Данный материал может быть использован как для уроков географии, так и для уроков истории, искусства, литературы. Возможно использования для занятий внеурочной деятельностью. Материал содержит подробное описание мужского и женского коми костюма. Описания содержат цветные фотографии. которые наглядно отражают все особенности коми одежды.Раздаточный материал для урока географии.
коми костюм.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Коми Национальный
Костюм
Выполнила: учитель географии
Турасова Наталья Леонидовна Ухта
2017
Основной частью мужского костюма являлась рубаха, которую шили из белого холста,
пестряди, позднее из ситца. Старинные рубахи по покрою были туникообразными. В начале
XX в. получила распространение традиционная русская косоворотка с прямым разрезом на
левой стороне, воротникомстойкой, узкими рукавами. Штаны шили из пестряди, синие в
белую полоску, по покрою они были близки к старинному типу штанов русских крестьян из
соседних губерний.
Для женской одежды характерен сарафанный комплекс, в состав которого входили рубаха
и сарафан, различавшиеся как по материалу, так и по технике кроя и декоративному
решению. Исходя из этих различий, выделяется несколько локальных комплексов
традиционной женской одежды: лузсколетский, сысольский, верхневычегодский и
нижневычегодский, вымский, удорский (вашкинский и мезенский), печорский, ижемский. Основной элемент женского костюма – рубаха состояла из двух частей: верхней и нижней.
Верхняя часть рубахи шилась из пестряди, кумача, отбеленного холста, фабричных тканей,
нижняя часть – из полотна более низкого качества. Рубахи имели вставки на плечах
(полики) и под мышками (ластовицы). Для пошива рубах летских коми использовали
отбеленный холст и кумач. Рубахи имели воротничок стойкой и прямые рукава.
Характерной особенностью летских рубах являются так называемые косые трапециевидной
формы полики, выкроенные из браного холста, позднее кумача. Основной акцент в
украшении делался на вышивку, наносившуюся красными хлопчатобумажными нитками по
вороту, плечам, краям рукавов. Данный тип рубахи считается одним из древнейших,
генетически связанным с туникообразной рубахой, ее дальнейшим развитием. Праздничные
рубахи лузских, сысольских, вычегодских коми также шились из отбеленного холста.
Полики на таких рубахах имели прямоугольную форму, выкраивались из одного с рубахой
материала. Рубахи лузских коми имели широкий круглый вырез без признаков воротничка,
у вычегодских и сысольских коми рубахи шили с воротникомстойкой. Рукава собирались
в складку у запястья, края обшивались тесьмой, узкой полоской белого кружева. Ворот,
полики, края рукавов украшались браным узором, позднее вышивкой в виде растительного
орнамента, представляющего собой плавно изогнутую ветвь с чередующимися цветами и
листьями. Выполнялась такая вышивка простым крестом черными и красными
хлопчатобумажными нитками. Рубахи удорских, ижемских коми шились из фабричных
тканей. Покупали в основном дорогие завозные ткани – шелк, атлас, кашемир и др.
Поверх рубахи надевались сарафаны, которые различались по крою и типу ткани. Сарафан
летских коми относился к типу "глухого" туникообразного, без лямок. Лузские,
сысольские, вычегодские коми носили косоклинные сарафаны на узких лямках, с
корсажем. Верхнюю часть сарафана собирали в складку и прошивали строчкой в несколько
рядов – получался корсет высотой в 1416 см с разрезом сбоку, который застегивался на
крючки. Повседневные сарафаны такого типа шились из пестряди, праздничные – из
фабричных тканей (сатин, атлас). Удорский праздничный косоклинный сарафан шили из парчи в виде широкой юбки до подмышек на узких коротких лямках. На Ижме носили так
называемые круглые сарафаны, сшитые, как правило, из шелка.
Женские головные уборы делятся на две группы: девичьи и замужних женщин. Головные
уборы девушек издавна отличались от головных уборов замужних женщин, последние
всегда и везде полностью закрывали волосы. Для девичьих уборов характерно ношение
различных ленточек, сложенных в виде полоски платков, берестяных обручей. Головные
уборы женщин отличались особым разнообразием. Ижемки носили головной убор треук
или ошувку, сшитую из парчи на подкладке. Надевали его на простой чепец вӧлӧсник,
сверху покрывали богато расшитым шелковым платом. На Вычегде, Сысоле, Лузе
распространен был сборник, праздничный головной убор в виде кумачного венца на
твердой основе, который спереди перевязывался платком. На Вычегде, Выми были
известны уборы самшура, чепец трапециевидной формы, сшитый из кумача, с твердым
дном и обшитый по краям твердым валиком, и кокошник, чепец из кумача, на холщовой
подкладке, спереди имел твердое очелье в виде полукруга, украшенное бисером,
пуговицами. На Выми, Лузе существовала также традиция носить в качестве головного
убора два платка: первый меньшего размера (кумачная косынка, завязываемая на затылке),
второй большего (платок различной расцветки, завязываемый под подбородком). На Летке
женщины носили сороку, представлявшую собой мягкую повязку с вышитым очельем
налобником, с двумя боковыми "крыльями" – завязками и «хвостом», который покрывал
затылок. Подобный головной убор юркӧртӧд, но иной конструкции и декора был также
распространен в верховьях р. Сысолы (Койгородский район).
Атрибутом традиционного мужского и женского костюма являются пояса, отличающиеся
по цветовой гамме, ширине, орнаментике, способу изготовления. Поясами подпоясывалась
верхняя и нижняя одежда.
Мужская и женская обувь мало отличалась между собой. Распространенным
видом обувибыли поршни, которые собирались у щиколотки на ремешок, шились из
сыромятной кожи в домашних условиях; а также коты. В качестве рабочей обуви и только
в летний период у коми использовалась берестяная обувь – бöсик, кöм. Зимой носили
валяную обувь – короткие валенки из натуральной шерсти – чуни; валенки – катанки;
тобоки и пимы, сшитые из оленьего меха. В селениях Летского бассейна в качестве
праздничной и повседневной распространена была плетеная обувь из березового и липового
лыка шуль; нинкӧм.
Верхней одеждой служили шабур, кафтан, зипун, сукман, в зимнее время – овчинная шуба.
Особо выделялась одежда и обувь из оленьего меха, которая была характерна для северных
коми: малица и пимы. Малица – это глухая одежда прямого покроя из оленьего меха
(мехом внутрь); имела пришитые к рукавам рукавицы и двойной капюшон: мехом внутрь и
мехом наружу.
Национальный костюм ныне используется главным образом в качестве
праздничного и сценического.
Коми национальный костюм
Коми национальный костюм
Коми национальный костюм
Коми национальный костюм
Коми национальный костюм
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.