телевизор. Забегает сын Петя.
Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть).
Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка
знакомились!
Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, чтото давление поднялось.
Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает изза стола). Спасибо, я
так наелся.
Мама: Помой посуду, сынок.
Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит
телевизор).
Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын: Это проявление жестокости. Папа!
V. Проверочный тест «Занимательное правоведение» (приложение)
Учитель: Ребята, сейчас мы отправимся с вами в очень интересное путешествие. Под
названием «Занимательное правоведение». Давайте закрепим, как вы поняли, что такое
права и что такое обязанности, как вы умеете их разграничивать.
VI. Обобщение
Учитель: Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Дети: Право на образование.
Учитель: Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А
книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в
том числе о том, как защитить свои права.
Учитель: В заключение нашего классного часа я прошу выйти всех ребят на сцену.
1 ученик
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
2 ученик
Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.
3 ученик
Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых,
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.
4 ученикПапа, мама, ты и я –
Называется «Семья».
И для нас Семейный Кодекс
Выпускается, друзья!