Тема «Детство без жестокости и насилия»
Задачи: раскрыть значение понятий «насилие», «жестокость», «добро», «зло». воспитывать отрицательное отношение к проявлениям жестокости и насилия среди сверстников, умение противостоять им, развивать способность понимать и умение прощать другого человека, воспитывать нравственные качества и ценности.
Задачи:
• Обучающие: учить оказать помощь и защиту другому, учить уметь принять помощь от окружающих, обеспечить себе безопасность; учить умению снять стрессового состояния; учить умению принимать эффективное решение проблем, возникающих в психическом состоянии , общении, обучении.
• Воспитывающие: воспитывать внимательное отношение к людям; сострадание и щедрость по отношению к близким, милосердие.
• Развивающие: привитие существующих в обществе социальных норм поведения, развитие ценностных отношений в социуме.
• Способствовать формированию позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
Ход классного часа:
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Я хочу с вами немного поиграть, вы называете своё имя и любимый предмет в вашей жизни, без которого вы не можете обойтись. И так я начинаю: Меня зовут Валентина Станиславовна, я очень люблю детей! А вы?
-Мы только что услышали, что каждый из вас к чему-то или кому-то очень привязан. И мы не можем обойтись без того, что мы любим. Правда? Значит оно для нас имеет большую цену.
Послушайте стихотворение и ответьте на вопросы.
ВКЛЮЧАЕТСЯ ФОНОВАЯ МУЗЫКА
Он
шел по улице и тихо плакал...
Облезлый, одноухий, и с больною лапой.
Повисший хвост, несчастные глаза,
А в них жемчужинкой дрожит слеза.
Его никто вокруг не замечал,
А если и заметил, то ворчал,
А мог еще и палкой замахнуться.
Он убегал, когда мог увернуться.
Он с грустью думал:”Я такой урод.
Ну кто такого жить к себе возьмет».
Так шел он, шел по краешку дороги.
И вдруг перед собой увидел ноги.
Огромные такие две ноги,
Обутые в большие сапоги.
В смертельном страхе он закрыл глаза
А человек нагнулся и сказал:
«Красавец-то, какой!
А ухо! Взгляд! Пойдешь со мной?
Я буду очень рад.
Принцессу и дворец не обещаю,
А молочком с сосиской угощаю».
Нагнулся, протянул к нему ладошку.
Он первый раз держал в ладошках кошку.
Взглянул на небо, думал, дождь закапал.
А это кот в руках от счастья плакал.
- Каких людей в этом стихотворении можно назвать жестокими? В чем проявляется жестокость? (Ответы детей)
- Если человек безжалостно истребляет животных, ломает ветви деревьев, стреляет птиц, обижает других людей, как можно сказать о таком человеке? (Жестокий)
- Попробуйте о чем пойдет речь на классном часе? (О жестокости, зле, насилие)
- Всё чаще с экранов телевизоров, со страниц газет, из сети интернет мы узнаём ужасные вещи: подростки избили дедушку, дети дерутся между собой, группа девочек – избили подружку и т.д. Как вы думаете дети это сделали нечаянно или специально? (Специально)
ВКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР
- На нашем классном часе мы попытаемся с вами выяснить хорошо это или плохо быть жестоким человеком.
- Посмотрите на экран, и скажите, что объединяет эти картинки (Слайд 1)
- А что объединяет эти картинки? (Слайд 2) (Хорошие персонажи и плохие персонажи)
- Сейчас, я раздам вам листочки, на этих листочках написаны всякие разные определения. Ваша задача, найти правильное определение что такое добро и что такое зло. Задание понятно? (Называют вариант ответа, сразу зачитывают вслух)
- Так скажите, жестокость – это хорошо или плохо? (Плохо)
- Сейчас София прочитает историю, а вы потом должны ответить на вопросы. (Слайд 3)
Два козла
Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул,
Один боднул приятеля немножко посильней,
Другой боднул приятеля немножко побольней.
Один разгорячился, лягнул что было сил,
Другой его рогами под брюхо подцепил.
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а в серьёз.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной
На школьной переменке такой же вспыхнул бой.
- Можно назвать такое общение дружеским? (Ответы детей)
- Как вы думаете, хорошо ли поступают те, кто выясняет отношения с кулаками и с криками? (Нет, не хорошо).
- Можно ли назвать это жестокостью то, если решать проблемы кулаками? (Да)
- Давайте попробуем разобраться, как нужно поступать правильно, а как неправильно. Я предлагаю вам ситуации, а вы два способа поведения – правильного и неправильного. Сначала хорошенько подумайте, потом поднимите руку, перебивать друг друга не надо, ответят все.
1 ситуация: Когда кто-то тебя нечаянно толкнул…
2 ситуация: Когда кто-то тебя обозвал…
3 ситуация: Когда дети спорят из-за одной игрушки…
- Видите, что такие ситуации не всегда могут закончиться спокойно, мирно. Иногда бывает конфликт. Он может быть таким маленьким, как спор, или же таким большим, как война. В конфликте всегда кто-то «берет верх», а кто-то проигрывает, но каждый участник ссоры считает себя правым и не хочет уступать другому. Так люди в гневе не только портят настроение друг другу, но и могут нанести травмы, причинить боль.
- Сейчас подумайте и скажите, бывали ли у вас ссоры в классе? А остальные ребята, должны придумать решение проблемы. (Ответы детей).
- Сейчас я буду называть вам качества человека, если хорошее – вы должны хлопнут в ладоши, а если плохое – топнут ногой. Задание всем понятно?
жадность
уважение к другим
нетерпимость
хамство
раздражение
занудство
правдивость
искренность
мужество
общительность
мудрость
скромность
бережливость
хвастовство
жестокость
доброта
честность
справедливость
дисциплина
безответственность
Просмотр мультов.
