Компетентностный подход к занятиям в дополнительном образовании
Оценка 4.9

Компетентностный подход к занятиям в дополнительном образовании

Оценка 4.9
Семинары
docx
преподавание
Все классы
16.11.2021
Компетентностный подход к занятиям в дополнительном образовании
Компетентностный подход в дополнительном образовании.docx

Планирование учебного занятия

на основе компетентностного подхода

«Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её  находить»

Адольф Дистервег - немецкий педагог

 

– «Как учить?»; 
– «Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению?»; 
– «Каким способам деятельности обучать детей?».

 Ответы на эти вопросы даёт компетентностный подход в обучении. 

- Сегодня мы рассмотрим, что такоекомпетентностный подход в доп. образовании?

 

«Компетенция»  это интегрированный результат владения содержанием образовательногопроцесса,выражаемым вготовности учащихся применять знания,навыкииумения.

Компетентность – уже состоявшееся личностное качество, совокупность качеств, позволяющее решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Другими словами, компетентность – это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией. 

(компетенция – что знаю и умею, компетентность – применение З и У в определенной ситуации).

Компетенции – это цели (поставленные перед человеком), а компетентности – это результаты.

 

Главный признак компетентностного подхода - способность обучающегося к самообучению в дальнейшем. Основной результат обучения - готовность использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации.

         

Рассмотрим компетентностный подходв образовательном процессе:

  1. Обеспечение активности обучающихся в образовательном процессе, увеличении возможностей выбора.
  2. Знания, умения и навыки выступают не целью, а средством в процессе развития ребенка.
  3. Ориентация на саморазвитие личности (уникальности каждого учащегося;творческого саморазвития личности)
  1. научить решать социально и личностно значимые проблемы и жизненно важные задачи в каждом возрасте.

Как спланировать учебное занятие, используя компетентностный подход?

1.         Педагогу необходимо научиться видеть каждого учащегося с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, важных для успеха в той или иной области.

2.         Переформулировка целей обучения: на первый план выходит задача развития личности с помощью индивидуализации образования (индивидуальный подход к каждому учащемуся – личностно-ориентированное обучение).

3.         Применениесовременных технологий, методов, форм обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей учащихся в зависимости от их личных склонностей и интересов (проблемные ситуации, поиск информации и т.д.).

Технологии, поддерживающиекомпетентностный  подход  в  обучении являются:

Технология проблемного обучения

Технология проектного обучения

Технология развития критического мышления

4.         Педагог на занятии становится в роли «координатора» или «наставника», а не источником знаний и информации.

5.         Задача педагога так выстроить процесс обучения и воспитания, чтобы научить учащегося мыслить, привить навыки практических действий.

6.         Поощрение и мотивация учащихся.

7.         Важным элементом методической структуры компетентностногозанятия является рефлексия.

Оцени результаты своей деятельности через отношение, эмоции, чувства.

·         Проведи самоконтроль.

·         Проведи самооценку.

Таким образом, у учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки. Возникает мотивация на дальнейшее обучение, на самореализацию через творческую и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов.

 

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования

Три основных этапа:

1-й этап – целеполагание.

Учащиеся сами ставят цель или участвуют в постановке цели, а, следовательно, педагог организует ситуацию постановки, понимания и принятия цели учащимися как собственной учебной задачи.

Как уч-ся могут поставить цель?

(сказатьЧему должен научиться? Что хотел(а) уметь к концу занятия (года)? Что бы ты хотел(а) сделать сегодня на занятии? Что бы ты хотел(а) получить?

Учащиеся должны понимать, что все, что они сегодня делали на занятии, как будут использовать, как им это пригодиться).

2-й этап – проектирование занятия.

1.     Разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции:

      теоретический материал – понятия, процессы…

      практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям;

      воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы.

2.    Установление связей внутри содержания (этапы связаны между собой).

3.  Прогнозирование форм предъявления этапов (результаты)

3-й этап – выбор формы организации образовательной деятельности. Компетентностный подход ориентирован на организацию учебно-познавательной деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому занятию, основная задача– организовать продуктивную деятельность.

Основные характеристики творческого занятия:

1.      Исследовательский метод и вид деятельности.

2.      Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока.

3.      Многообразие подходов и точек зрения.

4.      Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль.

Подобрать такие формы обучения (сам-но, группа, парная), в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся. Это различные формы открытого, проектного и проблемно-ориентированного обучения (активностьпедагога на самостоятельное учение, ответственность и активность самих учащихся).

При выборе методов обучения для реализации компетентностного подхода, особое внимание мы уделяем тем методам, которые способствуют включению обучающихся в активную деятельность. Происходит переосмысление позиций учителя, который становится в большей степени «координатором» и «наставником», чем непосредственным источником знаний. Изменение профессиональной позиции педагога приводит к тому, что ученик выступает как партнёр в процессе обучения.

При всем многообразии форм организации учебной деятельности, которые можно использовать при развитии ключевых компетентностей, преимущественными могут считаться те, что ориентированы на самостоятельность учащегося, где явно может быть представлен «продукт» работы, который может быть оценен педагогом и аудиторией.

Преимущественными формами проявления самостоятельности ученика в учебной деятельности разработчики считают следующие формы: анализ и обобщение информации, обсуждение, создание текста, выступление (презентация).

Основные методы обучения:

      методы активного обучения (деловые игры, ролевые игры, дискуссии и т.д.);

      метод проблемного обучения (беседа, проблемная лекция, проблемный семинар);

      методы активизации творческого мышления, например, мозговой штурм.

Таким образом, центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся. Меняются формы и методы организации занятий – обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на продуктивную работу в малых группах, развитие самостоятельности и ответственности.

4-й этап – педагог подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции

А теперь, уважаемые коллеги, подводя итог нашей встречи, я предлагаю методом «Ассоциация»

Метод «Ассоциации» (мозговой штурм)

Какие ассоциации к слову «компетентность»? Все слова должны начинаться с букв данного слова.

 

к -

о -

м -

п -

е -

т -

е -

н -

т -

н -

о -

с -

т -

ь


 

Планирование учебного занятия на основе компетентностного подхода «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить»

Планирование учебного занятия на основе компетентностного подхода «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить»

Главный признак компетентностного подхода - способность обучающегося к самообучению в дальнейшем

Главный признак компетентностного подхода - способность обучающегося к самообучению в дальнейшем

Технологии, поддерживающиекомпетентностный подход в обучении являются:

Технологии, поддерживающиекомпетентностный подход в обучении являются:

Установление связей внутри содержания (этапы связаны между собой)

Установление связей внутри содержания (этапы связаны между собой)

Меняются формы и методы организации занятий – обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на продуктивную работу в малых группах, развитие самостоятельности и ответственности

Меняются формы и методы организации занятий – обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на продуктивную работу в малых группах, развитие самостоятельности и ответственности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2021