МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УССУРИЙСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
КОМПЛЕКТ
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
для промежуточной аттестации по дисциплине
«Экология»
По профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»
РАЗРАБОТАЛ |
РАССМОТРЕНО |
УТВЕРЖДАЮ |
Фамилия И.О. Вострикова О.Г |
На заседании ЦК общеобразовательных дисциплин Протокол № 1 от «01» сентября 2020г.
Председатель ЦК Рыжих Т.М
|
Заведующий
УПР филиала «УАПК» в Ханкайском районе «01»сентября 2020 г.
|
Содержание
1. Паспорт комплекта КОС
2. Перечень вопросов и практических заданий для подготовки обучающихся к зачету (экзамену)
3. Комплект тестовых заданий для проведения дифференцированного зачета/экзамена
4. Критерии оценки
1. Паспорт комплекта КОС
1.1. Область применения КОС
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения дисциплины «Экология» основной профессиональной образовательной программы по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер» и программы учебной дисциплины «Экология»
1.2. Формы контроля и оценки результатов освоения дисциплины
Формой промежуточной аттестации по дисциплине «Экология» является дифференцированный зачет
1.3. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
В результате освоения учебной дисциплины « Экология» обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС профессии 43.01.09 «Повар, кондитер» умениями, знаниями, которые формируют профессиональные и общие компетенции:
Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов::
личностных:
· устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
· готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
· объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества, умение;
· умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
· готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;
· умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
· умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;
метапредметных:
· овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения различных сторон окружающей среды;
· применение основных методов познания (описание, наблюдение, эксперимент) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
· умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;
· умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать её достоверность для достижения поставленных целей и задач;
предметных:
· сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек-общество-природа»;
· сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
· владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
· владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
· сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
· сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
2. Комплект вопросов для подготовки к дифференцированному зачёту
1.Общая экология.
2.Среда обитания и факторы среды.
3.Общие закономерности действия факторов среды на организм.
4.Популяция. Экосистема. Биосфера.
5.Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии.
6.Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние.
7.Понятие «загрязнение среды».
8.Прикладная экология.
9.Экологические проблемы: региональные и глобальные.
10.Причины возникновения глобальных экологических проблем.
11.Среда обитания человека и экологическая безопасность
12.Среда обитания человека. Окружающая человека среда и ее компоненты.
13.Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда.
14.Городская среда.
15.Городская квартира и требования к ее экологической безопасности.
16.Шум и вибрация в городских условиях.
17.Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.
18.Экологические вопросы строительства в городе.
19.Экологические требования к организации строительства в городе.
20.Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений.
21.Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства.
22.Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской
местности.
23.Сельское хозяйство и его экологические проблемы.
24.Пути решения экологических проблем сельского хозяйства.
25.Глобальные экологические проблемы и способы их решения.
26.Возникновение концепции устойчивого развития.
27.Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие».
28.Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «Устойчивость и
развитие».
29.Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и
развитие».
30.Экологические след и индекс человеческого развития.
31.Природоохранная деятельность.
32.Типы организаций, способствующих охране природы.
33.Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.
34.Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус.
35.Экологические кризисы и экологические ситуации.
36.Природные ресурсы и их охрана.
37.Природно-территориальные аспекты экологических проблем.
38.Охрана лесных ресурсов в России.
39.Состав и структура экосистемы..
40.Сформулируйте понятия "пищевая цепь", "трофический уровень"
41. Охарактеризуйте пасбищные и детритные пищевые цепи.
42.Трофическая структура экосистемы.
43.Энергетический баланс консументов.
44.Определение экологической пирамиды. Виды экологических пирамид.
45.Принцип биологического накопления вредных веществ.
46.Учение Вернадского о биосфере.
47.Источники экологического права.
48.Экологическая экспертиза.
49.Экологическая стандартизация и паспортизация.
50.Международно-правовые принципы охраны природы.
51.Объекты международного сотрудничества в области охраны природы.
3. Дифференцированный зачёт по учебной дисциплине
«Экология»
По профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»
Вариант № 1
ЧАСТЬ 1
Задания с выбором одного верного ответа.
