Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сиверская средняя общеобразовательная школа № 3»
структурное подразделение - дошкольные группы
Конспект занимательной деятельности
с детьми 3-5 лет на тему:
«Птицы весной в поселке Сиверский»
Подготовила Юхнова О.В
Цель педагогической деятельности: уточнение и расширение представлений детей о птицах нашего поселка Сиверский. Умение детей находить признаки сходства и различия внешнего вида птиц.
Задачи:
-формировать представления детей о разнообразии птиц, знания об общих признаках внешнего вида птиц (клюв, крылья, перьевой покров.), различать особенности поведения птиц.
-развивать наблюдательность, умение выражать индивидуальные суждения сравнительного характера.
-воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает.
Интеграция образовательных областей:
социально- коммуникативное развитие
речевое развитие.
физическое развитие.
Методы и приёмы.
словесные: загадывание загадок о птицах, беседа о птицах, вопросы, рассказ.
наглядные: рассматривание иллюстраций о птицах, д\и «Покорми птичку», «Кого не стало?»
практические: упражнение, движения детей, имитирующие поведение птиц
Словарная работа:
активизация словаря: снегирь, синица, зёрнышки, лучи, корм, тёплые края .
обогащение словаря: запрокидывая, перелётные, зимующие, чёрнокрылый, рябина.
Предварительная работа: наблюдения за птицами на прогулке, чтение произведений о птицах, заучивание стихотворений о птицах, беседы, рассматривание иллюстраций.
Педагогические средства: иллюстрации с изображением птиц (вороны, воробья, синицы, снегиря, дятла, сойки .) Аудиозапись с голосами птиц.
Содержание НОД:
Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у вас весь день было хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
У них есть крылья, голова.
Две лапки клюв и перья
Все появляются с яйца
Слышны их песенки с деревьев. (Птицы)
Воспитатель: Ребята, закройте глаза 1,2,3 открывайте. Ребята, мы сейчас с вами оказались в волшебном парке-в нашем с вами знакомом, родном парке п.Сиверский , а что это мы слышим? (Слайд 2) фото парка и звук пение птиц
Воспитатель: правильно, пение птиц
Воспитатель: Говорить мы сегодня будем о птицах. Но не просто о птицах, а о птицах, обитающих в нашем поселке Сиверский.
Птицы – большие непоседы. Как ловко они перелетают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево. Но так и белка умеет, а вот летать на тысячи километров и возвращаться могут только птицы. Птица, которая обитает в нашем поселке и которую вы можете наблюдать каждый день . Может кто-нибудь узнает эту птицу? (Слайд 3)
Отгадайте загадку:
Воспитатель: Эту птицу каждый знает,
В тёплый край не улетает
Эта птица круглый год
Во дворе у нас живёт
И чирикает она
Громко с самого утра:
Просыпайтесь поскорей.
Всех торопит (Воробей)
Дети: воробей
Воспитатель: правильно ребята это воробей
Воспитатель: Голова у воробья сверху ярко – коричневая, шея и щечки черные, туловище серое. Воробьи маленькие, очень озорные. Воробьи летают стайкой. Вместе легче заметить опасность, быстрее найдёшь корм. Они всегда прихорашиваются: чистят перышки, купаются в воде, пыли, песке. Зимой держатся ближе к жилью человека. А как вы думаете почему?(Ответы детей).Зимой в лесу трудно найти пищу, а там где живут люди, всегда можно найти хлебных крошек.Воробьи между собой перекликаются «чив – чив». В народе говорят: «мал воробей, да удал» Воробья, мы видим в городе круглый год.
Воспитатель достаёт из волшебного сундучка иллюстрации птицы и разрезные картинки предлагает детям сложить картинку в соответствии с иллюстрацией воробья. Дети вместе с воспитателем рассматривают внешний вид воробья. (Когда дети выполнили задание и сложили картинку, воспитатель задает вопросы)
-Чем покрыто тело воробья?
-Какой у него клюв?
-Как кричит воробей?
-Чем питается?
- Где легче найти корм воробью?
-Воробей зимующая птица?
Воспитатель: Следующая птица, обитающая в нашем поселке, причем круглый год и никуда не улетает из нашего поселка(Слайд 4);
Особа всем известная,
Она крикунья ,местная
Увидит тучку тёмную
Взлетит на ель зелёную.
И смотрит, словно с трона.
Кто она? (Ворона)
Воспитатель: правильно ворона.
Воспитатель: ворона крупная, у неё чёрные крылья, серая грудка и серые бока. Ворону все знают. Она и в городе живёт и в деревне. Ворона всё ест. И разные кусочки пищи во дворе соберёт, и на поле слетает. Там она за мышами и другими мелкими зверьками охотится. Послушайте как разговаривает ворона ( включить звук слайд 4)
- Ребята что вы запомнили о вороне?
-Чем она питается?
-Какого цвета у неё перьевой покров?
- Какой у вороны клюв?
-Чем отличается ворона от воробья?
Воспитатель: А сейчас, давайте немного поиграем
Речевая подвижная игра со звуком Р «Вороны».
