Количественные и порядковые числ
Оценка 4.8

Количественные и порядковые числ

Оценка 4.8
docx
31.05.2021
Количественные и порядковые числ
количественные и порядковые числительные.docx

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Количественные и порядковые числительные

Цели урока:

Образовательная: формирование знаний о грамматическом значении имени числительного как части речи; совершенствование умения отличать числительные от других частей речи, связанных с понятием числа; формирование умения различать количественные и порядковые числительные по вопросам, значению, синтаксической роли в предложении.

Развивающая: развитие мышления, логики, умения анализировать, выделять существенные признаки, делать общие выводы.

Воспитательная: привитие уважения к людям разных профессий.

Задачи: развивать способности отличать количественные числительные от порядковых, предупреждать орфографические ошибки; закреплять знания учащихся об имени числительном.

Тип урока: комбинированный (закрепление ранее изученного и изучение нового материала).

 

Ход урока

I. Организационный момент. Объявление темы урока.

– Ребята, мы продолжаем изучение имён числительных с целью формирования знаний об их значении, умения отличать их от других частей речи, связанных с понятием числа. Тема урока “Количественные и порядковые числительные”, давайте сформулируем основные цели урока.

(– Мы должны узнать, что обозначают, на какие вопросы отвечают количественные и порядковые числительные, как они изменяются.

– Должны научиться различать порядковые и количественные числительные).

II. Проверка домашнего задания.

Урок начнём с проверки домашнего задания. Вопросы задаются учащимся поочередно. Каждый следующий ответ вытекает из предыдущего.

Расскажите о числительном только определениями, фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок.

Расскажите, где и как используются числительные. Выделите, что хорошо, и объясните почему.

Выделите негативные моменты, проанализируйте их.

Ответьте на вопрос: что придумали бы люди, если бы не было числительных.

Расскажите, какие эмоции вызвала та или иная информация по теме “Имя числительное”. Не надо рассказывать почему. Эмоция – факт.

 Обобщите высказывания ваших одноклассников. Сделайте вывод.

– Спасибо, ребята, за работу. Из ваших выступлений наметилось немало проблем. Попытаемся решить некоторые из них.

III. Грамматико-орфографическая пятиминутка.

Задание: из диктуемых мною слов записать только имена числительные, обозначив орфограммы. Записываем в два столбика: “знаю” – “сомневаюсь”.

Семидневный, трижды, шестнадцать, восемь, четырёхзначный, трёхэтажный, одиннадцать, пятак, пятнадцатый, утроить, шестиклассник, семьдесят, дважды.

–проверка столбика “знаю”.

Обсуждение столбика “сомневаюсь”.

IV. Актуализация знаний.

Исследование материала.

– Из диктуемых слов вы выписывали имена числительные. Какие задачи вы должны были решить, выполняя это задание? ( Грамотно написать имена числительные; суметь отличить их от других частей речи, связанных с понятием числа; правильно определить значение, задать вопрос).

– А одинаковые ли выписанные числительные? Исследуем их по тем признакам, которые вы назвали.

Ребята исследуют выписанные числительные. Обсуждают полученные результаты в группе.

В русском языке, как и в других языках мира, есть немало слов, значение которых связано с понятием числа, счета. Это такие, например, слова, как пять, десять, десяток, большинство, удвоить, тонна, дюжина, дважды, тройной, пятнадцатый. Однако среди всех этих слов именами числительными являются только пять, десять, пятнадцатый. Остальные слова по своим грамматическим признакам относятся к другим частям речи. Название «числительное» произошло от слова «число». По частоте употребления в речи числительное занимает 8-е место. Чаще всего употребляются числительные: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, десять. От них образовано много слов других частей речи.

Чем же отличаются имена числительные от других слов, связанных с понятием числа? Сравним два слова: пятак и пять. Слово пятак обозначает конкретный предмет (монета, на которой изображена цифра «пять»), а слово пять обозначает число (отвлеченное число), которое используется при счете самых различных предметов, указывает на количество предметов. Кроме этого, слова пятак и пять отвечают на разные вопросы (что? - пятак, сколько? - пять). Слово пятак - имя существительное, а пять - имя числительное. Имеются среди числительных такие, которые обозначают порядок предметов при счёте: третий день, восьмой том. Они отвечают на вопросы: который? какой?

Невозможно представить себе языка без слов, которые обозначают число, количество предметов или их порядок при счёте. На уроках математики, истории, географии вы давно пользуетесь числительными. А в быту? В каком доме вы живёте? В каком классе вы учитесь? Имя числительное - уникальная часть речи. Все числительные можно назвать, их 50 с небольшим. (Можно ли перечислить все существительные, прилагательные или глаголы?) В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества!