1 Живая оболочка Земли называется
А) Атмосфера
Б) Биосфера
В) Гидросфера
Г) Литосфера
2 Наука об отношениях живых организмов между собой и окружающей средой
А) Биология
Б) Цитология
В) Экология
Г) Зоология
3 Экология изучает
А) биосферный
Б) организменный уровни организации живой материи
1) Верно только А
2) Верно А и Б
3) Верно только Б
4) Не верно оба ответа
4 Какие экологические знания применимы в области медицины
А) Изучение повадок животного
Б) Сроки посева и сбора урожая
В) Изучение жизненного цикла животного
Г) Экологическое прогнозирование
5 Часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них воздействие называется
А) Биосфера
Б) Атмосфера
В) Среда обитания
Г) Гидросфера
6.Экологические факторы это,
А) Элементы среды обитания, воздействующие на организм.
Б) влажность
В) Влияние температуры на организм
Г) освещенность
7 Строительство платины на реке относится к
А) Биотическим факторам среды
Б) Антропогенным факторам среды
В) Абиотическим факторам среды 4) Наземно-воздушной среде.
8 Входит ли в состав биоценоза зооценоз?
9 Совокупность популяций всех видов живых организмов и среды их обитания – это:
А) биогеоценоз;
Б) экосистема;
В) агроценоз.
10 Какой компонент биоценоза является потребителем органического вещества?
А) продуценты;
Б) консументы;
В) редуценты.
11 Согласно закону Линдемана, теряется и не переходит на последующий трофический уровень
А) 1;Б) 10; В) 90; Г) 100
12 Условием устойчивости экосистемы является наличие в ней следующих явлений:
А) богатый видовой состав;
Б) круговорот вещества;
В) цепи питания;
Г) приток энергии.
13 К какому виду загрязнения относится высокое радиационное излучение?
А) Механическое
Б) Химическое
В) Физическое
Г) Биологические
14 Выберите неверное высказывание:
А) В биоценозах океанов и морей отсутствует ярусность.
Б) В экосистеме не осуществляется круговорот энергии.
В) Агроценозы являются саморегулирующимися экосистемами.
15 Продуцентами в лесной экосистеме являются:
А) растения;
Б) животные;
В) грибы.
16 Сообщество организмов, созданное и поддерживаемое человеком—это:
А) биоценоз;
Б) агроценоз;
В) экосистема
17 В состав экосистемы входят следующие структурные образования:
А) биоценоз и биотоп;
Б) консументы; редуценты, продуценты;
В) авто- и гетеротрофы;
Г) фито-, зоо-, микробо- и микоценоз.
18 К какому виду загрязнения относится появление новой мутантной формы вируса, опасной для человека.
А) Механическое
Б) Химическое
В) Физическое
Г) Биологические
19 Закономерности взаимодействия человека с городской средой изучает
А) Экология
Б) Урбаэкология
В) Социальная экология
Г) Социология
20 Как называются элементы природы, необходимые человеку для жизнедеятельности и
вовлекаемые им в материальное производство
А) природная среда
Б) природные ресурсы
В) природные условия
Г) полезные ископаемые
21 Городская среда в отличие от естественной экосистемы
А) Существует за счет энергии солнца
Б) Способна к саморегуляции
В) Загрязняются все компоненты среды
Г) Не образует отходов
22 ПДК, это
А) Предельно допустимая концентрация вредных веществ
Б) Предельно допустимый уровень физического воздействия
В) Природный показатель качества среды
Г) Производственно- допустимые критерии качества среды.
23 Нормативы качества окружающей природной среды делят на
А) Санитарно-гигиенические, производственно-хозяйственные, вспомогательные
Б) Нормативы санитарных зон, строительные правила, организационные нормативы
В) ПДК вредных химических веществ, ПДК вредных физических воздействий
Г) Нормативы шума и вибрации, нормативы биологических загрязнений.
24 Экологическая безопасность обеспечивается системой
А) Органов власти и законодательством
Б) Медицинскими и биологическими мероприятиями
В) Общественными организациями
Г) Законодательством, управленческими, техническими, медицинскими и биологическими
мероприятиями.
25 Охрана природы, это
А) Сохранение гидросферы и ее обитателей
Б) Сохранение флоры и фауны наземно-воздушной среды.
В) Комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению
природных ресурсов и естественной среды.
