Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Оценка 5
Контроль знаний
docx
экология
Взрослым
28.06.2018
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплиныЭкологические основы природопользования.
КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
КОС разработаны в соответствии с:
-Федеральными государственными образовательными стандартам среднего профессионального образования по специальностям/ профессиям:
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (пр.№ 383 от 22.04.2014)
22.02.06 Сварочное производство (пр.№ 360 от 21.04.2014)
29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий (пр.№ 534 от 15.05.2014)
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (пр.№ 965 от 11.08.2014);
- приказом Минобранауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413;
- приказом Минобранауки России от 29.06.2017 № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413;
- рабочей программой общеобразовательной учебной дисциплины Экологические основы природопользования
КОС ЭОП.docx
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Бугульминский строительнотехнический колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по
общеобразовательным
дисциплинам
_________Т.В. Иванова
«___»_______20____ г.
Комплект контрольнооценочных средств
по учебной дисциплине
Экологические основы природопользования
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальностям СПО:
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного
транспорта
22.02.06 Сварочное производство
29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных
изделий
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений Бугульма, 2016
Комплект контрольнооценочных средств разработан на основе
Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальностям:
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного
транспорта (пр.№ 383 от 22.04.2014)
22.02.06 Сварочное производство(пр.№ 360 от 21.04.2014)
19.02.10 Технология продукции общественного питания(пр.№ 384 от
21.04.2014)
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений(пр.№ 965
от 11.08.2014)
программы учебной дисциплины Экологические основы природопользования.
Разработчик(и):
ГАПОУ БСТК преподаватель Смирнов А.В.
2 Рассмотрено на заседании цикловой комиссии
общеобразовательных дисциплин
Протокол №_______ от «_____» _________ 2016г.
Председатель ЦК ________________________ /Лыкова Г.В./
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Пояснительная записка………………………………………………4
2. Результаты освоения учебной дисциплины,
подлежащие проверке………………………………………………..5
3. Комплект оценочных средств
3.1. Кодификатор оценочных средств (примерный перечень
и краткая характеристика оценочных средств)………………13
3.2. Типовые задания оценки освоения учебной дисциплины
по темам (текущий контроль)………………………………….15
3.3. Типовые задания итоговой аттестации по учебной дисциплине
(промежуточная аттестация)…………………………………..18
4. Литература для обучающихся………………...……………………..33
5. Приложения
5.1.
Задания для оценки освоения дисциплины……………………34
5.2. Лист согласования……………………………………………….79
3 1. Пояснительная записка
Контрольнооценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки
освоивших программу учебной
образовательных достижений обучающихся,
дисциплиныЭкологические основы природопользования.
КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и
промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
КОС разработаны в соответствии с:
среднего
стандартам
государственными образовательными
Федеральными
профессионального образования по специальностям/ профессиям:
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (пр.№ 383 от
22.04.2014)
22.02.06 Сварочное производство (пр.№ 360 от 21.04.2014)
29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий (пр.№ 534 от
15.05.2014)
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (пр.№ 965 от 11.08.2014);
приказом Минобранауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413;
приказом Минобранауки России от 29.06.2017 № 613 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413;
рабочей программой общеобразовательной учебной дисциплины Экологические основы
природопользования, дата утверждения).
учебной
освоения
результате
дисциплины
В
Экологические
основыприродопользованияобучающийся должен обладать предусмотренным ФГОС по
специальностям СПО следующими
умениями:
У1. Анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов
производственной деятельности;
У2. Соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной
деятельности;
знаниями:
З1. Особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного
воздействия на окружающую среду;
З2. Условия устойчивого развития экосистем и возможные причины возникновения
экологического кризиса;
З3. Принципы и методы рационального природопользования;
З4. Принципы размещения производств различного типа;
З5. Основные группы отходов,их источники и масштабы образования;
З6. Основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов,методы
очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных
отходов;
З7. Методы экологического регулирования;
4 З8. Понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
З9. Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
З10. Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования
и охраны окружающей среды;
З11. Природоресурсный потенциал Российской Федерации;
З12. Охраняемые природные территории;
З13. Принципы производственного экологического контроля;
З14. Условия устойчивого развития экосистем;
общими компетенциями (ОК) :
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
Формой аттестации по учебной дисциплине является
дифференцированный зачет.
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке.
2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется
комплексная проверка следующих знаний и умений, а также динамика
формирования общих компетенций:
Таблица 1.1
Результаты обучения: умения,
знания, предметные компетенции
и общие компетенции
Показатели оценки результата Форма контроля
и оценивания
У1. Анализировать и прогнозировать
экологические
последствия
различных видов производственной
деятельности.
Выявление взаимосвязи между
видами производственной
деятельности и характером
воздействия на природу;
опрос,
Устный
самостоятельные
письменные
5 ОК 19.
Анализ причин возникновения
экологических аварий и
катастроф
работы, тесты.
Дифференцирован
ный зачет
У2. Соблюдать регламенты по
экологической безопасности в
профессиональной деятельности.
ОК 19.
З1. Особенности взаимодействия
общества и природы, основные
источники
техногенного
воздействия на окружающую среду
З2. Условия устойчивого развития
экосистем и возможные причины
возникновения
экологического
кризиса
Выбирать регламенты по
экологической безопасности в
профессиональной
деятельности;
Применять регламенты по
экологической безопасности в
профессиональной деятельности
Имеет представления об
особенностях взаимодействия
общества и природы, основные
источники техногенного
воздействия на окружающую
среду
Имеет представление об
условиях устойчивого развития
экосистем и возможные
причины возникновения
экологического кризиса
З3.
Принципы и методы
рационального природопользования
Формулировка определения
экологический аудит
Принципы
З4.
производств различного типа
размещения
Знает принципы размещения
производств различного типа
З5. Основные группы отходов,их
источники и масштабы образования
Знает об основных группах
отходов,их источниках и
масштабах образования
З6. Основные способы
предотвращения и улавливания
промышленных отходов,методы
очистки, правила и порядок
переработки, обезвреживания и
Имеет представления об
основныхспособах
предотвращения и улавливания
промышленных отходов,
методах очистки, правилах и
опрос,
Устный
самостоятельные
письменные
работы, тесты.
Дифференцирован
ный зачет
опрос,
Устный
самостоятельные
письменные
работы, тесты.
Дифференцирован
ный зачет
опрос,
Устный
самостоятельные
письменные
работы, тесты.
Дифференцирован
ный зачет
опрос,
Устный
самостоятельные
письменные
работы, тесты.
Дифференцирован
ный зачет
опрос,
Устный
самостоятельные
письменные
работы, тесты.
Дифференцирован
ный зачет
опрос,
Устный
самостоятельные
письменные
работы, тесты.
Дифференцирован
ный зачет
опрос,
Устный
самостоятельные
письменные
работы, тесты.
6 захоронения промышленных отходов
З7. Методы экологического
регулирования
З8. Понятие и принципы
мониторинга окружающей среды
порядке переработки,
обезвреживания и захоронения
промышленных отходов
Знает о социальных и этических
проблемах, связанных с
развитием и использованием
достижений науки, техники и
технологий
Выполнение мониторинга
окружающей среды;
Формулирование принципов и
правил природопользования
З9. Правовые и социальные вопросы
природопользования и
экологической безопасности
Формулировка определения
экологическая безопасность;
Формулированиеправил
природопользования
З10. Принципы и правила
международного сотрудничества в
области природопользования и
охраны окружающей среды
З11. Природоресурсный потенциал
Российской Федерации
З12. Охраняемые природные
территории
Формулирование принципов
международного
сотрудничества в области
природопользования;
Формулирование правил
международного
сотрудничества в области
природопользования;
Объяснение роли Организации
Объединённых наций и её
подразделений ЮНЕСКО,
ЮНЕП и МСОП в деле охраны
природы
Формулировка задач охраны
окружающей среды;
Формулировка определения
природоресурсный потенциал
Формулировка определения
заповедники, заказники,
природные парки, памятники
природы, ботанические сады;
Описание крупных
заповедников России
Дифференцирован
ный зачет
опрос,
Устный
самостоятельные
письменные
работы, тесты.
