Конспект НОД по ФЭМП для детей старшей группы «Путешествие в сказку» с использованием технологии разноуровневого обучения.
Цель:уточнить и закрепить имеющиеся математические знания посредством игры. Образовательные задачи:
- закрепить умение считать в пределах 5, соотносить цифру с количеством предметов;
- продолжать отрабатывать последовательность цифр;
- отрабатывать порядковый счет;
-продолжать учить сравнивать группы предметов, результат сравнения обозначать словами «больше», «меньше», «одинаково»;
- повторить последовательность времен суток;
- развивать пространственные представления;
- добиваться умения образовывать прилагательные от существительных.
Развивающие задачи:
- побуждать детей отвечать на вопросы полными предложениями;
- развивать логическое мышление, воображение, артистичность.
Воспитательные задачи:
- прививать интерес к математике;
- воспитывать доброжелательность, желание прийти на помощь.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, музыкально-художественная.
Демонстрационный материал:
иллюстрации: паровозик, поросята, схема домика из счетных палочек, карта к домику Наф-Нафа.
Раздаточный материал: цветные билетики с цифрами, счетный материал (желуди) в корзинках, картинки для рисования по цифрам (домик Ниф-Нифа, счетные палочки,
Оборудование:
Магнитофон; фонограмма «Звуки леса», детские песенки: «Песенка Винни-Пуха», «Паровозик», «Песенка поросят»; цветные карандаши.
Современные образовательные технологии:
технология игрового обучения, здоровьесберегающая технология, личностно- ориентированная технология, элементы технологии «Триз».
Предварительная работа:
чтение сказки «Три поросенка».
Ход НОД:
Воспитатель: Сегодня, собираясь на работу, я услышала такую песенку.
(Звучит отрывок песни Винни- Пуха «Кто ходит в гости по утрам.»)
Воспитатель: Вы согласны с Винни-Пухом?
Дети: Да.
Воспитатель: А какое сейчас время суток?
Дети: Утро.
Воспитатель: Утро закончится, и наступит…
Дети: День.
Воспитатель: Верно, день. А потом - …
Дети: Вечер.
Воспитатель: Конечно, наступит вечер, и мы разойдемся по домам. А затем ляжем спать, и это значит, что уже наступила …
Дети: Ночь.
Воспитатель: Давайте повторим выученную на прошлой неделе поговорку: «Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь».
(Проговаривание поговорки)
Воспитатель: Молодцы! Ну, если у нас как раз утро, может быть мы тоже отправимся в гости?
Дети: Да.
Воспитатель: Предлагаю навестить наших знакомых поросят, о которых мы читали сказку. Как их звали?
Дети: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф.
Воспитатель: Где же живут поросята?
Дети: В лесу.
Воспитатель: А как вы думаете, на каком виде транспорта можно добраться до леса?(Ответы детей)
Воспитатель: А вот и веселый паровозик, который нас повезет.
(Иллюстрация «Паровозик»)
Воспитатель: Разбирайте билетики. А почему, как вы думаете, я назвала его веселым?
Дети: Он улыбается, он яркий, с разноцветными вагонами.
Воспитатель: Верно. Сколько же вагонов в поезде?
Дети: Три.
Задание по трем группам)
Воспитатель: У кого билет красного цвета, поднимите руку. Вы догадались, в каком по счету вагоне вы поедете?
Дети: В первом.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Билеты красные и вагон красный.
Воспитатель: Выходите вперед и занимайте места, согласно вашим билетам. Нумерация начинается от окна. Остальные ребята проверят, правильно ли вы построились?
(На билетах цифры от 1– 5. Идет построение по порядку.)
Воспитатель: Правильно ли построились ребята?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте посчитаем пассажиров по порядку.
(Счет порядковый)
Воспитатель: Сколько всего ребят едет в первом вагоне?
Дети: В первом вагоне едет пять ребят.
(Аналогично строятся пассажиры остальных вагонов. Во втором(зеленый) 4 пассажира, в третьем(синий) – 3)
Воспитатель: Скажите, в каком вагоне едет больше всего пассажиров?
Дети: В первом.
Воспитатель: А в каком меньше всего?
Дети: В третьем.
Воспитатель: Кто-нибудь догадался, как можно сделать, чтобы во всех вагончиках было ребят поровну?
Дети: Надо пересадить одного пассажира из первого вагона в третий.
Воспитатель: Верно, но сейчас мы не будем уже обменивать билеты, поедем так. Готовы? Поехали.
(Дети кладут руки друг другу на плечи и под музыкальное сопровождение передвигаются по кругу.)
Воспитатель: Стоп, машина! Вы слышите? Где же мы очутились?
(Звучит фонограмма «Звуки леса».)
Дети: В лесу.
Воспитатель: Да, мы в лесу. Паровозик привез нас прямо к полянке, на которой раньше стоял домик Ниф-Нифа. Из чего он был построен?
Дети: Из соломы.
Воспитатель: Значит, он какой?
Дети: Соломенный.
Воспитатель: Чтобы вспомнить, как он выглядел, нам надо сесть за столы по цветам ваших билетиков, взять в руки карандаши и соединить все точки с цифрами по порядку от 1 до 5. Билетики свои кладите на стол рядом с собой. Они еще нам пригодятся. Готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Найдите цифру 1. Какая цифра будет следующей?
Дети: Два.
Воспитатель: Продолжаем самостоятельно. Кто построил левую стенку, аналогично строит правую.
(Идет работа :
1стол с красными билетиками- соединить по точкам и выполнить дополнительное задание: прописать цифры около точек.
2стол с зелеными билетиками- соединить по точкам и раскрасить.
