Классный час "Неизвестное об известном.Русская матрешка" 1 класс
Оценка 5
Мероприятия
docx
классное руководство
1 кл
27.09.2018
Данный классный час предназначен для учащихся 1 класса.
Цель классного часа - обогащение представлений детей о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов.
Разработка данного классного часа прививает интерес к народному творчеству, развивает эстетическое восприятие предметов народного творчества.
В рамках занятия учащиеся приобщаются к культурному наследию, знакомятся с историей возникновения русской матрешки, с отличительными особенностями росписи матрешек. При просмотре видео ролика учащиеся узнают, как же изготавливается матрешка.
Заранее подготовленные дети исполняют частушки перед классом.Данный классный час предназначен для учащихся 1 класса.
Цель классного часа - обогащение представлений детей о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов.
Разработка данного классного часа прививает интерес к народному творчеству, развивает эстетическое восприятие предметов народного творчества.
В рамках занятия учащиеся приобщаются к культурному наследию, знакомятся с историей возникновения русской матрешки, с отличительными особенностями росписи матрешек. При просмотре видео ролика учащиеся узнают, как же изготавливается матрешка.
Заранее подготовленные дети исполняют частушки перед классом.
И.Ю. Грищенкова.Сценарий кл.часа- Неизвестное об известном. Русская матрешка..docx
Управление образования администрации Жуковского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жуковская средняя общеобразовательная школа №2
имени Героя Советского Союза Егора Павловича Новикова
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ЖУКОВСКОГО РАЙОНА
Номинация: сценарий классного часа для школьников с использованием мультимедийных
технологий.
СЦЕНИРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА
в 1 классе
по теме «Неизвестное об известном. Русская матрешка»
Разработала: Грищенкова Ирина Юрьевна
учитель начальных классов
МБОУ Жуковской СОШ №2 им. Е.П. Новикова
г. Жуковка, 2018 г. Цели: обогащение представлений детей о русской матрешке, как об одном из старинных
народных промыслов.
Задачи:
1. Познакомить учащихся историей возникновения русской матрешки,
отличительными особенностями росписи различных видов;
2. Развивать эстетическое восприятие произведения народных мастеров, чувства
прекрасного;
3. Воспитывать любовь к народному искусству.
Предварительная подготовка: роспись матрешек, картинки матрёшек, разучивание
частушек.
Оборудование: музыкальное сопровождение, карточки с заданием для групповой работы,
выставка матрёшек, презентация к классному часу; рисунки и картинки матрёшек.
Форма проведения: классный час.
Направление: приобщение к культурному наследию.
I. Организационный момент
Ход классного часа
2 СЛАЙД 1.
Учитель.
Дети, Мы сегодня не одни,
Гости к нам пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Подтянитесь, улыбнитесь
И тихонько все садитесь.
II.
Рассказ учителя с элементами беседы.
Учитель:
Ребята я хочу зачитать вам стихотворение, которое написал Самуил Яковлевич Маршак
Кукла первая толста,
А внутри она пуста,
Разнимается она
На две половинки.
В ней живёт ещё одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой –
Будет третья во второй.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Учитель:
О какой же кукле идёт речь в стихотворении? (О матрёшке).
СЛАЙД.2 демонстрация куклы
СЛАЙД 3.
Учитель:
Ребята, предположите тему классного часа? ( Ответы детей).
тема сегодняшнего классного часа «Неизвестное об известном. Русская
Итак,
матрёшка».
3 Учитель:
Как вы думаете, почему её так назвали? (Ответы детей)
Раньше крестьянских девушек на Руси называли Авдотьями, Анфисами, Евдокиями,
Пелагеями, Федорами, Лукерьями.
Но чаще всего родители выбирали для дочерей имя Матрёна. Матери ласково называли их
Матрёнушками. Вот и решили мастера назвать свою куклу ласково, коротко и просто –
матрёшка.
Но, мало кто знает, где и когда родилась эта красавица, ставшая символом нашей страны.
Оказывается, у матрёшки есть родственники в другой стране. Посмотрите на карту.
В восточной части материка Евразия, на котором живём и мы с вами, есть небольшая страна
Япония, это государство расположено на группе островов в Японском море.
Учитель:
Я думаю, вам не терпится узнать, какое отношение имеет русская матрёшка к Японии.
Чтобы раскрыть нам тайны русской матрёшки, вы сейчас должны послушать один
рассказ.
Учитель:
С японского острова Хонсю в Россию привезли фигурку мудреца Фукурумы, добродушного
дедушки с лысой головой. В Японии Фурукума – символ счастья и мудрости. В его фигурку
были вложены другие фигурки, которые защищали людей от бед и несчастий. Японцы,
кстати, утверждают, что первым выточил подобную игрушку на острове Хонсю русский
монах. Эта игрушка и явилась прообразом нашей матрешки. [8]
Учитель: Ребята, вы прослушали рассказ.
