Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Всероссийский детский центр «Алые паруса»
Конкурсная программа «Сделай лучше»
Выполнила: воспитатель Максименко Т.В.
Евпатория 2024 год
Конкурсная программа «Сделай лучше»
Цель: Повышение осведомлённости о жизни людей с нарушениями зрения, развитие эмпатии и уважения к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Задачи:
Рассказать историю возникновения Международного дня слепых.
Познакомить с особенностями жизни людей, имеющих проблемы со зрением.
Провести практические занятия, направленные на понимание трудностей, с которыми сталкиваются люди с нарушением зрения.
Привлечение внимания обучающихся к проблемам людей с нарушениями зрения, а также в поддержке их интеграции в общественную жизнь.
Развитие эмпатии у участников мероприятия.
Развивать у детей навыки взаимопомощи и взаимовыручки.
Оборудование:
Повязки на глаз, предметы с различными текстурами, листы бумаги А4, видеоролик, презентация, музыка для конкурсов, кегли, различные предметы, коробка и т.д.
Планируемые результаты:
1. Учащиеся узнают о Международном дне слепых и его значении.
2. Осознают трудности, с которыми ежедневно сталкиваются люди, имеющие нарушения зрения.
3. Разовьют умение сопереживать и помогать другим.
4. Научатся уважительно относиться к людям независимо от их физических возможностей.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня знаний учащихся о проблемах людей с ограниченными возможностями.
2. Развитие эмоциональной отзывчивости и готовности оказывать помощь тем, кто в этом нуждается.
3. Формирование толерантного отношения к людям с различными физическими возможностями.
4. Умение работать в команде и поддерживать друг друга в сложных ситуациях.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.
Место проведение мероприятия: холл Морской.
Ход мероприятия:
Ведущий 1
Добрый вечер, ребята!
Ведущий 2. Мы рады приветствовать всех вас на нашем мероприятии, посвящённом Международному дню слепых, который отмечается ежегодно 13 ноября.
Ведущий 1. Валентин Гаюи французский благотворитель, педагог и новатор XVIII–XIX веков, родился (13 ноября 1745-19 марта 1822), он один из первых тифлопедагогов, создатель первых учебных заведений для слепых, автор рельефного алфавита для незрячих.
Ведущий 2.
Гаюи создал типографию и издал в ней несколько книг, напечатанных этим шрифтом, которые стали первыми на Земле книгами для слепых. По ним незрячие люди обучались вплоть до появления шрифта Брайля, который создал в 1829 году, Луи Брайль.
Ведущий 1. 13 ноября - это не праздник, это своеобразный знак беды, напоминающий обществу о существовании рядом людей с ограниченными физическими возможностями, о помощи и о солидарности.
Ведущий 2.Чтец.
Этот
день установлен, чтоб помнили мы
О слепых, им нужна помощь наша.
Эти люди не могут прорваться из тьмы,
Но мы можем их мир сделать краше.
Да, они полноценны, храбры и умны,
И они могут больше, чем видно.
В наше общество влиться они должны.
Это всем быть должно очевидно.
День слепых - это повод задуматься нам,
Тем, кто видит, а все ли мы знаем?
Что-то есть недоступное нашим глазам.
Что-то важное мы упускаем.
Ведущий 1.
Зрение – это, без сомнения, важнейшее из чувств человека. Именно оно позволяет получать образы, картины из внешнего мира, которые человек осмысливает и затем может вспомнить или воспроизвести. Лишённый зрения человек не имеет того, к чему здоровые люди уже давно привыкли и даже не понимают, каким даром обладают.
Ведущий 2. Он не может видеть небеса и солнечный свет, зеленеющие деревья и цветущие луга. И хотя у слепых людей обостряются все остальные чувства (слух, обоняние, осязание), они всё равно не могут компенсировать потерю зрения. В нашей повседневности мы совершенно не замечаем людей, которым необходима наша поддержка и помощь.
Ведущий 1. Ребята! Сегодня мы проводим мероприятие под названием «Сделай лучше». Это будет очень интересная программа, где вы сможете показать свои таланты, научиться чему-то новому и подружиться. Все задания будут адаптированы так, чтобы каждый из вас мог принять активное участие.
Вы хотя бы раз в своей жизни встречали на улицах города или села незрячего человека? (Ответы детей)
Ведущий 2. А давайте немного поближе познакомимся с такими людьми.
Предлагаем вашему вниманию просмотреть видеоролик
Просмотр видеоролика «Жизнь на ощупь». Как живут современные незрячие люди.
Вопросы для обсуждения с обучающимися:
Какие чувства вызывает у вас этот ролик?
Что удивило вас больше всего в этом видео?
