Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Ростовской области
«Белокалитвинский гуманитарно - индустриальный техникум»
Комплект оценочных средств
для проведения текущего контроля
и промежуточной аттестации
в форме экзамена
по ОП.06. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО
39.02.01 Социальная работа
Белая Калитва
2017г.
ОДОБРЕНО
Цикловой комиссией по специальности Социальная работа Протокол №_____ от «_____»_________ 2017 г.
Председатель _________________ Н.А. Ивашкова
|
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УВР ______________ Зубкова О.Н. «___»__________________2017г. |
Комплект оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по ОП.О6. Основы педагогики и психологии, в рамках ОПОП, разработан на основе ФГОС СПО по специальности 39.02.01 Социальная работа, (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014 г. № 506), рабочей программы ОП.О6. Основы педагогики и психологии.
Разработчики:
Демиденко Полина Александровна, преподаватель ГБПОУ РО «БГИТ»
|
стр. |
1. паспорт комплекта оценочных средств
1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКТА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
1.2. Сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки, типах заданий, формах аттестации |
4
4
4
|
2. КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
2.1. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
2.2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.3 ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА
2.4. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
2.5. ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА |
6
12
13
17
19
|
1. Паспорт комплекта оценочных средств
1.1. Область применения комплекта оценочных средств
Комплект оценочных средств, предназначен для оценки результатов освоения учебной дисциплины ОП.06. Основы педагогики и психологии
1.2. Сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки, типах заданий.
Таблица №1
Результаты освоения (объекты оценивания) |
Основные показатели оценки результата и их критерии |
Тип задания; № задания |
Форма аттестации |
Ø знать сущность, содержание, принципы и методы воспитания и обучения в социальной работе |
- перечисление методов обучения - использование основные методы обучения - воспроизведение принципов воспитания и обучения - классификация видов воспитания по различным основаниям - воспроизведение сущности методов воспитания |
устный опрос; решение ситуационных задач; подготовка доклада; практическое занятие №5 контрольная работа |
экзамен |
Ø знать основы социально-педагогической работы по различным направлениям
Ø уметь планировать и осуществлять социально-педагогическую деятельность |
- классификация социальных технологий - классификация основных методов, используемых социальным педагогом - перечисление социальных статусов семьи и ее типологию - воспроизведение форм социально – педагогической помощи семье - планирование социально-педагогической деятельности с семьей - воспроизведение социально – педагогической деятельности с приемной семьей. - воспроизведение социально – педагогической деятельности в учреждениях государственного попечения. - воспроизведение социально – педагогической деятельности с приемной семьей. - планирование социально-педагогической деятельности с детьми оставшимися без попечения родителей - раскрытие сущности понятия девиантного поведения. - перечисление основных подходов к профилактике девиантного поведения подростков. - воспроизведение способов социально – педагогической реабилитации подростков девиантного поведения - планирование социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения
|
устный опрос; решение ситуационных задач; подготовка доклада; практические занятия №6-8 контрольная работа |
экзамен |
Ø знать основы психологии и методы психологического познания человека
Ø уметь осуществлять первичную психологическую поддержку клиента
Ø уметь пользоваться приемами первичной психологической самопомощи при работе с клиентом |
- перечисление основных методов психологических исследований - использование методов психологических исследований, а также простейших методик - выявление по мимике и жестам человека, какие эмоции он испытывает - осуществление первичной психологической поддержки - использование приемов самопомощи в стрессовых и фрустрирующих ситуациях - перечисление принципов и задач психологии - соотношение субъективной и объективной реальности - воспроизведение понятий индивида, личности, индивидуальности - анализ формирования умений, навыков, привычек - перечисление психических процессов личности - исследование психических процессов личности - воспроизведение понятие «Я – образ», мотивация, потребности - анализ проблемы формирования самооценки личности - перечисление и воспроизведение сущности психических состояний личности
|
устный опрос; решение ситуационных задач; подготовка доклада; практические занятия №1-4 контрольная работа |
экзамен |
2. Комплект оценочных средств
2.1. Задания для проведения текущего контроля
Раздел 1 Основы психологии и методы психологического познания человека
Тема 1.2 Основные методы психологических исследований
Подготовка докладов по темам:
1. Психологические эксперименты.
2. Требование к тестам: валидность, надежность.
3. Использование методов психологических исследований в социальной работе.