Дифференцирован
ный зачет
опрос,
Устный
самостоятельные
письменные
работы, тесты.
Дифференцирован
ный зачет
опрос,
Устный
самостоятельные
письменные
работы, тесты.
Дифференцирован
ный зачет
опрос,
Устный
самостоятельные
письменные
работы, тесты.
Дифференцирован
ный зачет
опрос,
Устный
самостоятельные
письменные
работы, тесты.
Дифференцирован
ный зачет
опрос,
Устный
самостоятельные
письменные
работы, тесты.
Дифференцирован
ный зачет
7 З13. Принципы производственного
экологического контроля
З14. Условия устойчивого развития
экосистем
Расчет лимитов на выбросы и
сбросы загрязняющих веществ;
Определение нормативов
качества окружающей среды;
Определение нормативов
допустимого воздействия на
окружающую среду
опрос,
Устный
самостоятельные
письменные
работы, тесты.
Дифференцирован
ный зачет
опрос,
Устный
самостоятельные
письменные
работы, тесты.
Дифференцирован
ный зачет
8 Таблица 1.2. Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
9 Элемент учебной
дисциплины
Раздел 1
Особенности
взаимодействия
общества и
природы
Тема 1.1
Экологические
основы
природопользовани
я и их роль в
подготовке
специалиста
Тема 1.2
Источники
техногенного
воздействия на
окружающую
среду. Концепции
условий
устойчивого
развития экосистем
Тема 1.3
Круговороты
веществ в природе
и антропогенной
деятельности
Раздел 2
Природные
ресурсы и их
рациональное
использование
Тема 2.1
Классификация
природных
ресурсов.
Ресурсообеспечен
Формы и методы контроля
Текущий контроль
Форма контроля
Проверяемые
З, У, ПрК,
ОК
Рубежный контроль
Форма контроля
Проверяемые
З, У, ПрК, ОК
Промежуточная аттестация
Проверяемые
Форма
контроля
З, У, ПрК, ОК
Тест
З 1, З14,
У1,
ОК1,ОК2,ОК4,
ОК8, ОК9
Дифферен
цированный
зачет
З 1, З14,
У1,
ОК1,ОК2,ОК4,
ОК8, ОК9
Устный опрос
Самостоятельная работа
Устный опрос
Самостоятельная работа
З1,
У1,
ОК1, ОК8,
ОК9
З2,З14,
У1,
ОК2,ОК4
Тестирование
Самостоятельная работа
З1,
У1,
ОК9
Тест
З3, З11,
У1,
ОК86, ОК9
Дифферен
цированный
зачет
З3, З11,
У1,
ОК86, ОК9
Устный опрос
Тестирование
Самостоятельная работа
З3,З11,
У1,
ОК8
10 3. Комплект оценочных средств
3.1.
характеристика оценочных средств)
Кодификатор оценочных средств (примерный перечень и краткая
№
п/п
1
1
Наименование
оценочного
средства
2
Деловая и/или
ролевая игра
2
3
Задания
для
самостоятельной
работы
Зачет
4
Кейсзадания
Контрольная
работа
Краткая характеристика оценочного средства
и
деятельность
и решать
3
Совместная
группы
обучающихся и преподавателя под
управлением преподавателя с целью решения
учебных
профессионально
ориентированных задач путем игрового
моделирования реальной проблемной
ситуации.
Позволяет оценивать умение
анализировать
типичные
профессиональные задачи.
Средство проверки умений применять
полученные знания по заранее определенной
методике для решения задач или заданий по
модулю или дисциплине в целом.
Средство контроля усвоения учебного
материала темы, раздела или разделов
дисциплины, организованное как учебное
занятие в виде собеседования преподавателя с
обучающимися.
Проблемное
котором
обучающемуся предлагают осмыслить
реальную профессиональноориентированную
ситуацию, необходимую для решения данной
проблемы.
Средство проверки умений применять
полученные знания для решения задач
определенного типа по теме или разделу
задание,
в
5
6
7
8
Круглый стол,
дискуссия,
полемика,
диспут, дебаты
Оценочные средства, позволяющие включить
обучающихся в процесс обсуждения спорного
вопроса, проблемы и оценить их умение
аргументировать собственную точку зрения.
Портфолио
Программы
компьютерного
его
Целевая подборка работ обучающегося,
раскрывающая
индивидуальные
образовательные достижения в одной или
нескольких учебных дисциплинах.
Средства, позволяющие оперативно получить
объективную информацию об усвоении
Представление
оценочного
средства в КОС
4
Описание темы
(проблемы),
концепции, роли и
ожидаемого
результата игры
Комплект заданий
по
Вопросы
темам/разделам
дисциплины
Комплект кейс
заданий
по
Комплект
контрольных
заданий
вариантам
Перечень
дискуссионных
тем
проведения
круглого стола,
дискуссии,
полемики,
диспута, дебатов
Структура
портфолио
для
Перечень
компьютерных
11 9
10
11
12
тестирования
Электронный
практикум
Виртуальные
лабораторные
работы
Проект
обучающимися контролируемого материала,
возможность детально и персонифицировано
представить эту информацию
Конечный продукт, получаемый в результате
планирования и выполнения комплекса
учебных и исследовательских заданий.
Позволяет оценить умения обучающихся
самостоятельно конструировать свои знания в
процессе решения практических задач и
проблем, ориентироваться в информационном
пространстве и уровень сформированности
аналитических, исследовательских навыков,
навыков практического и творческого
мышления.
выполняться в
индивидуальном порядке или группой
обучающихся.
Может
Разноуровневые
задачи и задания
Рабочая тетрадь Дидактический комплекс, предназначенный
для самостоятельной работы обучающегося и
позволяющий оценивать уровень усвоения им
учебного материала.
Различают задачи и задания:
а) ознакомительного, позволяющие оценивать
и диагностировать
знание фактического
материала (базовые понятия, алгоритмы,
факты) и умение правильно использовать
специальные термины и понятия, узнавание
объектов изучения в рамках определенного
раздела дисциплины;
б) репродуктивного уровня, позволяющие
оценивать и диагностировать умения
синтезировать,
обобщать
фактический и теоретический материал с
формулированием конкретных выводов,
установлением
причинноследственных
связей;
в) продуктивного уровня, позволяющие
оценивать и диагностировать умения,
интегрировать знания различных областей,
аргументировать собственную точку зрения,
выполнять проблемные задания.
Продукт самостоятельной работы студента,
представляющий собой краткое изложение в
письменном виде полученных результатов
теоретического
определенной
научной (учебноисследовательской) темы,
где автор раскрывает суть исследуемой
проблемы, приводит различные точки зрения,
Реферат
анализировать,
анализа
тестов,
электронных
практикумов,
виртуальных
лабораторных
работ
Темы групповых
и/или
индивидуальных
проектов
Образец рабочей
тетради
Комплект
разноуровневых
задач и заданий
Темы рефератов
12 15
Типовое задание Стандартные
13 Сообщение
/Доклад
14 Собеседование
16
Творческое
задание
17
Тест
18
Эссе
Темы докладов,
сообщений
по
Вопросы
темам/разделам
УД, ПМ
Комплект типовых
заданий
Темы групповых
и/или
индивидуальных
творческих
заданий
Комплект
тестовых заданий
Тематика эссе
собой
задачи.
знаний
задания,
обучающегося
а также собственные взгляды на нее.
Продукт самостоятельной работы студента,
представляющий
публичное
выступление по представлению полученных
результатов решения определенной учебно
практической, учебноисследовательской или
научной темы
Средство контроля, организованное как
специальная беседа преподавателя с
обучающимся на темы, связанные с изучаемой
дисциплиной, и рассчитанное на выяснение
объема
по
определенному разделу, теме, проблеме и т.п.