Г) Сохранение биосферы.
26 Как называется процесс который удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
А) Устойчивое развитие
Б) Охрана природы
В) Сберегающие технологии
Г) Рациональное природопользование
27 Как называются мероприятия, позволяющие изменить природные явления и процессы в
желательном для человека направлении.
А) Экологическое право
Б) Экологический мониторинг
В) Природоохранные мероприятия
Г) Управление природными системами
28 Экологическая экспертиза, это
А) Оценка уровня возможных негативных воздействий на среду и здоровье человека.
Б) Оценка экономических и социальных потерь в результате изменения природной среды под
воздействием антропогенных факторов.
В) Обнаружение антропогенных нагрузок на основе реакции живых организмов.
29 Космос, Мировой океан, Антарктида, Атмосферный воздух, это
А) Компоненты биосферы
Б)) Неисчерпаемые ресурсы
В) Международные объекты охраны природы
Г) Глобальные экосистемы
30 Экологизация сознания, это
А) Преподавание экологии в учебных заведениях
Б) Озвучение экологических проблем в СМИ
В) Представление о взаимоотношениях человека и природы, определяющее его поведение.
ЧАСТЬ 2
Задания с несколькими вариантами ответа
1 Соотнесите природные ресурсы с их видами по классификациям.
Природные ресурсы
1 атмосферный воздух
1 энергетические
2 атмосферные
3 водные
4 солнечная радиация
4 литосферные
5 полезные ископаемые
5 климатические
6 производственные
7 рекреационные
8 эстетические
9 научные
Формы ресурсов по классификации:
А) исчерпаемые невозобновимые
Б) исчерпаемые возобновимые
В) неисчерпаемые
Г) заменимые
Д) незаменимые
2 Определите, какие признаки соответствуют естественной, а какие искусственной экосистемам.
Признаки: Экосистемы :
А) бедный видовой состав 1) Естественная экосистема
Б) Единственный источник энергии солнце 2) Агроэкосистема
В) Высокая конкурентоспособность видов
Г) Замкнутый круговорот веществ
Д) Использование удобрений и пестицидов
Е) Богатый видовой состав
Ж) Механизмы саморегуляции слабо работают или отсутствуют
З) Зависимость от человека высокая
И) Вспышка численности видов случается редко
3.Коротко ответить на вопросы.
1 Наука о бережном отношении к природе -
2 Охраняемы государством территории, где запрещена охота, сбор ягод и трав -
3 Верхний слой земли -
4 Воздушная оболочка Земли -
6 Как называется поступление вредных веществ в среду обитания -
7 К какому экологическому кризису привела способность человека, синтезировать искусственные
8 Это вещество состоит - из трех атомов кислорода, образуется при грозе, образует вблизи
поверхности Земли защитный от ультрафиолетового излучения слой, но для живых организмов это вещество вредно -
9 Загрязнение каким веществом опасно для морской и океанической воды-
10 Назовите причины появления социальной экологии-
5 Решите задачу.
На основании правила 10 % определите, сколько нужно зерна, чтобы в
лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков -> мышь ->хорек -> филин.
Вариант № 2
ЧАСТЬ 1
Задания с выбором одного верного ответа.
1 Водная оболочка Земли называется
А) Атмосфера
Б) Биосфера
В) Гидросфера
Г) Литосфера
2 Экология- это наука
А) О живых организмах
Б) О взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой
В) Об историческом развитии живых организмов
Г) Об ископаемых останках вымерших живых организмов
3 Экология изучает
А) молекулярный
Б) клеточный уровни организации живой материи
1) Верно только А
2) Верно А и Б
3 Верно только Б
4) Не верно оба ответа
4 Какие экологические знания применимы в области строительства.
А) Изучение повадок животного
Б) Сроки посева и сбора урожая
В) Изучение жизненного цикла животного
Г) Экологическое прогнозирование
5 Среда обитания (жизни) это,
А) Вся природа
Б) Часть природы вокруг живого организма, воздействующая на него.
В) Физические и химические параметры атмосферы
Г) Особенности климата
6 Отдельные элементы среды обитания, воздействующие на организм это,
А) Экологические факторы
Б) Биотические факторы
В) Антропогенные факторы
Г) Абиотические факторы
7 Климатические параметры среды относятся к
А) Биотическим факторам среды
Б) Антропогенным факторам среды
В) Абиотическим факторам среды
Г) Наземно-воздушной среде .
