Конспект занятия «Работа над образом. Наложение грима»
Шитиковой Н.М. , педагога
дополнительного образования
МАОУДО ДЮЦ г. Северодвинска
театра-студии «Импульс»
Тема занятия: «Работа над образом. Наложение грима ».
Цель занятия:
1. Формирование у воспитанников знаний и умений нанесения грима.
2. Развитие творческих способностей через актерскую работу в предлагаемых
обстоятельствах.
3. Воспитание культуры взаимоотношений в коллективе, целеустремленности,
самостоятельности.
Задачи занятия:
1. Повторить понятие о гриме (определение, виды).
2.Дать представление о гриме животного и технике его нанесения.
3. Отработать навыки самостоятельной работы накладывания грима.
Ожидаемые результаты:
- научить самостоятельно, накладывать грим животного и применять полученные
знания при подготовке к спектаклям.
Оборудование: иллюстрации грима, плакаты с информацией о технике
наложения грима, грим, ватные палочки, косметические карандаши, влажные
салфетки для снятия грима, фото грима, фото видов грима, проектор + экран,
большие зеркала (3шт), Столы и стулья.
Ход занятия:
1) Организационный момент.
2) Повторение изученного материала.
3) Изучение нового материала.
4) Закрепление (практическая работа)
5) Повторение.
1.Орг. момент:
Здравствуйте, дорогие ребята !
Сегодня снова праздник в нашей студии, долгожданный и любимый мастер - класс по
гриму. Посмотрите друг на друга.. Правильно, сегодня здесь ребята , которые
были в последнем нашем театрализованном представлении. Вам предоставляется
замечательная возможность познакомиться поближе с полюбившемся персонажем… и
помахать друг другу в знак приветствия коллег по сцене. (ребята приветствуют
друг друга).
Каждая наша встреча, каждое наше занятие посвященно
подготовке спектакля.
Но мы с вами знаем уже , что спектакль подготовить это не только выучить текст.
Это конечно..помогайте мне (опрос детей) .Все правильно. Сегодня. прежде чем преступить к репетиции спектакля мы с вам пофантазируем, порисуем, поищем новые творческие решения для каждого из вас.
- - Ребята, мы продолжаем изучение большого блока: «Основы театрального грима». А сегодня мы будем учиться накладывать грим, использовать манки грима. Ведь грим является одним из важнейших выразительных средств при создании художественного образа.
Тема нашего сегодняшнего урока: «Накладывание грима».
Главной целью является научить самостоятельно, накладывать грим, и уметь
применить полученные знания на практике.
2) Повторение изученного материала:
- А сейчас рассаживаемся на удобные вам места и немного освежим в памяти,
что же такое грим, зачем он, почему мы его используем…( ответы детей).
- Правильно! (Грим – это искусство изменять внешность артиста, путем наложения
специальных красок на лицо, волосяных наклеек как усы, борода, парик в
зависимости от того какую роль исполняет актер).
Показ картинок и фото с гримом.
- А, скажите для чего грим использовали в древние века? (Дети отвечают).
В древности актеры так разрисовывали лицо, что внешне становились похожи на
маски. Они думали, что грим отпугивает злых духов и помогал выразить
разнообразное состояние людей. Для множества племен Северной Америки, Азии,
Африки грим был нормой повседневной жизни как одежда.
Очень яркий грим у индийского, китайского, японского театров.
Существует понятие объемный грим.В настоящее время понятие объёмного грима
полностью отождествляется с понятием пластического грима. Пластический грим
предполагает наклеивание на кожу эластичных накладок. Основные материалы для
изготовления пластических накладок — различные виды силикона, латекса, желатиновые
смеси, полиуретаны, и прочие эластичные материалы. Нередко для изменения
прикуса используются даже вставные челюсти и накладные клыки, изготовленные из
стоматологических материалов.
Виды грима:
а) Возрастной грим ( искусственное старение или омоложение лица, когда
реальный возраст актера не соответствует возрасту персонажа. Старческий грим. Средний
возраст, Детский грим).
б) Национальный грим (связанный с расовыми и национальными особенностями
персонажей, не соответствующих антропологическому типу актера: Мавр в Отелло
Шекспира).
в) Исторический грим г) Портретный грим (при изображении конкретного
узнаваемого исторического лица – Петр 1, Пушкин, Ленин и т.д.)
д) Грим кино и телевидения.
е) Грим в цирке – клоунский грим.
ж) Сказочный грим (Кощей бессмертный, Баба Яга).
з) Грим животного.
- Вот мы и повторили пройденный материал.
3) Изучение нового материала:
- Грим всегда смотрится красивее, ярче и интереснее чем маска, поэтому
знание и умение нанесения грима являются важными.