позволяющие
проверить умение решать как учебные, так и
профессиональные
Содержание
заданий должно максимально соответствовать
видам профессиональной деятельности
задание,
Частично регламентированное
имеющее нестандартное решение и
позволяющее диагностировать умения,
интегрировать знания различных областей,
аргументировать собственную точку зрения.
Может выполняться индивидуально или
группой обучающихся.
Система стандартизированных
заданий,
позволяющая автоматизировать процедуру
измерения уровня знаний и умений
обучающегося.
Средство, позволяющее оценить
умение
обучающегося письменно излагать суть
поставленной проблемы,
самостоятельно
проводить анализ этой проблемы с
использованием концепций и аналитического
инструментария
соответствующей
дисциплины, делать выводы, обобщающие
авторскую позицию по поставленной
проблеме.
3.2. Типовые задания оценки освоения учебной дисциплины
по темам (текущий контроль)
Тема 1.3Круговороты веществ в природе и антропогенной деятельности
Предмет(ы)
оценивания
Показатели оценки
З1. Особенности
Имеет представления об
Критерии
оценки
«5» 100 – 90% правильных
ответов
13 взаимодействия общества и
природы, основные источники
техногенного воздействия на
окружающую среду
У1. Анализировать и
прогнозировать экологические
последствия различных видов
производственной деятельности
ОК 9. Ориентироваться в
условиях частой смены
технологий в
профессиональной
деятельности
особенностях
взаимодействия общества
и природы, основные
источники техногенного
воздействия на
окружающую среду
Выявление взаимосвязи
между видами
производственной
деятельности и
характером воздействия
на природу
Имеет представления о
появлении экологичных
производств и уменьшении
присутствия вредных
соединений в круговороте
веществ
«4» 89 80% правильных
ответов
«3» 79 – 70% правильных
ответов
«2» 69% и менее
правильных ответов
«5» 100 – 90% правильных
ответов
«4» 89 80% правильных
ответов
«3» 79 – 70% правильных
ответов
«2» 69% и менее правильных
ответов
«5» 100 – 90% правильных
ответов
«4» 89 80% правильных
ответов
«3» 79 – 70% правильных
ответов
«2» 69% и менее правильных
ответов
Задания
Время выполнения заданий 20 мин.
1.Наибольшая роль человека в биогенной миграции атомов состоит в
1) вовлечении в биологический круговорот химических элементов
2) увеличении скорости круговорота воды
3) регулировании численности растений и животных
4) регулировании численности микроорганизмов
2. Циркуляция кислорода между различными неорганическими объектами природы и
сообществами живых организмов называется
1) популяционными волнами
2) саморегуляцией
3) газообменом
4) круговоротом веществ
3. Что служит главным источником энергии, обеспечивающим круговорот веществ в
экосистемах
1) АТФ
2) солнечный свет
3) живые организмы
4) органические вещества
4. Циркуляцию азота между неживыми телами и живыми организмами в сообществе
называют
1) правилом экологической пирамиды
2) круговоротом веществ
3) саморегуляцией
4) обменом веществ и энергии
5. Биологический круговорот в биосфере обеспечивается
1) интенсивностью размножения продуцентов
2) приспособлением организмов к условиям жизни
3) перемещением веществ в трофических цепях
4) борьбой за существование
14 6. Растения, в отличие от хемосинтезируюших бактерий, играют важную роль в
круговороте
1) азота
2) кислорода
3) серы
4) железа
7. Энергия, необходимая для круговорота веществ, вовлекается из космоса
1) растениями в процессе фотосинтеза
2) гнилостными бактериями
3) клубеньковыми бактериями
4) организмамигетеротрофами
8.В круговороте веществ и превращении энергии в биосфере наиболее активно участвует
1) кислород
2) живое вещество
3) климат
4) тепло земных недр
9. Бактерии гниения, живущие в почве,
1) образуют органические вещества из неорганических
2) питаются органическими веществами живых организмов
3) разлагают мертвые остатки растений и животных до перегноя
4) способствуют нейтрализации ядов в почве
10. Благодаря круговороту веществ в биосфере, осуществляемому организмами,
1) сокращается число химических элементов в биосфере
2) увеличивается содержание вредных веществ в окружающей среде
3) одни и те же химические элементы используются многократно
4) накапливается содержание кислорода в атмосфере
11. Животные, участвуя в круговороте веществ в биосфере,
1) используют кислород атмосферы
2) способствуют накоплению кислорода в атмосфере
3) синтезируют на свету органические вещества из неорганических
4) способствуют образованию торфа
12. В круговороте веществ в биосфере плесневые грибы
1) разрушают органические вещества до неорганических
2) синтезируют белки из неорганических веществ
3) усваивают молекулярный азот
4) выделяют молекулярный кислород
13. Бактерии, включаясь в круговорот, веществ в биосфере,
1) участвуют в формировании озонового экрана
2) разлагают органические вещества до неорганических
3) участвуют в образовании известняков
4) участвуют в нейтрализации радиоактивных веществ в почве
14.Клубеньковые бактерии играют большую роль в биосфере, участвуя в круговороте
1) углерода
2) фосфора
3) азота
4) кислорода
15. Углерод в круговорот веществ включается благодаря
1) морским органическим отложениям
2) деятельности вулканов
3) фотосинтезу
15 4) запасу полезных ископаемых
16. В круговороте азота в биосфере решающая роль принадлежит
1) человеку
2) растениям
3) животным
4) бактериям
17. Какой элемент способствовал формированию залежей каменного угля в биосфере?
1) кислород
2) кремний
3) углерод
4) фосфор
18. Кислотный дождь — это осадки, в которых повышено содержание
1) серы или азота
2) железа
3) кислорода
4) кремния
19. Возврат химических элементов (азота, углерода, фосфора) в круговорот осуществляет
ся в основном
1) продуцентами
2) редуцентами
3) промышленными предприятиями
4) консументами
20. Перемещение живого вещества в биосфере называется
1) абиогенной миграцией атомов
2) биогенной миграцией атомов
3) тепловым движением молекул
4) органической эволюцией
3.3. Типовые задания итоговой аттестации по учебной дисциплине
(промежуточная аттестация)
3.3.1.Пояснительная записка
Промежуточная аттестация обучающихся по учебной дисциплине осуществляется в
рамках завершения изучения данной дисциплины и позволяет определить качество и
уровень ее освоения, определение полноты и прочности теоретических знаний, а также
оценка овладения ОК – выявление умения обучающимися применять полученные
теоретические знания при решении практических задач.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования и устного ответа на
один вопросов.
Условием допуска к дифференцированному зачету является успешное освоение
обучающимися всех элементов программы учебной дисциплины.
3.3.2. Критерии оценки выполнения работы
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При
оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность,
осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность
использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний
16 предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход
к организации работы .
Исходя из поставленных целей, учитывается:
• Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия
понятий, точность употребления научных терминов.
• Степень формирования интеллектуальных и общеучебных умений.
• Самостоятельность ответа.
• Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Устный ответ
17 Оценка "5" ставится, если студент:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного
материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и
закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять
главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами,
фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы.
Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и
внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал;
давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии;
делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных
понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать
материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные
вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия,
справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять
систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ;
использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении
проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко
исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами,
чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие
ответ, соответствуют требованиям.
4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если студент:
на
отвечает
дополнительные
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и
правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при
воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие
неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из
наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности,
при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их
исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в
основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные
связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать
основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать
научные термины;
3.В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения
последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных
терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя
восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых
географических явлений;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
вопросы
учителя.
18 10.Знание карты и умение ей пользоваться;
9.
Понимание основных географических взаимосвязей;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если студент:
в
дал
слабо,
четкие;
понятий
допускает
недостаточно
аргументирует
них ошибки.