Есть ли в вашем окружении кто-то, кто сталкивается с подобными проблемами?
Почему важно помогать людям с ограниченными возможностями?
В чём заключается помощь?
Можно ли сделать мир лучше для таких людей?
Можно ли научиться чему-то новому от людей с инвалидностью?
Какой пример они подают другим людям?
Ответы детей. Ребята вы большие молодцы!
Ведущий 1. Сейчас мы вам предлагаем принять участие в конкурсах и попробовать представить себя на месте человека, который не видит. Это поможет нам понять, насколько важно помогать таким людям и уважать их потребности.
Ведущий 2. Предлагаем вам принять участие в игре «Поводырь».
«Поводырь»
«Поводырь» - это классическая игра, которая отлично подходит для группового взаимодействия и развития доверительных отношений. Она также полезна для тренировки ориентации в пространстве и внимания. Особенно актуальна эта игра для детей с ослабленным зрением, так как она позволяет им почувствовать себя уверенно в новой роли и укрепить доверие к окружающим.
Описание игры:
В этой игре один участник играет роль поводыря, а другой - роль ведомого. Поводырю завязывают глаза, и он должен следовать указаниям ведомого, чтобы безопасно пройти определённый маршрут.
Цель игры: помочь поводырю успешно добраться до конечного пункта маршрута, избегая препятствий, используя только голосовые инструкции ведомого.
Оборудование: Повязки для глаз, кегли.
Правила игры:
1. Подготовка пространства: Перед началом игры необходимо убедится, что пространство, по которому будет передвигаться поводырь, свободно от опасных препятствий.
2. Выбор ролей: Определить, кто будет поводырём, а кто - ведомым. Ведомый должен хорошо знать маршрут и уметь давать чёткие и понятные инструкции.
3. Завязывание глаз: Поводырю завязывают плотную повязку на глаза, чтобы исключить возможность подглядывания.
4. Начало игры: Ведомый стоит рядом с поводырём и начинает давать ему голосовые команды, например, «Двигайся вперёд», «Поверни направо», «Осторожно, впереди ступенька» и т.д.
5. Прохождение маршрута: Поводырь следует инструкциям ведомого и старается аккуратно продвигаться по маршруту. В случае необходимости ведомый может корректировать направление движения поводыря.
6. Завершение игры: Игра заканчивается, когда поводырь достигает конечного пункта маршрута. После этого участники могут поменяться ролями.
Обсуждение:
Что
вы почувствовали, когда пытались передвигаться с завязанными глазами?
Было ли вам страшно? Почему?
Как вы думаете, легко ли жить человеку, который постоянно находится в таком
состоянии?
Ведущий 1. Переходим с вами к следующей конкурсной игре под названием «Слепой художник». Нам необходимы ребята, которые очень любят рисовать или хотели бы научится.
«Слепой художник»
Игра «Слепой художник» - это весёлая и творческая активность, которая отлично подходит для развития коммуникативных навыков, креативного мышления и умения работать в команде.
Описание: Ребёнок рисует картину с завязанными глазами, полагаясь на своё воображение и ощущение движения кисти.
Цель игры: развитие креативного мышления, командная работа и доверия между участниками.
Оборудование:
Бумага А4 (по листу на каждого участника), карандаши, фломастеры.
Правила игры.
1. Подготовка: Предлагаем вам разделится на пары или небольшие группы. Один участник становится художником, второй-описателем. Каждый художник получает бумагу и карандаш.
2. Выбор темы:
Описатель выбирает тему для рисунка. Это может быть какой-нибудь объект, животное, пейзаж и т.п. Например, дом, дерево, кошка, автомобиль и т.д.
3. Описание:
Описателю запрещено показывать художнику предмет или использовать жесты. Он может только говорить!
Художник не имеет права задавать уточняющие вопросы, он просто рисует то, что слышит.
4. Рисование:
По мере того как описатель рассказывает, художник начинает рисовать на бумаге, основываясь на услышанных словах. Важно помнить, что художник не знает, что именно он рисует до конца игры.
5. Время на выполнение задания 3 минуты. Но это можно варьировать в зависимости от сложности задачи и возраста игроков.
6. Завершение:
Когда время истекло, художники показывают свои рисунки остальным участникам. Затем участники раскрывают, что изначально было задумано.
7.Обсуждение:
Ребята, было ли вам сложно? Почему? Вы большие молодцы, вы прекрасно справились с заданием.
Ведущий 1.
Стихотворение.
Ты
сердцем видишь доброту,
Руками ты читаешь звуки,
Умеешь слышать тишину,
В пространстве двигаясь по звукам.
Всемирный день проблемы этой,
Мы отмечаем на планете,
Чтоб каждый помнил, не забыл,
И каждый час, ты жизнь ценил.
