МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Вышневолоцкий колледж»
Согласовано на заседании
ПЦК ОД
«…»………............. 2021 г
…………………………….
Комплект оценочных средств
для проведения текущего контроля
и промежуточной аттестации
в форме дифференцированного зачета
по ОП.06 Основы педагогики и
психологии специальности 39.02.01 Социальная работа
г. Вышний Волочек
2021г.
Аннотация
Методическая разработка по учебной дисциплине ОП.06 Основы педагогики и психологии рекомендована для работы со студентами специальности 39.02.01 Социальная работа средних профессиональных образовательных учреждений. Проводятся с целью повышения интереса учащихся к изучению данной науки.
В работе описывается ход занятий. Даны подробные представления заданий, вопросов и ответов на них. При использовании этой методической разработки предоставляется возможность закрепить и расширить знания обучающихся о практическом применении.
Форма проведения занятий дает возможность обучающимся принимать активное участие в процессе, обмениваться знаниями со своими товарищами, отстаивать и представлять свою точку зрения, работать в команде.
|
|
|
|
Сведения об авторе
Румянцева Ольга Викторовна, преподаватель биологии и психологии ГБПОУ "Вышневолоцкий колледж".
Образование высшее, в 2000 г. окончила Тверской государственный университет химико-биологический факультет, квалификация Биолог. Преподаватель биологии и химии по специальности «Биология».
В 2020 г. Курсы профессиональной переподготовки по программе Педагог – психолог.
Имеет первую квалификационную категорию.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данные методические указания содержат задания для выполнения практических заданий по дисциплине ОП.06. Основы педагогики и психологии, разработаны для специальности среднего профессионального образования: 39.02.01 Социальная работа в соответствии с содержанием рабочей программы учебной дисциплины.
Для подготовки выпускника, по специальности 39.02.01 Социальная работа по дисциплине ОП.06.Основы педагогики и психологии, проводятся 8 практических занятий, продолжительностью не менее двух академических часов каждое.
После выполнения всех практических заданий курса и участия в семинарах студент должен уметь:
· планировать и осуществлять социально-педагогическую деятельность;
· осуществлять первичную психологическую поддержку клиента;
· пользоваться приемами первичной психологической самопомощи при работе с клиентом;
Практическое занятие по учебной дисциплине ОП.06. Основы педагогики и психологии, может проводиться в форме семинара. Основным назначением семинара, как одного из видов практических занятий, является углубленное изучение дисциплины с целью практического применения теоретического знания.
Подготовка к семинарам и выполнение практических заданий не влечет за собой оформление отчетов. Практические задания выполняются на листах-заданиях, подготовленных преподавателем. Подготовка к практическому занятию в форме семинара проходит в свободной форме.
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. Паспорт комплекта оценочных средств
1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКТА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
1.2. Сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки, типах заданий, формах аттестации |
7
7
7
|
2. КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
2.1. 2.1. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
2.2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА
|
5 |
3. Список рекомендуемой литературы 17
1. Паспорт комплекта оценочных средств
1.1 Область применения комплекта оценочных средств
Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения учебной дисциплины ОП.06 Основы педагогики и психологии специальности 39.02.01 Социальная работа
1.2. Сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки, типах заданий, формах аттестации
Таблица №1
Результаты освоения (объекты оценивания) |
Основные показатели оценки результата и их критерии |
Тип задания; № задания |
Форма аттестации |
Ø знать взаимосвязь общения и деятельности
|
- понимание сущности общения как коммуникации; - объяснение сущности составляющих структуры общения - перечисление целей общения, функций общения, видов общения, уровней общения, каналов общения - объяснение сущности факторов и эффектов МЛВ |
устный опрос
контрольная работа |
Дифзачет
|
Ø знать роли и ролевые ожиданий в общении
|
