«УЧИМСЯ ОБОБЩАТЬ»
Цель: Обучать детей умению наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Ход занятия.
I. Организационный этап (Эмоциональный настрой, мотивация, целеполагание)
– Ребята, посмотрите на слайд, что там светит и улыбается нам? (Солнце)
– Давайте, улыбнемся солнышку. А теперь повернемся к соседу по парте и подарим ему свои солнечные улыбки. От ваших улыбок всем станет теплее и уютнее.
– А теперь, повернитесь ко мне и представим, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него и улыбнитесь себе. Ведь добрая улыбка поднимает настроение и улучшает здоровье.
– Начинаем занятие кружка «Учись учиться». Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться работать в паре и начнем работу в группе.
– Давайте постараемся, чтоб занятие прошло интересно.
– Что для этого нужно? (ответы детей) (хорошо работать, думать, помогать друг другу)
– Скажите, пожалуйста, хотите ли вы вырасти здоровыми, умными и красивыми? (Ответы детей).
– Хотите ли вы хорошо учиться? (Да)
– А быстро читать и считать? (Да)
– Всегда уметь быстро находить правильные ответы на самые необычные вопросы, хотите? (Да).
II. Разминка для ума
– Проведем «разминку ума», задание такое:
«Подумай, отгадай, хором дружно отвечай!»
Какое сегодня число?
Месяц?
День недели?
Время года?
На какой сигнал светофора надо переходить улицу?
Т – согласный, а – О?
Сколько хвостов у двух ослов?
У Саши 5 книг, а у Пети столько же. Сколько книг у мальчиков?
Как называется полосатая африканская лошадь?
Какая буква из изученных не обозначает звука?
Назовите последний день недели...
Максиму 5 лет, а Коля старше его на 2 года. Сколько лет Коле?
В шахте трудится? (шахтер)
В жаркой кузнице? (кузнец)
Кто все знает? (молодец).
Действительно, вы молодцы.
– Сегодня я предлагаю вам побыть учёными. Ученые - люди умные, трудолюбивые и терпеливые. Они всегда в поиске, и мы сейчас выполним поисковое задание.
– Работаем в парах. Вспомним правила работы в парах.
III. Логически-поисковые задания. Работа в парах.
1. Задание «Найдите лишнее слово»
– У каждой пары лежат карточки. Возьмите карточку с зеленым кругом. На ней написаны слова. Вам нужно найти и подчеркнуть “лишнее” слово, а затем объяснить свой выбор:
Осень, зима, январь, лето
Девочка, кукла, мальчик, мама.
Тарелка, кастрюля, стул, чайник.
Роза, лиса, колокольчик, ландыш.
Курица, овца, корова, лошадь.
2.Задание «Закодированное слово» (Работа в парах)
– Сейчас я вам прочитаю ряды слов, ваша задача – выделить в каждом слове лишь первую букву и запомнить её. После этого вы должны записать первые буквы в том же порядке, в котором они прозвучали. У вас должно получится новое слово.
1. Выделите первый звук в слове.
2.Запомните его.
3.Обозначьте его буквой.
4. Прочитайте новое слово.
Солнце, небо, ель, голубь (снег)
Заря, ива, метель, аквариум (зима)
Лес, улыбка, нос, азбука (луна)
3.Игра «Составь словечко»
– Разделите слова на слоги. Возьмите последние слоги из слов каждой строчки и составьте из них новые слова. Запишите их (работа в паре)
Облака, кора, отмель
Сало, ступа, вата
Купи, перо, снежок
- Проверим, что у вас получилось.
IV. Физминутка
3. Игра «Закончи предложение».
– Ребята, сейчас я вам назову начало предложений, а вы должны их закончить. Если слово не подходит к предложению – вы топаете ногами, если подходит – хлопаете в ладоши.
У птицы есть ... (бумага, цветы, диван, клюв, букварь)
У рыбы есть… (клюв, карандаши, плавники, хобот, чешуя)
У человека есть ... (хвост, крылья, потолок, лицо, жало, глаза).
V. Работа в группах
– Сейчас будем работать в группе.
– Возьмите карточку с розовым кругом. Здесь напечатана задача.
– Внимательно послушайте правила выполнения задания. В группе выберите того, кто будет вам читать текст задания вслух. (Выбрали?) Выберите, кто будет записывать ответ на карточке с розовым треугольником. (Выбрали?) Договоритесь, кто будет читать ответ классу.
Логические задачи на развитее аналитических способностей и способности рассуждать.
Задание 1 (работа в группах).
– Посоветуйтесь, выберите правильное решение, подготовьте ответ. Не забывайте о правилах работы в группе.
Задание 1. (выдаем чередуя 1 – 2 задания)
– Аня вылепила из пластилина кота, зайца и мышку. Какую фигуру Аня вылепила раньше, если кот появился позднее всех, а мышка не раньше зайца?
(Текст-рассуждение на карточке каждой группе)
Кота Аня вылепила позднее всех, значит он появился ___________. Мышка не раньше зайца, значит она появилась ____________, а заяц - ___________.
Задание 2.
– Артем вылепил из глины машину, мишку и дельфина. Какую фигуру вылепил Артём раньше, если машинка появилась позднее всех, а дельфин раньше мишки?
(Текст-рассуждение на карточке каждой группе)
Машинку Артём вылепил позднее всех, значит она появилась ___________. Дельфин не раньше мишки, значит он появился ____________, а мишка - ___________.
– Как оцените свою работу?
– Ребята, вам понравилось занятие? (Да.)
– Что вам больше всего понравилось? («Мне понравилось учиться думать». «Мне понравились все задания»).
– Спасибо всем нам за то, что мы учились думать.
«ПОЙМАЙ ТРОЙКУ»
Цель: Развитие умения сравнивать.
Материал: Логические фигуры или блоки.
Содержание
Ведущий перемешивает фигуры и складывает их стопкой, затем снимает две верхние и кладет их на стол. Первый участник игры берет из стопки верхнюю фигуру, прикладывает ее к паре на столе и ищет, чем похожи все три фигуры. Если он замечает какое-либо общее свойство (цвет, форму или размер), то забирает все три фигуры как выигрыш; если же общего свойства он не обнаруживает, то последнюю снятую фигуру кладет в низ стопки. Затем следующий участник берет из стопки новую фигуру (верхнюю) и ищет общее свойство в тройке фигур.
В ситуации, когда общее свойство тройки обнаруживает другой игрок, а не тот, который снял фигуру, он и забирает тройку фигур как выигрыш.
Выигрывает тот, кто соберет больше фигур.
Задачи на сравнение
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.