8 Входит ли в состав биоценоза фитоценоз?
А) да; Б) нет.
9 Какой компонент биоценоза является производителем органического вещества?
А) продуценты;
Б) консументы;
В) редуценты.
10 Согласно закону Линдемана, на последующий трофический уровень какой переходит процент энергии:
А) 1; Б) 10; В) 90; Г) 100
11 При характеристике экосистемы не учитывают:
А) видовой состав;
Б) поток вещества и энергии;
В) цепи питания;
Г) вымершие виды.
12 К какому виду загрязнения относится бытовой мусор и свалки из него.
А) Механическое
Б) Химическое
В) Физическое
Г) Биологические
13 Выберите неверное высказывание:
А) В биоценозах океанов и морей наблюдается ярусность.
Б) В экосистеме осуществляется круговорот энергии.
В) Агроценозы не являются саморегулирующимися экосистемами.
14 Редуцентами в лесной экосистеме являются:
А) растения;
Б) животные;
В) грибы.
15 Экосистема с низким видовым разнообразием, зависимая от человека- это:
А) биоценоз;
Б) лесная экосистема;
В) агроценоз.
16 Для обеспечения круговорота веществ в экосистеме необходимо наличие следующих
компонентов:
А) биоценоз и биотоп;
Б) консументы; редуценты, продуценты;
В) авто- и гетеротрофы;
Г) фито-, зоо-, микробо- и микоценоз.
17 В современных городских экосистемах наблюдается:
А) преобладание консументов ;
Б) уменьшение биомассы продуцентов;
В) интенсивное самовосстановление растительных сообществ.
18 К какому виду загрязнения относятся соли тяжелых металлов в выхлопных газах
автомобилей?
А) Механическое
Б) Химическое
В) Физическое
Г) Биологические
19 Природные ресурсы это,
А) Все что окружает человека
Б) Элементы природы, необходимые человеку для жизнедеятельности и вовлекаемые в
материальное производство
В) Факторы природы, влияющие на здоровье человека.
Г) Ископаемые недр Земли.
20 Процесс увеличения численности городских поселений, приводящий к росту и развитию городов называется
А) Урбаэкология
Б) Урбанизация
В) Социология
Г) Социальная экология
21 Городская среда в отличие от естественной экосистемы
А) Существует за счет энергии солнца
Б) Имеет другую структуру
В) Способна к саморегуляции
Г) Не образует отходов
22 ПДУ, это
А) Предельно допустимая концентрация вредных веществ
Б) Предельно допустимый уровень физического воздействия
В) Природный показатель качества среды
Г) Производственно допустимые критерии качества среды.
23 Нормативы качества окружающей природной среды необходимы для
А) Сравнения показателей среды прошлого и настоящего.
Б) Регулирования качества среды, в которой живет и проявляет себя человек.
В) Регулирования деятельности промышленных предприятий.
Г) Оценки вреда здоровью на производстве.
24 Источниками экологической опасности могут быть
А) Промышленность
Б) Природные и антропогенные факторы
В) Автотранспорт
Г) Природные катаклизмы
25Комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов и естественной среды, это
А) Сохранение биосферы.
Б) Рациональное природопользование
В) Сохранение гидросферы и ее обитателей
Г) Охрана природы.
26 Экологически устойчивое развитие, это
А) Неограниченное потребление ресурсов для удовлетворения потребностей человека.
Б) Режим экономии во всех сферах деятельности человека.
В) Ресурсо-сберегающие и экологичные технологии.
Г) Развитие, при котором благополучие людей обеспечивается сохранением источников
сырья и окружающей среды.
27 Как называется в природопользовании понимание фактических или возможных экономических и социальных потерь в результате изменения природной среды под воздействием антропогенных факторов.
А) Ущерб
Б) Урбанизация
В) Загрязнение
Г) Экологическая агрессия
28 Кто осуществляет контроль за охраной природы?
А) Общественные организации
Б) Органы государственной власти
В) Отдельные граждане
Г) Международные организации
29 Экологизация сознания, это
А) Преподавание экологии в учебных заведениях
Б) Озвучание экологических проблем в СМИ
В) Представление о взаимоотношениях человека и природы, определяющее его поведение.
