конспект к презентации "Птицы нашего поселка Сиверский"

  • docx
  • 07.06.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сиверская средняя общеобразовательная школа № 3»

структурное подразделение - дошкольные группы

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занимательной деятельности

с детьми 3-5 лет на тему:

  «Птицы весной в поселке Сиверский»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Подготовила Юхнова О.В

 

Цель педагогической деятельности: уточнение и расширение представлений детей о птицах нашего поселка Сиверский. Умение детей находить признаки сходства и различия внешнего вида птиц.

Задачи:

-формировать представления детей о разнообразии птиц, знания об общих признаках внешнего вида птиц (клюв, крылья, перьевой покров.), различать особенности поведения птиц.

-развивать наблюдательность, умение выражать индивидуальные суждения сравнительного характера.

-воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает.

Интеграция образовательных областей:

социально- коммуникативное развитие

речевое развитие.

физическое развитие.

Методы и приёмы.

словесные: загадывание загадок о птицах, беседа о птицах, вопросы, рассказ.

наглядные: рассматривание иллюстраций о птицах, д\и «Покорми птичку», «Кого не стало?»

практические: упражнение, движения детей, имитирующие поведение птиц

Словарная работа:

активизация словаря: снегирь, синица, зёрнышки, лучи, корм, тёплые края .

обогащение словаря: запрокидывая, перелётные, зимующие, чёрнокрылый, рябина.

Предварительная работа: наблюдения за птицами на прогулке, чтение произведений о птицах, заучивание стихотворений о птицах, беседы, рассматривание иллюстраций.

Педагогические средства: иллюстрации с изображением птиц (вороны, воробья, синицы, снегиря, дятла, сойки .) Аудиозапись с голосами птиц.

Содержание НОД:

Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!

Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у вас весь день было хорошее настроение.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

У них есть крылья, голова.

Две лапки клюв и перья

Все появляются с яйца

Слышны их песенки с деревьев. (Птицы)

Воспитатель: Ребята, закройте глаза 1,2,3 открывайте. Ребята,  мы сейчас с вами оказались в волшебном парке-в нашем с вами знакомом, родном  парке п.Сиверский , а что это мы слышим? (Слайд 2) фото парка и звук пение птиц

Воспитатель: правильно, пение птиц

Воспитатель: Говорить мы сегодня будем о птицах. Но не просто о птицах, а о птицах, обитающих в нашем поселке Сиверский.

Птицы – большие непоседы. Как ловко они перелетают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево. Но так и белка умеет, а вот летать на тысячи километров и возвращаться могут только птицы. Птица, которая обитает в нашем поселке и которую вы можете наблюдать каждый день . Может кто-нибудь узнает эту птицу? (Слайд 3)

Отгадайте загадку:

Воспитатель: Эту птицу каждый знает,

В тёплый край не улетает

Эта птица круглый год

Во дворе у нас живёт

И чирикает она

Громко с самого утра:

Просыпайтесь поскорей.

Всех торопит (Воробей)

Дети: воробей

Воспитатель: правильно ребята это воробей

Воспитатель: Голова у воробья сверху ярко – коричневая, шея и щечки черные, туловище серое. Воробьи маленькие, очень озорные. Воробьи летают стайкой. Вместе легче заметить опасность, быстрее найдёшь корм. Они всегда прихорашиваются: чистят перышки, купаются в воде, пыли, песке. Зимой держатся ближе к жилью человека. А как вы думаете почему?(Ответы детей).Зимой в лесу трудно найти пищу, а там где живут люди, всегда можно найти хлебных крошек.Воробьи между собой перекликаются «чив – чив». В народе говорят: «мал воробей, да удал» Воробья, мы видим в городе круглый год.

Воспитатель достаёт из волшебного сундучка иллюстрации птицы и разрезные картинки предлагает детям сложить картинку в соответствии с иллюстрацией  воробья. Дети вместе с воспитателем рассматривают внешний вид воробья. (Когда дети выполнили задание и сложили картинку, воспитатель задает вопросы)

-Чем покрыто тело воробья?

-Какой у него клюв?

-Как кричит воробей?

-Чем питается?

- Где легче найти корм воробью?

-Воробей зимующая птица?

Воспитатель: Следующая птица, обитающая в нашем поселке, причем круглый год и никуда не улетает из нашего поселка(Слайд 4);

Особа всем известная,

Она крикунья ,местная

Увидит тучку тёмную

Взлетит на ель зелёную.

И смотрит, словно с трона.

Кто она? (Ворона)

Воспитатель: правильно ворона.

 

Воспитатель: ворона крупная, у неё чёрные крылья, серая грудка и серые бока. Ворону все знают. Она и в городе живёт и в деревне. Ворона всё ест. И разные кусочки пищи во дворе соберёт, и на поле слетает. Там она за мышами и другими мелкими зверьками охотится. Послушайте как разговаривает ворона ( включить звук слайд 4)

- Ребята что вы запомнили о вороне?

-Чем она питается?

-Какого цвета у неё перьевой покров?

- Какой у вороны клюв?

-Чем отличается ворона от воробья?

Воспитатель: А сейчас, давайте немного поиграем

Речевая подвижная игра со звуком Р «Вороны».