опытов или допустил ошибки при их изложении;
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала,
не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2.Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда
последовательно;
3. Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и
обобщения
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии,
определения
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений,
фактов,
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач
различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в
подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы (упуская и основное), или воспроизводит содержание
текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное
значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении
текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя,
допуская однудве грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков
работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12.Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если студент:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3.Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в
пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к
решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не
может исправить даже при помощи учителя.
6.Имеются грубые ошибки в использовании карты.
7.Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
8.Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ
ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для
анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
3.3.3. Проект варианта
1. Тест
1 вариант
1.Выберите по 1 правильному варианту ответов в вопросах с 1 по 19.
1. Кто из ученых дал первое определение экологии как науки?
а)Н.Ф.Реймерс б)Э. Геккель
19 в)В.А.Радкевич г) Аристотель
2.Метод работы в области экологии
а) метод измерений б) преобразовательный
в) проблемнопоисковый г) наблюдение
3.Назовите абиотические факторы среды
а) симбиоз
б)конкуренция
в)хищничество
г) свет
4. Весь искусственный мир, созданный человеком, не имеющий аналогов в естественной
природе:
а) социальная среда;
б) природная среда;
в) среда «второй» природы;
г) среда «третьей» природы.
5. Косвенное воздействие человека на животных заключается в:
а) гибели животных от загрязнения воздуха выбросами промышленных предприятий;
б) гибели изза пожаров, возникших в результате грозы;
в) гибели изза охоты;
г) гибели животных в следствии засухи.
6.Какие организмы создают органические вещества из неорганических:
апродуценты;
бредуценты;
вконсументы первого порядка
гконсументы второго порядка.
7. К компонентам гидросферы не относится:
а) водяной пар атмосферы;
б) грунтовые воды;
в) озера;
г) ледники.
8. Внешняя твердая оболочка планеты, включающая земную кору и часть верхней мантии:
а) ядро;
б) магма;
в) литосфера.
г) почвенная
9. Что такое загрязнители?
авещества, улучшающие состояние среды;
б вещества, ухудшающие состояние среды;
в вещества, безразличные для состояния среды;
10.К каким загрязнителям по характеру воздействия на среду относятся ПЕСОК?
а химические
бфизические
в механические
гбиологические
11.К каким загрязнителям по токсичности относятся сероводород?
ачрезвычайно опасные
бумеренно опасные
ввысоко токсичные
гмало опасные
12.Импактный мониторинг окружающей среды это:
20 амониторинг наиболее загрязненных мест планеты;
бмониторинг заповедников;
вмониторинг территории области;
гмониторинг состояния воды в озере.
13.Назовите причины возникновения кислотных дождей
ауглекислый газ
бфреоны
вокислы серы
гпыль
14. Какие веществазагрязнители при воздействии на организм вызывают у человека
экзему?
аугарный газ
ббензол
вртуть
гэтиловый спирт
15. Бытовые отходы – это отходы:
а) производства и промышленности;
б) только жидкие бытовые отходы;
в) только твердые бытовые отходы;
г) жидкие и твердые бытовые отходы.
16.Какое количество возбудителей заболеваний может содержаться в питьевой воде?
а0,25 мг/л
б не более ПДК
в не должно быть совсем.
17. Особо охраняемая природная территория, при которой запрещена любая
хозяйственная деятельность – это:
а) заповедник;
б) национальный парк;
в) заказник;
г) памятник природы.
18.Закончите фразу: «Вещества, получающиеся в процессе производства из сырья,
которые используются в других производствах для получения готовой продукции,
называются…?
а) отходами б) вторичными продуктами
в) первичными продуктами г) вторичным сырьем
19.Закончите фразу: «Вещества, получающиеся в результате данного производства,
которые являются его конечной целью , называются….
а) отходами б) готовой продукцией
в) сырьем г) полупродуктами
2. Выберите по 2 варианта ответов из предложенных в вопросах с 20 по 24 .
20.На какие группы классифицируется сырье по его принадлежности к компоненту
природы:
а) органическое б) промышленное
в) воздушное г) космическое
21. Какие природные ресурсы относятся к неисчерпаемым ?
а) ветер б) лес
в)солнечная энергия г) нефть
22.Закончите фразу: «Металлолом при варке стали является сырьем….
а) первичным б) органическим
в) вторичным г) минеральным
21 23.Основные пути решения проблем рационального природопользования:
а)повышение безотходности производства;
б) повышение темпов потребления возобновимых ресурсов над их восстановлением;
в)разработка ресурсосберегающих технологий.
24. Для городской среды характерны:
а понижение содержания кислорода и увеличения углекислого газа в составе воздуха.
буменьшение численности населения по сравнению с сельской местностью;
в насыщенность различными физическими загрязнителями: шумом, электромагнитным
излучением и др.;
г преобладание зеленой зоны над жилой и промышленной зонами.
3.Из предложенных вариантов ответов вопроса 25 выберите 3 правильных.
25.Вторичным сырьем не является:
а) нефть
б) стеклотара;
в) солнечная энергия
г) полиэтиленовые пакеты;
д) ветер
е) макулатура.
26.Приведите по 1 примеру двух видов органического сырья по составу.
27.Приведите по 1 примеру 2 видов первичных энергетических ресурсов.
28. Выберите правильное утверждение:
а) человек не является биотическим ресурсом;
б) наиболее опасны жидкие промышленные отходы;
в) наименее опасны радиоактивные отходы;
г) макулатура не является сырьем для вторичной переработки.
29. Выберите не правильное утверждение:
а) на территории Тверской области есть охраняемые территории;
б) авария на Чернобыльской АЭС относится к экологическому бедствию;
в) по агрегатному состоянию отходы подразделяются на жидкие и пылеобразные;
г) радиоактивные отходы способствуют развитию опухолевых заболеваний.
30.Соотнесите агрегатное состояние данных загрязнителей и среду, которую они
загрязняют?
А) пустая порода 1)воздушная а) газообразное
Б) угарный газ 2)водная б) жидкое
В) стоки с промплощадок 3) почвенная в) твердое
2 вариант
1.Выберите по 1 правильному варианту ответов в вопросах с 1 по 19 .
1.Какой ученый дал полное определение экологии как науки, учитывая теоретическую и
прикладную экологию?
а)Н.Ф.Реймерс б)Э. Геккель
в)В.А.Радкевич г) Аристотель
2. К результатам антропогенного воздействия на природу относятся:
а) смешанный лес
б) болото
в) пруды, каналы;
г) степь
3. К компонентам гидросферы относятся:
а) ледники;
б) грунтовые воды;
22 в) многолетняя мерзлота;
г) все вышеперечисленное.
4. К нетрадиционным источникам электроэнергии относится:
а) ТЭС;
б) ГЭС;
в) АЭС
г) энергия ветра;
5.Какие природные ресурсы относятся к исчерпаемымвозобновимым?
а) нефть б) лес
в)солнечная энергия г) ветер
6.Закончите фразу: «Вещества, получающиеся в процессе производства, которые не
являются целью данного производства, их нельзя использовать в данном производстве,
называются….
а) отходами б) готовой продукцией
в) сырьем г) полупродуктами
7.Закончите фразу: «Отходы производств, если не утилизируются, являются для
природной среды ……
а) загрязнителями б) готовой продукцией
в) вторичным сырьем г) полупродуктами
8.По степени исчерпаемости нефть относится к:
а) исчерпаемымневозобновимым;
б) неисчерпаемым, но и не подверженным истощению;
в) неисчерпаемым;
г) ограниченно исчерпаемым.
9. Вид природопользования, при котором возможно внедрение
малоотходных и безотходных технологий производства, называется:
а) рациональное природопользование;
б) нерациональное природопользование;
в) общее природопользование;
г) специальное природопользование.
10.Как называется процесс поступления загрязнителей в окружающую среду?
аразрушение
бокисление
взагрязнение
гвыветривание
11.К каким загрязнителям по характеру воздействия на среду относятся НИТРИТЫ?
а
бфизические
в механические
гбиологические
12.К каким загрязнителям по токсичности относятся аммиак?
