Горскина Александра Александровна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лянторская СОШ № 3»
Берись за то, к
чему ты сгоден,
Коль хочешь, чтоб в делах
Успешный был конец.
И.Крылов
ЦЕЛЬ: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля
обучения и сферы будущей профессиональной деятельности
ЗАДАЧИ: вырабатывать осознанное отношение школьников к труду; способствовать
профессиональному самоопределению в условиях свободы выбора сферы деятельности в
соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка
труда.
Методы: диалог, исследование, дискуссия, частичнопоисковый, кейсметод (работа с
вопросами) метод проектов, упражнений, поощрения, примера.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, листы А4, раздаточный материал
Оформление: Столы в классе поставлены таким образом, чтобы учащимся можно было
работать в 5 группах по типу "круглых столов". На столах бумага, ручки, фломастеры. В
углу класса выставка книг, журналов по разным профессиям, альбомов с репродукциями
людей труда, в том числе – самодельный классный фотоальбом "Рабочее место моих
родителей".
Классный час совместно с классным руководителем проводят родители. Классный
руководитель делает вступительное и заключительное слово, родители по ходу классного
часа дают задания ученикам, комментируют выполнение этих заданий. Классный час
целесообразно проводить в последний учебный день перед каникулами.
I. Организация начала занятия.
Ученики и родители, незадействованные в ведении классного часа, рассаживаются
за пять столов по командам: «Человек – Техника»; «Человек – Природа»; «Человек –
Знаковая система»; «Человек – Художественный образ»; «Человек – Человек» (по анализу
результатов, на основе опросника Л.Н.Кабардовой о делении всех существующих
1 Горскина Александра Александровна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лянторская СОШ № 3»
профессий по признаку предмета или объекта, с которыми человек взаимодействует в
процессе труда).
Просмотр мультфильма «Все профессии важны, все профессии нужны» (из сериала «В
мире профессий»)
II. Основная часть.
1. Чтение учениками стихотворения В. Маяковского «Кем быть?» по ролям
(8 учащихся в элементах костюмов плотника, инженера, врача, рабочего,
кондуктора, шофёра, лётчика, матроса) (Приложение 1)
2. Вступительное слово учителя:
Сегодня мы проведём классный час на тему: «Выбор профессии – дело серьёзное».
(тема на доске)
Человеку, вступающему в жизнь, очень важно самоопределиться и сделать
правильный выбор. Мир профессий необъятен и изменчив. Ежегодно появляется
множество новых профессий, которые существуют лишь 5 – 15 лет, а затем исчезают или
меняются до неузнаваемости. Как вы думаете, сколько всего профессий насчитывается в
мире?
В мире существует более 50 тыс. профессий. Как найти среди них свою? Сколько из
них мы себе более или менее представляем?
На вопрос: «Кем ты хочешь стать? Ученики не всегда могут ответить. А между тем,
проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество
вступило в рыночные отношения. От человека всё в большей степени требуется высокий
профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной
и экономической жизни. Резко возрастает интенсивность труда, требующая повышенной
выносливости. Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно, необходимо,
прежде всего, разобраться в собственных установках, способностях и интересах. Наш
классный час пройдёт в форме квеста:
Квест (английское “quest”, поиск) – это разновидность игр, в которых ваш герой проходит
по запланированному сюжету, стремясь выполнить какоето поручение. Все мы заперты в
одной комнате и выйти отсюда нужно с уверенным ответом: «Я знаю, кем я хочу быть».
3. 1 поручение «Думай, смекай, вспоминай»
(команды отвечают на вопросы, вручаются жетоны).
