Классный час "Конфликты" разработан для учащихся 8-9 классов на актуальную тему "Предотвращение и разрещение конфликтных ситуаций". В начале дети раскрывают значение слова "конфликт", затем в ходе классного часа сами разрешают конфликтные ситуации, и в конце педагог подводит детей к выводу, что без конфликтов жить нельзя, они есть и будут в нашей жизни, но умелое разрешение конфликтных ситуацийпредотвращает то необдуманных неправильных поступков, а возможно и войн
Классный час КОНФЛИКТЫ.doc
Классный час в 8 классе «Победи конфликт»
Цели: помочь учащимся усвоить понятия «конфликт» и «конфликтная
ситуация»; познакомить учащихся с навыками, необходимыми в конфликтной
ситуации, и правилами предупреждения конфликтов.
1. Введение в тему.
Классный руководитель Добрый день, дорогие ребята. Давайте, прежде чем
начать наше занятие, создадим хорошее настроение: «Улыбнитесь друг
другу!»
Сегодня наша встреча посвящена вопросу, который интересовал
прогрессивных людей на протяжении многих веков. Что такое конфликт, и
могут ли люди прожить без конфликтов.
А начнем мы с анализа анкетирования, которое я провела до классного часа.
Вопросы были следующие:
1. Считаешь ли ты себя конфликтным человеком?
2. Легко ли ты выясняешь с кемто отношения?
3. Что ты чувствуешь после того, как ты с кемто выяснил отношения?
4. Чувствуешь ли ты, что стал умнее после выхода из конфликтной ситуации?
5. С кем чаще всего у тебя происходят конфликты?
6. Изза чего в твоей жизни чаще происходят конфликты?
7. Меняется ли твое отношение к людям, с которыми ты конфликтовал?
8. Нужно ли учиться людям разрешать конфликты?
Как свидетельствует история, конфликты возникали всегда, существуют они в
нынешнем тысячелетии и не избежать их и в дальнейшем. Как это ни
парадоксально,
конфликты неотъемлемая часть человеческих
взаимоотношений.
Нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или являются патологией.
Они нормальное явление в нашей жизни. Общество без конфликтов
возможно, наверное, лишь при полной утрате индивидуальности, свободы...
Давайте сегодня поговорим с вами о причинах конфликтов, путях их
решения.
2. Совместное решение проблемы.
Классный руководитель. А как вы думаете, что нужно для возникновения
конфликта? Для возникновения конфликта необходимо присутствие двух человек, двух
точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмет спора.
А теперь разыграем ситуацию.
Два ученика разыгрывают ситуацию, связанную с дежурством по классу.
Я вчера дежурил.
Нет.
Дежурил.
Нет.
Да.
Нет. Ничего не знаю, дежурь сегодня.
Классный руководитель. Конфликт ли это? Как вы считаете, почему?
Ученик. Да, конфликт, потому что есть два человека, предмет спора
выяснение, кто должен дежурить.
Классный руководитель. Давайте разберемся ещё с одной «Ситуацией в
столовой». (Разыгрывание ситуации в столовой)
Классный руководитель. А как вы считаете, конфликт приносит людям
больше пользы или вреда? Я попрошу вас разделиться на две группы.
Каждый член группы должен будет ответить на поставленный вопрос.
Вопрос группе 1.
Что происходит, если конфликт разрешается неправильно или подавляется?
Ученик. Возникают: тревога, уход в себя, беспомощность, отрицание, стресс,
смятение, разрыв отношений.
Классный руководитель. Вот как схематически можно отразить нарастание
конфликта:
6. Разрыв.
5. Агрессия.
4. Унижение.
3. Противодействие.
2. Недовольство.
1. Несогласие.
Ученые доказали, что одна минута конфликта равна 20 минутам переживаний. Вопрос группе 2.
Что происходит, если конфликт разрешается правильно?
Ученик. Наступает покой, веселье, открытость чувств и отношений, радость,
расслабление, ощущение сил, уверенность в своих силах и т. д.