ачрезвычайно опасные
бумеренно опасные
ввысоко токсичные
гмало опасные
13.Какая отрасль хозяйства является наиболее сильным загрязнителем атмосферы?
апромышленность
бс/х
втранспорт
гбытовая деятельность человека
химические
23 14.Назовите причину возникновения парникового эффекта
ауглекислый газ
бфреоны
вокислы серы
гпыль
15. Какие веществазагрязнители при воздействии на организм вызывают у человека
общее отравление?
акадмий
б сероводород
в аммиак
16. Бытовые отходы – это отходы:
а) производства и промышленности;
б) только жидкие бытовые отходы;
в) только твердые бытовые отходы;
г) жидкие и твердые бытовые отходы.
17. Особо охраняемая природная территория, при которой запрещена любая
хозяйственная деятельность – это:
а) заповедник;
б) национальный парк;
в) заказник;
г) памятник природы.
18.Какое количество химических веществ может содержаться в питьевой воде?
а0,25 мг/л
б не более ПДК
в не должно быть совсем.
19.Региональный мониторинг окружающей среды это:
амониторинг химического предприятия, на котором произошла авария;
бмониторинг заповедников;
вмониторинг территории области;
гмониторинг болота.
2. Выберите по 2 варианта ответов из предложенных в вопросах с 20 по 23 .
20.Закончите фразу: « Предельный чугун при варке стали является ….. сырьем
а) первичным б) органическим
в) вторичным г) минеральным
21.Назовите биотические факторы среды
асимбиоз
бконкуренция
ввлажность
гсвет
22.Назовите основные загрязнители гидросферы
аканализационные воды
б углекислый газ
в фреоны
г талые воды
23.Основные направления рационального природопользования:
а) не произведение учета видового разнообразия животных и растений;
б) сохранение устойчивости природных сообществ;
в) проведение экономических оценок и стимулов в воспроизводстве природной среды.
3.Из предложенных вариантов ответов вопросов 24 и 25 выберите 3 правильных.
24 24.На какие группы классифицируется сырье по его принадлежности к компоненту
природы:
а) геологическое б) промышленное
в) воздушное г) водное
25.Вторичным сырьем не является:
а) ветер;
б) стеклотара;
в) готовые изделия;
г) макулатура;
д) нефть;
е) полиэтиленовые пакеты.
26.Приведите по 1 примеру двух видов минерального сырья по составу
27.Приведите по 1 примеру 3 групп сырья по характеру возобновляемости.
28. Выберите правильное утверждение:
а) человек не является биотическим ресурсом;
б) наиболее опасны жидкие промышленные отходы;
в) наименее опасны радиоактивные отходы;
г) макулатура не является сырьем для вторичной переработки.
29. Выберите не правильное утверждение:
а) по агрегатному состоянию отходы подразделяются на жидкие и пылеобразные;
б) авария на Чернобыльской АЭС относится к экологическому бедствию;
в) на территории Тверской области есть охраняемые территории
г) радиоактивные отходы способствуют развитию опухолевых заболеваний.
30.Соотнесите агрегатное состояние данных загрязнителей и среду, которую они
загрязняют?
А) канализационные а) газообразное 1)воздушная
стоки
Б) кадмий в) жидкое 2) почвенная
В) угарный газ г) твердое 3) водная
3 вариант
1.Выберите по 1 правильному варианту ответов вопросах с 1 по 19 .
1. Кто из ученых дал первое определение экологии как науки?
а)В.И.Вернадский б) В.А.Радкевич
в) Э. Геккель г) Аристотель.
2.Оболочка планеты, состоящая из смеси различных газов, водяных паров и пыли:
а) атмосфера;
б) гидросфера;
в) биосфера;
г) литосфера.
3. К результатам антропогенного воздействия на природу относятся:
а) поля, транспортные магистрали;
б) полезащитные полосы, каналы;
в) промышленные агломерации, пруды;
г) все вышеперечисленное.
4. К традиционным источникам электроэнергии относится:
а) АЭС;
б) энергия ветра;
в) энергия приливов и отливов;
г) энергия солнца.
25 5.Какие природные ресурсы относятся к исчерпаемымневозобновимым?
а) лес б) природный газ
в)солнечная энергия г) ветер
6.Закончите фразу: «Вещества, получающиеся в процессе производства из сырья, которые
используются в других производствах для получения готовой продукции, называются…?
а)отходами б) вторичными продуктами
в) первичными продуктами г) вторичным сырьем
7.Закончите фразу: «Вещества, получающиеся в результате данного производства,
которые являются его конечной целью , называются….
а) отходами б) готовой продукцией
в) сырьем г) полупродуктами
8. Что такое загрязнители?
а вещества, улучшающие состояние среды;
б вещества, безразличные для состояния среды;
в вещества, ухудшающие состояние среды;
9. Урбанизация это
арост городов
брост зеленой зоны в городах
вувеличение числа обитателей в водоеме
гпереселение людей из одной местности в другую.
10.К каким загрязнителям по характеру воздействия на среду относятся сажа?
а биологические
бфизические
вхимические
г механические
11.К каким загрязнителям по токсичности относятся сероводород?
ачрезвычайно опасные
бумеренно опасные
ввысоко токсичные
гмало опасные
12. Назовите биотические факторы среды
асвет
б влажность
в нахлебничество
гтепло
13. Основным источником свинцового загрязнения городов является:
а) промышленность;
б) автомобильный транспорт;
в) коммунальнобытовое хозяйство;
г) ТЭС.
14. Ядовитая смесь газа, тумана и пыли – это:
а) смог
б) задымленность;
в) загазованность;
г) все вышеперечисленное.
15. Какие веществазагрязнители при воздействии на организм человека нарушают работу
отдельных органов?
ауксусная кислота
ббензол
всероводород
26 16.Какое количество возбудителей заболеваний может содержаться в питьевой воде?
а0,25 мг/л
б не более ПДК
в не должно быть совсем.
17. Уникальные объекты, ценные в научном, эстетическом, историческом и культурном
отношении и взятые под охрану на местном или федеральном уровнях, называются:
а) заповедники;
б) национальные парки;
в) заказники;
г) памятники природы.
18.Основной причиной глобального потепления считают:
а)выбросы пищевых отходов;
б)свалки бытовой техники;
в) землятрясения
г) парниковый эффект.
19.Назовите причину разрушения озонового слоя
ауглекислый газ
бфреоны
внефтепродукты
гпыль
2. Выберите по 2 варианта ответов из предложенных в вопросах с 20 по 23 .
20. Назовите физические факторы, воздействующие на организм человека
ашум
бртуть
врадиация
гаммиак
21.Основные пути решения проблем рационального природопользования:
а) повышение темпов потребления возобновимых ресурсов над их восстановлением;
б) повышение безотходности производства;
в)разработка ресурсосберегающих технологий
22.Закончите фразу: «Металлолом при варке стали является сырьем….
а) первичным б) органическим
в) вторичным г) минеральным
23.Назовите группы сырья по их использованию:
а) органическое б) промышленное
в) рекреационное г) космическое
3.Из предложенных вариантов ответов вопросов 24 и 25 выберите 3 правильных.
24.Методы работы в области экологии
а) наблюдение б) экспериментальный
в) проблемнопоисковый г) сравнительный
25. Вторичной переработке подвержены:
а) каменный уголь;
б) стеклотара;
в) готовые изделия
г) полиэтиленовые пакеты;
д) макулатура.
26.Приведите по 1 примеру двух видов органического сырья по составу
27.Приведите 2 примеру вторичных энергетических ресурсов.
28. Выберите правильное утверждение:
27 а) один вид животного занесен в Красную книгу Тверской области;
б) антропогенного загрязнения гидросферы не существует;
в) на территории Тверской области существует ЦентральноЛесной биосферный
заповедник;
г) Мировой океан не загрязняется при транспортировке грузов.