Практическое занятие №1
Тема 1.3 Понятие и особенности психики
Решение ситуативных задач:
Задача №1: Объясните, почему птица может «высиживать» камень, предложенный ей вместо яйца? Каковы основные признаки инстинктивного поведения?
Задача №2: Почему зайца легче научить бить в барабан, а енота стирать белье, чем наоборот? Сделайте вывод о навыках животных
Задача №3: Почему сложное поведение муравьев и пчел нельзя назвать трудом? В чем заключены характерные черты труда?
Тема 1.4 Человек как субъект деятельности
Решение ситуативных задач:
Задача №1: Проведите психологический анализ привычек. Опишите свои привычки. Выберите те, которые являются отрицательными. Проанализируйте: как давно они у вас сложились? Каков механизм заложенный в этих привычках (подражательный, снимает нервное напряжение)
Тема 1.5 Психические процессы
Устный опрос:
1. Понятие психических процессов
2. Познавательные психические процессы
3. Эмоционально – волевые психические процессы
4. Понятие ощущения
5. Понятие восприятия
6. Понятие внимания и памяти
7. Понятие мышления и связь с речью
8. Понятие воображения
9. Понятие эмоций и чувств
Практическое занятие №2
Тема 1.6 Невербальные проявления эмоций
Устный опрос:
1. Мимика. Основные эмоции
2. Жесты. Открытые, закрытые, жесты - символы
3. Поддерживающие жесты и мимика
4. Способы выражения и измерения эмоций в процессе общения.
5. Эмоции и язык социально значимых жестов и поз.
Тема 1.7 Психические свойства личности
Устный опрос:
1. Понятие «Я – образ»
2. Формирование Я – концепции
3. проблема формирования самооценки
4. Понятие мотивации, потребности, мотива.
5. Понятие способностей, задатков. Отличия
6. Понятие темперамента
7. Виды темперамента
8. Понятие характера
9. Структура характера
Решение ситуативной задачи
Самостоятельно исследуйте свой уровень самооценки, используя тест «Диагностика общей самооценки личности».
Цель: Определить уровень самооценки личности
Инструкция. Выберите один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.
Текст опросника
1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
4. У меня отсутствует уверенность в себе.
5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
6. Временами я чувствую себя никому не нужным.
7. Я все делаю хорошо (любое дело).
8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
9. В любом деле я считаю себя правым.
10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
14.Мне кажется, что для успешного выполнения поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
17. Думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.
18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
19.Мне чаще везет, чем не везет.
20.Я всегда чего-то боюсь.
Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий (ответы «да») с положениями под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от – 10 до +1. Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке; от +4 до +10 – о высокой самооценке.
Результат
Саморефлексия по результату
1. Понятие психических состояний
2. Виды психических состояний
3. Основные эмоциональные состояния
4. Понятие психологической саморегуляции
Раздел 2. Сущность, содержание, принципы и методы воспитания и обучения в социальной работе
Тема 2.2 Образование как общечеловеческая ценность
1. Образование как социальное явление.
2. Образование как социокультурный феномен.
3. Образование как система.
4. Свойства современного образования.
Тема 2.3 Педагогический процесс
1. Сущность и закономерности педагогического процесса.
2. Принципы педагогического процесса
3. Основные системы организации педагогического процесса.
4. Управленческий цикл
Тема 2.4 Возрастные периоды развития и воспитания личности
1. Возрастных периодов развития
2. Понятие воспитания личности.
3. Стабильные возрастные периоды.
4. Периоды кризисов возрастного развития.
Тема 2.5 Сущность и содержание методов обучения
1. Классификации методов обучения.
2. Рассказ как словесный метод устного изложения.
3. Беседа как наиболее старый метод дидактической работы.
4. Понятие воспитания личности.
Решение ситуативных задач:
Проанализируйте словесные методы обучения и заполните таблицу
Словесные методы обучения |
Общее |
Различия |
Рассказ |
|
|
Беседа |
|
|
Лекция |
|
|
Объяснение |
|
|
Дискуссия |
|
Проанализируйте практические методы обучения и заполните таблицу
Практический метод обучения |
Общее
|
Различия
|
Лабораторные опыты |
|
|
Упражнения |
|
|
Практическая работа |
|
|
Дидактические игры |
|
Тема 2.6 Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности
1. Семья как малая группа.
2. Понятие семейного воспитания.
3. Проблемы семейного воспитания.
