Пожарным можешь ты не быть...
(Классный час)
Воспитательные задачи:
– показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную;
– познакомить детей с профессией пожарного, учить детей ценить мужество и героизм людей этой профессии;
– проверить знания школьников по правилам пожарной безопасности;
– убедить в недопустимости шуток с вызовом пожарной команды;
– воспитывать людей, ориентированных на лучшие нравственные качества: мужество, находчивость, самоотверженность, скромность;
– побуждать к творчеству;
– составить памятку, как вести себя при пожаре.
Оборудование: иллюстрации к легенде о Прометее или мультфильм, плакаты по противопожарной безопасности.
Ход занятия
I. Изучение материала по теме.
1. Р а с с к а з с элементами беседы о значении огня для человечества.
Учитель. Открытие способа добывания огня было значительной победой человека над природой. Вот как говорится о значении огня в легенде о Прометее.
В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.
Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь. Помогите мне: назовите сферы применения огня.
О т в е т ы у ч е н и к о в: приготовление пищи, двигатели внутреннего сгорания, плавка металлов, изготовление стекла и стройматериалов (стекло, кирпич), обжиг керамических изделий, теплоэлектростанции и др.
Учитель. Можно еще долго перечислять, как помогает всем нам огонь и в быту и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем может привести к беде. Давайте вспомним стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Пожар».
2. И н с ц е н и р о в к а стихотворения.
Ученики. Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
«Печку, Леночка, не тронь,
Жжется, Леночка, огонь!»
Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой.
В топку красную глядит,
А в печи огонь гудит:
«Нынче в печке места мало,
Разгуляться негде стало.
Маме, Леночка, не верь,
Приоткрой пошире дверь».
Приоткрыла дверцу Лена,
Соскочил огонь с полена.
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Пробежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок...
3. И с т о р и я развития пожарной охраны.
Учитель. А сейчас немного статистики, подтверждающей тяжкие последствия небрежного обращения с огнем. С какими подобными фактами вы познакомились?
Ученики.
– Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров.
– Каждый час в огне погибает один человек, два получают травмы и ожоги.
– Каждый третий погибший – ребенок.
Учитель. Расскажите, что вам известно из истории пожарного дела.
Ученики.
– В «Судебнике» Ивана III, введенном в 1498 году, сказано о курцах*: «Зажигальщику живота не дать, казнить его смертною казнью».
– С 1689 года Петр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей.
– В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.
– Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841 го-ду, в ее состав входили 25 человек.
– 17 апреля 1918 года был подписан Декрет «О государственных мерах борьбы с огнем». Этот день и стал днем образования пожарной охраны.
Учитель. От конных повозок с ручными пожарными насосами до мощных современных средств тушения пожаров – таков путь развития пожарной охраны. Сегодня эта специальная служба – одна из самых мобильных.
Чтобы стать пожарным, нужно многому научиться, быть отличным спортсменом. И не надо ухмыляться, вспоминая видеосюжет комик-группы «Маски-шоу». И не надо дразнить любителей поспать, что, мол, сдают они экзамен на пожарника. Это совсем неуместные шутки.
Авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году показала, что работники пожарной охраны с честью выдержали серьезный экзамен на зрелость, отвели беду от сотен тысяч людей, проявив при этом героизм и мужество. Первыми к реакторам через несколько секунд по тревоге прибыли пожарные из охраны АЭС во главе с начальником караула Правиком. Его отряд первым ступил на линию огня. Из всех возможных решений Владимир Правик выбрал наиболее верное: направил свой отряд на крышу машинного зала. Они – герои! То, что они сделали, – подвиг! Дело в том, что именно в этом зале находились все турбины, через него шли многочисленные кабели высоковольтной линии, которые от огня могли превратиться в бикфордов шнур. Вскоре на помощь караулу Правика прибыл караул лейтенанта Кибинка.
Могли ли они отступить? Могли ли не делать того, что сделали и сохранить себе жизнь? Да, могли. Могли временно отступить до прихода подкрепления. Но об этом никто не подумал. Это были люди с повышенным чувством ответственности, люди, давшие присягу. И они ступили в бушующее пламя, в смертельную радиацию не по приказу командира, а по закону совести. Они бросились спасать станцию и людей, не думая о своей жизни. Они ясно осознавали опасность, но как настоящие воины на жалели себя.
Были. Как страшно звучит это слово по отношению к тем, кому не было и тридцати лет. Давайте и мы помолчим в память об этих смелых и мужественных людях. (Минута молчания.) Спасибо.
4. В и к т о р и н а «Азбука противопожарной безопасности».
Раздается телефонный звонок.
Учитель. «У меня зазвонил телефон…» Кому из вас с детства не знакомы эти строчки Корнея Чуковского? О чем эти детские стишки? Об играх с телефоном. А теперь поднимите руки те, кто хоть раз позвонил и пошутил по телефону. А теперь признайтесь, шутники, кто вызывал пожарную команду для соседей? А знаете ли вы, почему такие действия недопустимы?
Ученики.
– Бесполезные затраты бензина.
– Изнашивается пожарный автомобиль.
– Но самое главное: в это время действительно где-нибудь может случиться пожар, и кому-то нужна помощь пожарной бригады.
Учитель. Я знаю, что вы – грамотные люди в вопросах противопожарной безопасности. Хотите это подтвердить? Тогда я предлагаю вашему вниманию викторину.
В о п р о с ы викторины (могут подготовить и задавать сами ученики):
1. Какие вещи разрешается развешивать на электропроводах?
2. Какие гвозди можно забивать между проводами?
3. Какой тканью можно окутывать электрическую лампочку?
4. Какими обоями разрешается оклеивать провода?
5. На каком рубильнике можно вешать одежду?
6. В какой руке водитель автомобиля должен держать сигарету, проезжая по деревянному мосту?
7. С какой стороны нужно разжигать костер в ветреную погоду?
8. Для чего прибивают железную подкладку к полу возле дверцы печки?
Учитель отмечает самого внимательного, самого находчивого, самого грамотного из участников викторины.
II. Итог занятия.
Учитель. А сейчас, ребята, я приглашаю вас к сотрудничеству. Давайте все вместе создадим памятку «Как вести себя при пожаре».
Дети и учитель составляют памятку и вклеивают в дневник.
Учитель. На этом наше занятие закончено. Будьте осторожны с огнем, неукоснительно соблюдайте правила пожарной безопасности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.