29. Выберите не правильное утверждение:
а) Кислотные дожди приводят к закислению водоемов;
б) для охоты не выдается лицензия;
в) следствием парникового эффекта является потепление климата;
г) наиболее опасными отходами являются радиоактивные.
30.Соотнесите агрегатное состояние данных загрязнителей и среду, которую они
загрязняют?
А) канализационные а) газообразное 1)воздушная
стоки
Б) свинец в) жидкое 2) почвенная
В) угарный газ г) твердое 3) водная
4 вариант
1.Выберите по 1 правильному варианту ответов вопросах с 1 по 19.
1.Кто из ученых является основоположником учения о биосфере?
а) В.В.Докучаев б)С.С.Шварц
в) В.Н.Сукачев г) В.И.Вернадский
2. Область, в которой сосредоточено все живое вещество планеты, все организмы от
бактерий до человека, называется:
а) биосфера;
б) гидросфера;
в) атмосфера;
г) литосфера.
3.Назовите абиотический фактор среды
апаразитизм
б тепло
в конкуренция
гсимбиоз
4. Прямое воздействие человека на животных заключается в:
а) гибели животных в результате охоты;
б) гибели изза пожаров, возникших в результате грозы;
в) гибели изза эпидемии заболеваний;
г) гибели животных в следствии засухи.
5.Какие организмы создают органические вещества из неорганических:
а продуценты;
бредуценты;
вконсументы первого порядка;
гконсументы второго порядка.
6. К нетрадиционным источникам электроэнергии не относится:
а) энергия солнца и энергия биомассы;
б) энергия приливов и отливов;
в) энергия гидроэлектростанций;
г) энергия ветра и геотермальных источников.
7.Какие природные ресурсы относятся к исчерпаемымвозобновимым?
а) нефть б) солнечная энергия
28 в) лес г) ветер
8.Закончите фразу: «Вещества, получающиеся в процессе производства, которые не
являются целью данного производства, их нельзя использовать в данном производстве,
называются….
а) отходами б) готовой продукцией
в) сырьем г) полупродуктами
9.Закончите фразу: «Отходы производств , если не утилизируются, являются для
природной среды ……
а) загрязнителями б) готовой продукцией
в) вторичным сырьем г) полупродуктами
10. Вид природопользования, при котором возможно внедрение
малоотходных и безотходных технологий производства, называется:
а) рациональное природопользование;
б) нерациональное природопользование;
в) общее природопользование;
г) специальное природопользование.
11.Какие веществазагрязнители при воздействии на организм вызывают у человека
заболевание нервной системы?
акадмий
бртуть
впестициды
гоксид серы
12.Глобальный мониторинг окружающей среды это:
амониторинг наиболее загрязненных мест планеты;
бмониторинг территории области;
вмониторинг биосферы;
гмониторинг предприятий.
13.Какое количество химических веществ может содержаться в питьевой воде?
а0,25 мг/л
б не более ПДК
в не должно быть совсем.
14. Уникальные объекты, ценные в научном, эстетическом, историческом и культурном
отношении и взятые под охрану на местном или федеральном уровнях, называются:
а) заповедники;
б) национальные парки;
в) заказники;
г) памятники природы.
15.К каким загрязнителям по агрегатному состоянию относятся пустая порода?
атвердые
бжидкие
впластмассовые
ггазообразные
16.К каким загрязнителям по характеру воздействия на среду относятся НИТРИТЫ?
амеханические
бфизические
вхимические
гбиологические
17.К каким загрязнителям по токсичности относятся аммиак?
ачрезвычайно опасные
бумеренно опасные
29 ввысоко токсичные
гмало опасные
18. Какие загрязняющие вещества в атмосфере вызывают образование смогов?
аокислы азота
бсажа
ваммиак
гуглекислый газ
19.Следствием глобального потепления климата на планете является:
а рост численности народонаселения
б рост численности животных
в таяние ледников в океане
г загрязнение биосферы.
2. Выберите по 2 варианта ответов из предложенных в вопросах с 20 по 24 .
20.Закончите фразу: « Предельный чугун при варке стали является ….. сырьем
а) первичным б) органическим
в) вторичным г) минеральным
21.Основные направления рационального природопользования:
а) не произведение учета видового разнообразия животных и растений;
б) сохранение устойчивости природных сообществ;
в) проведение экономических оценок и стимулов в воспроизводстве природной среды.
22.На какие группы делятся все загрязнители?
апобочные
бматериальные
вэнергетические
23.Назовите наиболее сильные загрязнители гидросферы?
асточные воды промышленных предприятий
бнефтепродукты
в фреоны
гпыль
24. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
предусматривает:
а регулирование вырубки тропических лесов;
б контроль торговли товарами народного потребления;
в контроль торговли редкими и исчезающими видами;
г разведение домашнего скота.
3.Из предложенных вариантов ответов вопроса 24 выберите 3 правильных.
25. Вторичной переработке подвержены:
а) макулатура;
б) стеклотара;
в) ветер;
г) полиэтиленовые пакеты;
д) нефть.
26. Приведите по 1 примеру двух видов минерального сырья по составу.
27.Приведите по 1 примеру 3 групп сырья по характеру возобновляемости.
28. Выберите правильное утверждение:
а) один вид животного занесен в Красную книгу Тверской области;
б) антропогенного загрязнения гидросферы не существует;
в) на территории Тверской области существует ЦентральноЛесной биосферный
заповедник;
г) Мировой океан не загрязняется при транспортировке грузов.
30 29. Выберите не правильное утверждение:
а) Кислотные дожди приводят к закислению почв;
б) для охоты выдается лицензия;
в) следствием парникового эффекта является загрязнение Мирового океана
нефтепродуктами;
г) наиболее опасными отходами являются радиоактивные.
30.Соотнесите агрегатное состояние данных загрязнителей и среду, которую они
загрязняют?
А) нефтепродукты а) газообразное 1)воздушная
Б) свинец в) жидкое 2) почвенная
В) CO2 г) твердое 3) водная
Ответы.
б
1
г
2
г
3
а
4
а
5
а
6
а
7
в
8
9
б
10 в
11 в
12 а
13 в
14 б
15 г
16 в
17 а
18 г
19 б
20 вг
21 ав
22 вг
23 ав
24 ав
25 авд
26 раст, жив.
27 Традиц.ТЭС,
в
а
г
а
б
г
б
в
а
г
в
в
б
а
а
в
г
г
б
ав
бв
вг
бв
абг
бгд
раст, жив.
Теплая вода,
тепло
отход.газов
а
в
г
г
б
а
а
а
а
в
а
г
в
а
б
г
а
б
в
аг
аб
аг
бв
авг
авд
рудн, неруд.
Возоб.лес,
исчерп. невоз.
нефть, неисч.
ветер
б
а
г
а
б
а
а
в
в
а
а
а
б
в
б
г
а
в
г
б
в
аг
бв
бв
аб
ав
абг
рудн, неруд.
Возоб.лес,
исчерп. невоз.
нефть, неисч.
ветер
в
в
Ав3, Бг2, Ва1
нетрад.
ветровые,
приливные…
28 б
29 в
30 А3в, Б1а, В2б Ав3, Бг2, Ва1
в
б
Ав3, Бг2,
Ва1
2. Вопросы для устного ответа
31 Значение природы в жизни человека. Особенности взаимодействия природы и
Перечислите правила и принципы охраны природы, дайте их краткую
Какие этапы можно выделить в истории отношения человека к природе и её охране.
Назовите известных ученыхестествоиспытателей, внесших вклад в науку об охране
Влияние загрязнения воздуха на климат, здоровье людей, животных и
Основные меры, применяемые для уменьшения загрязнения атмосферы, какова их
Влияние урбанизации на биосферу.
В чем принципиальное отличие в решении проблем рационального использования и
Глобальные проблемы экологии и пути их решения.
Дайте определение и назовите признаки экологического кризиса и экологической
1.
общества.
2.
3.
охраны природы в развитых и развивающихся странах.
4.