30 Как называются мероприятия, позволяющие изменить природные явления и процессы в желательном для человека направлении.
А) Экологическое право
Б) Экологический мониторинг
В) Природоохранные мероприятия
Г) Управление природными системами
ЧАСТЬ 2
Задания с несколькими вариантами ответа
1 Соотнести термин с соответствующим им определением. (ответы в виде цифр)
Определение |
Термин |
А. Способность живых организмов переносить количественные колебания действия экологического фактора в той или иной степени.
|
1 Адаптация
|
Б. Все факторы среды, необходимые для существования вида в природе. |
2.Экологическая валентность
|
В. Необратимое явление в котором человек- вынужденно пассивная, страдающая сторона |
3.Загрязнение
|
Г. Состояние экологических систем, которое постоянно и неизменно обеспечивает процесс обмена веществ, энергией и информацией между природой и человеком.
|
4 Природная среда
|
Д. Установка нормативов (показателей) предельно допустимых воздействий на окружающую |
5 Экологический кризис
|
Ж. Различные приспособления к среде обитания, вырабатывающиеся у организмов в процессе эволюции.
|
6.Экологическая ниша
|
З. Обратимое состояние, в котором человечество выступает активно действующей стороной. |
7.Качество окружающей природной среды (ОПС)
|
И. Привнесение в природу или возникновения в ней новых, обычно не характерных для нее агентов. |
8.Экологическая катастрофа
|
К. Естественная среда обитания и деятельности человека и других живых организмов. |
9.Нормирование качества окружающей природной среды (ОПС)
|
Л. Состояние защищенности жизненно важных экологических интересов человека ( право на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую природную среду).
|
10.Чрезвычайная ситуация
|
М. Система организационно – хозяйственных и технических мероприятий, направленных на улучшение земель в целях создания наиболее благоприятных условий для развития с/х или общего оздоровления природной среды.
|
11.Агроэкология |
Н. Раздел прикладной экологии, изучающий взаимоотношения культивируемых человеком организмов с окружающей средой.
|
12.Экологическая безопасность
|
О. Состояние при котором нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей. |
13. Мелиорация |
2 Определите, какие признаки человека указывают на сходство его с биосферой, а какие на отличие его от нее.
Признаки: Ответы:
А) проявляет свойства живого 1) Сходство
Б) трудовая деятельность 2) Отличия
В) действие биологических законов
Г) речь
Д) положение человека в современной классификации
Е) абстрактное мышление
Ж) потребность в дополнительной энергии
З) изменение природной среды под свои потребности.
И) действие общебиологических понятий (фенотип, адаптация и т.д.)
3.Коротко ответить на вопросы.
1 Преподавание экологии в учебных заведениях
2 Озвучание экологических проблем в СМИ
3.Представление о взаимоотношениях человека и природы, определяющее его поведение.
4 Окружающий нас мир-
5 Почва-
6 Как называется живая оболочка земли-
7 Как называется термодинамический кризис другими словами -
8 Химические средства защиты растений и животных от вредителей и болезней -
9 Наука, изучающая взаимоотношения человека с окружающей природной средой-
10 Как бы вы охарактеризовали взаимоотношения человека и природы в прошлом (с примерами и фактами).
Вариант № 3
ЧАСТЬ 1
Задания с выбором одного верного ответа.
1.Часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них воздействие называется
А) Биосфера
Б) Атмосфера
В) Среда обитания
Г) Гидросфера
2.Экологические факторы это,
А) Элементы среды обитания, воздействующие на организм.
Б) влажность
В) Влияние температуры на организм
Г) освещенность
3.Строительство платины на реке относится к
А) Биотическим факторам среды
Б) Антропогенным факторам среды
В) Абиотическим факторам среды
Г) Наземно-воздушной среде.
4 Живая оболочка Земли называется
А) Атмосфера
Б) Биосфера
В) Гидросфера
Г) Литосфера
5 Наука об отношениях живых организмов между собой и окружающей средой
А) Биология
Б) Цитология
В) Экология
Г) Зоология
6 Входит ли в состав биоценоза зооценоз?
