Конкурс профессионального мастерства
Оценка 4.7

Конкурс профессионального мастерства

Оценка 4.7
docx
08.04.2024
Конкурс профессионального мастерства
Толпыгина Н.Ю. Конкурс педагогического мастерства.docx

Толпыгина Наталья Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 19» г. Читы

Конкурс педагогического мастерства как инструмент профессионального развития учителя средней общеобразовательной школы

Аннотация.

Представленная статья посвящена особенностям участия в конкурсах педагогического мастерства. В статье дано определение понятию «педагогическая компетентность», рассмотрены ключевые ее составляющие. Отмечается, что конкурсы профессионального мастерства, социальные проекты являются эффективным этапом в процессе совершенствования профессиональной компетентности педагога.

Ключевые слова:педагог, профессионализм, педагогическое мастерство, конкурсы, профессиональный рост, мотивация, конкурс, ситуация успеха.

«Вы никогда не пересечете океан,

если не наберетесь мужества потерять берег из виду»

Христофор Колумб

Конкурсы бывают разные. Черные, белые, красные. Ну, а, если серьезно, в жизни каждого учителя рано или поздно наступает момент вхождения в конкурс. Чаще всего, мы педагоги участвуем в конкурсных мероприятия с учениками. Именно с обучающимися мы проходим разные стадии конкурсных отборов. В качестве наставников подрастающего поколения мы учимся сами и приобщаем к культуре конкурсного поведения детей. Мы переживаем, огорчаемся, радуемся, пытаемся сделать лучше, больше, шире. Целиком и полностью находимся в моменте. И, увы, не всегда награда находит героя. И тогда спектр эмоций зашкаливает. Появляется неуверенность, эмоциональные зажимы, сомнения в собственных силах, но… приходит новый учебный день и все повторяется вновь. Конференции, симпозиумы, семинары, конкурсы. Учитель и ученик, наставник и подопечный. В моей педагогической практике множество примеров участия в качестве наставника, лидера, помощника, «правой руки» в различных конкурсных мероприятиях, там, где я рядом, но участвую не сама.

В 2022 году администрацией школы № 19 г. Читы было принято решения о делегировании некоторых педагогов для участия в профессиональном педагогическом конкурсе. В числе потенциальных участников конкурса оказалась и я.

Конкурс – это соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа участников. Конкурс педагогического мастерства – это соревнование учителей в педагогическом профессионализме, в умении продемонстрировать свой педагогический стиль, раскрыть секреты своего педагогического мастерства, обнаружить необычное в традиционном.

Жизнь обычного учителя средней школы непосредственно связана с новыми событиями. В современных условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта возрастает потребность педагога в саморазвитии, самосовершенствовании и самореализации в творчестве. Профессиональное мастерство – это сложное комплексное образование, присущее личности педагога, формирующееся постепенно под воздействием разных факторов. Исходя из этого, главной задачей руководителя образовательного учреждения  является создание возможных факторов повышения мастерства педагогов, одним из которых является конкурсное движение.

После ряда организационных моментов, мною была подана заявка на участие в краевом конкурс профессионального мастерства в номинации «Лучший учитель родного языка и родной литературы Забайкальского края 2023». Конкурсное движение  в рамках заявленной номинации призвано решать следующие задачи:

- выявление талантливых учителей родного языка и родной литературы;

- повышение престижа профессии и социального статуса учителей родного языка и родной литературы;

-развитие межкультурных и образовательных форм взаимодействия среди педагогической общественности;

-привлечение внимания к проблемам развития этнокультурного образования в современных социально-экономических условиях.

Дело сделано, назад дороги нет.  И учитель русского языка и литературы идет в конкурс. В этот момент пришлось пройти все стадии  эмоционального вхождения в конкурсную жизнь.1 стадия - Отрицание (в определенной момент участвовать не хотелось); 2 стадия - Гнев (на этом этапе включилась  агрессия ко всему окружающему миру); 3 стадия - Торг (появились мысли о попытках договорится,  прежде всего,  с самим собой, с коллективом, с родными); 4 стадия - Депрессия (на данном этапе произошел перелом в эмоциональном состоянии на фоне накопившейся усталости, неуверенность в собственных силах); 5 стадия - Принятие (наконец-то пришло осознание того, что я уже в конкурсе, я живу конкурсной атмосферой, я работаю, я творю).