- объяснение взаимосвязи социальной роли с ролевыми ожиданиями; - анализ отличия формальных и неформальных групп; формального и неформального лидера; - перечисление основных качеств лидера; - воспроизведение понятий: «социальная роль», «социальный статус», «референтная группа», «лидер» - объяснение сущности Трансактного анализа Э. Берна |
устный опрос
контрольная работа
практическое занятие №3 |
Дифзачет |
Ø знать виды социальных взаимодействий |
- понимание сущности и значения социального взаимодействия; - перечисление эффектов социального взаимодействия; |
доклад
|
Дифзачет |
Ø знать механизмы взаимопонимания в общении |
- перечисление основных механизмов взаимопонимания в общении; - описание каждого механизма взаимопонимания в общении - сравнение особенностей невербального общения в разных странах. |
устный опрос по теме 3
контрольная работа №1
|
Дифзачет |
Ø уметь использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
|
- применение приемов саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; - понимание индивидуальных особенностей саморегуляции поведения - воспроизведение правил правильного восприятия критики. |
практическое занятие №3, №5
|
|
Ø уметь применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности |
- применение приёмов подготовки эффективного публичного выступления - применение приемов полемики, дискуссии и спора в профессиональной деятельности - применение приема конвертации в конструктивную критику
|
практическое занятие№1, №2, №4 |
Дифзачет |
2. Комплект оценочных средств
2.1.Задания для проведения текущего контроля
Тема 1 Взаимосвязь общения и деятельности
Устный опрос:
1. Понятие общения в психологии.
2. Структура общения.
3. Цели общения.
4. Функции общения.
5. Виды и уровни общения.
6. Средства общения.
7. Каналы общения.
8. Факторы и эффекты межличностного восприятия
Критерии оценки к устному опросу
5(отлично) |
полностью ответил |
4 (хорошо) |
ответил полностью, но с 1 ошибкой |
3 (удовлетворительно) |
ответил не полностью |
2 (не удовлетворительно) |
не ответил |
Практическое занятие №1
Тема 2 Приемы полемики, дискуссии и спора
Подготовка докладов по темам:
1. Культура ведения полемики
2. Запрещенные приемы ведения полемики
3. Приемы защиты от запрещенных приемов ведения полемики
Критерии оценки к выполнению доклада
5(отлично) |
раскрыл тему полно с использованием терминов |
4 (хорошо) |
раскрыл тему частично с использованием терминов |
3 (удовлетворительно) |
раскрыл тему частично не полностью воспроизводя значение терминов, часто читал по тетради |
2 (не удовлетворительно) |
не ответил |
Практическое занятие №2
Тема 3 Роли и ролевые ожидания в общении
Подготовка докладов по темам:
1. Общие закономерности межличностных отношений
2. Приемы саморегуляции поведения
3. Виды социальных взаимодействий
Практическое занятие №3
Тема 4 Психологические аспекты критики и особенности ее восприятия
Устный опрос:
1. Понятие конструктивной критики
2. Понятие деструктивной критики.
3. Основные правила конструктивной критики.
4. Правила правильного восприятия критики.
Практическое занятие №4
Тема 5 Невербальные способы общения с учетом национальных особенностей
Устный опрос:
1. Компоненты невербального общения разных народов мира.
2. Особенности невербального общения в разных странах.
3. Различия и сходства невербального языка у разных народов.
Практическое занятие №5
1. Понятие общения в психологии.
2. Структура общения.
3. Цели общения.
4. Функции общения.
5. Виды и уровни общения.
6. Средства общения.
7. Каналы общения.
8. Факторы и эффекты межличностного восприятия
9. Культура ведения полемики
10. Общие закономерности межличностных отношений
11. Трансактныей анализ Э. Берна
12. Виды социальных взаимодействий
13. Понятие конструктивной критики
14. Понятие деструктивной критики.
15. Основные правила конструктивной критики.
16. Правила правильного восприятия критики.
2.2 Задания для проведения дифференцированного зачета
Задания для проведения контрольной работы в форме теста
Вариант 1
1. Какие советы дает Поль Л. Сопер для выбора темы публичного выступления
1)_______________________________________________________________________
2)_______________________________________________________________________
3)_______________________________________________________________________
2. Эта критика снижает самооценку, обедняет собственный образ человека, подрывает результативность его дела:
а) конструктивная критика
б) эмоциональная критика
в) деструктивная критика
г) критика - укор
3. Функция общения, обслуживающая любую деятельность:
а) инструментальная
б) психологическая
в) социально-психологическая
г) социальная
4. Какой уровень общения имеет целью выполнение ожидаемой роли?
