МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №31 ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»
Конспект ООД
Тема: «Космос — это волшебная вселенная».
Подготовительная группа №3.
Подготовили:
Алхутова Елена Сергеевна
Волгоград,2021
Цель: расширение знания детей о космосе, о полёте первого космонавта Ю. А. Гагарина.
Задачи:
- закрепить знания детей о космосе, о первом космонавте Ю. Гагарине;
- воспитывать чувство гордости за великие достижения своей страны;
- воспитывать чувство коллективизма, умение взаимодействовать в группах;
- развивать мышление, восприятие, память;
- расширять словарный запас детей.
Оборудование: мультимедиа презентация, экран, проектор, ноутбук, записи музыкальных композиций по теме «Космос», раздаточный материал (картинка-мозаика, картинки предметов по теме «Космос»).
Словарная работа: космонавт, ракета, спутник, созвездие, комета, скафандр, герметизация, невесомость, телескоп, Солнечная система.
Предшествующая работа: разучивание стихов о космосе, знакомство с планетами Солнечной системы, чтение отрывков из книг В. Синицына «Первый космонавт», В. Горького, Ю. Авдеева «Космическая азбука».
Методы, приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, художественное слово.
Дети садятся за столы по группам. Можно придумать названия: ракета, звезда, космонавты и т. д.
Ход ООД
На экран проецируется картинка с названием занятия
Воспитатель1: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что 12 апреля 1961 года произошло событие, которое открыло людям дорогу в космос. С тех пор отмечается праздник. Какой?
-Верно, 12 апреля отмечают Всемирный день авиации и космонавтики. (Слайд№2)
-Люди всегда мечтали о космосе, их манили дальние просторы, звезды, они хотели знать, есть ли жизнь на других планетах, побывать в космических далях. (Слайд №3)
-Прежде чем отправить в космическое путешествие человека, наши ученые отправили в космос собак Белку и Стрелку. Это случилось 19 августа 1960 года. Они благополучно вернулись на землю. (Слайд №4)
-Сегодня мы не удивляемся, что с земли стартуют космические корабли, в далеком космосе происходят стыковки космических аппаратов, месяцами на космических станциях живут и работают космонавты, проводят разные опыты, выходят в открытый космос. (Слайд №5, Слайд №6)
-А 55 лет назад 12 апреля 1961 года впервые с космодрома Байконур в небо поднялся космический корабль «Восток» с человеком на борту.
Ребята, а кто был первым космонавтом, покорившим космос?
(Слайд №7)
-Юрий Алексеевич Гагарин первым открыл дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и успешно совершил посадку.
-Полёт Ю.Гагарина начался с его знаменитой фразы: «Поехали!»
(Слайд №8 аудиозапись)
Ребенок читает стихотворение
В. Степанов
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Воспитатель 2: Когда Юрий Гагарин увидел из космоса нашу Землю,он воскликнул: «Красота-то какая!» (Слайд №9)
-В необъятных просторах Вселенной вращается наша Земля.
Она – одна из планет Солнечной системы. (Слайд №10)
-Солнечная система – это объединение планет и их спутников – вращающихся вокруг самой яркой звезды – Солнца. Планет всего девять, все они разные. (Слайд №11)
-Наша планета Земля – это огромный каменный шар, большая часть его поверхности покрыта водой. (Слайд №12)
-Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой. (Слайд №13)
-Наша планеты находится в постоянном движении: она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. (Слайд №14)
-С Земли мы можем увидеть миллионы звезд. Они кажутся нам маленькими яркими огоньками, потому что находятся очень далеко. (Слайд №15)
-На самом деле каждая звезда – это гигантский газовый шар, как солнце, который излучает тепло и свет. Звезды образуют различные узоры, напоминающие фигуры. Это созвездия. (Слайд №16)
-Мечта человека побывать в космосе сбылась благодаря советским ученым во главе с Королевым Сергеем Павловичем. (Слайд №17)
-Он создал космический корабль, который смог подняться в малоизвестный и загадочный космос. Как же ракета смогла так высоко подняться? Я покажу вам простой пример, как летит ракета в космос. (Слайд №18)
(Воспитатель надувает воздушный шарик и зажимает отверстие пальцами. А потом разжимает пальцы, и шарик резко вырвется вверх).
Воспитатель: Это происходит потому, что воздух выходит из шара. Когда воздух закончится, шарик упадет. Наш шар летел, как ракета. Он двигался вперед, пока в нем был воздух.
-Так и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем. Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим. (Слайд №19)
-Если в первой ступени заканчивается топливо - она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и мчит ракету еще быстрее и еще выше. (Слайд №20)
-Так до космоса долетает только третья ступень — самая маленькая и легкая.
Когда ракета поднимается на нужную высоту и отделяется последняя её ступень, космический корабль летит уже самостоятельно. Он становится искусственным спутником Земли. (Слайд №21)
- Все мы знаем, что космонавты, совершая свои полеты, защищают тело скафандром. Как вы думаете, зачем нужен скафандр?