Старт конкурсу «Лучший учитель родного языка и родной литературы» был дан. На горизонте зеленым светом загорелся заочный этап, который проходил с  27 февраля – 03 марта 2023 года и включал в себя два конкурсных испытания: «Педагогическое эссе» и «Медиавизитка», целью которых являлась демонстрация конкурсантом наиболее значимых аспектов своей профессиональной деятельности; демонстрация педагогической индивидуальности в контексте этнокультурных особенностей региона и образовательной организации, в которой он работает; демонстрация профессиональной компетентности и практического опыта в работе с родителями (законными представителями) обучающихся.

Глаза боятся, а руки делают. Педагог – существо работоспособное, многозадачное, творческое и я не исключение, подумав, появилась концепция конкурсного видеоролика и эссе в стихотворной форме.

Я – Учитель! Я – Педагог!

В мире знаний путеводитель.

Войдя в школьный класс

Под веселый звонок,

Себе говорю: «Я – учитель!».

Девчонкой совсем, о счастье мечтая,

Хотела стать птицей. Лететь.

Лететь и парить,

Другим помогая,

Искрою знаний гореть.

 

Зажгла любовь во мне к литературе,

Учительница милая моя.

Она – пример, наставник, мастер,

Она – мое учительское «Я».

 

Вот я. Вот доска. А вот запятая.

Учитель – филолог? Ну, да!

Спустя много лет моя школа родная

Двери открыла мне вновь.

Все так же как в детстве –

Доска, запятая,

А в сердце моем любовь!

По результатам проведенной экспертизы пять конкурсантов, включая меня, вышли в очный этап, состоявшийся    20 – 24 марта 2023 года. Всего за четыре конкурсных дня нам предстояло продемонстрировать компетенции профессиональной педагогической деятельности, показать умения и навыки работы с учениками, родителями, коллегами, членами экспертной группы, включавшей настоящих мастеров педагогического искусства. Очный этап состоял из пяти конкурсных испытаний: «Урок», «Методическая мастерская», «Классный час», «Мастер – класс» и «Пресс-конференция».

Мой конкурсный урок на тему ««Поэты 20 века о Родине и родной природе. Стихотворения Н.Рубцова», отражая национально-региональный компонент ФГОС и интегрированную форму содержания, был направлен на ознакомление обучающихся с творчеством Н. Рубцова в формебеседы с использованием эвристических методов обучения. Цель урока подразумевала формирование литературоведческих понятий и аналитических умений обучающихся, способствующих формированию через призму литературного произведения нравственных понятий, чувства патриотизма и любви к малой Родине, величия и значимости Родины в жизни человека.

Методической основой моей педагогической деятельности является формирование и развитие у обучающихся русскому языку и литературе, навыков и приемов функциональной грамотности посредством применения технологий критического мышления, использования интерактивного рабочего листа как дополнительного инструмента. Именно применение этих технологических моментов было использовано мной во время всех конкурсных испытаний.

Классный час на тему «Новый год на Забайкальской земле» закрепил представления школьников о традициях празднования традиционного Нового года и празднования Белого месяца – Сагаалгана в Забайкалье, познакомил с этикетом, традициями празднования, их значимости и роли в культурной жизни народов, проживающих в Забайкальском крае.

«Пресс-конференция» предполагала  следующие критерии оценки конкурсного испытания:

- понимание тенденций развития образования и вопросов государственной образовательной политики;

- глубина и нестандартность суждений, обоснованность и конструктивность предложений;

- проявленная личная позиция и коммуникативная культура.

Моя педагогическая инициатива заключалась в создании Мультикультурного образовательного центра на базе МБОУ «СОШ № 19» города Читы, который способствовал бы развитию умений и навыков межкультурного, межэтнического взаимодействия и сотрудничества школьников из разных муниципальных районов многонационального Забайкальского края.