3 стол с синими билетиками- соединить по точкам.
Воспитатель: Симпатичный домик у Ниф-Нифа?
Дети: Да.
Воспитатель: А вот и он сам.
(Выставляется изображение поросенка с корзинкой.)
Воспитатель: Ниф-Ниф рад нас видеть, он говорит, что с удовольствием познакомит таких приятных детей со своими братьями, но должен сначала собрать желуди к завтраку. Как же быть? Может, поможем ему собрать желуди?
Дети: Поможем.
Воспитатель: Давайте, каждый соберет и выложит на столе столько желудей, сколько просит ваша цифра на цветном билетике.
(Выкладывают необходимое кол-во желудей рядом с цифрой.)
Разноуровневые задания:
1группа: выкладывает 5 желудей
2группа: выкладывает 3 желудя
3группа: выкладывает 2 желудя
Воспитатель: Сколько желудей собрал Никита? Лера?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Отлично. Собираем желуди в корзинку, и выходим на ковер. Ребята, посмотрите, Ниф-Ниф поросенок маленький, а корзина у него наоборот …
Дети: Большая.
Воспитатель: Верно. И она полна желудей. Значит она какая?
Дети: Тяжелая.
Воспитатель: Покажите, как ее несет поросенок.
(Имитация ходьбы с тяжелой корзиной.)
Воспитатель: Жалко бедного поросенка! Так мы далеко не уйдем. Как же быть?
Дети: Поможем ему.
Воспитатель: Молодцы, заберем часть желудей из корзинки, положим в наши карманы, и корзина станет какой?
Дети: Корзина станет легкой.
Воспитатель: Покажите, как теперь бежит поросенок с корзинкой.
(Показ.)
Воспитатель: Ниф-Ниф так развеселился, что даже затанцевал. Повторяйте движения за ним.
(Танец-физминутка под музыку «Нам не страшен серый волк».)
Воспитатель: Ну, вот мы и пришли к опушке, на которой стоял домик Нуф-Нуфа. Он был построен из чего?
Дети: Домик был построен из веточек.
Воспитатель: А веточки, это какой материал?
Дети: Дерево.
Воспитатель: Значит, домик какой?
Дети: Деревянный.
Воспитатель: Давайте тоже построим деревянный домик из счетных палочек.
Разноуровневые задания:
1группа: выкладывает 3 домика
2группа: выкладывает 2 домика
3группа: выкладывает 1домик
Садитесь за столы. Когда строят дом, начинают сверху или снизу?
Дети: Снизу.
Воспитатель: Какую фигуру выложим сначала?
Дети: Квадрат.
Воспитатель: Сколько палочек для этого возьму?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Покажите столько же пальчиков.
(Показ)
Воспитатель: Сколько палочек доложу, чтобы сделать крышу?
Дети: Две.
Воспитатель: Покажите на пальцах.
(Показ)
Воспитатель: Какой формы наша крыша?
Дети: Крыша треугольной формы.
Воспитатель: Вы молодцы! Нуф-Нуф очень рад, что мы навестили его.
(Выставляется изображение Нуф-Нуфа.)
Воспитатель: Хотел бы он с вами поиграть, да боится, что волк услышит. Разве что можно поиграть в игру «Ничего не говори, лишь руками покажи». Хотите?
Дети: Да.
Воспитатель: Выходите на полянку.
(Изображение понятий «далеко- близко», «высоко- низко», «впереди- сзади», «большой- маленький», «узкий- широкий»)
Воспитатель: Нуф-Нуф очень доволен. Он хочет показать нам карту, которая поможет пройти к домику Наф-Нафа. Но прежде, чем читать карту, мы должны сделать зарядку для наших глаз.
Физминутка. Коррегирующая гимнастика для глаз.
Глазки вправо, глазки влево.
Снова вправо, снова влево.
Глазки вверх и глазки вниз.
Снова вверх и снова вниз.
Круг глазами начерти,
Головою не верти!
Жмурим глазки раз, другой.
Поморгай теперь со мной.
(Выставляется иллюстрация с изображением домика и тропинки к нему.)
Воспитатель: Хорошо. Рассмотрите карту и скажите, в какую сторону нам надо двигаться сначала?
Дети: Вперед.
Воспитатель: А потом?
Дети: Налево.
(Далее: прямо, направо, прямо, налево.)
Воспитатель: Вот и домик Наф-Нафа. Из чего он построен?
Дети: Домик построен из камней.
Воспитатель: Значит он какой?
Дети: Каменный.
Воспитатель: Нужно ли в таком домике бояться волка?
Дети: Нет.
Воспитатель: А давайте проверим и дунем, как он.
(Дуем на иллюстрацию.)
Воспитатель: И правда, крепкий домик. Наф-Наф поросенок осторожный, он не открывает дверь и окна всем подряд. Только тем, кто знает условный стук. Послушайте и постарайтесь его повторить.
(Отстукивание ритма ладонями.)
Воспитатель: Сколько всего раз я стукнула в ладоши?
Дети: Пять.
Воспитатель: А вот и сам Наф-Наф отворил окошко, услышав наш стук.
(Выставляется изображение поросенка.)
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось у поросят в лесу?
Дети: Очень.
Воспитатель: А что в нашем путешествии было интереснее всего?
(Ответы детей)
Воспитатель: Что-нибудь показалось вам трудным?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ну что же, наша прогулка подошла к концу. Надо прощаться с поросятами и отправляться в детский сад.
(Говорим: «До свидания!» .)
Воспитатель: Садимся в поезд. Поехали!
(Под музыку «Веселый паровозик» уезжаем из группы.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.