На письме числительные часто заменяют цифрами, так как это гораздо удобнее: они занимают меньше места, их быстрее можно прочесть и понять, чем длинную строчку из нескольких слов (сравните: 2543 и две тысячи пятьсот сорок три). Но записывать числительные нужно уметь, и это требуется в обязательном порядке при записи денеж­ных сумм в ведомостях, доверенностях, на почтовых переводах, на документах, заверяемых у нотариуса, и т. п. Поэтому записывать числительные прописью и учат в школе - в жизни пригодится.

V. Формирование новых знаний и умений

1. Работа с таблицей “Линия сравнения”.

– Чтобы ещё лучше понять, в чём неоднородность выписанных числительных, составим небольшую сравнительную таблицу.

Давайте обсудим в группах, какие признаки мы запишем в середину таблицы “линия сравнения”. (Обсуждение в группах).

– Предложите свои варианты.

Всё, что предлагают дети, учитель записывает на доске в таблицу, далее идет обсуждение линии сравнения.

– Ребята, у каждого из вас на партах есть отпечатанные таблицы. Проанализируйте числительные по выдвинутым признакам и впишите результат в таблицу.

Учащиеся индивидуально заполняют таблицу.

– Обсудите в паре, что у вас вышло. (Обсуждение полученных результатов в паре).

– Давайте разберём полученные результаты.

2. Работа с теоретическим материалом.

– Обратимся к теоретическому материалу в учебнике в пар. 53. Внимательно прочитайте и впишите в таблицу тот материал, который будет вами дополнен после ознакомления.

Учащиеся работают с теоретическим материалом.

– Давайте обсудим полученный результат.

Порядковые

Линия сравнения

Количественные

Какой?

Который?

Вопрос

Сколько?

Порядок предметов при счёте

Значение

Количество предметов

По падежам

родам

числам

Изменение

По падежам

Обычно определение

Синтаксическая роль

Любой член предложения

VI. Закрепление умений.

1.Выборочное списывание.

– Умение различать и находить количественные и порядковые числительные в текстах – одна из целей нашего урока.

Вернёмся к выступлению учащихся в начале нашего урока.  При изучении материала по теме “Имя числительное” они испытали разные чувства, о чём нам и рассказали. Но у них не возникло такого чувства, как восхищение. Мы попытаемся его испытать, как весь мир 12 апреля 1961 года. Что произошло в этот день?

(Первый полёт человека в космос.)

– У меня в руках два текста об этом событии. Один отмечен цветом, другой – на белой карточке. Каким образом об одном и том же событии можно рассказать по-разному?

(– Можно образно, эмоционально, экспрессивно, воздействуя на чувства читателей, а можно предельно ясно и точно донести до читателей сообщаемую информацию, т. е. в разных стилях речи: художественном и научном).

– Ребята, кто желает поработать с текстом художественного стиля – берёт цветную карточку, а кто с текстом научного стиля – белую.

Задание для обеих карточек: выпишите из текста словосочетания в два столбика:

1) количественное числительное + существительное;

2) порядковое числительное + существительное.

(Ребята выбирают карточки и выполняют задание).

Текст на цветной карточке

12 апреля 1961 года от Земли отрывается первый человек, герой и любимец века. Стоя между небом и землёй, прежде чем войти в ракету, он только улыбнулся и поднял руки кверху.

– До скорой встречи!

А когда раздалась последняя команда “Пуск” и ракета ринулась вверх, Гагарин

лихо, с чисто русским пренебрежением к тяготам и опасностям бросил своё знаменитое “Поехали!”, подбадривая не себя, а тех, кто остаётся.

Ракета, приподнятая столбом тугого пламени, тронулась с места...

“Взгляд мой остановился на часах. Стрелки показывали 9 часов 7 минут по московскому времени. Я услышал свист и всё нарастающий гул, почувствовал, как гигантская ракета задрожала всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвалась от стартового устройства”,— вспоминал позднее Гагарин.

В эти мгновения он уже не испытывал ни ошеломления, ни восторга. Всё было точным и размеренным в его сознании. Ему показалось странным: когда росли и росли перегрузки, с Земли голос Королёва ему сообщил, что прошло семьдесят секунд после взлёта. Он ответил бодро: “Самочувствие отличное. Всё хорошо”,— а сам подумал: “Неужели только семьдесят? Секунды длинные, как минуты”. Но тотчас утешился воспоминанием: “На центрифуге приходилось переносить и не такое”.

Мир вокруг него необычайно расширился: Гагарин чувствовал себя первым открывателем. И это не было преувеличением.