4. Отношения родителей и детей
5. Семейные конфликты.
6. Психологический контакт между родителями и детьми
Подготовка докладов по темам:
1. Проблемы отношений разных поколений (родители и дети)
2. Семейные кризисы и их особенности
3. Сложности воспитания в различных семьях
Тема 2.7 Теоретические основы воспитания
1. Цель воспитания.
2. Содержание воспитания.
3. Классификация видов воспитания по различным основаниям.
4. Стратегия воспитания.
5. Тактика воспитания.
6. Виды воспитания
Подготовка докладов по темам:
1. Психологические методы воспитания
2. Воспитание как процесс научения
3. Закономерности воспитания
Раздел 3. Основы социально-педагогической работы по различным направлениям
Тема 3.1 Сущность и содержание социальной педагогики
Устный опрос:
1. Понятия социальной педагогики
2. Структура социальной педагогики.
3. Проблемы, изучаемые социальной педагогикой
4. Социопедагогика.
Тема 3.2 Предметная сфера социальной педагогики
Устный опрос:
1. Цель социальной педагогики
2. Функции социальной педагогики
3. Объект социально – педагогической деятельности.
4. Понятие социализации личности
Тема 3.3 Основы социально-педагогической деятельности
Устный опрос:
1. Понятие социальных технологий
2. Классификация социальных технологий
3. Технологии социальной работы
4. Классификация основных методов, используемых социальным педагогом
Тема 3.4 Социально – педагогическая деятельность с семьей
Устный опрос:
1. Основные функции семьи
2. Социальный статус семьи
3. Типология семьи
4. Деятельность социального педагога по работе с семьей
Тема 3.5 Социально – педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей
Устный опрос:
1. История опеки и попечительства детей в России
2. Какие дети относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей
3. Понятие государственного попечения
4. Этапы усыновления ребенка
Тема 3.6 Социально – педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения
2.2. Задания для проведения контрольной работы
1. Понятие психологических исследований
2. Методы психологических исследований
3. Понятие Я – образа
4. Понятие девиантного поведения
5. Понятие самопомощи
6. Приемы самопомощи
7. Понятие индивида
8. Понятие личности
9. Перечислите психические процессы
10. Перечислите психические свойства
11. Перечислите психические состояния
12. Понятие категории детей, оставшихся без попечения родителей
13. Понятие профилактики
14. Профилактические мероприятия
15. Понятие первичной психологической поддержки
16. Составляющие типологии семьи
17. Функции семьи
Условия выполнения контрольной работы
1. Место (время) выполнения задания учебная аудитория
2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин.
3. Материальное обеспечение: лист, ручка
ВАРИАНТ 1
1. Перечислите основные методы психологических исследований
2. Раскройте понятие индивида и личности
3. Раскройте понятие Я – образа
4. Понятие девиантного поведения
5. Раскройте понятие самопомощи
ВАРИАНТ 2
1. Раскройте понятие индивида и личности
2. Перечислите психические процессы
3. Какие дети относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей
4. Какие волевые черты поведения следует формировать у подрастающего поколения и почему?
5. Какие приемы самопомощи вы знаете?
ВАРИАНТ 3
1. Перечислите основные методы психологических исследований
2. Перечислите виды психических состояний
3. Раскройте составляющие типологии семьи
4. Что понимают под профилактикой в социальной педагогике
5. Понятие первичной психологической поддержки
ВАРИАНТ 4
1. Классификация методов обучения
2. Перечислите основные функции семьи
3. Какие дети относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей
4. Что понимают под профилактикой в социальной педагогике
5. Понятие первичной психологической поддержки
2.3. Задания для проведения экзамена
№1
Ваш клиент, подросток с девиантным поведением. Ему 15 лет, зовут Степан. Мама с папой в браке, всегда заняты на работе, финансовое положение хорошее. Степан плохо учиться, сбегает из дома, проявляются вспышки немотивированной агрессии.
№2
Ваш клиент, трудный подросток. Ему 16 лет, зовут Василий. Состав сем: мама, отчим, брат. Финансовое положение бывает трудным. Степан плохо учиться, убегает из дома, дерется с отчимом.