- Сейчас мы посмотрим мультфильмы, посвященные нашей теме. Периодически я буду ставить паузу и задавать вам вопросы. Так что смотрите внимательно. (Мульт «Пальто»)
ОСТАНОВИТЬ НА МОМЕНТЕ КОГДА МАЛЬЧИК ОТДАЕТ ПАЛЬТО
- Зачем он отдал свое новое пальто? Ведь мама его наверно ругать будет?
- Как вы думаете, как отреагирует на этот поступок мама?
После просмотра.
- Понравился вам мульт?
- Что вас затронуло, что понравилось?
- Как вы думаете, мальчик поступил правильно?
- Как бы вы поступили на его месте?
- Скажите, переменки любите? (Да)
- Что вы делаете на переменках? (играем, собираем пазл, строим из лего, отдыхаем…)
- А что можно построить из лего? (Пистолет, корабль, машинку…)
- Как вы думаете, стрелять в людей, даже понарошку – это хорошо? (Нет)
- А нравится ли тому человеку, в которого стреляют? (Нет)
- Давайте с вами посмотрим видео как раз о невинных стрелялках.
ПРОСМОТР ВИДЕО «Сцены из войны»
- Как вам видео?
- Что вы чувствуете после просмотра такой сцены?
- Как вы думаете, стрельба – жестоко ли это?
- Хотелось бы вам там оказаться?
- Хочу послушать ваше мнение о том, похожи ли стрелялки понарошку и то что вы сейчас увидели?
- А чем различаются?
Эликсир от жестокости.
- А теперь мы попытаемся создать эликсир от жестокости.
- Подумайте, какие компоненты вы бы хотели смешать, чтобы не стать жестоким (ответы детей). Посмотрите пожалуйста на доску, что вы видите? (Стакан, пробирка)
- Сейчас нам надо придумать хорошие ингридиенты для нашего эликсира. Я возьму капельку и напишу на нем первый ингридиент – щедрость. Ваша задача, тоже написать на капельке хороший ингридиент. Сейчас всем раздам. Подумайте хорошенько, не спешите. Потом подойдете и прилепите свою капельку в стакан.
- Какие ингридиенты у нас получились. (Доброта, щедрость, мужество, справедливость, честность…)
- Как вы думаете эликсир от жестокости готов?
- Какие молодцы! Сколько много положительных качеств мы с вами добавили в наш эликсир от жестокости. Так давайте мы будем пользоваться этим эликсиром собственного приготовления! Будем пользоваться? (Да). Ну а если вдруг уже кто-то заболел жестокость, то рекомендую готовить такой эликсир себе как можно чаще.
- Что я хочу вам сказать. Учитесь общаться друг с другом. Умейте прощать обиды. Старайтесь не ругаться. Закончить классный час я бы хотела на стихотворении, которое сейчас вам прочитает Евгений. А вы потом должны будете сказать о чем оно.
Что такое доброта
Отчего, скажи скорей,
Мир становится добрей?
Оттого, что кто-то счастлив,
От простого слова «Здравствуй!»
И от смеха малышей,
И от солнечных лучей,
От подснежников в лесу,
Что я маме принесу.
От березки под окном,
Что стучится веткой в дом.
От прохлады ручейка,
От цветного мотылька,
И от радуги над речкой,
И от дров, трещащих в печке,
Оттого, что рядом друг,
И от бабушкиных рук.
От снежинок на ресницах,
И от сказки, что нам снится.
И от запаха сирени,
И от соловьиной трели.
Мир загадочный, огромный,
Посмотри, какой он добрый.
Так давай и я и ты
Ему добавим доброты.
- О чем это стихотворение? (О добре)
- О чем нас просят в этом стихотворении? (Быть добрыми)
- Несколько советов. (Экран Слайд 4-5) А что бы вы посоветовали друг другу?
- Спасибо большое за внимание, можете быть свободны.
Добро –
1) коробка прямоугольной формы, используемая для хранения и транспортировки вещей.
2) одно из видов печатной продукции: издание, состоящее из сброшюрованных или отдельных бумажных листов или тетрадей, на которых нанесена типографским или рукописным способом текстовая и графическая информация, имеющее, как правило, твёрдый переплёт.
3) это что-то положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
4) устройство или система, способная выполнять заданную, чётко определённую, изменяемую последовательность операций.
Зло –
1) добродетель, связанная со способностью оказывать бескорыстную помощь другим, антоним скупости и скаредности.
2) учебное заведение для получения общего образования.
3) аппарат для передачи и приёма звука на расстоянии.
4) Антоним добру, нечто дурное, вредное.
Два козла
Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул,
Один боднул приятеля немножко посильней,
Другой боднул приятеля немножко побольней.
Один разгорячился, лягнул что было сил,
Другой его рогами под брюхо подцепил.
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а в серьёз.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной
На школьной переменке такой же вспыхнул бой.
Что такое доброта
Отчего, скажи скорей,
Мир становится добрей?
Оттого, что кто-то счастлив,
От простого слова «Здравствуй!»
И от смеха малышей,
И от солнечных лучей,
От подснежников в лесу,
Что я маме принесу.
От березки под окном,
Что стучится веткой в дом.
От прохлады ручейка,
От цветного мотылька,
И от радуги над речкой,
И от дров, трещащих в печке,
Оттого, что рядом друг,
И от бабушкиных рук.
От снежинок на ресницах,
И от сказки, что нам снится.
И от запаха сирени,
И от соловьиной трели.
Мир загадочный, огромный,
Посмотри, какой он добрый.
Так давай и я и ты
Ему добавим доброты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.