Классификация природных ресурсов в зависимости от их использования,
ограниченности, способности к восстановлению и возобновлению. Рациональное
использование и воспроизводство ресурсов.
5.
характеристику.
6.
В чем их принципиальная разница.
7.
природы. Что вы знаете об их трудах и личной судьбе.
8.
9.
катастрофы. Приведите примеры.
10.
растительность.
11.
эффективность. Методы контроля качества воздуха.
Законодательные акты по охране атмосферы.
12.
13.
Значение воды в природе и жизни человека. Характеристика водных ресурсов
России.
14.
15. Меры по предотвращению истощения и загрязнения вод.
16.
17.
ресурсов в России.
18.
19.
ресурсы.
20.
Хозяйственное значение почв.
21. Меры защиты земель на государственном и международном уровнях.
22.
Государственного мониторинга почв.
23.
состояние лесных ресурсов России.
24.
ресурсов в России.
25.
26. Меры, применяемые для охраны редких и исчезающих животных и растений.
27.
Как в них отражены аспекты охраны природы.
28.
использование и охрану природных ресурсов и окружающей среды.
29.
природы в России. Правовая и юридическая ответственность предприятий.
Назовите государственные организации, которые отвечают за рациональное
Осуществление контроля над выполнением законов и постановлений по охране
Дайте определение недрам. Состояние минеральносырьевой базы России.
Классификация полезных ископаемых. Минеральные и топливноэнергетические
Значение в рациональном землепользовании Государственного земельного кадастра,
Охарактеризуйте значение лесов в природе и в жизни человека. Современное
Основные меры по рациональному использованию, охране и восстановлению лесных
Способы очистки воды.
Основные законы, регулирующие рациональное использование и охрану водных
Основные принципы рационального использования земельных ресурсов.
Основные загрязняющие вещества и поставщики загрязнения водных ресурсов5.
Законодательные акты по охране лесов и другой растительности в России.
Экологическое право. Перечислите важнейшие природоохранительные законы РФ.
32 30.
Роль и формы международного сотрудничества в деле охраны природы. Роль
Организации Объединенных Наций и её подразделений ЮНЕСКО, ЮНЕП и МСОП в сфере
охраны природы.
4. Литература для обучающихся
Арустамов Э.А.,
Баркалова Н.В.
Учебные пособия:
1.
Экологические основы
природопользования: Учебник. М.: Издательскоторговая корпорация
«Дашков и К», 2014. 320 с.
2.Трушина Т.П. Экологические основы природопользования: Учебник. М.:
Издательство «Феникс», 2010. 220 с.
Дополнительные источники:
3. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: Учебник.
М.: Академия, НМЦ СПО, 2009. 187 с.
4. Хатунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. М.: Академия,
2009. 257 с.
5. Воронцов Трифонова Т.А., Гришина Е.П., Селиванова Н.В. Основы
экологии и охраны окружающей среды. Владимир: Издво Влад.ГУ, 2002. –
92 с.
Интернетресурсы
6. Особо охраняемые природные территории России (информационно
справочная система). http://www.oopt.info
7. Информационное экологическое агентство / ИНЭКА. http://www.ineca.ru.
8.
http://www.consultant.ru/popular/okrsred.
9.
союз
http://www.unico.ru/namsvet Официальный сайт журнала "Природа и Человек".
http://www.seu.ru.
10.
"Охрана
http://www.biodiversity.ru/publications/odp.
11. Журнал "Экология и промышленность России". http://ecip.newmail.ru.
12.
http://www.waterandecology.ru/magazine.
13. Бюллетень "Экология и права человека".http://www.index.org.ru/eco.
Закон РФ "Об охране окружающей природной среды".
Журнал "Вода и Экология:
Социальноэкологический
проблемы и решения".
Международный
дикой
Журнал
природы".
5. Приложения
5.1.Задания для оценки освоения дисциплины
33 Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы
Тема 1.1 Экологические основы природопользования и их роль в подготовке
специалиста
Устный опрос
1. Перечислите особенности взаимодействия общества и природы в эпоху научно
технической революции.
2. Какие формы воздействия человека на природу вы знаете?
3. Дайте определение понятиям «природные ресурсы» и «природноресурсный потенциал
территории».
4. Каково значение природы для человека?
5. Перечислите основные принципы рационального природопользования.
6. Какую роль природные ресурсы играют в развитии человеческого общества?
7. Каковы задачи природопользования?
8. Каковы особенности строения биосферы?
9. Дайте характеристику большому и малому круговоротам веществ.
10. По каким направлениям проявляется негативная деятельность человека?
Внеаудиторная самостоятельная работа
Подготовить ответы на вопросы:
1. Назовите задачи, цели экологических основ природопользования.
2. Что такое всеобщая закономерность природопользования?
3. Раскройте способы реализации платности природопользования.
4. В чем проявляется реализация закономерности природопользования?
Тема 1.2 Источники техногенного воздействия на окружающую среду. Концепции
условий устойчивого развития экосистем
Устный опрос
1. Как хозяйственная деятельность человека приводит к загрязнению биосферы?
2. Назовите основные положения концепции устойчивого развития.
3. Что входит в понятие «устойчивый город»?
4. Назовите составляющие устойчивого развития.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Изучить «Концепцию перехода РФ к устойчивому развитию». Подготовить сообщение по
плану:
I. Устойчивое развитие — объективное требование времени
II. Россия на пороге XXI века
III. Задачи, направления и условия перехода к устойчивому развитию
IV. Региональный аспект устойчивого развития
V. Критерии принятия решений и показатели устойчивого развития
VI. Россия и переход к устойчивому развитию мирового сообщества
VII. Этапы перехода России к устойчивому развитию
Тема 1.3 Круговороты веществ в природе и антропогенной деятельности
Тест
Вариант 1
1. а) Перечислите биогеохимические функции живого вещества.
б) Закончите предложение, вписав необходимый термин или понятие. Постоянный обмен
веществ и энергии между различными компонентами биосферы, обусловленный
жизнедеятельностью организмов и имеющий замкнутый характер, — …
34 2. а) Дайте определение. Круговорот веществ – это …
б) В результате каких процессов углерод может исключаться из круговорота веществ и
возвращаться в него?
3. Определите, к какому из веществ биосферы относятся приведенные примеры: горный
хрусталь, инфузория туфелька, опавшая листва, гранит, личинка майского жука, илистые
отложения озера, воск, подзолистые почвы.
4. К понятиям из левой колонки подберите характеристики в правую колонку.
1 Нитрификация
2. Денитрификация
3. Промышленная фиксация
5. Составьте схему круговорота воды. Опишите роль в нём горных пород.
1. а) Перечислите вещества биосферы.
Вариант 2
б) Закончите предложение, вписав необходимый термин или понятие. Процесс миграции
веществ, осуществляемый под влиянием абиотических факторов среды, — …
2.а) Дайте определение. Биологический круговорот веществ – это …
б) Как вы думаете, почему Л. Пастер назвал бактерии «могильщиками живой природы»?
3. Определите, к какому из веществ биосферы относятся приведенные примеры: нефть, бурый
уголь, вода озера, янтарь, кварц, почвы тундры, ель обыкновенная, алмаз.
4. К понятиям из левой колонки подберите характеристики в правую колонку.
1. Аммонификация
2. Азотфиксация
3. Атмосферная фиксация
5. Составьте схему круговорота углерода. Опишите роль в нём живых организмов.
Ответы
35 Вариант 1
1. а) Энергетическая, газовая, окислительно – восстановительная, концентрационная.
б) Биологический круговорот.
2.а) Это циклический, многократно повторяющийся процесс совместного, взаимосвязанного
превращения и перемещения веществ.
б) Углерод может исключаться и запасаться в виде торфа, угля, нефти, газа, известняка.
При смешении топлива углерод в виде.
3. живое инфузория туфелька, личинка майского жука
косное горный хрусталь, гранит, илистые отложения озера
биокосное подзолистые почвы
биогенное опавшая листва, воск
4.