№3
Ваш клиент взрослые члены семьи. Маленький ребенок – 2 года. Уровень доходов семьи, а также качество жилищных условий ниже установленных нормы, вследствие чего семья не может удовлетворять самые насущные потребности в пище, одежде, оплате за жилье. Алкоголь, вечеринки, ребенок часто голодный, не ухоженный. В квартире не убирается. Работа не постоянная, зато гости постоянно.
№4
Ваш клиент семья. Уровень доходов семьи, а также качество жилищных условий ниже установленных нормы, вследствие чего семья не может удовлетворять самые насущные потребности в пище, одежде, оплате за жилье. члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение. Увлечения: алкоголь
№5
Ваш клиент подросток, экспериментирующий с психоактивными веществами. Зовут Арсений. Подросток, имеет низкую самооценку, низкую удовлетворенность своими поступками, повышенную потребность в социальном одобрении, высокую тревожность. Семья полная, достаток высокий, требования к подростку очень высокие, наказания много, поддержки нет. Форма правления в семье авторитарная. Отец – глава.
№6
Ваш клиент ребенок, который находится в кризисном состоянии, обусловленном агрессивным поведением ребенка. Зачастую такое поведение представляет собой реакцию ребенка на проблемную, неразрешимую для него ситуацию. Зовут Вера. Семья: мама, бабушка. Мама много работает обеспечивая всех. Вера почти ни в чем не нуждается. Контакта с мамой нет.
№7
Ваш клиент, подросток с девиантным поведением. Ему 15 лет, зовут Степан. Мама с папой в браке, всегда заняты на работе, финансовое положение хорошее. Степан плохо учиться, сбегает из дома, проявляются вспышки немотивированной агрессии.
№8
Ваш клиент взрослые члены семьи. Маленький ребенок – 2 года. Уровень доходов семьи, а также качество жилищных условий ниже установленных нормы, вследствие чего семья не может удовлетворять самые насущные потребности в пище, одежде, оплате за жилье. Алкоголь, вечеринки, ребенок часто голодный, не ухоженный. В квартире не убирается. Работа не постоянная, зато гости постоянно.
№9
Ваш клиент подросток, экспериментирующий с психоактивными веществами. Зовут Арсений. Подросток, имеет низкую самооценку, низкую удовлетворенность своими поступками, повышенную потребность в социальном одобрении, высокую тревожность. Семья полная, достаток высокий, требования к подростку очень высокие, наказания много, поддержки нет. Форма правления в семье авторитарная. Отец – глава.
№10
Ваш клиент, трудный подросток. Ему 16 лет, зовут Василий. Состав сем: мама, отчим, брат. Финансовое положение бывает трудным. Степан плохо учиться, убегает из дома, дерется с отчимом.
№11
Ваш клиент семья. Уровень доходов семьи, а также качество жилищных условий ниже установленных нормы, вследствие чего семья не может удовлетворять самые насущные потребности в пище, одежде, оплате за жилье. члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение. Увлечения: алкоголь
№12
Ваш клиент ребенок, который находится в кризисном состоянии, обусловленном агрессивным поведением ребенка. Зачастую такое поведение представляет собой реакцию ребенка на проблемную, неразрешимую для него ситуацию. Зовут Вера. Семья: мама, бабушка. Мама много работает обеспечивая всех. Вера почти ни в чем не нуждается. Контакта с мамой нет.
№13
Ваш клиент, подросток с девиантным поведением. Ему 15 лет, зовут Степан. Мама с папой в браке, всегда заняты на работе, финансовое положение хорошее. Степан плохо учиться, сбегает из дома, проявляются вспышки немотивированной агрессии.
№14
Ваш клиент, трудный подросток. Ему 16 лет, зовут Василий. Состав сем: мама, отчим, брат. Финансовое положение бывает трудным. Степан плохо учиться, убегает из дома, дерется с отчимом.
№15
Ваш клиент взрослые члены семьи. Маленький ребенок – 2 года. Уровень доходов семьи, а также качество жилищных условий ниже установленных нормы, вследствие чего семья не может удовлетворять самые насущные потребности в пище, одежде, оплате за жилье. Алкоголь, вечеринки, ребенок часто голодный, не ухоженный. В квартире не убирается. Работа не постоянная, зато гости постоянно.
№16
Ваш клиент подросток, который находится в кризисном состоянии. Зачастую такое поведение представляет собой реакцию ребенка на проблемную, неразрешимую для него ситуацию. Зовут Надя. Семья: мама, бабушка, брат. Папа умер. Мама много работает обеспечивая всех. Надя ни в чем не нуждается. Контакта с мамой нет, с братом есть.
