Классный час "Твори добро другим во благо"

  • Мероприятия
  • docx
  • 30.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Классный час на тему "Твори добро другим во благо" для седьмых-восьмых классов. Цель классного часа - помочь учащимся в осмыслении важнейшей нравственной ценности доброты. Задачей классного часа является раскрыть нравственную суть доброты, мотивировать у учащихся желание к свершению добрых поступков.
Иконка файла материала Кл. час Твори добро.docx
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «Твори добро другим во благо» Цель: ­ помочь учащимся в осмыслении важнейшей нравственной ценности  доброты. Задачи: 1. Раскрыть нравственную суть доброты, мотивировать у учащихся  желание к свершению добрых поступков. 2. Расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применение в  жизненных ситуациях. 3.Способствовать развитию умения оценивать поведение окружающих и  собственные поступки и приобретать навыки культуры речи. Форма: классный час – размышление. Подготовительный этап: Готовясь к классному часу, все учащиеся, 8 класса,  подбирают поговорки, пословицы, афоризмы и высказывания о доброте.  Отдельно группы (по 2 человека) выполняют узкие задания: группа эрудитов  подбирает афоризмы и высказывания, группа литераторов ­ стихотворения,  группа лингвистов – фразеологизмы, группа фольклористов – пословицы и  поговорки, группа художников рисует символ добра. Оформление: в качестве эпиграфа классного часа можно взять слова: «Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его – Твори его. Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его – Твори добро. Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его ­ Твори добро. Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом ­ Твори добро. Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения, Ибо никто не властен над твоим добром…» Ш.А.Амонашвили Ход классного часа Вступительное слово учителя. Родился человек… Какой он? Хороший? Плохой? Пока ничего сказать нельзя.  Пройдут годы, и тогда о нем скажут, замечательный он или не очень. С первых  минут появления на свет мы ощущаем ласку и доброту своих родителей и по  мере взросления мы по доброму относимся к своим близким. Каким стать – вопределяющей степени зависит от нас самих: будем ли мы воспитывать в себе  доброе и гуманное или станем на путь злого и подлого. Внутренний мир  человека, его душевные качества, отношения к обществу, людям, самому себе  составляют основу нравственности. Эти качества определяют поведение  человека, его отношение к окружающему миру. Мы с вами попытаемся  поразмышлять, насколько доброта актуальна в наши дни, не утратила ли она  своей нравственной ценности. Ведь многие люди считают, что в мире нет ни  Добра, ни Совести, а на пути к поставленной цели все средства хороши. Плохо,  когда люди, стремясь к собственному благополучию, забывают о том, что  существуют, живут они в этом мире не одни, что кругом тоже люди, о которых  нужно думать, с которыми необходимо считаться. Черствость души — самая  страшная болезнь на свете. Учитель: Давайте, определим понятие доброта. Ученики: (зачитывают подготовленные определения доброты из словарей) АА  мн. нет, ∙жен. ∙отвлеч. сущ. к добрый.    Толковый словарь Владимира Даля: Доброта – отзывчивость, душевное  расположение к людям, стремление делать добро другим. Толковый словарь Ожегова : Доброта ­ отзывчивость, душевное расположение  к людям, стремление делать добро другим. Словарь Ушакова: ДОБРОТ , доброты, Доброта характера. Словарь Т.Ф. Ефремовой: Доброта – отвлеченное существительное по значению прилагательного добрый.  Школьный толковый словарь М. С. Лапатухина: 1. Добрый – делающий  хорошее другим, готовый помочь. 2. Ничем не опороченный, безукоризненный,  честный, нравственный. 3. Радостный, благополучный, отличный, несущий благо. По словарю русских синонимов: Доброта – добросердечие, (добро)  сердечность, душевность; благость, ласковость, мягкосердечие,  мягкосердечность, благодушие, человечность, человеколюбие, участливость,  добродушность, добросердечность, добродушие, отзывчивость, благодушность,  добротность, кротость, гуманность, ласка, мягкость. Учитель: Общее у всех этих определений то, что доброта является  нравственной ценностью человека. Итак, доброта – это действенное сопереживание окружающим людям и  желание блага для всех. Учитель: Какие афоризмы и высказывания о доброте вы подготовили? Ученики: (учащиеся по очереди отвечают, что подготовили в домашнем задании, ответы завершает группа эрудитов) Афоризмы и высказывания Л.