а) деловой
б) ритуальный
в) интимно-личностный
5. Метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению:
а) убеждение
б) дискуссия
в) спор
г) полемика
6. Перечислите виды совместной деятельности, наиболее характерные по проявлению индивидуальных психологических особенностей личности:
7. Вставьте пропущенные слова в описание механизмов МЛВ:
______________________ – поиск схожего, способность поставить себя на место другого человека; Эмпатия – ____________________________; ________________ – формирование привлекательности, основанное на положительных эмоциях; _______________________ – осознание человеком того, как он воспринимается партнерами по общению; каузальная атрибуция - __________________________________ других людей
8. В структуру вербального общения не входят:
а) позы, жесты, мимика
б) значение и смысл слов
в) звуковые явления
г) выразительные качества голоса
9. Практическое применения языка в целях общения – это
а) общение
б) коммуникация
в) такесика
г) речь
10. В структуру общения входят составляющие:
а) коммуникативная, интерактивная, перцептивная
б) ритуальный, деловой, интимно-личностный
в) инструментальная, психологическая, социальная
г) микросфера, макросфера, группа
11. Из какой эго-позиции действует человек, когда поучает других?
а) родитель
б) ребенок
в) взрослый
12. Борьба принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу - это -
а) прения
б) диспут
в) дебаты
г) полемика
13. Это слова, содержащие небольшое преувеличение достоинств и один из приемов формирование аттракции:
а) сравнение
б) полемика
в) комплимент
г) каузальная атрибуция
14. Слово «эмпатия» произошло от греч. empatheia и обозначает:
а) сопереживание
б) привлечение, притяжение
в) обращение назад
г) причинность и приписывание
Вариант 2
1. Практическое применения языка в целях общения – это
а) общение
б) коммуникация
в) такесика
г) речь
2. В структуру общения входят составляющие:
а) коммуникативная, интерактивная, перцептивная
б) ритуальный, деловой, интимно-личностный
в) инструментальная, психологическая, социальная
г) микросфера, макросфера, группа
3. Функция общения, обслуживающая любую деятельность:
а) инструментальная
б) психологическая
в) социально-психологическая
г) социальная
4. Какой уровень общения имеет целью выполнение ожидаемой роли?
а) интимно-личностный
б) деловой
в) ритуальный
5. Вставьте пропущенные слова
Согласно трансактному анализу наибольшему успеху в общении добивается тот, кто умеет расположить к себе «______________» собеседника и сделать другом его «________________». Если нарушить привычные «____________________» собеседника нормы и стереотипы поведения или задеть его «____________________», то его отношение станет неприязненным и даже враждебным.
6. В современных условиях можно выделить следующие этапы речевой подготовки, впишите недостающие:
1) Определение целей речи
2) _________________________________________________________________________
3) отбор и ограничение предмета речи
4)__________________________________________________________________________
5) __________________________________________________________________________
6) подбор слов для речи
7. Эта критика снижает самооценку, обедняет собственный образ человека, подрывает результативность его дела:
а) конструктивная критика
б) эмоциональная критика
в) деструктивная критика
г) критика - укор
8. В структуру вербального общения не входят:
а) позы, жесты, мимика
б) значение и смысл слов
в) звуковые явления
г) выразительные качества голоса
9. Специалисты выделяют пять значимых факторов поведения, добавьте недостающие:
1) мотивация к труду
2) _________________________________________________________________________
3) преданность организации
4)__________________________________________________________________________
5) __________________________________________________________________________
10. Вставьте пропущенные слова в описание механизмов МЛВ:
______________________ – поиск схожего, способность поставить себя на место другого человека; Эмпатия – ____________________________; ________________ – формирование привлекательности, основанное на положительных эмоциях; _______________________ – осознание человеком того, как он воспринимается партнерами по общению; каузальная атрибуция - __________________________________ других людей
11. Из какой эго-позиции действует человек, когда обижается и мстит?