Ведущий 2. Следующий наш конкурс называется «Что в коробочке?»
«Что в коробочке?»
Игра «Что в коробочке?» - это классическая детская игра, которая развивает тактильные ощущения, воображение и умение делать выводы на основе косвенной информации. Она также помогает нормотипичным детям и детям ОВЗ учиться описывать предметы и общаться с другими участниками.
Цель игры:
1. Развитие тактильных ощущений: Дети учатся различать формы, размеры и текстуры предметов, используя только руки.
2. Стимуляция воображения: Участникам нужно представлять себе, каким может быть предмет, исходя из своих ощущений.
3. Коммуникативные навыки: Игра учит детей описывать свои впечатления и догадки, обсуждать возможные варианты ответов с другими игроками.
4. Логическое мышление: Для правильного определения предмета необходимо анализировать полученную информацию и делать логические выводы.
Оборудование: разные предметы (ручка, карандаш, магнитик, игрушка, книга и т. д).
Правила игры:
1. Подготовительный этап:
Ведущий готовит коробку или мешок, куда помещает различные мелкие предметы. Предметы должны быть безопасны для детей и иметь разные формы, текстуры и размеры. Желательно выбирать предметы, которые дети смогут легко распознать наощупь, например, игрушки, фрукты, канцелярские принадлежности и т.д.
2. Описание: в непрозрачную коробку помещаются различные предметы. Ребёнок должен наощупь определить, что находится внутри.
3. Основной этап:
Обучающимся по очереди предлагается засунуть руку в коробку и попытаться определить, что находится внутри, не глядя. Участник ощупывает предмет, но нельзя вытягивает его наружу. После того как игрок сделает предположение, ведущий либо подтверждает правильный ответ, либо даёт подсказку, если ответ неверный.
4. Время на выполнение задания 1 минута. Но это можно варьировать в зависимости от сложности задачи и возраста игроков.
5. Завершение:
Когда конкурс завершится, обучающиеся делятся своими ощущениями.
6. Обсуждение:
Какие предметы оказались самыми сложными для определения?
Почему эти предметы вызвали затруднения?
Были ли какие-то особенности этих предметов, которые помогли бы их узнать быстрее?
Как вы определяли предметы? На что вы обращали внимание при ощупывании предметов?
Вы большие молодцы, вы прекрасно справились с заданием.
Ведущий 1. Переходим с вами к следующей конкурсной игре под названием «Крокодил». Для этой игры мне необходимо 4 участника.
«Крокодил»
Игра «Крокодил» - это весёлая игра, которая идеально
подходит для больших групп детей.
Цель игры - развивать навыки невербальной коммуникации, креативность и умение объяснять понятия без слов.
Описание: Игроки загадывают слово или фразу своей команде, используя только жесты, мимику и движения тела, не произнося ни звука. Задача команды- догадаться, какое слово или фраза загаданное.
Оборудование: карточки с фразами.
Простые фразы:
1. Прогулка в парке
2. Готовка ужина
3. Катание на велосипеде
4. Просмотр фильма
5. Чтение книги
6. Собрание друзей
7. Посещение музея
8. Купание в море
Средней сложности фразы:
1. Уборка квартиры
2. Покупка подарков
3. Ремонт автомобиля
4. Занятие спортом.
5. Путешествие на поезде
6. Посадка деревьев
7. Фотосессия на природе
8. Игра в шахматы
Сложные фразы:
1. Проведение кулинарного мастер-класса
2. Изучение иностранного языка
3. Работа над проектом
4.День рождения кота
Правила игры:
1. Подготовка:
Разделить участников на три команды. Один участник команды будет загадывать слова, своей команде, а задача команды отгадать, что за фразу им показывают.
2. Загадка слов:
Участник, который загадывает, выбирает одно слово или короткую фразу из заранее подготовленного списка (можно использовать карточки со словами). Выходит, вперёд, становится перед командой и пытается объяснить это слово или фразу с помощью жестов, мимики и движений тела, но без слов и звуков.
3. Отгадка:
Вторая команда должна попытаться отгадать загаданное слово или фразу. Если команда правильно угадывает слово, она получает очко. Команды меняются ролями после каждого раунда.
Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не наберёт определённое количество очков (например, 5), которое было установлено перед началом игры.
4. Ограничения:
Запрещено использовать устную речь, звуки и письменные символы. Нельзя показывать буквы руками или указывать на предметы вокруг. Можно использовать любые другие жесты и движения, которые помогут объяснить слово.
5. Время на выполнение задания 3 минуты.
6. Завершение:
Когда конкурс завершился, ребята делятся впечатлениями.