Воспитатель 1: Космонавту нужен скафандр даже тогда, когда он находится в космическом корабле. Перед полетом все тщательно проверяется. (Слайд №22)
- Если вдруг произойдет разгерметизация на корабле или в него попадет метеорит, космонавту будет нечем дышать. А в скафандре есть большой запас воздуха. Также скафандр обогревается изнутри и просто незаменим для выполнения работы в открытом космосе. Кроме того в скафандре есть радиосвязь на случай, если космонавт сильно удалится от станции, проводя осмотр корабля. (Слайд №23)
- Как вы думаете, ребята, каким должен быть космонавт?
- Космонавт должен быть смелым, решительным, собранным.И здоровье у него должно быть очень крепкое: ведь во время взлета и приземления он испытывает сильнейшие перегрузки.
Мы хотим быть здоровыми, как космонавты? Значит, будем делать космическую зарядку. (Слайд №24- 25)
(Под ритмичную музыку)
Мы в ракету сели смело,
(сели на корточки)
Шлем на голову надели.
(сомкнули руки над головой)
Пуск! И в космос мы летим!
(встали, тянемся вверх)
В невесомости парим.
(руки в стороны, круговые движения тела)
Путь наметили к планете.
(вытянули руки вперед)
Помахали вслед комете.
(машем руками над головой)
Посмотрели в телескоп.
(сделали бинокль из кулачков и посмотрели в него)
Надавили кнопку стоп.
(хлопнули в ладоши)
Развернули мы ракету!
(повернуться в другую сторону)
И продолжили полет.
(руки в стороны, покачиваемся)
Космос нас с собой зовет!
(помахали руками).
Воспитатель 1: Молодцы!
Ребенок читает стихотворение (Слайд №26)
Как космос велик и прекрасен,
Как много загадок таит,
Но только умеющий думать
Любые загадки решит.
Воспитатель 2:- Ребята, сейчас я вам загадаю космические загадки
1. Он космос покоряет,
Ракетой управляет.
Отважный, смелый астронавт
Зовется просто… (космонавт) (Слайд №27)
2. Он вокруг Земли плывет
И сигналы подает.
Это вечный путник
Под названием. (спутник) (Слайд №28)
3. На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на … (ракете) (Слайд №29)
4. Бродит одиноко огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает… (солнце) (Слайд №30)
5. Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснет … (луна) (Слайд №31)
6. Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в … (телескоп) (Слайд №32)
Воспитатель 2: Ребята, скажите, а как, находясь на земле, можно изучать космос?
-Да, конечно при помощи телескопа. Что можно увидеть в телескоп?
Звезды, луну, планеты. (Слайд №33)
- Давайте вспомним названия планет Солнечной системы. (Слайд №34)
Чтение стихотворения А. Хайт
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идет по счету,
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
- Сколько всего планет в космосе?
- Мы живем на Земле и называемся - земляне. Скажите, а если бы мы жили на планете Марсе, как нас называли бы? (Марсиане) (Слайд №35)
Игра «Найди лишнее» (На слайдах представлены картинки. Задача детей найти картинку, которая не относится к теме «Космос» и назвать предметы, соответствующие тематике.)
Слайд № 36 (планета, ракета, скафандр, спутник, книга.)
Слайд № 37 (шлем танкиста, шлем космонавта, луноход, созвездие, метеорит)
Слайд № 38 (космонавт, луна, комета, телефон, телескоп)
Воспитатель 1: По дороге в космос, проложенной Ю. Гагариным, пошли другие космонавты. Полёты стали более долгими. Изменились и сами корабли.
- А как вы думаете, для чего люди осваивают космос? Что могут исследовать космические аппараты? Слайд №39, 40)
(ведутся наблюдения за солнцем, планетами, звёздами, собираются данные о погоде)
- Кто полетел в космос, раньше Ю. Гагарина?
- Как их зовут?
Воспитатель 2: - Ребята, перед вами лежат картинки планет, звезд, ракет, комет – всего того, что можно встретить в космическом пространстве. Давайте вместе создадим наш удивительный космос.
Звучит песня «Я верю, друзья, караваны ракет…»
Дети под руководством педагога приклеивают картинки на нарисованное ночное небо.
Ребята, вам понравилось наше путешествие в космический мир?
Список литературы
1. Вселенная. Калейдоскоп знаний – М.: «Лабиринт Пресс», 2009. - 68 с.
2. Горьков В., Авдеев Ю. Космическая азбука – М.: «Детская литература» 1990. - 176 с.
3. Леонов А. Выхожу в космос – М.: «Малыш», 1980. - 74 с.
4. Синицын В. Первый космонавт – М.: «Малыш», 1979. - 79 с.
5. Энциклопедия школьника. Космос – М.: «Махаон», 2011. - 99 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.