2 Горскина Александра Александровна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лянторская СОШ № 3»
1. Назовите профессию, содержание которой полностью меняется, как только она
переходит из мужских рук в женские, (машинист машинистка)
2. Представитель какой профессии управляет процессами: роста, созревания, уборки
урожая? (агроном)
3. Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите царя, и не менее 6 занятий, которыми он
владел? (Петр 1 плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, моряк, оружейный
мастер)
4. Вопрос с участием сказочных персонажей. Назовите, кем бы мог работать в наши
дни Волк из сказки "Волк и семеро козлят"? (пародистом)
5. Вопросы с участием сказочных персонажей. Кем бы мог работать в наши дни герой
мультфильма "Кот Матроскин"? Назовите 3 профессии, (животновод, коммерсант,
дояр)
6. Представитель какой профессии следит за ростом, очисткой, посадкой? (лесник)
7. Какой водитель смотрит на землю свысока? (Пилот)
8. Кем по профессии был Юрий Деточкин – похититель автомобилей в фильме
«Берегись автомобиля»? (Страховым агентом)
9. Кем по профессии был отец трех сыновей в сказке «Кот в сапогах»? (Мельником)
10. Человек какой профессии в сказке Шарля Перро спас Красную Шапочку и ее
бабушку? (Дровосек)
11. Кем по профессии был Джузеппе в сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или
Приключения Буратино»? (Столяром)
12. Кем по профессии был Стекляшкин в сказке «Незнайка на Луне»? (Астрономом)
13. Кем работал дядя Степа после службы на флоте в стихотворении Сергея
Михалкова? (Милиционером)
14. Какая сказка заканчивается восклицанием: «Слава добрым докторам!»? («Доктор
Айболит»)
15. Какая врачебная специальность была у Доктора Айболита? (Ветеринар)
16. Кем по профессии был Вакула из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»?
(Кузнецом)
17. Название какой профессии в переводе с греческого означает «звездный
мореплаватель»? (Астронавт)
18. Как называется ученый, изучающий неопознанные летающие объекты – НЛО?
(Уфолог)
4. 2 поручение
«Есть такие профессии»
Ведущий зачитывает условия работы или место работы представителей различных
профессий. Задание командам: написать наибольшее количество соответствующих
профессий. Ответы озвучиваются по очереди, с вычёркиванием уже прозвучавших.
3 Горскина Александра Александровна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лянторская СОШ № 3»
1. Экстремальные условия: (Военный; Милиционер; Пожарный; Каскадер и т.д.)
2. Работа «на ногах»: (Почтальон; Повар; Курьер; Парикмахер и т.д. )
3. «Нервная работа»: (Учитель; Воспитатель и т.д.)
4. Работа «сидя на одном месте»: (Бухгалтер; Экономист; Программист и т.д.)
5. Стройка: (Каменщик; Крановщик; Кровельщик и т.д.)
6. Нефтяная промышленность: (Оператор; Диспетчер; Бурильщик и т.д.)
7. Телевидение: (Диктор; Оператор; Режиссер и т.д.)
8. Салон красоты: (Косметолог; Парикмахер; Визажист и т.д.)
5. 3 поручение
«Узнай больше о профессии»
Ведущий: Уважаемые участники. Вы прекрасно знаете, что существуют тысячи профессии
и сориентироваться в их огромном мире бывает очень сложно .В этом нам поможет
классификация профессий. Согласно теории, разработанной российским психологом Е.
Климовым удобно подразделять все профессии на 5 типов, которые вам хорошо известны.
Задание командам: взять запечатанный конверт, где будет указан один из типов
профессий. Участникам пяти команд необходимо
охарактеризовать данный тип профессий
перечислить соответствующие профессии
назвать основные виды деятельности
указать, какими качествами должны обладать люди этих профессий.
Представитель команды озвучивает результаты работы.
1 конверт «Человек – Техника»
Профессии данного типа связывает взаимодействие с различными приборами, машинами,
механизмами.
сборка, наладка технических устройств (инженер, монтажник и т.д.)
эксплуатация технических средств (водитель, токарь и т.д.)
ремонт техники (механик, монтер и т.д.)
Качества: способности к геометрии, физике, пространственное воображение,
технический склад мышления, склонность к практическому труду.
4 Горскина Александра Александровна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лянторская СОШ № 3»
2 конверт «Человек – природа»
В основе данного типа профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.
изучение живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик и т.д.)
уход за растениями и животными (овощевод , фермер, лесовод и т.д.)
Качества: наблюдательность, устойчивость внимания, склонность к учету
наблюдений, потребность в двигательной активности.
3 конверт «Человек – знаковая система»
В основе работы лежит обработка информации. Работа
с цифрами, формулами, таблицами ( программист, бухгалтер)
с текстом (корректор, переводчик и т.д.)
с звуковыми сигналами (радист, телефонист и т.д.)