Обсуждение:
Какие слова или фразы оказались самыми сложными для объяснения?
Было ли трудно понимать жесты других игроков?
Какие жесты казались вам непонятными?
Как вы реагировали, когда не понимали жесты?
Ведущий 2. Благодаря британскому фотографу Джеймсу Биггсу, важным символом незрячего человека стала белая трость. Он сам потерял зрение и начал использовать белую палку, чтобы другие люди могли заметить его и помочь ему перейти дорогу. Позже этот символ стал международным знаком помощи для слепых и слабовидящих людей.
А вы ребята, знаете, как работает белая трость?
Ответы детей:
Ведущий 1. Незрячие люди используют белую трость для того, чтобы ощупывать пространство перед собой. Она помогает им избегать препятствий, чувствовать неровности дороги и ориентироваться в пространстве. Белая трость также служит сигналом для окружающих, что человек нуждается в помощи.
Ведущий 2.
Игра «Белая трость»
Игра «Белая трость» - это ролевая игра, направленная на повышение осведомленности об опыте людей с нарушениями зрения. Она помогает участникам лучше понять, как незрячие люди используют белую трость для ориентации в пространстве и преодоления ежедневных трудностей.
Цель игры: дать участникам возможность почувствовать, каково это - ориентироваться в мире без зрения, используя только белую трость и другие доступные средства.
1. Подготовка пространства: Перед началом игры необходимо убедится, что пространство, по которому будет передвигаться участник, было безопасным препятствий.
2. Завязывание глаз: Участнику завязывают плотную повязку на глаза, чтобы исключить возможность подглядывания.
3. Оборудование:
Белая трость (или любая длинная палка, которую можно использовать в качестве трости). Повязки на глаза.
4. Правила игры:
Незрячий участник надевает повязку на глаза и берет в руки белую трость передвигаясь сам по заранее установленному маршруту. Маршрут может включать в себя различные препятствия, такие как двери, кегли, стул и т.д.
5. Начало игры:
Незрячий участник использует белую трость, чтобы исследовать окружающую среду и избегать столкновений с препятствиями.
6. Завершение игры:
Игра заканчивается, когда незрячий участник достигает конечной точки маршрута.
Затем участники меняются, и игра повторяется.
Время: 3 минуты.
Обсуждение:
- Каково было ориентироваться в пространстве с помощью белой трости?
- Какие трудности возникали при прохождении маршрута?
- Что нового вы узнали о жизни незрячих людей?
Ведущий 1. Стихотворение
В их глазах так много света,
Хоть они и не видят дня.
И улыбка их согреет
Вас своим теплом, друзья!
Не судите строго этих,
Что шагают в темноте.
Им нужна поддержка наша,
Доброта в душе и верность мне.
А сейчас мы предлагаем вам проверить своё обаяние. Приглашаем по одному участнику.
«Угадай запах»
«Угадай запах» – это увлекательная игра, которая развивает обоняние и ассоциативное мышление. В ней участники пытаются угадать различные ароматы, используя только своё чувство запаха.
Цель: Развитие обоняния и ассоциативного мышления.
1. Подготовка пространства: Для проведения игры, необходимо подготовить безопасные запахи не вызывающие аллергическую реакции.
2.Оборудование: Несколько флаконов с разными ароматическими маслами, баночки с пряностями, травами, фруктами и овощами, мыло, зубная паста и т.д.
3. Правила игры: Обучающемуся завязывают плотную повязку на глаза, чтобы исключить возможность подглядывания. Ведущий предлагает участнику понюхать содержимое одного из баночек, коробочек, после чего он должен угадать, что это за запах. Если участник правильно назвал все запахи, он становится победителем.
6. Завершение игры:
Игра заканчивается, когда участник назвал все предложенные ему запахи. Затем участники меняются, и игра повторяется.
Время: 3 минуты.
Обсуждение:
Какие запахи были самыми лёгкими для угадывания?
Какие запахи вызвали затруднения?
Как вы связываете определённые запахи с конкретными предметами или ситуациями?
Что нового вы узнали о своём обонянии?
Подведение итога мероприятия:
Сегодня мы узнали много нового о людях с ограничениями по зрению. Важно помнить, что такие люди нуждаются в нашей поддержке и понимании. Давайте будем внимательны друг к другу и всегда готовы прийти на помощь!
Вопросы для обсуждения
Какие чувства вы испытали после просмотра
ролика?
Что бы вы хотели изменить в своём отношении к людям с ОВЗ?
Какие добрые дела вы можете сделать для таких людей?
Спасибо всем за участие! Надеюсь, наше мероприятие помогло вам лучше понять и принять тех, кому нужна наша поддержка. До новых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.