а) родитель
б) ребенок
в) взрослый
12. Борьба принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу - это
а) прения
б) диспут
в) дебаты
г) полемика
13. Существует категория людей, которые умеют располагать к
себе других индивидов, завоевывать симпатию, доверие, т.е. формировать:
а) симпатию
б) аттракцию
в) эмпатию
г) атрибуцию
14. Слово «рефлексия» произошло от лат. reflexio и обозначает:
а) сопереживание
б) привлечение, притяжение
в) обращение назад
г) причинность и приписывание
Вариант 3
1.В структуру общения входят составляющие:
а) коммуникативная, интерактивная, перцептивная
б) ритуальный, деловой, интимно-личностный
в) инструментальная, психологическая, социальная
г) микросфера, макросфера, группа
2. Какая функция общения обеспечивает передачу общественного опыта?
а) психологическая
б) социальная
в) социально-психологическая
г) инструментальная
3. Какой уровень общения имеет своей целью организацию совместной деятельности?
а) ритуальный
б) деловой
в) интимно-личностный
4. В современных условиях можно выделить следующие этапы речевой подготовки, впишите недостающие:
1) Определение целей речи
2) _________________________________________________________________________
3) отбор и ограничение предмета речи
4)__________________________________________________________________________
5) __________________________________________________________________________
6) подбор слов для речи
5. Эта критика указывает на недостатки в действиях кого – либо и основана на соблюдение этических норм и правил:
а) конструктивная критика
б) эмоциональная критика
в) критика - предупреждение
г) деструктивная критика
6. Перечислите виды совместной деятельности, наиболее характерные по проявлению индивидуальных психологических особенностей личности:
7. В структуру вербального общения не входят:
а) звуковые явления
б) значение и смысл слов
в) позы, жесты, мимика
г) выразительные качества голоса
8. Вставьте пропущенные слова в описание механизмов МЛВ:
______________________ – поиск схожего, способность поставить себя на место другого человека; Эмпатия – ____________________________; ________________ – формирование привлекательности, основанное на положительных эмоциях; _______________________ – осознание человеком того, как он воспринимается партнерами по общению; каузальная атрибуция - __________________________________ других людей
9. Специалисты выделяют пять значимых факторов поведения, добавьте недостающие:
1) мотивация к труду
2) _________________________________________________________________________
3) преданность организации
4)__________________________________________________________________________
5) __________________________________________________________________________
10. Из какой эго-позиции действует человек, когда обижается и мстит?
а) родитель
б) ребенок
в) взрослый
11. Скрытое управление собеседником, партнером против его воли – это
а) полемика
б) аргументация
в) насилие
г) манипуляции
12. Процесс перенесения свойств другого человека на себя?
а) идентификация
б) эмпатия
в) аттракция
г) рефлексия
13. Слово «аттракция» произошло от франц. attraction и обозначает:
а) сопереживание
б) привлечение, притяжение
в) обращение назад
г) причинность и приписывание
14. Механизм интерпретации поступков и чувств человека путем выяснения причин его поведения - это
а) идентификация
б) эмпатия
в) мораль
г) каузальная атрибуция
Вариант 4
1. Практическое применения языка в целях общения – это
а) общение
б) коммуникация
в) такесика
г) речь
2.В структуру общения входят составляющие:
а) коммуникативная, интерактивная, перцептивная
б) ритуальный, деловой, интимно-личностный
в) инструментальная, психологическая, социальная
г) микросфера, макросфера, группа
3.Какая функция общения обеспечивает передачу общественного опыта?
а) психологическая
б) социальная
в) социально-психологическая
г) инструментальная
4. Какой уровень общения имеет своей целью организацию совместной деятельности?