Воспитатель выполняет движения руками – крыльями, изображая ворону, и говорит такие слова:

«Как под елочкой зеленой

Скачут, каркают вороны.

Из-за корочки подрались,

Во всё горло раскричались.

Вот собака прибегает,

И вороны улетают.

Воспитатель: Ребята, следующая птичка, обитающая в нашем поселке, может кто узнает ее (слайд 5)

И зимой ей не сидится:

Под моим окном кружится,

Хлебных крошек и пшеницы

Просит к завтраку (Синица)

Воспитатель: правильно ребята синица. 

Воспитатель: Она маленькая, шустрая. У неё чёрная головка и жёлтая грудка, коричневые пёрышки. Назвали её так за песенку «синь-синь». Послушайте какую песенку поет синичка (включить звук слайд 5) . Синичка хорошо переносит холод. Когда становится холодно, синички перебираются поближе к людям. А как вы думаете, почему? (Ответы детей). Люди для синички делают кормушки, насыпают туда семечки, крупу, подкармливают птиц зимой, но самое любимое лакомство для синичек-это ломтик сала. Ребята, а кто-нибудь вместе с родителями делал кормушку для птиц? (ответы детей)

Воспитатель: ребята давайте с вами вспомним, что мы узнали о синичке?

-Какого у неё цвета грудка?

- Чем питается?

-Какой у неё клюв?

-Где живёт синица?

- Почему её так назвали?

Воспитатель: Теперь давайте поиграем

Физминутка

Скачет шустрая синица

(прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится,

(прыжки на месте на левой ноге)

Прыг – скок, прыг – скок,

(прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок.

(кружимся на месте)

Вот присела на минутку,

(присели)

Почесала клювом грудку,

(встали, наклоны головы влево- вправо)

И с дорожки – на плетень,

Воспитатель:

Красногрудый, чёрнокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появиться опять (Снегирь) Кто это?

Воспитатель: правильно ребята снегирь. (слайд 6)

Как вы думаете, снегирь перелетная птица или круглый год живет в нашем поселке (ответы детей)

Народ заметил: снегири прилетели- значит, завтра-послезавтра пойдёт снег. Почти всегда так и бывает. Поэтому красногрудая птица и зовётся снегирём. Свист снегирей похож на звук флейты- такой же нежный и грустный. Питается снегирь ягодами (калиной, рябиной). Послушайте как разговаривает снегирь (включить звук)

- Какого цвета у снегиря грудка?

- Чем питается снегирь?

- В какое время года прилетает снегирь?

-На что похож свист снегирей?

Воспитатель: В нашем поселке живет еще одна птичка:

Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел) (слайд 7)

Воспитатель: дятел – птица умная, у него острый клюв, стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. Послушайте, как стучит дятел (включить звук).Дятла в народе называют санитаром леса. Как вы думаете почему?(Ответы детей).У деревьев под корой находятся личинки многих насекомых и вредных в то числе, которые разрушают дерево. Дерево может погибнуть, засохнуть, а дятел своим острым клювом достает вредные личинки и спасает деревья от гибели.

Воспитатель:

-Ребята, какой у этой птицы клюв?

- Чем он питается?

-Чем покрыто тело дятла?

- Чем отличаются птицы друг от друга?

Воспитатель: Давайте поиграем в  Д\и «Кого не стало»

Педагог предлагает детям закрыть глаза, убирает одну из перечисленных птиц , а затем предлагает отгадать, какой птицы не стало.

Воспитатель: многие виды птиц издают очень приятные для человеческого уха звуки. Пение служит птицам для общения друг с другом

Ребята в нашем поселке обитает много птиц: сойка, сорока,  грач, галка, кукушка,скворец, жаворонок и многие другие. (включить поочередно звуки птиц)

Психогимнастика «Птички» (с сопровождением аудиозаписи )

Воспитатель: ребята давайте представим с вами, что мы птицы.

Ночь. Птички спят, спрятав свои головы под крылышки. Им снятся приятные сны: о лете, о тёплом солнышке, как они поют. Утром, когда лучи солнышка касаются их, птички просыпаются, расправляют сначала одно крыло потом второе, встряхивают ими и летят к речке. Пьют воду, запрокидывая голову и оглядываясь во круг. А потом принимаются за дело летают, поют, ищут себе корм. Они радуются солнышку, подставляют свои крылышки к его тёплым лучам.

Рефлексия: дети садятся на ковре по кругу.

- О каких птицах мы говорили?

- Что нового узнали?

- Что понравилось вам?

Ребята,  я хочу подарить, вам необычный кубик на нем изображены птицы, что бы вы могли  узнать ещё много нового и интересного о птицах.

(на закрепление данной темы, вне занятия: в режимных моментах в индивидуальной, самостоятельной деятельности, можно предложить раскраски, трафареты по данной теме. Во второй половине дня чтение на выбор Н.Носов «Как ворона на крыше заблудилась, В.Бианки «Три весны, «Кто чем поет?», В.Степанов «Стихи о птицах».Дидактическая игра на развитие речи : «Назови птенцов», «Где живет птица».

Вместе с родителями можно разместить скворечники и затем наблюдать за птицами, как они себя ведут, как кормят птенцов