Учитель: Ответьте мне на вопрос, откуда же пришла матрешка?
(Ответы детей)
Учитель: Как называлась японская матрешка? ( Фукурума)
Слайд 4. изображение Фукурумы.
Учитель: Идея заинтересовала русских мастеров.
СЛАЙД 5. Самая популярная в мире русская деревянная расписная кукла появилась в
России более ста лет назад в подмосковной усадьбе Абрамцево.
4 СЛАЙД 6. Первую русскую матрешку изготовил токарьигрушечник Василий Звёздочкин,
а расписал ее художник Сергей Малютин.
СЛАЙД 7. Первая матрешка оказалась круглолицей, пухленькой, озорной девушки в
косынке и народном платье, с петухом в руках.
Внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, потом снова девочка, мальчики
и девочки чередовались и дальше, а самой маленькой и «неделимой» оказалась матрёшечка
в виде запеленатого младенца. Всего восемь куколок. [8]
Физкультминутка (русская танцевальная мелодия)
В гости к нам пришла матрешка. (Маршируют)
Ножки деревянные,
Матрешечка румяная. (Показывают щечки)
Весь народ глядит в окошки (Руками «окошечко»)
Танцевать пошла матрешка. (Пружинка)
Выходите, не ленитесь и вы тоже разомнитесь.
(Руки на поясе, наклоны вправо –влево)
Учитель: Ребята, а давайте с вместе с вами посмотрим, как же из обычного поленца
появляется такая удивительная игрушка.
СЛАЙД 8. Клип « Как изготавливают матрешку»
СЛАЙД 9. И пошла матрёшка гулять по свету. Настоящая русская красавица. Румяная, в
нарядном сарафане, на голове яркий платочек. И каждый мастер старался по особенному
расписать свою матрешку. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
III. Выступление учащихся с элементами игры.
СЛАЙД 10. Ученик 1 Загорская матрёшка. Я отличаюсь от похожих игрушек,
прежде всего нарядом. На голове у меня разноцветный платок в цветочек или горошек. На
кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу. Я как бы иду по цветущему
лугу.
СЛАЙД 11. Ученик 2. Семёновская матрёшка.
5 Я семеновская матрешка из города Семенова. Я отличаюсь от загорской большим букетом
цветов, который занимает почти весь фартук. Край платка у меня тоже украшен цепочкой
небольших бутонов.
СЛАЙД 12. Ученик 3. Полховмайданская матрёшка.
Голова у меня чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт мне
задорный, удалой вид. Ещё обратите внимание на роспись. Платок на мне яркий и юбка
тоже. Глаза у меня чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно это
фартук. Расцвёл на нём чудобукет.[14].
Ученик –
Шли матрёшки по дорожке
Было их немножечко,
Две Матрёны, три Матрёшки
И ещё Матрёшечка.
Учитель:
Постойте, Есть и другие матрешки. Хотите узнать о них. Давайте поиграем
. На доске вразброску фигурки матрёшек разных по размеру.
Игра
Ваша задача: Постройте матрёшек по росту (от самой большой до самой маленькой) –
узнайте слово, которое раскрывает ещё одно направление по изготовлению матрёшек.
Учащиеся вместе с учителем расставляют матрешек по росту. Учитель помогает
учащимся прочитать получившееся направление.
ОТВЕТ: АВТОРСКАЯ
Учитель: Правильно, ребята. Давайте познакомимся с ними.
СЛАЙД 1315. Выходят несколько учеников
Мы авторские матрешки.
6 Как правило, на нашем фартуке изображают основной элемент росписи: памятник
архитектуры или пейзаж, фрагмент картины известного художника, сюжет народной сказки
и др. [8]
Учитель: Ребята, помните, мы на уроке рисования тоже расписывали матрешек,
посмотрите какие они разные красивые и яркие, это мы их создали, мы авторы этих
матрешек. Как мы можем их назвать? (авторскими).
(На доске выставка детских матрешек)
СЛАЙД 16 .
Учитель: Русская матрешка – настоящее чудо света. Настоящее, поскольку была и
остается творением человеческих рук. Чудо света – потому что удивительным образом
игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких
расстояний и границ.
Матрешка в наши дни – одно из популярных произведений декоративноприкладного
искусства не только в нашей стране, но и за рубежом.
Все кто приезжает в нашу страну старается приобрести русскую матрешку, а в столице
нашей Родины создан музей матрешек.
СЛАЙД 1719.
Учитель: Здесь гостям расскажут, как развивалась и изменялась эта красивая игрушка. А
так же историю появления деревянной куклы.
Учитель: Русская матрешка стала великой путешественницей. И пока будут жить
матрешки излучая истинную русскую красу, не угаснет и вера в наших умельцев, в нашу
Родину с ее душевными песнями и частушками, задорными зажигательными танцами.