Н. Толстого, Генри Дэвида Торо, Жан­Жака  Руссо, Мигеля де Сервантеса, Блез Паскаля, В.Сухомлинского, В.М.Шукшина, … Учитель: Какие пословицы и поговорки о доброте вам известны?Ученики: (учащиеся по очереди говорят пословицы и поговорки, а группа  фольклористов подготовила свое задание и оформила буклет) Учащиеся: (Группа лингвистов подготовила фразеологизмы) Будь добр (будьте добры) – форма вежливого обращения к кому­либо с  просьбой или с требованием сделать что­либо.. Добро пожаловать! Формула приветствия при встрече кого­либо, вежливое  приглашение прийти, войти, приехать, зайти. Поминать добром (добрым словом) – вспоминая, хорошо, с благодарностью  отзываться, говорить, думать и т. п. От доброго сердца – из добрых побуждений, без злого умысла. В добрый час, час добрый – выражение пожелания удачи, благополучия в чем­ либо, обычно при начинании какого­либо дела. Добрый день, доброе утро (вечер) – формула приветствия при встрече. По доброй воле – по собственному желанию. В добрый путь! Пожелание отъезжающему, а также пожелание успеха в каком­ либо начинании. Учитель: «Доброе слово и кошке приятно» ­ гласит народная мудрость. А часто  ли мы говорим добрые слова благодарности, любви, признательности? Уж если  кошке приятно, то людям это необходимо как воздух! А неразумное, холодное,  злое, равнодушное слово может огорчить, обидеть, даже ошеломить. Доброе слово – тончайшее прикосновение к сердцу. Оно может стать и нежным  благоухающим цветком и живой водой, возвращающей веру в добро, а может  обернуться острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души. Очень часто мы  забываем, как слово может ранить человека. Помните, как сказал поэт Вадим  Шефнер : Словом можно убить, Словом можно спасти. Словом можно полки За собой повести. Мы часто говорим друг другу: «желаю вам всего доброго», «желаю вам добра и  счастья». Это не просто выражения вежливости, в этих словах мы выражаем  свою человеческую сущность. По­настоящему хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы свой души другим людям. Добрый человек  всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача, он  поздравит его, если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить. Если  человек добрый он принимает чужую болезнь близко к сердцу. Учитель: В литературе много обращений к лучшему в человеке. Сейчас мы  послушаем, что пишут поэты о доброте: (Группа литераторов подобрала  стихотворения о доброте) Учитель: У Владимира Солоухина одна из книг названа «Смех за левым  плечом». «Ангел­хранитель у тебя за правым плечом стоит, и его огорчать не  надо. Он каждому твоему доброму делу рад, улыбается и смеется. А бес за  левым плечом в это время морщится и корчится. А когда ты плохо поступишь,  бес хихикает и руки потирает: Зачем же беса радовать?»Сейчас вы будете выполнять задание «Собери фразу» (выполняется в  группах) Вы получаете комплект карточек с частями фразы. Необходимо  восстановить авторское высказывание, реконструируя его по смыслу. Затем  группа обсуждает справедливость фразы и выбирает участника для выступления  от группы. Обсуждение высказывания можно начать словами: ­ Меня затронуло в этом высказывании… ­ Я согласен с высказыванием, потому что… ­ Мне кажется важным в этом высказывании… Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. Ральф Уолдо Эмерсон Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. Виктор Мари Гюго Доброта — качество, излишек которого не вредит. Джон Голсуорси Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен Учитель: Из всех учебных предметов у взрослого человека остается один очень  важный: ЖИЗНЬ! Постигая этот предмет, мы ищем ответ на самый главный  вопрос: “Как жить на земле”? Судить человека надо по его делам. Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в  транспорте пожилым людям, на словах заботиться об уважительном отношении к природе, не замечая при этом урну для мусора. Вы понимаете это, активно  участвуете в благотворительных акциях и сами являетесь организаторами таких  акций. Акция «Никто не забыт и ничто не забыто» была посвящена уборке  заброшенных могил ветеранов В.О. войны, акция «Посылка солдату»  посвящалась солдату – выпускнику нашей школы, акция «Помоги младшему»  посвящалась помощи учащимся начальных классов, благотворительная акция  «Твори добро, не взвешивая его» посвящалась помощи малоимущим семьям.. За  участие в акции «Навстречу Победе» сколько мы получили хороших отзывов от  ветеранов ВОВ, тружеников тыла и просто инвалидов за помощь в очистке  территории от снега, уборке двора, за уборку дома, за вскопанную землю на  участке. Я хочу поблагодарить всех вас за активное участие в акциях. А  Администрация Приволжского Муниципального округа благодарит вас за  помощь в сборе информации о тружениках тыла. (зачитывается благодарность).  