Классный час на тему "Твори добро другим во благо" для седьмых-восьмых классов. Цель классного часа - помочь учащимся в осмыслении важнейшей нравственной ценности доброты. Задачей классного часа является раскрыть нравственную суть доброты, мотивировать у учащихся желание к свершению добрых поступков.
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:
«Твори добро другим во благо»
Цель: помочь учащимся в осмыслении важнейшей нравственной ценности
доброты.
Задачи: 1. Раскрыть нравственную суть доброты, мотивировать у учащихся
желание к свершению добрых поступков.
2. Расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применение в
жизненных ситуациях.
3.Способствовать развитию умения оценивать поведение окружающих и
собственные поступки и приобретать навыки культуры речи.
Форма: классный час – размышление.
Подготовительный этап: Готовясь к классному часу, все учащиеся, 8 класса,
подбирают поговорки, пословицы, афоризмы и высказывания о доброте.
Отдельно группы (по 2 человека) выполняют узкие задания: группа эрудитов
подбирает афоризмы и высказывания, группа литераторов стихотворения,
группа лингвистов – фразеологизмы, группа фольклористов – пословицы и
поговорки, группа художников рисует символ добра.
Оформление: в качестве эпиграфа классного часа можно взять слова:
«Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его –
Твори его.
Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его –
Твори добро.
Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его
Твори добро.
Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом
Твори добро.
Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,
Ибо никто не властен над твоим добром…»
Ш.А.Амонашвили
Ход классного часа
Вступительное слово учителя.
Родился человек… Какой он? Хороший? Плохой? Пока ничего сказать нельзя.
Пройдут годы, и тогда о нем скажут, замечательный он или не очень. С первых
минут появления на свет мы ощущаем ласку и доброту своих родителей и по
мере взросления мы по доброму относимся к своим близким. Каким стать – вопределяющей степени зависит от нас самих: будем ли мы воспитывать в себе
доброе и гуманное или станем на путь злого и подлого. Внутренний мир
человека, его душевные качества, отношения к обществу, людям, самому себе
составляют основу нравственности. Эти качества определяют поведение
человека, его отношение к окружающему миру. Мы с вами попытаемся
поразмышлять, насколько доброта актуальна в наши дни, не утратила ли она
своей нравственной ценности. Ведь многие люди считают, что в мире нет ни
Добра, ни Совести, а на пути к поставленной цели все средства хороши. Плохо,
когда люди, стремясь к собственному благополучию, забывают о том, что
существуют, живут они в этом мире не одни, что кругом тоже люди, о которых
нужно думать, с которыми необходимо считаться. Черствость души — самая
страшная болезнь на свете.
Учитель: Давайте, определим понятие доброта.
Ученики: (зачитывают подготовленные определения доброты из словарей)
АА
мн. нет, ∙жен. ∙отвлеч. сущ. к добрый.
Толковый словарь Владимира Даля: Доброта – отзывчивость, душевное
расположение к людям, стремление делать добро другим.
Толковый словарь Ожегова : Доброта отзывчивость, душевное расположение
к людям, стремление делать добро другим.
Словарь Ушакова: ДОБРОТ , доброты,
Доброта характера.
Словарь Т.Ф. Ефремовой: Доброта – отвлеченное существительное по значению
прилагательного добрый.
Школьный толковый словарь М. С. Лапатухина: 1. Добрый – делающий
хорошее другим, готовый помочь. 2. Ничем не опороченный, безукоризненный,
честный, нравственный. 3. Радостный, благополучный, отличный, несущий благо.
По словарю русских синонимов: Доброта – добросердечие, (добро)
сердечность, душевность; благость, ласковость, мягкосердечие,
мягкосердечность, благодушие, человечность, человеколюбие, участливость,
добродушность, добросердечность, добродушие, отзывчивость, благодушность,
добротность, кротость, гуманность, ласка, мягкость.
Учитель: Общее у всех этих определений то, что доброта является
нравственной ценностью человека.
Итак, доброта – это действенное сопереживание окружающим людям и
желание блага для всех.
Учитель: Какие афоризмы и высказывания о доброте вы подготовили?
Ученики: (учащиеся по очереди отвечают, что подготовили в домашнем задании,
ответы завершает группа эрудитов)
Афоризмы и высказывания Л.Н. Толстого, Генри Дэвида Торо, ЖанЖака
Руссо, Мигеля де Сервантеса, Блез Паскаля, В.Сухомлинского, В.М.Шукшина,
…
Учитель: Какие пословицы и поговорки о доброте вам известны?Ученики: (учащиеся по очереди говорят пословицы и поговорки, а группа
фольклористов подготовила свое задание и оформила буклет)
Учащиеся: (Группа лингвистов подготовила фразеологизмы)
Будь добр (будьте добры) – форма вежливого обращения к комулибо с
просьбой или с требованием сделать чтолибо..