7 Совокупность популяций всех видов живых организмов и среды их обитания – это:
А) биогеоценоз;
Б) экосистема;
В) агроценоз.
8 Экология изучает
А) биосферный
Б) организменный уровни организации живой материи
1) Верно только А
3) Верно А и Б
2 Верно только Б
4) Не верно оба ответа
9 Какие экологические знания применимы в области медицины
А) Изучение повадок животного
Б) Сроки посева и сбора урожая
В) Изучение жизненного цикла животного
Г) Экологическое прогнозирование
10 Какой компонент биоценоза является потребителем органического вещества?
А) продуценты;
Б) консументы;
В) редуценты.
11.Согласно закону Линдемана, теряется и не переходит на последующий трофический уровень процентов энергии:
А) 1; Б) 10; В) 90; Г) 100
12 Условием устойчивости экосистемы является наличие в ней следующих явлений:
А) богатый видовой состав;
Б) круговорот вещества;
В) цепи питания;
Г) приток энергии.
13 К какому виду загрязнения относится высокое радиационное излучение?
А) Механическое
Б) Химическое
В) Физическое
Г) Биологические
14.Сообщество организмов, созданное и поддерживаемое человеком—это:
А) биоценоз;
Б) агроценоз;
Г) экосистема
15 В состав экосистемы входят следующие структурные образования:
А) биоценоз и биотоп;
Б) консументы; редуценты, продуценты;
В) авто- и гетеротрофы;
Г) фито-, зоо-, микробо- и микоценоз.
16 К какому виду загрязнения относится появление новой мутантной формы вируса, опасной для человека.
А) Механическое
Б) Химическое
В) Физическое
Г) Биологические
17 Выберите неверное высказывание:
А) В биоценозах океанов и морей отсутствует ярусность.
Б) В экосистеме не осуществляется круговорот энергии.
В) Агроценозы являются саморегулирующимися экосистемами.
18 Продуцентами в лесной экосистеме являются:
А) растения;
Б) животные;
В) грибы.
19.Закономерности взаимодействия человека с городской средой изучает
А) Экология
Б) Урбаэкология
В)Социальная экология
Г) Социология
20 Как называются элементы природы, необходимые человеку для жизнедеятельности и
вовлекаемые им в материальное производство
А) природная среда
Б) природные ресурсы
В)природные условия
Г) полезные ископаемые
21 Нормативы качества окружающей природной среды делят на
А) Санитарно-гигиенические, производственно-хозяйственные, вспомогательные
Б) Нормативы санитарных зон, строительные правила, организационные нормативы
В) ПДК вредных химических веществ, ПДК вредных физических воздействий
Г) Нормативы шума и вибрации, нормативы биологических загрязнений.
22 Экологическая безопасность обеспечивается системой
А) Органов власти и законодательством
Б) Медицинскими и биологическими мероприятиями
В) Общественными организациями
Г) Законодательством, управленческими, техническими, медицинскими и биологическими
мероприятиями.
23 Городская среда в отличие от естественной экосистемы
А) Существует за счет энергии солнца
Б) Способна к саморегуляции
В) Загрязняются все компоненты среды
Г) Не образует отходов
24 ПДК, это
А) Предельно допустимая концентрация вредных веществ
Б) Предельно допустимый уровень физического воздействия
В) Природный показатель качества среды
Г) Производственно допустимые критерии качества среды.
25 Охрана природы, это
А) Сохранение гидросферы и ее обитателей
Б) Сохранение флоры и фауны наземно-воздушной среды.
В) Комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению
природных ресурсов и естественной среды.
4 Сохранение биосферы.
26 Триединая концепции устойчивого развития, это объединение трех точек зрения
А) Политической, экономической, социальной.
Б) Научной, экономической, политической.
В) Экономической, социальной, экологической
27 Как называется совокупность эколого- правовых норм, регулирующих отношения общества и природы, для предупреждения вредных экологических последствий.
А) Экологическая стандартизация
Б) Нормативы качества среды
В) Рациональное природопользование
Г) Экологическое право
28 Как называется территория со всеми находящимися в ее пределах природными объектами, полностью изъятая из хозяйственной деятельности человека.