а) ритуальный
б) деловой
в) интимно-личностный
5. Какие советы дает Поль Л. Сопер для выбора темы публичного выступления
1)_______________________________________________________________________
2)_______________________________________________________________________
3)_______________________________________________________________________
6. Эта критика указывает на недостатки в действиях кого – либо и основана на соблюдение этических норм и правил:
а) конструктивная критика
б) эмоциональная критика
в) критика - предупреждение
г) деструктивная критика
5. Вставьте пропущенные слова
Согласно трансактному анализу наибольшему успеху в общении добивается тот, кто умеет расположить к себе «______________» собеседника и сделать другом его «________________». Если нарушить привычные «____________________» собеседника нормы и стереотипы поведения или задеть его «____________________», то его отношение станет неприязненным и даже враждебным.
8. Публичный спор на научную и общественную тему - это
а) дискуссия
б) полемика
в) диспут
г) деловая беседа
9. Общение с использованием словесных знаков:
а) невербальное
б) вербальное
в) опосредованное
г) непосредственное
10. Из какой эго-позиции действует человек, когда поучает других?
а) родитель
б) ребенок
в) взрослый
11. Скрытое управление собеседником, партнером против его воли – это
а) манипуляции
б) аргументация
в) насилие
г) полемика
12. Метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению:
а) убеждение
б) дискуссия
в) спор
г) полемика
13. Вставьте пропущенные слова в описание механизмов МЛВ:
______________________ – поиск схожего, способность поставить себя на место другого человека; Эмпатия – ____________________________; ________________ – формирование привлекательности, основанное на положительных эмоциях; _______________________ – осознание человеком того, как он воспринимается партнерами по общению; каузальная атрибуция - __________________________________ других людей
14. Слово «аттракция» произошло от франц. attraction и обозначает:
а) сопереживание
б) привлечение, притяжение
в) обращение назад
г) причинность и приписывание
Ключи к контрольной работе в форме теста
|
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
Вариант 4 |
1 |
1.Тема соответствующая вашим познаниям и интересам 2. Уместная тема 3.Тема, соответствующая аудитории |
г |
а |
г |
2 |
в |
а |
б |
а |
3 |
а |
а |
б |
б |
4 |
б |
в |
анализ аудитории и ситуации; сбор материала; создание плана речи |
б |
5 |
а |
Родителя, Ребенка, Родителю, Ребенка |
а |
1.Тема соответствующая вашим познаниям и интересам 2. Уместная тема 3.Тема, соответствующая аудитории |
6 |
Взаимодействие, сотрудничество, соперничество, соучастие |
анализ аудитории и ситуации; сбор материала; создание плана речи |
Взаимодействие, сотрудничество, соперничество, соучастие |
а |
7 |
Идентификация, способность сопереживать, аттракция, рефлексия, объяснение поступков |
в |
в |
Родителя, Ребенка, Родителю, Ребенка |
8 |
а |
а |
Идентификация, способность сопереживать, аттракция, рефлексия, объяснение поступков |
в |
9 |
г |
профессиональная компетентность, круг общения, социальные роли |
профессиональная компетентность, круг общения, социальные роли |
б |
10 |
а |
Идентификация, способность сопереживать, аттракция, рефлексия, объяснение поступков |
б |
а |
11 |
а |
б |
г |
а |
12 |
г |
г |
а |
а |
13 |
в |
б |
б |
Идентификация, способность сопереживать, аттракция, рефлексия, объяснение поступков |
14 |
а |
в |
г |
б |
Критерии оценки:
5 (отлично) – 14-13 правильных ответов
4 (хорошо) - 12-11 правильных ответов
3 (удовлетворительно) - 10-9 правильных ответов
2 (неудовлетворительно) - 8-0 правильных ответов
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конспект учебного материала
2. Психология и Педагогика: Учеб. Пособие для техн. Вузов/В.М. Кроль. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.шк., 2018.
3. Ефимова Н.С. Основы общей психологии: учебник. – М.: ФОРУМ, ИНФА- М, 2019.
4. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология/учебники, учебные пособия – Ростов н/Д: Феникс, 2018
5. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2019. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)
6. Материалы из свободной энциклопедии Википедия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.