1. Нитрификация
процесс превращения азотсодержащих веществ в форму, доступную
растениям
2. Денитрификация
процесс разрушения группой почвенных и водных бактерий
нитратов до нитритов, молекулярного азота и аммиака,
приводящий к обеднению почвы
3 Промышленная
фиксация
азот связывается промышленным путём при производстве
минеральных азотных удобрений.
Из этих удобрений усваивается растениями в аммонийной и
нитратной формах.
5
Это делает составляющие их минералы доступными для живых организмов.
Вода способствует разрушению горных пород.
Вариант 2
36 1. а) Живое, косное, биокосное, биогенное.
б) Геологический круговорот веществ.
2. а) Это процесс миграции веществ, осуществляемый под влиянием живых организмов.
б) Бактерии осуществляют разрушение органических веществ и переводят их в
неорганические, тем самым включая их в новый круговорот.
3. живое ель обыкновенная
косное – кварц, алмаз
биокосное вода озера, почвы тундры
биогенное – нефть, бурый уголь, янтарь
4.
1.
Аммонификация
2. Азотфиксация
3. Атмосферная фиксация
процесс расщепления гнилостными
бактериями азотсодержащих веществ растений и
животных, мочевины и мочевой кислоты до аммиака
процесс образования азотистых соединений путем
фиксации свободного азота воздуха клубеньковыми
бактериями рода ризобиум, поселяющимися на
корнях бобовых растений, или
свободноживущими почвенными бактериями
процесс образования оксидов азота из
молекулярного азота
под
влиянием электрических разрядов
воздуха
Часть выделяется в атмосферу в составе углекислого газа при дыхании живых организмов и при
разложении бактериями мёртвого органического вещества. Усвоенный растениями углерод
потребляется животными. Моллюски, коралловые полипы используют соединения углерода для
построения скелетных образований и раковин.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Задание. Используя текст и таблицу, составьте свою схему круговорота вещества.
Подготовьте выступление по этой теме.
37 Варианты:
1. углерод
2. азот
3. фосфор
4. сера
Вариант 1.
Круговорот углерода.
Задание:
Используя текст и таблицу, составьте свою схему круговорота вещества. Подготовьте
выступление по этой теме.
В процессе фотосинтеза растения поглощают углерод в составе углекислого газа.
Продуцируемые ими органические вещества содержат значительное количество углерода,
распространяющегося в экосистеме по цепям питания. В процессе дыхания организмы
выделяют углекислый газ. Органические остатки в море и на суше минерализуются
редуцентами. Один из продуктов минерализации – углекислый газ – возвращается в
атмосферу, замыкая цикл. В течение 68 лет живые существа пропускают через себя весь
углерод атмосферы. Ежегодно в процесс фотосинтеза вовлекается до 50 млрд. т углерода.
Часть его накапливается в почве и на дне океанов – в скелетах водорослей и моллюсков,
коралловых рифах. Существенный запас углерода содержится в составе осадочных пород.
На основе ископаемых растений и планктонных организмов сформированы месторождения
каменного угля, органогенного известняка и торфа, природного газа и, возможно, нефти
(некоторые ученые предполагают абиогенное происхождение нефти). Природное топливо
при сгорании пополняет количество атмосферного углерода. Ежегодно содержание
углерода в атмосфере увеличивается на 3 млрд. т и может нарушить устойчивость
биосферы. Если темп прироста сохранится, то интенсивное таяние полярных льдов,
вызванное парниковым эффектом углекислого газа, приведет к затоплению обширных
прибрежных территорий по всему миру.
Вариант 2.
Задание:
Используя текст и таблицу, составьте свою схему круговорота вещества. Подготовьте
выступление по этой теме.
Круговорот азота.
38 Значение азота для живых организмов определяется в основном его содержанием в белках
и нуклеиновых кислотах. Азот, как и углерод, входит в состав органических соединений,
круговороты этих элементов тесно связаны. Главный источник азота –атмосферный воздух.
Благодаря фиксации живыми организмами азот поступает из воздуха в почву и воду.
Ежегодно синезеленые связывают около 25 кг/га азота. Эффективно фиксируют азот и
клубеньковые бактерии. Растения поглощают соединения азота из почвы и синтезируют
органические вещества. Органика распространяется по цепям питания вплоть до
редуцентов, разлагающих белки с выделением аммиака, преобразующегося далее другими
бактериями до нитритов и нитратов. Аналогичная циркуляция азота происходит между
организмами бентоса и планктона. Денитрифицирующие бактерии восстанавливают азот до
свободных молекул, возвращающихся в атмосферу. Небольшое количество азота
фиксируется в виде оксидов молниевыми разрядами и попадает в почву с атмосферными
осадками, а также поступает от вулканической деятельности, компенсируя убыль в
глубоководные отложения. Азот поступает в почву также в виде удобрений после
промышленной фиксации из воздуха атмосферы. Круговорот азота — более замкнутый
цикл, нежели круговорот углерода. Лишь незначительное его количество вымывается
реками или уходит в атмосферу, покидая границы экосистем.
Вариант 3.
Круговорот фосфора.
Задание:
Используя текст и таблицу, составьте свою схему круговорота вещества. Подготовьте
выступление по этой теме.
Этот тот элемент содержится в ряде жизненно важных молекул. Его круговорот
начинается вымыванием фосфорсодержащих соединений из горных пород и поступлением
их в почву. Часть фосфора уносится в реки и моря, другая – усваивается растениями.
Биогенный круговорот фосфора происходит по общей схеме: продуценты—> консументы
—>редуценты. Значительные количества фосфора вносятся на поля с удобрениями. Около
60 тыс. т фосфора ежегодно возвращается на материк с выловом рыбы. В белковом
рационе человека рыба составляет от20% до 80%, некоторые малоценные сорта рыб
перерабатываются на удобрения, богатые полезными элементами, в т. ч. фосфором.
Ежегодная добыча фосфорсодержащих пород составляет 12 млн. т. Ресурсы
фосфорсодержащих пород пока велики, но в будущем человечеству, вероятно, придется
решать проблему возвращения фосфора в биогенный круговорот.
39 Вариант 4.
Круговорот серы.
Задание:
Используя текст и таблицу, составьте свою схему круговорота вещества. Подготовьте
выступление по этой теме.
Сера входит в состав ряда аминокислот и белков. Соединения серы поступают в
круговорот в основном в виде сульфидов из продуктов выветривания пород суши и
морского дна. Ряд микроорганизмов (например, хемосинтезирующие бактерии) способны
переводить сульфиды в доступную для растений форму – сульфаты. Растения и животные
отмирают, минерализация их остатков редуцентами возвращает соединения серы в почву.
Так, серобактерии окисляют до сульфатов образующийся при разложении белков
сероводород. Сульфаты способствуют переводу трудно растворимых соединений фосфора
в растворимые. Количество минеральных соединений, доступных растениям, возрастает,
улучшаются условия для их питания. Ресурсы серосодержащих полезных ископаемых
весьма значительны, а избыток этого элемента в атмосфере, приводящий к кислотным
дождям и нарушающий процессы фотосинтеза вблизи промышленных предприятий, уже
беспокоит ученых. Количество серы в атмосфере существенно увеличивается при
сжигании природного топлива.
Тест для рубежного контроля
1. Термин экология был введён в употребление:
А. Э. Геккелем
Б. В.И.Вернадским
В. Б.Коммонером
Г. Аристотелем
2. Закон Б. Коммонера «Всё связано со всем»:
А. отражает всеобщую связь процессов и явлений в природе.
Б. базируется на положении сохранения вещества и энергии.
В. ориентирует на действия, согласующиеся с природными процессами, сотрудничество с
природой.
Г. всё, что извлечено из природы, должно быть возмещено.
3. Закон Б. Коммонера «Ничто не даётся даром»:
А. отражает всеобщую связь процессов и явлений в природе.
Б. базируется на положении сохранения вещества и энергии.
40
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Комплект оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для 2 курса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.