Беседа по телефону
Цель: прививать детям навыки культурного поведения при общении по телефону.
Форма проведения: практикум.
Ход классного часа
Учитель. О чем сегодня пойдет речь?
– Прежде отгадайте:
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь, а слышен там.
(Телефон.)
Телефон появился на службе у человека с 1876 г. С его помощью мы слышим звуки на очень большом расстоянии. Но несмотря на то, что собеседника мы не видим, вести разговор с ним – большая наука.
Инсценировка отрывка из стихотворения К. Чуковского «Телефон».
У меня зазвонил телефон.
– Кто говорит?
– Слон.
– Откуда?
– От верблюда.
– Что вам надо?
– Шоколада…
– С чего нужно начинать телефонный разговор: с приветствия, с фразы «А куда я попал?» или «Это квартира?».
Пара учащихся демонстрирует импровизированный разговор по телефону двух приятелей. Затем ученик звонит учителю.
Анализ ситуаций.
Учитель (обобщает). Вы узнали мой голос, почему же не поздоровались? Я могу обидеться и не позвать к телефону, тогда вы поймете, что я вам тоже нужна, хотя и не со мной вы собирались беседовать.
Не важно, узнали ваш голос на другом конце провода или нет. Раз вы звоните, вы обязаны себя назвать. Пробуем еще раз.
– Другая ситуация: набирая номер телефона, случайно попадаем в чужую квартиру. Ваши слова?
– Вы зря побеспокоили чужого человека. Надо обязательно извиниться.
– В каком случае вы звоните другу, как часто?
Учитель (обобщает). Самая распространенная ошибка, когда люди звонят друг другу от нечего делать, решают задачи по телефону, диктуют упражнения, пересказывают фильм. Ведь в это время, может, кто-то пытается дозвониться к вам по важному неотложному делу, но тщетно – телефон занят.
Ученик читает наизусть.
Звенящий в доме телефон –
Явление типичное.
«Алло, алло!» со всех сторон
Летит словцо привычное.
По телефону там и тут
Встречаются, прощаются,
Советы разные дают,
Грустят и улыбаются.
– Алло! Привет! Ну, как живешь?
Какое настроеньице?
Ты что жуешь? Пирог жуешь?
А я грызу печеньице.
– Алло! Ну, как дела идут?
Давай сыграем в шахматы.
Получишь мат за пять минут
И не успеешь ахнуть ты.
– Алло! Мне крупно повезло
Достал вчера новиночку,
Ты слышишь музыку? Алло!
Станцуем под пластиночку?
– Алло! Я сел на мель опять,
Спасай меня, как водится,
Скорей задачку дай списать,
Опять ответ не сходится!
Н. Песков
– Каков поздний срок возможного звонка к другу? Почему?
– Кто первый заканчивает телефонный разговор?
Учитель. Итак, телефон – ваш друг и помощник, но не только ваш, а общий. Поэтому говорить по телефону надо:
* кратко;
* вежливо;
* по делу.
Чтобы не получилось, как в стихотворении:
Говори короче
Вы…
Это самое…
Того…
Когда,
Вы говорите,
То,
Значит,
Это…
Как его…
Ну,
В общем,
Не тяните.
Вот, между прочим, так сказать,
Что мне хотелось вам сказать.
А. Шибаев
В заключение можно предложить детям ролевую игру – инсценировку, например, отрывка из рассказа Н. Носова «Телефон».
Учитель читает рассказ Н. Носова. Далее дети играют сценку из рассказа, взяв на себя роли героев.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.