Добро пожаловать! Формула приветствия при встрече коголибо, вежливое
приглашение прийти, войти, приехать, зайти.
Поминать добром (добрым словом) – вспоминая, хорошо, с благодарностью
отзываться, говорить, думать и т. п.
От доброго сердца – из добрых побуждений, без злого умысла.
В добрый час, час добрый – выражение пожелания удачи, благополучия в чем
либо, обычно при начинании какоголибо дела.
Добрый день, доброе утро (вечер) – формула приветствия при встрече.
По доброй воле – по собственному желанию.
В добрый путь! Пожелание отъезжающему, а также пожелание успеха в каком
либо начинании.
Учитель: «Доброе слово и кошке приятно» гласит народная мудрость. А часто
ли мы говорим добрые слова благодарности, любви, признательности? Уж если
кошке приятно, то людям это необходимо как воздух! А неразумное, холодное,
злое, равнодушное слово может огорчить, обидеть, даже ошеломить.
Доброе слово – тончайшее прикосновение к сердцу. Оно может стать и нежным
благоухающим цветком и живой водой, возвращающей веру в добро, а может
обернуться острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души. Очень часто мы
забываем, как слово может ранить человека. Помните, как сказал поэт Вадим
Шефнер : Словом можно убить,
Словом можно спасти.
Словом можно полки
За собой повести.
Мы часто говорим друг другу: «желаю вам всего доброго», «желаю вам добра и
счастья». Это не просто выражения вежливости, в этих словах мы выражаем
свою человеческую сущность. Понастоящему хорошие, добрые желания живут в
душе того, кто умеет отдавать силы свой души другим людям. Добрый человек
всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача, он
поздравит его, если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить. Если
человек добрый он принимает чужую болезнь близко к сердцу.
Учитель: В литературе много обращений к лучшему в человеке. Сейчас мы
послушаем, что пишут поэты о доброте: (Группа литераторов подобрала
стихотворения о доброте)
Учитель: У Владимира Солоухина одна из книг названа «Смех за левым
плечом». «Ангелхранитель у тебя за правым плечом стоит, и его огорчать не
надо. Он каждому твоему доброму делу рад, улыбается и смеется. А бес за
левым плечом в это время морщится и корчится. А когда ты плохо поступишь,
бес хихикает и руки потирает: Зачем же беса радовать?»Сейчас вы будете выполнять задание «Собери фразу» (выполняется в
группах) Вы получаете комплект карточек с частями фразы. Необходимо
восстановить авторское высказывание, реконструируя его по смыслу. Затем
группа обсуждает справедливость фразы и выбирает участника для выступления
от группы. Обсуждение высказывания можно начать словами:
Меня затронуло в этом высказывании…
Я согласен с высказыванием, потому что…
Мне кажется важным в этом высказывании…
Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни.
Ральф Уолдо Эмерсон
Во внутреннем мире человека доброта — это солнце.
Виктор Мари Гюго
Доброта — качество, излишек которого не вредит.
Джон Голсуорси
Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.
Марк Твен
Учитель: Из всех учебных предметов у взрослого человека остается один очень
важный: ЖИЗНЬ! Постигая этот предмет, мы ищем ответ на самый главный
вопрос: “Как жить на земле”? Судить человека надо по его делам. Можно тысячу
раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в
транспорте пожилым людям, на словах заботиться об уважительном отношении к
природе, не замечая при этом урну для мусора. Вы понимаете это, активно
участвуете в благотворительных акциях и сами являетесь организаторами таких
акций. Акция «Никто не забыт и ничто не забыто» была посвящена уборке
заброшенных могил ветеранов В.О. войны, акция «Посылка солдату»
посвящалась солдату – выпускнику нашей школы, акция «Помоги младшему»
посвящалась помощи учащимся начальных классов, благотворительная акция
«Твори добро, не взвешивая его» посвящалась помощи малоимущим семьям.. За
участие в акции «Навстречу Победе» сколько мы получили хороших отзывов от
ветеранов ВОВ, тружеников тыла и просто инвалидов за помощь в очистке
территории от снега, уборке двора, за уборку дома, за вскопанную землю на
участке. Я хочу поблагодарить всех вас за активное участие в акциях. А
Администрация Приволжского Муниципального округа благодарит вас за
помощь в сборе информации о тружениках тыла. (зачитывается благодарность).