Краски родной планеты по-детски обрадовали его.

— Красота-то какая! — воскликнул он, видимо, совсем забыв, что его схваченный микрофоном голос уже полетел из пределов внеземных обратно на Землю.

(По Л. Обуховой Любимец века)

Текст на белой карточке

Исторический комментарий

Гагарин вошёл в первую группу будущих кандидатов в космонавты и блестяще прошёл всё обучение. Размеры первого космического корабля были небольшими, поэтому кандидатов отбирали очень строго. Выбор пал на Гагарина по ряду причин. Он был небольшого роста и весил немного. К тому же Королёва, конструктора ракет, очевидно, привлекли в Гагарине оптимизм и его вера в успех.

12 апреля 1961 года космический корабль “Восток” был запущен с космодрома “Байконур”, находящегося в степях Казахстана. Он поднялся в космос, набрав скорость 28 000 километров в час.

Гагарин облетел вокруг Земли один раз на высоте 302 километра над поверхностью Земли. Путешествие заняло 1 час 49 минут. Спускаемый аппарат совершил посадку неподалёку от города Саратова. Торжественная встреча стала всенародным праздником.

– Проверяем умение находить количественные и порядковые числительные в тексте. (Проверка выполнения заданий).

– Ребята, кто выбрал материал на цветной карточке, знайте, что это отрывок из текста, который включён в сборник изложений для экзамена по русскому языку в 9 классе.

2. Работа с текстом.

– На уроке литературы при изучении биографии Л.Н.Толстого у нас обязательно вызовет восхищение тот факт, что у него было 8 детей и 26 внуков.

Некоторые из них написали воспоминания о Л.Н.Толстом, в частности его внук Сергей Сергеевич оставил воспоминания об “уроках жизни”, которые давал ему дед, ими он впоследствии поделился с читателями.

Прослушаем текст.

Мне сказали, что приехал дедушка, отец папы. “Где же он?”– спрашиваю я. В ответ слышу: он внизу на кухне. Спускаюсь вниз и вижу: Лев Николаевич сидит на кухне и беседует с кухаркой. Я тогда же почувствовал, как это удивительно. Вместо того, чтобы сразу идти наверх и беседовать и с профессором Рачинским (дедом по матери), Лев Николаевич остановился минут на двадцать поговорить с простой женщиной, мимо которой обычно проходили, не удостаивая её вниманием.

Лев Николаевич хотел показать, что он видит в ней такого же человека, как и во всех других людях.

Какой же жизненный урок я вынес из этой встречи с моим дедом?

(Остановка чтения)

– Как вы считаете, ребята?

(Лев Николаевич хорошо относился ко всем людям; он был очень доброжелательным; был в высшей степени интеллигентным человеком, нужно уважать труд человека любой специальности).

( Продолжение)

Лев Николаевич, как мне думается, нарочно пошёл на кухню разговаривать с кухаркой: он хотел показать мне, а может быть, и моему другому деду, что ко всем надо относиться одинаково… что всякий труд достоин уважения.

– Ребята, посмотрим каждый на себя. Всегда ли мы уважительно относимся к труду повара, технички? Пусть и для нас будет “уроком жизни” воспоминания Сергея Сергеевича.

– Какие числительные встретились в тексте? ( Первый, двадцать.)

– Как можно соотнести их с темой урока? ( Одно из них количественное, другое – порядковое).

VII. Диагностика усвоения.

1. – Вернитесь к составленной таблице и на примере услышанных числительных проговорите все признаки числительных: 1 вариант – порядкового “первый”, 2 вариант – количественного “двадцать”.

Дети в паре проговаривают друг другу ответы, один ответ – для всего класса.

– За работу на уроке (чему и в какой степени научились) каждый может поставить оценку на полях тетради.

2. Тест.

– С целью объективности проверки знаний по теме выполним тест. Если у вас возникают трудности, можете воспользоваться вашими тетрадями с правилами. До урока контроля у вас есть время доработать материал.

Время на выполнения теста ограничено – 7 минут.

VIII. Подведение итогов урока. Оценивание.

IX. Домашнее задание: пар. 53, заполнить тетрадь с правилами, упр.


 

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Чаще всего употребляются числительные: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, десять

Чаще всего употребляются числительные: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, десять

Умение различать и находить количественные и порядковые числительные в текстах – одна из целей нашего урока

Умение различать и находить количественные и порядковые числительные в текстах – одна из целей нашего урока

Проверяем умение находить количественные и порядковые числительные в тексте

Проверяем умение находить количественные и порядковые числительные в тексте
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021