Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Березовская средняя общеобразовательная школа №2»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
в помощь адаптации
1 классам
«Книжный калейдоскоп»
Программа составлена
педагогом-библиотекарем
Терентьевой Е.А.
2022-2023 уч.г.
Пояснительная записка:
Школьная библиотека служит прекрасной средой для трансформации и воспроизводства читательской культуры и литературного вкуса.
Приобщение школьников к литературе, является неотъемлемой частью работы школьного библиотекаря.
Современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. А ведь от их умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Не научившись хорошо читать, ребенок не сможет прочитать задачу по математике, овладеть материалом на должном уровне или без посторонней помощи.
Научить ребенка пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельности читательской деятельности - главная задача школьного библиотекаря. Дать понять учащимся, что чтение – это духовная пища каждого воспитанного человека. А со стремительным вторжением в нашу жизнь достижений научно – технического процесса эта задача стала актуальна как никогда раньше.
Учить работать с книгой сознательно, самостоятельно, избирательно читать книги в школьные годы, а главное, затем, в дальнейшей жизни, чтобы они хотели и умели непрерывно пополнять свое образование с наименьшей затратой сил добывать недостающие знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации - залог успешности в любой деятельности.
Разработанная программа «Библиотечный калейдоскоп» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого учащегося, воспитанию ученика, как читателя.
Программа школьной библиотеки в помощь адаптации 1классам.
Программа «Библиотечный калейдоскоп» не ставит перед собой задачи строгого контроля знаний учащихся, как это принято на уроках. Разнообразие форм и методов работы, позволяет сделать работу с учащимися наиболее интересной и увлекательной.
Адаптационный период как совокупность адаптационных реакций организма человека,
носящих общий характер, испытывают в той или иной мере все участники
образовательного процесса в начале учебного года. Особенно остро это происходит
с учащимися, которые попали в новую для себя среду, т.е. ученики первых, пятых
и десятых классов.
Переход на новую ступень образования характеризуется рядом
особенностей. Прежде всего, учащиеся попадают в новый коллектив сверстников и
учителей, происходит значительное увеличение учебной нагрузки.
У учащихся 1-х классов меняется их социальное окружение, новые условия обучения и воспитания выдвигают более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к формированию у детей учебных знаний, умений, навыков.
Кроме
того, в каждом “переходном” классе имеются свои особенности.
1-й класс.
Ребенок пошел в первый класс, это значит, что в его жизни наступают достаточно бурные изменения; из беззаботного детства он попадает в мир с гораздо более жесткими требованиями. Теперь от малыша требуется не только строгая дисциплина, но и умение по 30-40 минут спокойно высидеть на уроке, заодно стараясь усвоить учебный материал.
Кроме этого ребенку необходимо строить отношения в новом, большом коллективе. Вот почему психологи рассматривают весь первый школьный год как длительную стрессовую ситуацию.
Значительно повышается как личностная, так и ситуационная тревожность детей. Им не всегда понятно, для чего существуют школьные правила, сложно принять эти правила и контролировать с их помощью свое поведение. Отсюда нарушение дисциплины первоклассниками, их эмоциональная неустойчивость и даже соматические заболевания.
Поэтому, задача школьного библиотекаря, совместно с классным руководителем и школьным психологом, помочь учащимся 1классов, как можно, более безболезненно, пережить этот сложный для них период. И, чтобы адаптационный период был эффективен, как нам кажется, необходимы, следующие этапы его организации:
Первое: разработка библиотекарями школы для каждой параллели 1класса варианта программы с учетом собственных возможностей на основе общешкольной программы;
Второе: привлечение к проведению адаптационного периода других специалистов для организации коллективных творческих дел, в том числе и классных руководителей;
Третье: промежуточный анализ и корректировка программы библиотекарем с целью осмысления результатов адаптационного периода (май);
Четвёртое: обобщение библиотекарем материалов работы с детьми.
Цель программы:
- Приобщение учащихся к чтению и умению работать с литературой разной направленности
-Укрепление интереса к познанию окружающего мира через знакомство с литературой
-Развитие познавательных способностей учащихся
-Умение применить полученные знания в новых условиях
-Побуждение к чтению и потреблению информации.
-Расширение литературно-образовательного пространства учеников
Задачи программы:
-Помочь учащимся в период адаптации посредством литературы
- Научить слушать, понимать и анализировать художественные произведения
-Привить любовь к чтению и литературе
- Сформировать благодаря книге, ученика, как личность.
Формы занятий:
классно-урочная система: коллективная, групповая, индивидуальная
- библиотечные уроки
-литературные часы
-выставки книг
-организация стендов
- массовые мероприятия
- викторины
- тесты
- кроссворды
Планируемые результаты
Содержание программы «Литературный калейдоскоп» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
Программа ориентирует библиотекаря на создание условий для активации у учащихся, эстетических установок, как неотъемлемой характеристики мировосприятия и поведения.
Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, а также основами информационной культуры. Общение с книгой развивает память, внимание, воображение, позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии.
Благодаря программе адаптации, учащиеся смогут получить знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшей жизни. Предлагаемые мероприятия, предполагают развитие у детей художественного и эстетического вкуса, а также способствует воспитанию нравственных начал, развитию коммуникативных качеств личности (вербальным и невербальным видам общения). После встреч с книгой и информацией, которую она несёт, воспитывается воля, развивается память, воображение, инициативность, речь.
Библиотекари видят своей целью, создание положительного эмоционального настроя, снятия напряжённости и решения конфликтных ситуаций через предлагаемые мероприятия.
Содержание занятий поможет учащимся получать необходимую информацию не только о книге, но и научит любить книгу, как «источник знаний», как «память веков», как память всего человечества.
Разработанная программа адаптации соответствует федеральному государственному образовательному стандарту общего образования.
Сроки предлагаемых мероприятий по программе адаптации «Библиотечный калейдоскоп» для 1 классов
№п.п |
мероприятие |
Участники |
Сроки проведения |
|
Знакомство с библиотекой. «Давайте, познакомимся!» Правила пользования книгой. «Увлекательный мир» |
1классы |
1четверть (сентябрь) |
|
Литературные часы, часы громкого чтения |
1классы |
2четверть (ноябрь-декабрь) |
|
Литературный праздник «Прощание с азбукой» |
1классы |
3 четверть (февраль) |
|
Неделя детской книги (план мероприятий в марте) |
1,5классы |
4 четверть (апрель) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.