Воспитатель выполняет движения руками – крыльями, изображая ворону, и говорит такие слова:
«Как под елочкой зеленой
Скачут, каркают вороны.
Из-за корочки подрались,
Во всё горло раскричались.
Вот собака прибегает,
И вороны улетают.
Воспитатель: Ребята, следующая птичка, обитающая в нашем поселке, может кто узнает ее (слайд 5)
И зимой ей не сидится:
Под моим окном кружится,
Хлебных крошек и пшеницы
Просит к завтраку (Синица)
Воспитатель: правильно ребята синица.
Воспитатель: Она маленькая, шустрая. У неё чёрная головка и жёлтая грудка, коричневые пёрышки. Назвали её так за песенку «синь-синь». Послушайте какую песенку поет синичка (включить звук слайд 5) . Синичка хорошо переносит холод. Когда становится холодно, синички перебираются поближе к людям. А как вы думаете, почему? (Ответы детей). Люди для синички делают кормушки, насыпают туда семечки, крупу, подкармливают птиц зимой, но самое любимое лакомство для синичек-это ломтик сала. Ребята, а кто-нибудь вместе с родителями делал кормушку для птиц? (ответы детей)
Воспитатель: ребята давайте с вами вспомним, что мы узнали о синичке?
-Какого у неё цвета грудка?
- Чем питается?
-Какой у неё клюв?
-Где живёт синица?
- Почему её так назвали?
Воспитатель: Теперь давайте поиграем
Физминутка
Скачет шустрая синица
(прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится,
(прыжки на месте на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок,
(прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок.
(кружимся на месте)
Вот присела на минутку,
(присели)
Почесала клювом грудку,
(встали, наклоны головы влево- вправо)
И с дорожки – на плетень,
Воспитатель:
Красногрудый, чёрнокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появиться опять (Снегирь) Кто это?
Воспитатель: правильно ребята снегирь. (слайд 6)
Как вы думаете, снегирь перелетная птица или круглый год живет в нашем поселке (ответы детей)
Народ заметил: снегири прилетели- значит, завтра-послезавтра пойдёт снег. Почти всегда так и бывает. Поэтому красногрудая птица и зовётся снегирём. Свист снегирей похож на звук флейты- такой же нежный и грустный. Питается снегирь ягодами (калиной, рябиной). Послушайте как разговаривает снегирь (включить звук)
- Какого цвета у снегиря грудка?
- Чем питается снегирь?
- В какое время года прилетает снегирь?
-На что похож свист снегирей?
Воспитатель: В нашем поселке живет еще одна птичка:
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел) (слайд 7)
Воспитатель: дятел – птица умная, у него острый клюв, стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. Послушайте, как стучит дятел (включить звук).Дятла в народе называют санитаром леса. Как вы думаете почему?(Ответы детей).У деревьев под корой находятся личинки многих насекомых и вредных в то числе, которые разрушают дерево. Дерево может погибнуть, засохнуть, а дятел своим острым клювом достает вредные личинки и спасает деревья от гибели.
Воспитатель:
-Ребята, какой у этой птицы клюв?
- Чем он питается?
-Чем покрыто тело дятла?
- Чем отличаются птицы друг от друга?
Воспитатель: Давайте поиграем в Д\и «Кого не стало»
Педагог предлагает детям закрыть глаза, убирает одну из перечисленных птиц , а затем предлагает отгадать, какой птицы не стало.
Воспитатель: многие виды птиц издают очень приятные для человеческого уха звуки. Пение служит птицам для общения друг с другом
Ребята в нашем поселке обитает много птиц: сойка, сорока, грач, галка, кукушка,скворец, жаворонок и многие другие. (включить поочередно звуки птиц)
Психогимнастика «Птички» (с сопровождением аудиозаписи )
Воспитатель: ребята давайте представим с вами, что мы птицы.
Ночь. Птички спят, спрятав свои головы под крылышки. Им снятся приятные сны: о лете, о тёплом солнышке, как они поют. Утром, когда лучи солнышка касаются их, птички просыпаются, расправляют сначала одно крыло потом второе, встряхивают ими и летят к речке. Пьют воду, запрокидывая голову и оглядываясь во круг. А потом принимаются за дело летают, поют, ищут себе корм. Они радуются солнышку, подставляют свои крылышки к его тёплым лучам.
Рефлексия: дети садятся на ковре по кругу.
- О каких птицах мы говорили?
- Что нового узнали?
- Что понравилось вам?
Ребята, я хочу подарить, вам необычный кубик на нем изображены птицы, что бы вы могли узнать ещё много нового и интересного о птицах.
(на закрепление данной темы, вне занятия: в режимных моментах в индивидуальной, самостоятельной деятельности, можно предложить раскраски, трафареты по данной теме. Во второй половине дня чтение на выбор Н.Носов «Как ворона на крыше заблудилась, В.Бианки «Три весны, «Кто чем поет?», В.Степанов «Стихи о птицах».Дидактическая игра на развитие речи : «Назови птенцов», «Где живет птица».
Вместе с родителями можно разместить скворечники и затем наблюдать за птицами, как они себя ведут, как кормят птенцов
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.