Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности
в старшей группе «Звук. Свойства звука»
ЦЕЛЬ: создать условия для развития познавательной активности и экспериментальной деятельности детей в процессе знакомства со звуком, дать понятие о распространении звука.
Этапы НОД формы деятельности |
Содержание деятельности детей и педагога |
Действия участников НОД |
Время |
1.Приветствие. Мотивация.
Прослушивание аудио записи |
Дети стоят полукругом лицом к гостям.
стоя на ковре
Взрослые ищут в энциклопедии понятие «Звук» и зачитывают |
Добрый день, уважаемые коллеги, мы рады видеть вас у нас в гостях. Сегодня мы предлагаем вам стать активными участниками образовательного процесса и пройти один из этапов реализации нашего проекта «Звук вокруг». Ребята подойдите к гостям, выберите себе пару и пригласите в кружочек. В. –Закройте глаза и послушайте запись. Что вы услышали? Д.- Метель, вьюга. В. - Ребята, вы не видите вьюги, а как вы догадались, что это именно она? Д.- Мы услышали звуки, которые она издаёт. В.-А что такое звук? Д.-(Ответы детей) В. - Значит, даже не видя природных явлений, мы можем догадаться, что это оно. И в этом нам помогает звук. Давайте мы посмотрим в энциклопедии, что же это такое звук. Сегодня мы поговорим о звуке и некоторых его свойствах. |
1 мин
2 мин
1 мин |
2.Погружение в тему Беседа о звуке
|
Стоя на ковре
Стоя у стола Опыт №1 «Распространение звука»
|
В. - Кто из вас знает, из чего состоит звук? Д.- из объекта, который издаёт звук, из среды по которой звук распространяется. В.-А как распространяется звук, вы знаете? (гипотезы детей) Давайте проведём эксперимент и посмотрим. В.- подойдите к емкости с водой, подуйте на воду. Наблюдайте, что будет происходить. (Дети выполняют опыт) В. - Что вы наблюдали на воде? Д.- волны В. - Верно, мы наблюдали волны. Подобно водной волне, распространяется и звуковая волна, только она невидима и передается по воздуху. В.- Ребята, мы с вами знаем о различных явлениях, происходящих в окружающей нас среде. А какие среды вы знаете? Д.- твёрдая, жидкая, газообразная. В.- А как вы думаете, в какой среде распространяется звук? Д.- в твёрдой, жидкой, газообразной. |
1 мин
2 мин |
3.Совместная экспериментальная деятельность |
Стоя у столов. Опыт №2
Стоя у столов. Опыт №3
Сидя за столами. Опыт №4 |
В. - Выясним, как передается звук по воздуху. Воспитатель прижимает линейку к столу и дёргает за выступающий конец. Линейка звучит. В.- Почему линейка звучит? Что происходит с линейкой? Д.-Она дрожит, шевелится, ходит туда-сюда. В.-А где она движется? Д.- В воздухе. В.- А из чего состоит воздух? Д.- Из маленьких человечков. В.- Значит что происходит? Д.-Линейка толкает человечков воздуха, а они толкают друг друга и часть человечков достигает нашего уха. В.- Какой мы можем сделать вывод? Как распространяется воздух? Д.-С помощью человечков воздуха. В.- А как вы думаете может звук передаваться по жидкой среде? Д.- Да, нет. В.- а давайте проверим. Для этого мы проведём следующий эксперимент: 1. Закройте правое ухо 3. Левое ухо прислоните к емкости с водой 4. Я буду бросать в емкости камушки, а вы должны посчитать, сколько я бросила камней в каждую емкость. Только одно условие считать будете (шепотом) про себя, чтобы не мешать товарищу. Договорились? - Выполняем. (Дети выполняют по алгоритму. Воспитатель интересуется, сколько камушков она бросила в емкость). В. - Как вы догадались, вы же не видели? Д.-Мы услышали звук В. - Где распространяется звук? Д. - Звуки передавались по воде. В. - Сделаем вывод: звук может распространяться по воздуху и по воде. В. - Теперь нам нужно выяснить в какой еще среде распространяется звук. Проведем эксперимент, но прежде послушайте отрывок из сказки: «Приложил Иван-Царевич ухо к земле, слышит погоня уже близко». Почему Иван-Царевич услышал погоню, когда ухо к земле приложил, а когда скакал, не слышал? Приложите ухо к столу, а я постучу по нему. Проверим, передастся звук по нему или нет? Выполняют эксперимент В.- Ребята, а как вы думаете где быстрее распространяется звук, в воздухе, в воде или в земле, твёрдом теле? Д.- ответы детей. |
3 мин
4 мин
3 мин |
4. Подведение итогов. Рефлексия.
|
Стоя на ковре. П/и «Передай мяч»
|
В.- давайте смоделируем эти процессы при помощи маленьких человечков. Дети делятся на три команды жидкость, газ и твёрдое вещество. В. - Поиграем. Одна команда - это будут маленькие человечки твердого вещества. Постройтесь в шеренгу. А вторая команда – человечки воздуха. Как вы должны стоять? Д. (Далеко друг от друга, как бы рассыпаны по группе). В. - Разбегитесь по всей группе. В.- третья на небольшом расстоянии друг от друга. Задание. Каждая команда получает мяч, по моей команде вы передаете мяч друг другу. Последний берет в руки мяч, поднимает высоко над головой и кричит «Всё!» - Посмотрим, кто быстрее. В. - Почему 1 группа быстрее передала мяч? (Ответы детей) В. - Так почему в твердой среде звук распространяется быстрее и он громче? (Ответы детей: потому что твердой среды стоят близко друг к другу) Побеждает команда твёрдых человечков. Дети делают вывод. В.-Какой вывод вы можете сделать? Д.-В твёрдой среде звук распространяется быстрее, чем жидкой и газообразной. В.- А почему так происходит мы с вами узнаем в нашей дальнейшей работе над проектом. Наше занятие закончено. Всем большое спасибо. |
3 мин
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.