А) Заказник
Б) Заповедник
В) Национальный парк
Г)Памятник природы
29 Как называется система наблюдения, оценки и прогнозирования состояния окружающей среды
А) Экологический мониторинг
Б) Нормативы качества оценки среды
В) Экологическая стандартизация
Г) Экологическое право
30 Кто осуществляет контроль за охраной природы?
А) Общественные организации
Б) Органы государственной власти
В) Отдельные граждане
Г) Международные организации
ЧАСТЬ 2
Задания с несколькими вариантами ответа
1 Соотнесите природные явления с факторами среды.
Природные явления
Факторы среды
1 Колючки у кактуса
А)) Биотические
2 Пойкилотермные животные
Б) Абиотические
3 Вырубка лесов
В) Антропогенные
4. Действие болезнетворных бактерий в организме.
5. Гибель морских обитателей после крушения нефтяного танкера
6. Зимняя линька животных
7. Высокое содержание пестицидов в томатах.
8. Существование азотофиксирующих бактерий на корневой системе
гороха
9. Кислотные дожди.
10. Плотина препятствует проходу рыбы к месту нереста
11. Фотопериодизм у растений.
12. Засоление почвы
13. Отношение хищник - жертва
14. Смог в городах.
15. Поедание коровой травы на лугу.
2.Правильно соотнести пункты трех колонок таблицы
А) Экологические проблемы в с/х
Б) Причины
В) Пути их устранения
1) Эрозия и дефляция почв
2) Уменьшение количества гумуса
3) Вспашка, пескование
4) Уплотнение почв
5) Неправильное использование удобрений,
6) Облесение и залужение особенности климата
7) Дегумификация почв
8) Необратимые последствия антропогенного
9) Гипсование воздействия
10) Закисление почв
11) Неправильное орошение
12) Залужение и «отдых»
13) Засоление почв
14) Разрушение водой и ветром почвы
15) Внесение органических удобрений
16) Загрязнение почв
17) Непрвильное использование пестицидов и
18) Культуртехническая мелиорация удобрений. облесение, залужение.
19) Отчуждение с/х земель
20) Обработка почвы тяжелой техникой
21) Известкование
3 Выберите правильные утверждения.
1Экология древняя наука, изучающая повадки животных.
2 У экологии такие же методы изучения живых объектов как и у биологии, но есть и свои
специфические (физиологические, анатомические, биохимические, этологические,
систематические, математические, социальные, математическое моделирование).
3Синэкология изучает адаптивные свойства отдельных особей.
4 Экология - наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и
окружающей средой.
5 Экологические знания помогают медикам в лечении онкологических образований.
6 Социальная экология изучает человека и его деятельность.
7Молекулярный и клеточный уровни организации живой материи изучаются экологией.
8 Знания в области экологии, позволяют ученым прогнозировать развитие популяций,
сообществ и биосферы в целом.
9 Факторы среды – это элементы среды которые на организм не воздействуют.
10 Адаптация – это различные приспособления к среде обитания, не связанные с
процессом эволюции
11 Экологическая ниша – это совокупность всех факторов среды, необходимых для
существования вида.
12Адаптация –результат эволюции.
4.Определите принадлежность факторов триединой концепции устойчивого развития
(ответ запишите в виде таблицы)
Факторы:
1. сохранение стабильности социальных и культурных систем
2. обеспечивать целостность природных систем
3. оптимальное использование ограниченных ресурсов
4. особое значение жизнеспособность экосистем, от которых зависит глобальная
стабильность всей биосферы
5. использование экологичных технологий
6. сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми
7. создать более эффективную систему принятия решений
8. создание экологически приемлемой продукции,
9. минимизацию, переработку и уничтожение отходов
10. сохранение способностей к самовосстановлению и динамической адаптации таких систем к изменениям
Группы факторов:
А. Социальные
Б. Экономические
В. Экологические
5 Дайте социально-экологическую и экономическую оценку современного состояния
природных ресурсов России.
6 Дайте определение понятию «здоровье человека». Каковы составляющие здоровья
человека?
4. Критерии оценки
Тестирование оценивается оценками:
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» по следующим критериям:
Студентом даны правильные ответы на
85-100% заданий – «отлично»,
70-84% заданий – «хорошо»,
50-69% заданий – «удовлетворительно»,
49% и менее – «неудовлетворительно».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.