Конспект комплексного занятия «Ладошки дружбы»
Старшая разновозрастная группа
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: формировать понятие «Дружба»; учить сотрудничать и проявлять заботу, внимание друг к другу.
Задачи:
· Познакомить с буквами Т т и звуками [т], [т’].
· Развивать фонематический слух, внимание, мышление.
· Вырабатывать умение достаточно устойчиво произносить звуки.
· Расширять представления о родной стране.
· Учить обводить свои ладошки, не отрывая руки и вырезать их.
· Развивать чувство композиции при создании коллективной работы.
· Упражнять в ходьбе по канату боком приставным шагом, руки за голову.
· Упражнять в прыжках на правой и левой ноге, продвигаясь вперед вдоль каната.
· Закреплять умение бросать мяч в корзину двумя руками — баскетбольный вариант.
Оборудование: картинки с изображением кота Леопольда и котят, домики для букв, карточки со слогами ТА, ТУ, ТЫ, ТО, ТИ и словами КОТ, КОТЫ, КОТИК, ватман, цветная бумага, клей, кисточки, ножницы. салфетки, мячи, корзины.
Содержание организованной деятельности детей
Воспитатель:
Ребята, мы с вами продолжаем говорить о дружбе. Ведь без дружбы невозможно прожить в такой большой и многонациональной стране. Сегодня к нам пришёл гость.
- Как вы думаете, кто это? Из какого он мультфильма? (Кат Леопольд)
- Что всегда говорил кот проказникам – мышам? («Ребята, давайте жить дружно»)
Вот и сегодня мы постараемся ответить на вопрос, что же такое дружба.
А сейчас давайте расскажем коту Леопольду, с какими буквами мы уже познакомились. (А, О, У, Ы, И, Н, К, С.)
- Какие буквы живут в красном домике? (Гласные.)
- Почему они гласные? (Потому что звуки, которые эти буквы обозначают, произносятся голосом без преград, образуют слог.)
- Какие гласные буквы живут на верхнем этаже? Это гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного.)
- Какие гласные звуки живут на нижнем этаже? (Это гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного)
-Какие буквы живут в синем домике? (Согласные.)
- Почему они согласные? (Потому что при произношении звуков, которые они обозначают, встречается преграда во рту.)
- Какие согласные буквы живут на верхнем этаже? (Звонкие.)
- Какие согласные звуки живут на нижнем этаже? (Глухие.)
Воспитатель:
Кот Леопольд принёс нам считалку, которая называется «Котята». Написал её С. Михалков. Я её сейчас прочитаю.
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята -
Их по счёту ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
РАЗ, ДВА, ТРИ ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
РАЗ – котёнок самый белый,
ДВА – котёнок самый смелый
ТРИ – котёнок самый умный,
А ЧЕТЫРЕ – самый шумный,
ПЯТЬ похож на ТРИ и ДВА –
Те же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята –
РАЗ, ДВА, ТРИ ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать.
Посмотрите, ребята, а вот и котята (показывает рисунок)
- Сколько было котят в стихотворении? (Пять.)
- А на рисунке сколько всего? (Три.)
-Давайте позовём потерявшегося котёнка. (Дети хором проговаривают слово ТРИ.)
- Сколько слогов в этом слове? (Один.)
- Почему? (В слове один гласный звук.)
- Какой? ([и])
- Назовите слияние? (РИ)
- А какой звук вне слияния? ([Т])
Когда мы произносим звук [т], кончик языка «стучит по бугоркам» за верхними зубами. Произнесите: Т-Т-Т.
Кончик языка «стучит по бугоркам» и мешает воздуху свободно выходить изо рта. – Гласный или согласный звук [т]? (согласный, так как есть преграда при произношении)
- С голосом или без голоса произносим звук [т]? (Без голоса)
Согласные звуки, которые мы произносим без голоса, называются глухими согласными.
- А какие ещё глухие согласные мы изучили? ([с], [с], [к], [к’])
- Твёрдый или мягкий звук [т] в слове ТРИ? (твёрдый)
- Вот и объявился котёнок ТРИ. (Прикрепляется рисунок котёнка.)
Посмотрите, пока мы искали котёнка ТРИ, убежал ещё один котёнок.
- А как его зовут? (Пять.)
- Давайте все вместе позовём котёнка по имени … (Дети хором произносят слово ПЯТЬ)
- Сколько в слове слогов? (Один.)
- Почему? (В слове один гласный звук.)
- Назовите слияние? (ПЯ.)
- А какой звук вне слияния? ([Т’])
- Какой это звук? Дайте полную характеристику. (Согласный, глухой, мягкий)
Сегодня мы познакомились с двумя звуками: [т], [т’].
- Чем они похожи, чем отличаются? (Они оба согласные, глухие, но [т] твёрдый, а [т’] – мягкий.)
Вот и прибежал наш котёнок по имени ПЯТЬ. Котята очень любят играть.
- Кто мне скажет почему? (Они маленькие, как дети)
Давайте и мы с вами поиграем.
Игра «Попади в корзину»
Броски мяча в корзину двумя руками — баскетбольный вариант.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Услышь звук». Я буду читать стихи, а вы должны внимательно слушать. Если услышите звуки [т] или [т’] хлопайте в ладоши.
Глупый маленький телёнок
Только вышел из пелёнок.
Вот тебе косыночка,
Ты телёнок – Зиночка!
Ребята, звуки [т] и [т’] обозначаются одной буквой «тэ». (Показ буквы.)
- Скажите в какой домик мы поселим букву Т? (В синий, так как она согласная.)
Работа в тетрадях.
- На что похожа буква Т? (На гриб, на зонт)
Молоток стучит: «Тук-тук,
Букве Т я старый друг».
А теперь давайте изобразим букву Т.
Прыжки
на правой и левой ноге, продвигаясь вперед вдоль каната
(вначале только на правой ноге, а при повторении упражнения — на левой, и так
попеременно), руки в стороны.
Ходьба по канату боком приставным шагом, руки в стороны.
Молодцы, у всех получилась буква Т.
Посмотрите кот Леопольд принёс нам карточки со слогами с буквой Т, давайте их прочтём.
ТА ТО ТУ ТЫ ТИ
А ещё кот принёс нам слова. Давайте прочитаем хором.
КОТ КОТЫ КОТИК
- Чем похожи эти слова? (У них общая часть КОТ.)
- Чем они отличаются? (КОТ –так говорят о взрослом (большом); КОТЫ – много животных; КОТИК – один маленький.)
Нашим котятам поставили миску с молоком, а они отгоняют друг друга и царапаются, и кусаются. Кот Леопольд им говорит: «Котята, давайте жить дружно!»
А давайте поможем котятам. Научим их дружить.
- Расскажите, как надо себя вести, чтобы никогда не ссориться? (Не драться, уступать место, пропускать девочек вперёд, не толкаться и т.д.)
- Правильно! Дружить – это значить помогать друг другу, заботится. Есть даже пословица о дружбе «Нет друга, так ищи, а нашёл – береги»
А сейчас я предлагаю показать коту Леопольду, как мы умеем дружить. Давайте все вместе сделаем коллективную композицию «Ладошки дружбы»
Дети обводят свои ладошки на цветную бумагу и аккуратно вырезают их. Затем приклеивают их вокруг земного шара, наклейного на ватмане.
Итог - С какими звуками мы сегодня познакомились?
- Чем они похожи и чем отличаются?
- Какой буквой на письме они обозначаются?
А сейчас давайте скажем коту Леопольду и котятам «До свидания!». Мы обязательно будем «жить дружно»!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.