Классный руководитель. А вот какова схема разрешения и предотвращения
конфликта:
9. Временный разрыв.
8. Согласие.
7. Понимание.
6. Умение слушать.
5. Анализ своих действий.
4. Компромисс.
3. Юмор.
2. Нежность.
1. Покой.
Мы вместе дали определение самому слову «конфликт», попытались
разобрать некоторые конфликтные ситуации и определили способы
предотвращения конфликта.
А теперь нам предстоит найти ответ на следующий вопрос: почему
происходят конфликты? Выразите свою точку зрения.
Ученик. Не умеем выслушать друг друга, не хотим вникнуть в то, как
выглядит ситуация с точки зрения другого; не хотим понять друг друга и
найти общие интересы.
Классный руководитель. Хорошо. А что же надо делать, чтобы конфликты
не происходили? Какие навыки необходимы любому человеку при решении
конфликтов?
(Умение справляться со стрессом, владеть своими эмоциями, сохранять
уверенность в себе, постоять за себя, умение критиковать и правильно
реагировать на критику, умение принимать решения.)
Давайте попробуем в игровой форме достойно ответить на провоцирующие к
конфликтам вопросы. Упражнение "Достойный ответ". (Приложение
2 ). Также причиной может являться нежелание или неумение посмотреть на
ситуацию глазами других людей. Это нелегко, но при желании всему можно
обучиться. Давайте с вами сделаем упражнение "4 квадрата" [2]. Раздать
детям подготовленные бланки (Приложение 1). Время проведения
упражнения 57 минут. (Слайды 13 19).
А давайте мы решим с вами школьные и семейные конфликтные ситуации.
(ситуации раздаются ученикам и родителям по желанию)
Ситуации:
1)Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла
дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама
развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала
дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та
накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.
Ответьте на вопросы:
Кто участвует в конфликте?
Кто виноват в конфликте?
Каковы позиции участников конфликта?
2)Два 9х класса решили провести между собой встречу по футболу. В
назначенное время ребята собрались на школьном стадионе. Не было только
вратаря 9 «А» класса. Никто не знал, почему он отсутствует. Его
одноклассники попросили не начинать игру и подождать некоторое время. Но
футболисты 9 «Б» стали требовать начинать немедленно. Было понятно, что
без вратаря команда 9 «А» обязательно проиграет. Завязался спор. Страсти
накалялись. Один из ребят нечаянно наступил на ногу капитану команды
соперников. Тот не сдержался и, размахнувшись, ударил обидчика по лицу.
Удар был таким сильным, что парень упал. На его защиту бросились
товарищи. Началась драка. Драку остановил учитель, проходивший мимо. В
результате игра так и не состоялась, настроение было испорчено. На
следующий день произошел неприятный разговор в кабинете директора.
Ответьте на вопросы:
Почему возник конфликт?
Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия? 3) Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились:
одни хотели слушать попмузыку, а другие были любителями «металла».
Завязался спор, который мог перерасти в крупную ссору.
Ответьте на вопрос:
Благодаря чему можно избежать конфликта?
4) Маше и Насте родители купили новые куртки. Маше куртка не
понравилась, она была синего цвета, на молнии, а у Насти –яркая, с красивой
эмблемой. На следующий день девочки решили поменяться куртками.
Машиной маме это не понравилось, она сильно поругала дочь.
Подумайте и ответьте, почему возник конфликт?
Наверняка, у каждого из вас есть свои собственные советы. Давайте
поделимся таким бесценным опытом с остальными. (Дать возможность
высказаться всем желающим).
Давайте подведём итог нашей встречи. Что же нужно делать, чтобы
конфликты не испортили жизнь нам и нашим близким:
Вопервых, ищите понимание, а не победу. Учитесь обсуждать причины
конфликтов, задавая правильные и тактичные вопросы, не обвиняя и не
выясняя отношения. (Слайд 27).