IV. Выступление подготовленных учащихся.
СЛАЙД 20. Матрешки исполняют частушки
1. Очень любим мы матрешки
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем
Сами в гости к вам идем.
7 2. Наша русская матрешка
Не стареет сотни лет
В красоте, таланте русском
Весь находится секрет.
3. Мы матрешки мы подружки
Утром рано мы встаем
Очень любим мы частушки
Мы от них не устаем.
4. Мы частушек много знаем
Исполнять их обожаем
Только время подошло,
Может, свидимся еще.
Молодцы, ребята! Спасибо!
V. Подведение итогов.
Матрешка в наши дни – одно из популярных произведений декоративноприкладного
искусства не только в нашей стране, но и за рубежом.
Наше занятие подходит к концу. Вы внимательно слушали, активно участвовали в работе
и поэтому вам будет легко выполнить задание игры «Весёлые матрёшки».
Работа в группе.
Игра «Веселые матрешки»
Для этого мы поработаем в группе.
У меня есть четыре волшебных конверта: Посмотрим что там.
(дети высыпают содержимое из конвертов)
Каждой группе нужно собрать картинку из этих фигур.
Кто быстрее справится с заданием?
И что же получилось? (матрёшка).
А кто запомнил, как называют таких матрешек? (авторские).
Учитель: Молодцы!
VI. Рефлексия.
Продолжи фразу: Как я сегодня работал на занятии (самооценка)?
8 Сегодня я работал на занятии….
У меня получилось…
Что больше тебе понравилось на занятии?
VII.
«Мое настроение».
Моё настроение похоже на: солнышко
тучку
тучку с молнией
Учитель:
А на прощание мне хотелось бы сказать будьте внимательны ко всему, что вас
окружает. Умейте разглядеть в поле былинку, в лесу веточку, прыгающую с ветки на ветку
белочку, порхающую бабочку, блеск серебристой воды, и последний луч заходящего
солнца. И если из всего, что вы увидите и услышите, у вас сложится образ чудесного ларца,
сказочной вазы или игрушки, постарайтесь запомнить этот образ. Вы его еще не раз
заметите в народном искусстве.
До встречи! Спасибо всем!
9 Список литературы
1. Аксюченко, В.Н. Праздник русской матрешки //Начальная школа. 2002. № 9.
2. Из истории матрешки //Левина, М.С. 365 кукол со всего света. М.: Рольф, 2010.
3.
Русская матрешка // Каштан, Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные
промыслы : учеб. пособие. М. : Высшая школа, 2008
4. Матрешка дочь Фукурумы // А почему? 2001. № 4.
5. Народные художественные промыслы. общ. ред.
М.А. Некрасовой и др.
6. Прекрасное своими руками: народные художественные
ремесла.: сост. С. Таразян 4е издание 1989.
7.
Русская матрешка // Мурзилка. 2005. № 3.
Электронные ресурсы
8. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D1%80%D1%91%D1%88%D0%BA
%D0%B0
9. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC
%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%BA%D0%B8&img_url=http%3A%2F
%2Fwww.29palms.ru%2Fphoto%2Fblog%2Fpafnutii%2F190915%2Fresized
%2F009_Blog_Pavla_Aksenova_Anekdoty_ot_Pafnutiya.jpg&pos=8&rpt=simage
10. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC
%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%BA%D0%B8&img_url=http%3A%2F
%2Frusmatreshka.ru%2Fupload%2Fiblock
%2F3a3%2F3a3a74a88823fd97c2a5d7cd4c2a2fad.jpg&pos=16&rpt=simage
10 11. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC
%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF
%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%8F&img_url=http%3A%2F%2Ffakeoff.org%2Fimage
%2Fresize%2F900%2F500%2F5b%2F29%2F96adf72364a77ca8.jpg&pos=2&rpt=simage
12. http://mp3pesnja.com/song/%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+
%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%87%D0%BA%D0%B8+
%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%B0,+%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%8F,+
%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B0
13. https://www.youtube.com/watch?v=D794_X7js5w
14. http://stranamasterov.ru/node/637318
11
Классный час "Неизвестное об известном.Русская матрешка" 1 класс
Классный час "Неизвестное об известном.Русская матрешка" 1 класс
Классный час "Неизвестное об известном.Русская матрешка" 1 класс
Классный час "Неизвестное об известном.Русская матрешка" 1 класс
Классный час "Неизвестное об известном.Русская матрешка" 1 класс
Классный час "Неизвестное об известном.Русская матрешка" 1 класс
Классный час "Неизвестное об известном.Русская матрешка" 1 класс
Классный час "Неизвестное об известном.Русская матрешка" 1 класс
Классный час "Неизвестное об известном.Русская матрешка" 1 класс
Классный час "Неизвестное об известном.Русская матрешка" 1 класс
Классный час "Неизвестное об известном.Русская матрешка" 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.