с чертежами, картами, схемами (чертежник, картограф и т.д.)
Качества: способность к алгебре (абстрактное мышление), устойчивость внимания,
склонность к обобщениям, к малоподвижной работе (усидчивость).
4 конверт «Человек – художественный образ»
В основе работы лежит творчество.
создание художественных образов ( артист, поэт, композитор)
изготовление произведений искусств (ювелир, реставратор и т.д.)
Качества: нагляднообразное представление, яркое воображение, склонность к
творчеству, гибкость чувств, развитость функциональных способностей (слух,
зрение, речь, вкус и т.п.).
5 конверт «Человек – человек»
Работа с людьми:
медицинское обслуживание (врач, медсестра)
обучение и воспитание (учитель, воспитатель)
правовая защита (юрист)
бытовое обслуживание (продавец, проводник и т.д.)
Качества:
общительность,
эмоциональная устойчивость,
организаторские
способности, необходимость воздействовать на других людей.
5 Горскина Александра Александровна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лянторская СОШ № 3»
6. 4 поручение
« Цепочка профессий
»
Ведущий называет профессии. Задание командам: нужно связать данную профессию
с другой, которая имеет какойнибудь общий признак с данной. (Например, металлург –
повар – врач (металлург и повар работают с огнём, печами; повар и врач имеют сходную
одежду)). Представитель команды озвучивает результаты работы
I команда
II команда
III команда
IV команда
V команда
Художник
7. Выступление родителей о профессиях, востребованных через 5 – 7 лет в России
Стоматолог
Ювелир
Шофёр
Геолог
Приложение 2
)
и в мире (
8. 5 поручение
« Представляем профессию
»
Составить рассказ о какойлибо востребованной в будущем профессии, используя
только существительные, остальные команды должны узнать профессию. Если
необходимо, можно использовать пантомиму. Представлять работу может вся команда.
I команда
Врач
II команда
III команда
IV команда
V команда
Урбанэколог
Учитель
Электрик
Шефповар
III. Заключительное слово учителя:
Сегодня на классном часе вы рассажены по результатам тестирования. Поднимите
руки те, у кого желания в выборе профессии совпали с результатами тестирования.
Итак, из всего сказанного сегодня, мы можем сделать вывод, что очень важно
правильно выбрать профессию. Кроме способностей, необходимо учитывать и интересы.
Идеальное совпадение способностей и интересов – это и есть призвания. А ведь сколько
людей всю жизнь занимаются нелюбимым делом: ктото ради денег, ктото по привычке,
ктото просто потому, что когдато несерьёзно отнёсся к собственному выбору. При
выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность –
не самый верный принцип выбора, т.к. престижность или мода – это явление не постоянное.
В данное время престижны такие профессии, как экономист, менеджер, поэтому резко
возросла потребность в рабочих специальностях.
6 Горскина Александра Александровна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лянторская СОШ № 3»
Ну, а тем, у кого желания не совпали с результатам тестирования, я посоветую
заняться самовоспитанием, не отказывайтесь от своей мечты. И вообще, людям любой
профессии нужно работать над собой и только тогда любая мечта станет реальностью.
Подводя итог классного часа, хочу привести слова Константина Дмитриевича
Ушинского: "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то
счастье само вас отыщет". На этом наше приключение игра заканчивается. Поднимите
правую руку те, кто уже твёрдо решил, какую профессию выберет. Поднимите левую руку
те, кому сегодняшний классный час помог определиться с желанием выбрать профессию.
Поднимите руку родители, кому сегодня было интересно вместе с детьми провести время.
Оглянитесь, все мы сидим с поднятыми руками, а это значит, что всё сегодня состоялось и
удалось. Желаю всем удачи и хорошего летнего отдыха!!!
7
Классный час "Выбор профессии - дело серьёзное" (10 класс)
Классный час "Выбор профессии - дело серьёзное" (10 класс)
Классный час "Выбор профессии - дело серьёзное" (10 класс)
Классный час "Выбор профессии - дело серьёзное" (10 класс)
Классный час "Выбор профессии - дело серьёзное" (10 класс)
Классный час "Выбор профессии - дело серьёзное" (10 класс)
Классный час "Выбор профессии - дело серьёзное" (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.