№17
Ваш клиент, трудный подросток. Ему 16 лет, зовут Артем. Состав сем: мама, отчим, брат, бабушка Финансовое положение бывает трудным. Степан плохо учиться, убегает из дома, дерется с отчимом.
Алгоритм выполнения задания
№ п/п |
Вопросы |
Решение |
1 |
Как вы будите планировать социально-педагогическую деятельность с данным подростком? |
|
2 |
Какие методы психологического познания человека будите использовать? |
|
3 |
Какие методы воспитания и обучения будите использовать? |
|
4 |
Как вы будите и будите ли вообще осуществлять первичную психологическую поддержку? |
|
5 |
Какими приемами самопомощи будите пользоваться, если столкнетесь со стрессовой или фрустрирующей ситуацией? |
|
2.4. Критерии оценки
Критерии оценки к устному опросу
5 (отлично) |
полностью ответил |
4 (хорошо) |
ответил полностью, но с 1 ошибкой |
3 (удовлетворительно) |
ответил не полностью |
2 (не удовлетворительно) |
не ответил |
Критерии оценки к докладу
5 (отлично) |
подготовил доклад и ответил по теме |
4 (хорошо) |
подготовил доклад, ответил, но подсматривал в лист |
3(удовлетворительно) |
подготовил сообщение, ответил, читая с листа |
2 (не удовлетворительно) |
не подготовил сообщение |
Критерии оценки к практическому занятию
Зачет |
активное участие в практических занятиях, полное или частичное выполнение заданий, употребление терминов по теме практического занятия во время практического занятия |
Не зачет |
безучастное присутствие на практических занятиях, не владение основными понятиями и терминами по теме практического занятия. |
Критерии оценки к контрольной работе
Одно задание – один балл
5 (отлично) |
5 баллов |
4 (хорошо) |
4 балла |
3 (удовлетворительно) |
3 балла |
2 (не удовлетворительно) |
2 и менее баллов |
Критерии оценки к экзамену
5 (отлично) |
Все шаги в решении задания выполнены с использованием терминов, решение соответствует поставленной задачи. |
4 (хорошо) |
Четыре шага в решении задания выполнены с использованием терминов, или выполнены все шаги, но не в должном объеме решение соответствует поставленной задачи. |
3(удовлетворительно) |
Три шага в решении задания выполнены, или выполнены все шаги или четыре шага, но не в должном объеме и (или) без использования терминов, решение соответствует поставленной задачи |
2 (не удовлетворительно) |
Менее трех шагов в решении задания выполнены, или выполнены четыре шага, но не в должном объеме и (или) без использования терминов, решение не соответствует поставленной задачи |
ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА |
||
Задание комплексное |
||
Результаты освоения (объекты оценки) |
Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 2.4 «Комплекта оценочных средств») |
Отметка о выполнении |
Умения: - планировать и осуществлять социально-педагогическую деятельность; - осуществлять первичную психологическую поддержку клиента; - пользоваться приемами первичной психологической самопомощи в работе.
Знания: - сущность, содержание, принципы и методы воспитания и обучения в социальной работе; - основы социально-педагогической работы по различным направлениям; - основы психологии и методы психологического познания человека. |
- воспроизведение принципов воспитания и обучения - классификация видов воспитания по различным основаниям - воспроизведение сущности методов воспитания - перечисление социальных статусов семьи и ее типологию - воспроизведение форм социально – педагогической помощи семье - планирование социально-педагогической деятельности с семьей - воспроизведение социально – педагогической деятельности с приемной семьей. - воспроизведение социально – педагогической деятельности в учреждениях государственного попечения. - воспроизведение социально – педагогической деятельности с приемной семьей. - планирование социально-педагогической деятельности с детьми оставшимися без попечения родителей - раскрытие сущности понятия девиантного поведения. - перечисление основных подходов к профилактике девиантного поведения подростков. - воспроизведение способов социально – педагогической реабилитации подростков девиантного поведения - планирование социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения - перечисление основных методов психологических исследований - использование методов психологических исследований, а также простейших методик - осуществление первичной психологической поддержки - использование приемов самопомощи в стрессовых и фрустрирующих ситуациях - исследование психических процессов личности |
|
Условия выполнения заданийВремя выполнения задания мин./час. 40 минут Место аудитория |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.