Наши маленькие добрые дела помогли осчастливить много пожилых людей. Ученики: Мы ещё участвовали в акциях: «Помоги школе», «Чистая вода»,  благотворительной эколгической акции. Учитель: Вот видите ребята сколько добра вы сделали людям, участвуя в  акциях. Что же вы приобрели, участвуя в акциях?Ученики: ­ Участвуя в благотворительных акциях, мы проявили сострадание. ­ Проявляя интерес к окружающим людям, заботясь о них – мы проявляем  доброту. ­ Проявляя доброе отношение к ребенку, приучаемся по­доброму относиться и  ко взрослым людям. Учитель: предлагает учащимся продолжить фразу «Доброта дала нам…..» Ученики: ­ Доброта дала нам возможность участия и помощи окружающим людям. ­ Доброта дала нам возможность становиться лучше самому и помогать стать  лучше окружающим людям. ­ Доброта дала нам энергию для свершения добрых дел и мы стали увереннее в  себе и в завтрашнем дне. Учитель: Как вы считаете, где в повседневной жизни можно увидеть проявления доброты? ­ В семейных отношениях. У родителей, вкладывающих силы в воспитание детей, помогающих им понять, «что такое хорошо и что такое плохо», дети вырастают  добрыми людьми. И берут пример с родителей. ­ В благотворительности. Помощь людям, которые в силу разных причин попали  в сложные жизненные обстоятельства – одно из проявлений доброты человека. ­ В межличностных отношения. К доброму человеку люди тянутся не только в  горе, но и в радости. ­ В выборе профессии. Не может быть хорошим учителем или врачом человек, не имеющий в своем сердце доброты. ­ В литературе. Положительный герой в литературе – почти всегда добрый  человек. Дурак русских сказок добрый, а следовательно, поступает по­умному за что бывает вознагражден по заслугам... Обощая ответы учащихся, учитель говорит о том, что: ­ добром считаются отношения доверия, милосердия, справедливости, любви; ­ добро в первую очередь связано с умением сострадать, сочуствовать,  сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.  Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делать это не ради выгоды, не напоказ, а бескорыстно, по  велению сердца. К примеру ваши товарищи, Тарлев А. и Чувыря Ю., победили в  районном конкурсе, выиграв приз в размере 3 000 рублей, и потратили его не на  свои нужды, а на ремонт нашего школьного кабинета. Это пример добра и  милосердия. Они думали не о себе,а о других. Ситуативный практикумПредставьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации. Кроме вас  помочь ему никто не может. Как вы поступите? Расскажите о случаях вашего  нравственного выбора. Ответы учащихся Учитель: Нравственные понятия доброта, человечность, милосердие,  порядочность всегда будут востребованными. Чем больше мы отдаем, тем  больше мы получаем. Чем больше делаем добра, тем счастливее становимся. То  есть счастье возвращается к нам бумерангом. Так давайте составим свой устав  доброты:  Если идешь по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.  Если видишь кому­то нужна помощь, не жди, чтобы тебя попросили  помочь.  Уступи место в автобусе пожилым людям.  Пиши письма, звони домой, друзьям, когда уезжаешь.  Защити девочек.  Не обижай маленьких детей.  Не груби.  Старайся во всем помочь ближнему.  Не выставляй добрые поступки на показ. Учитель: Сегодня мы с вами говорили о замечательном человеческом качестве,  о доброте. Мы определили качества доброго человека. К сожалению, мы не в  силах решить проблему, как всех людей сделать добрыми и счастливыми. Но  каждый из нас я думаю, начнёт с себя. Делайте добрые дела, не требуйте  награды, не упоминайте о них, не хвастайте ими. Делайте добро всем кто вас  окружает, и они помогут вам в трудную минуту. Классный час заканчивается исполнением песни М. Пляцковского и Б..Савельева из мультипликационного фильма «Кот Леопольд. День рождения кота  Леопольда»: Дождик босиком по земле прошел, Клены по плечам хлопал… Если ясный день, это хорошо, А когда наоборот ­ плохо. Слышишь, как звенят в небе высоко Солнечных лучей струны? Если добрый ты, то всегда легко, А когда наоборот ­ трудно… Список литературы 1. Алоева М.А., Бейсова В.Е. Классные часы и родительские собрания в 7­9  классах. Р­н­Д.: Феникс, 2008. 2. Быстрова Е.А.,.. Учебный фразеологический словарь русского языка. Л.:  Просвещение , 1984 г. 3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5­8 классы. М.: Вако,  2003. 4. Классный руководитель. 2003. №2.5. Копилка классного руководителя. Брянск, 2004.