Комплексный анализ текста 9 класс
ТЕКСТ 1
Прочитайте текст и выполните задания.
Любила Русь к..л..кольный звон и уже в XIV веке в Москве и Новгороде отл..вались к..л..кола. Лет…пись сохранила упоминание о первом к..л..кольном мастере изг..товивш..м к..л..кола для святой Софии. Церковные к..л..кола звучали на десятки вёрст «во дни торжеств и бед народных». Радос(?)ным звоном встречала Москва войска возвращавшиеся с победой. К..л..кола созывали на вече новгородцев.
Обычно к..л..кола изготовлялись в пушечных ма-стерских. Их литьё считалось почетным делом а из-готовление больших к..л..колов даже заносились в летописи. С к..л..колами связаны различные поверья множество загадок поговорок притч(?) В деревнях к..л..кола (не)редко заменяли часы. Отливка к..л..кола трудное дело, ведь к..л..кол это своеобразный музыкальный инструмент со своими звонами. А у каждого звона своё значение. (По Е. Осетрову)
1) Докажите, что это текст и озаглавьте его.
2) Определите тему и главную мысль текста.
3) Определите стиль и тип речи текста. Аргументируйте свой ответ.
4) Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, раскройте скобки.
5) Выпишите из текста одно предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, разберите его по членам предложения.
6) Выполните морфологический разбор причастия из выписанного предложения (см. задание 5).
7) Начертите схему первого предложения последнего абзаца, объясните расстановку в нём знаков препинания. Укажите, чем выражены главные члены предложения.
8) Найдите в тексте предложение с однородными подлежащими, обозначьте, чем выражены в нём главные члены.
9) Выпишите по 1 примеру СОГЛАСОВАНИЯ, УПРАВЛЕНИЯ, ПРИМЫКАНИЯ.
Комплексный анализ текста 9 класс
ТЕКСТ 2
Прочитайте текст и выполните задания.
Как-то ночью пришёл первый заморозок. Он надышал на стекла в доме и они зап.. тел и, посыпал
з..рнистым ин..ем крыши захрустел под ногами. Одни только звезды как будто обрадовались первому морозу и ярко засв..ркали. В эту ночь я проснулся от протяжного и пр..ятного звука пастушьего рожка а за окнами едва заметно голубела з..ря.
Я оделся и вышел в сад. Ре..кий воздух обмыл лицо х..лодной в..дой и сон сразу прош..л. Разгорался рассвет. Ветра не было но в саду всё падали и падали листья. Берёзы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек и листья сыпались с них част..м и печальном дождем.
(К. Паустовский )
1) К какому типу речи относится текст? Отметьте в данном отрывке основные признаки этого типа.
2) Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.
3) В выделенных словах графически объясните орфограммы.
4) Выпишите по 1 примеру СОГЛАСОВАНИЯ, УПРАВЛЕНИЯ, ПРИМЫКАНИЯ.
5) Выполните морфемный разбор слов ЗЕРНИСТЫМ и ЗАСВЕРКАЛИ.
6) В сложных предложениях первого абзаца подчеркните грамматические основы и начертите схемы этих предложений.
7) Выпишите простое предложение, соответствующее характеристике: предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, нераспространённое, полное.
8) Выпишите слово, в котором все согласные мягкие.
9) В третьем предложении текста одно из сказуемых замените причастным оборотом. Запишите получившееся предложение и выполните его синтаксический разбор.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.