Вовторых, следите за собственной речью. Помните, что ваши слова
могут легко разрушить то, что вы долго создавали. Не используйте слова
конфликтогены. (Слайд 28).
Втретьих, обсуждайте проблему, а не человека. Переход "на личности"
лишь подогреет конфликт. (Слайд 29).
Вчетвёртых, учитесь управлять своими эмоциями. Для этого есть много
методов саморегуляции. Это и дыхательные упражнения, счёт "про
себя", "мысленное отстранение" и др. (Слайд 30).
А напоследок, давайте выполним ещё одно упражнение (упражнение
"Карабас»
Вывод: в коллективе нужно всё делать вместе, сообща.
3. Рефлексия.
Классный руководитель. У каждого из вас 3 цветных квадратика: красный,
зеленый, черный. Подумайте и с помощью этих квадратиков ответьте на мой
вопрос. Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным и изменит ли оно ваше
поведение в конфликтных ситуациях?
Если ваш ответ «да», то положите красный квадратик, если ваш ответ «нет»
черный, если вы еще сомневаетесь зеленый квадратик.
4. Заключение.
Классный руководитель. Я рада, что сегодняшний классный час не прошел
зря, что вы поняли избежать конфликта может каждый и в любой ситуации
это возможно.
Мы желаем вам находить такие способы, которые позволят вам сохранять
доброжелательные отношения и хорошее настроение!
Но даже если вы не можете справиться с какойлибо конфликтной ситуацией,
не забывайте, что в школе всегда есть те, кто могут придти на помощь вам и
вашим друзьям классный руководитель, учителя, которым вы доверяете,
другие. Главное, это желание эффективно справиться с возникающими
проблемами.
Спасибо и до встречи!.
Если время останется
А напоследок, давайте выполним ещё одно упражнение (упражнение "Претензии").[2]
Разделите лист пополам. В первом столбике запишите имена тех людей, чьи поступки могли
вызвать у вас какоелибо недовольство. Напротив этих имён, во втором столбике, напишите
конкретные претензии к ним. (Можете привести любой пример: мама не отпустила на вечерний
сеанс в кино и т.д.). (Слайд 31).
А теперь посмотрите, а так ли серьёзны были причины для вашего плохого настроения,
испорченных отношений? Может быть что то из написанного можно простить и забыть?
Вычеркните те претензии, которые не стоят ваших хороших отношений с близкими и друзьями.
Если какие то остались, значит у вас хорошая возможность потренироваться правильно
разрешать конфликты, не разрушая отношений с другими.
Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда
это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую
сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.
Мудрецы и слон.
Давным-давно в маленьком городе жили - были шесть слепых мудрецов. Однажды
в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? "Я знаю,- сказал один
мудрец,- мы ощупаем его". - "Хорошая идея,- сказали другие,- тогда мы будем знать,
какой он - слон". Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое
плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед - назад. "Слон похож на веер!" -
закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. "Он похож на дерево!"
- воскликнул он. "Вы оба не правы,- сказал третий,- он похож на веревку". Этот
человек нащупал слоновий хвост. "Слон похож на копье",- воскликнул четвертый.
"Нет, нет, - закричал пятый,- слон как высокая стена!". Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хвост. "Вы все не правы,- сказал он,- слон
похож на змею". "Нет на веревку!" - "Змея!" - "Стена!" - "Вы ошибаетесь!" - "Я прав!".
Шестеро слепых кричало друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как
выглядит слон.
1) Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон?
Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В
результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон, Никто не
хотел слушать, что говорят другие.
У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.
2) Были ли мудрецы на самом деле мудрыми?
3) Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон? Наличие другой
стороны.
Упражнение «Темная мысль»
Классный час в 8 классе "Конфликты"
Классный час в 8 классе "Конфликты"
Классный час в 8 классе "Конфликты"
Классный час в 8 классе "Конфликты"
Классный час в 8 классе "Конфликты"
Классный час в 8 классе "Конфликты"
Классный час в 8 классе "Конфликты"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.