Сейчас я расскажу какой грим есть у нас, каким я наношу рисунки на ваши лица.( мелки, кремовые,карандаши).Сейчас вы определитесь какой вы грим будете наносить и мы приступим к работе.
Повторим общие правила гримирования. Кто помнит?
(Дети отвечают. Педагог дополняет).
1) Тщательно умываем лицо мягким мылом или средством для умывания.
2) Кожу лица покрываем тонким слоем вазелина, или кремом.
3) Садимся у окна, чтобы лицо было хорошо освещено.
4) Волосы собираем на затылке в пучок, если есть челка закалываем ее заколкой.
5) Смешиваем грим на внутренней стороне ладони левой руки.
6) Смешиваем достаточное количество краски чтобы ее сразу хватило на все лицо,
следующая порция смешанной краски может получиться немного другого оттенка).
Кто хочет может быть гримером, а остальные – модели, которым накладывают грим.
Садитесь лицом друг к другу как можно ближе.
- Всем все понятно? (Дети отвечают).
- Хорошо, тогда приступайте к работе.
Сначала наносим на лицо легкий крем, ждем, пока крем полностью впитается. Затем
начинаем раскрашивать , наносить грим цвета, которые занимают самую большую
часть в гриме. На спонж «набираем» белый цвет, проводим границы . Также это
можно сделать кисточкой. Аккуратно растушевываем краску. В работе можно
использовать ватные палочки, кисточки, зубочистки.
У кого возникли трудности можно подойти ко мне, я помогу.
(Практическая работа детей)
Сейчас прошу продемонстрировать свой грим.
(Модели проходят по аудитории показывают грим).
Молодцы. Сейчас складываем все материалы и инструменты на место,
выкидываем использованные салфетки, прибираем свое рабочее место.
4) Закрепление (практическая работа).
- Вот наш грим и готов. Для актера очень важно уметь работать в заданной роли.
Грим мы уже сделали и сейчас, я предлагаю вам попробовать его обыграть
Модели выступают в своей роли , а их гримеры будут
дикторами и расскажут нам что происходит на сцене. А мы проверим как вы умеете
быстро входить в роль и существовать в предлагаемых обстоятельствах.
5) Повторение:
- Мы с вами сегодня повторили понятия грима, виды грима, делали грим
самостоятельно, выполняли задания на сцене и теперь я хочу проверить, как вы
усвоили и освежили в памяти этот материал. Давайте еще раз повторим все
пройденное:
1) Назовите гигиенические правила нанесения грима?
(Лицо и руки должны быть чистыми; лицо перед гримировкой смазать вазелином;
наносить грим на лицо легко и в одном направлении).
2) Назовите технические правила гримировании?
(Гримирующий должен сидеть прямо перед зеркалом. Лицо должно быть хорошо
освещено. Волосы должны быть убраны, т.е. зачесаны).
3) Что такое характерный грим?
(- это грим персонажей спектакля, существенно меняющий внешность актера.
Например: Старческий грим, клоунский грим, грим образов животного).
4) Для чего нужен грим?
(Грим помогает актеру изменить свое лицо, чтобы быть наиболее похожим на своего
персонажа).
5) Как называют профессию человека. Который накладывает грим? (Художник –
гример).
6) Скажите как правильно снимать грим?
(Ватным диском с любым молочком для снятия макияжа, затем умываем лицо тепло
водой с мылом, насухо вытираем полотенцем и уже на чистое лицо наносим крем,
чтобы не было раздражения).
- Подводя итоги нашего занятия, хочется узнать ваше мнение. Перед вами
смайлики: улыбающийся – это если вам занятие понравилось, грустный – если не
понравилось. Выберите себе смайлик и выразите свое отношение к занятию. (дети
оценивают)
- А я в свою очередь хочу сказать вам , что вы так хорошо выполнили все
задания. Я увидела, что вы друг другу помогает, общаетесь с ребятами из другой
группы. Значит на следующем выступлении мы сами сможем друг другу помочь с
нанесением грима. Ребята, сейчас вы спокойно. Не торопясь, идете смывать грим и
собираетесь домой. На этом наше занятия заканчивается. До сви
дания!
Используемая литература
1. Изард К. С. Эмоции человека. - М., 2001
2. Козак О. Н. Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет. - СПб.: «Союз», 2000
3. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Яуза-пресс, ЭКСМО; ЛЕПТА Книга, 2007
4. Колчеев Ю. В., Колчеева Н. М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса, 2000
5. Нахимовский А. М. Театральное действо от А до Я. - М.: «АРХТИ», 2002
6. Никитина А. Б. Театр, где играют дети.- М.: «Владос», 2001
7. Методика преподавания грима.
https://www.yaneuch.ru/cat_16/metodika-prepodavaniya-teatralnyh-disciplin/247616.2181921.page2.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.