Наши маленькие добрые дела помогли осчастливить много пожилых людей.
Ученики: Мы ещё участвовали в акциях: «Помоги школе», «Чистая вода»,
благотворительной эколгической акции.
Учитель: Вот видите ребята сколько добра вы сделали людям, участвуя в
акциях. Что же вы приобрели, участвуя в акциях?Ученики:
Участвуя в благотворительных акциях, мы проявили сострадание.
Проявляя интерес к окружающим людям, заботясь о них – мы проявляем
доброту.
Проявляя доброе отношение к ребенку, приучаемся подоброму относиться и
ко взрослым людям.
Учитель: предлагает учащимся продолжить фразу «Доброта дала нам…..»
Ученики:
Доброта дала нам возможность участия и помощи окружающим людям.
Доброта дала нам возможность становиться лучше самому и помогать стать
лучше окружающим людям.
Доброта дала нам энергию для свершения добрых дел и мы стали увереннее в
себе и в завтрашнем дне.
Учитель: Как вы считаете, где в повседневной жизни можно увидеть проявления
доброты?
В семейных отношениях. У родителей, вкладывающих силы в воспитание детей,
помогающих им понять, «что такое хорошо и что такое плохо», дети вырастают
добрыми людьми. И берут пример с родителей.
В благотворительности. Помощь людям, которые в силу разных причин попали
в сложные жизненные обстоятельства – одно из проявлений доброты человека.
В межличностных отношения. К доброму человеку люди тянутся не только в
горе, но и в радости.
В выборе профессии. Не может быть хорошим учителем или врачом человек, не
имеющий в своем сердце доброты.
В литературе. Положительный герой в литературе – почти всегда добрый
человек. Дурак русских сказок добрый, а следовательно, поступает поумному за
что бывает вознагражден по заслугам...
Обощая ответы учащихся, учитель говорит о том, что:
добром считаются отношения доверия, милосердия, справедливости, любви;
добро в первую очередь связано с умением сострадать, сочуствовать,
сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.
Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на
помощь другому, делать это не ради выгоды, не напоказ, а бескорыстно, по
велению сердца. К примеру ваши товарищи, Тарлев А. и Чувыря Ю., победили в
районном конкурсе, выиграв приз в размере 3 000 рублей, и потратили его не на
свои нужды, а на ремонт нашего школьного кабинета. Это пример добра и
милосердия. Они думали не о себе,а о других.
Ситуативный практикумПредставьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации. Кроме вас
помочь ему никто не может. Как вы поступите? Расскажите о случаях вашего
нравственного выбора.
Ответы учащихся
Учитель: Нравственные понятия доброта, человечность, милосердие,
порядочность всегда будут востребованными. Чем больше мы отдаем, тем
больше мы получаем. Чем больше делаем добра, тем счастливее становимся. То
есть счастье возвращается к нам бумерангом. Так давайте составим свой устав
доброты:
Если идешь по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.
Если видишь комуто нужна помощь, не жди, чтобы тебя попросили
помочь.
Уступи место в автобусе пожилым людям.
Пиши письма, звони домой, друзьям, когда уезжаешь.
Защити девочек.
Не обижай маленьких детей.
Не груби.
Старайся во всем помочь ближнему.
Не выставляй добрые поступки на показ.
Учитель: Сегодня мы с вами говорили о замечательном человеческом качестве,
о доброте. Мы определили качества доброго человека. К сожалению, мы не в
силах решить проблему, как всех людей сделать добрыми и счастливыми. Но
каждый из нас я думаю, начнёт с себя. Делайте добрые дела, не требуйте
награды, не упоминайте о них, не хвастайте ими. Делайте добро всем кто вас
окружает, и они помогут вам в трудную минуту.
Классный час заканчивается исполнением песни М. Пляцковского и Б..Савельева
из мультипликационного фильма «Кот Леопольд. День рождения кота
Леопольда»:
Дождик босиком по земле прошел,
Клены по плечам хлопал…
Если ясный день, это хорошо,
А когда наоборот плохо.
Слышишь, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны?
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот трудно…
Список литературы
1. Алоева М.А., Бейсова В.Е. Классные часы и родительские собрания в 79
классах. РнД.: Феникс, 2008.
2. Быстрова Е.А.,.. Учебный фразеологический словарь русского языка. Л.:
Просвещение , 1984 г.
3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 58 классы. М.: Вако,
2003.
4. Классный руководитель. 2003. №2.5. Копилка классного руководителя. Брянск, 2004.