 

Четыре дня. Много это или мало судить не берусь. Для каждого человека мера времени оценивается по-разному. Для меня в рамках конкурса четыре дня – это маленькая жизнь. Итогом моей маленькой, но очень значимой конкурсной жизни стало второе место. Это радость, эйфория, самоутверждение, признание. На протяжении конкурсного цикла я была не одна. Со мной всегда были Люди с большой буквы, настоящая команда профессионалов моей родной школы во главе с настоящим руководителем Булгаковой Ириной Павловной. Команда верила, протягивала руку помощи, вселяла надежду.

Семья, родные и любимые люди, которые, не имея отношения к педагогической деятельности 24 на 7 с тобой в конкурсе. Всегда рядом, всегда на связи. И, конечно же, замечательные кураторы: Кимова Светлана Зандараевна , заведующая кафедры педагогики ГУ ДПО ИРО Забайкальского края,  Дугаржапова Елена Дагбаевна, старший преподаватель кафедры педагогики и цифровой дидактики ГУ ДПО ИРО Забайкальского края и многие другие.

Конкурс «Лучший учитель родного языка и литературы» стал для меня важным шагом в развитии моей педагогической деятельности. Участие в конкурсе способствовало собственному самоопределению не только с точки зрения профессиональной деятельности, но и оценки личностных качеств. В очередной раз стало очевидным, что любой труд приносит плоды. А усердный труд – бесценные плоды: положительные эмоции, радость близких, признание, саморазвитие.

 

Несомненно, важным моментом является профессиональное общение с коллегами – мастерами своего дела прекрасного многонационального Забайкалья.

Список используемой литературы

1.     Курицына С.И. Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения уровня педагогической компетентности участников (размышления организатора) // Образовательная панорама: научно-методический журнал. – http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/rio/op/OP1/OP_1_2014_11kurizina.pdf 

2.     Малютин А.А. Конкурсы профессионального мастерства как средства творческой самореализации педагогов // https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/konkursi_professionalnogo_masterstva_kak_sredstvo_073000.html

3.   Рабочий лист к уроку литературы. https://www.teacherslab.kz/znak-kachestva/rabochiy-list-k-uroku-literatury-v-11-klasse-po-tvorchestvu-i.-brodskogo/

4.   Савинова Д. Б. Рабочие листы на уроке литературы как инструмент комплексной оценки в условиях введения ФГОС ООО // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 221–225. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55288.htm.

5.   Сафронова, О. В. Работа с графической информацией как средство формирования функциональной грамотности / О. В. Сафронова, Т. Н. Леликова, О. В. Ведлер // Новые педагогические исследования : сборник статей II Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 14-16.

6.   Толпыгина Н.Ю. Информационная культура. Методические указания для практических занятий. – Чита: ЗабИЖТ, 2022. – 25с.

7.   Толпыгина Н.Ю. Русский язык и культура речи. Методичекие указания на практические занятия. – Чита: ЗабИЖТ, 2021. – 26С.

8.   Федоров В.Ф. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы. https://mosmetod.ru/files/ruslit/

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Толпыгина Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Толпыгина Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы

В 2022 году администрацией школы № 19 г

В 2022 году администрацией школы № 19 г

Дело сделано, назад дороги нет

Дело сделано, назад дороги нет

Девчонкой совсем, о счастье мечтая,

Девчонкой совсем, о счастье мечтая,

По результатам проведенной экспертизы пять конкурсантов, включая меня, вышли в очный этап, состоявшийся 20 – 24 марта 2023 года

По результатам проведенной экспертизы пять конкурсантов, включая меня, вышли в очный этап, состоявшийся 20 – 24 марта 2023 года

Методической основой моей педагогической деятельности является формирование и развитие у обучающихся русскому языку и литературе, навыков и приемов функциональной грамотности посредством применения технологий критического мышления,…

Методической основой моей педагогической деятельности является формирование и развитие у обучающихся русскому языку и литературе, навыков и приемов функциональной грамотности посредством применения технологий критического мышления,…

Четыре дня. Много это или мало судить не берусь

Четыре дня. Много это или мало судить не берусь

Несомненно, важным моментом является профессиональное общение с коллегами – мастерами своего дела прекрасного многонационального

Несомненно, важным моментом является профессиональное общение с коллегами – мастерами своего дела прекрасного многонационального

Рабочий лист к уроку литературы

Рабочий лист к уроку литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2024