Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Звук. Свойства звука»
Оценка 4.6

Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Звук. Свойства звука»

Оценка 4.6
docx
12.06.2023
Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Звук. Свойства звука»
Физика для дошкольников звук и его свойства.docx

Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности

в старшей группе «Звук. Свойства звука»

ЦЕЛЬ: создать условия для развития познавательной активности и экспериментальной деятельности детей в процессе знакомства со звуком, дать понятие о распространении звука.

 

Этапы НОД формы деятельности

Содержание деятельности детей и педагога

Действия участников НОД

Время

1.Приветствие. Мотивация.

 

 

 

 

 

Прослушивание аудио записи

Дети стоят полукругом лицом к гостям.

 

 

 

стоя на ковре

 

 

 

 

 

Взрослые ищут в энциклопедии понятие «Звук» и зачитывают

Добрый день, уважаемые коллеги, мы рады видеть вас у нас в гостях. Сегодня мы предлагаем вам стать активными участниками образовательного процесса и пройти один из этапов реализации нашего проекта «Звук вокруг». Ребята подойдите к гостям, выберите себе пару и пригласите в кружочек.

В. –Закройте глаза и послушайте запись. Что вы услышали? 

Д.- Метель, вьюга.

В. - Ребята, вы не видите вьюги, а как вы догадались, что это именно она?

Д.- Мы услышали звуки, которые она издаёт.

В.-А что такое звук? 

Д.-(Ответы детей)

В. - Значит, даже не видя природных явлений, мы можем догадаться, что это оно.

И в этом нам помогает звук. Давайте мы посмотрим в энциклопедии,  что  же  это такое звук. Сегодня мы поговорим о звуке и некоторых его свойствах.

1 мин

 

 

 

 

 

 

2

мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

2.Погружение в тему

Беседа о звуке

 

Стоя на ковре

 

 

 

Стоя у стола

Опыт №1 «Распространение звука»

 

 

В. - Кто из вас знает, из чего состоит звук?

Д.- из объекта, который издаёт звук, из среды по которой звук распространяется.

В.-А как распространяется звук, вы знаете? (гипотезы детей)

Давайте проведём эксперимент и посмотрим.

В.- подойдите к емкости с водой, подуйте на воду. Наблюдайте, что будет происходить.

(Дети выполняют опыт)

В. - Что вы наблюдали на воде?

Д.- волны

В. - Верно, мы наблюдали волны. Подобно водной волне,

распространяется и звуковая волна, только она невидима и передается по воздуху.

В.- Ребята, мы с вами знаем о различных явлениях, происходящих в окружающей нас среде. А какие среды вы знаете?

Д.- твёрдая, жидкая, газообразная.

В.- А как вы думаете, в какой среде распространяется звук

Д.- в твёрдой, жидкой, газообразной.

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

3.Совместная экспериментальная деятельность

Стоя у столов.

Опыт №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стоя у столов.

Опыт №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сидя за столами.

Опыт №4

В. - Выясним, как передается звук по воздуху.

Воспитатель прижимает линейку к столу и дёргает за выступающий конец. Линейка звучит.

В.- Почему линейка звучит? Что происходит с линейкой?

Д.-Она дрожит, шевелится, ходит туда-сюда.

В.-А где она движется?

Д.- В воздухе.

В.- А из чего состоит воздух?

Д.- Из маленьких человечков.

В.- Значит что происходит?

Д.-Линейка толкает человечков воздуха, а они толкают друг друга и часть человечков достигает нашего уха.

В.- Какой мы можем сделать вывод? Как распространяется воздух?

Д.-С помощью человечков воздуха.

В.- А как вы думаете может звук передаваться по жидкой среде?

Д.- Да, нет.

В.- а давайте проверим. Для этого мы проведём следующий эксперимент:

1. Закройте правое ухо

3. Левое ухо прислоните к емкости с водой

4. Я буду бросать в емкости камушки, а вы должны посчитать, сколько я бросила камней в каждую емкость.

Только одно условие считать будете (шепотом) про себя, чтобы не мешать товарищу. Договорились? - Выполняем.

(Дети выполняют по алгоритму. Воспитатель интересуется, сколько камушков она бросила в емкость).

В. - Как вы догадались, вы же не видели? 

Д.-Мы услышали звук

В. - Где распространяется звук?

Д.Звуки передавались по воде.

В. - Сделаем выводзвук может распространяться по воздуху и по воде.

В. - Теперь нам нужно выяснить в какой еще среде распространяется звук.

Проведем эксперимент, но прежде послушайте отрывок из сказки:

«Приложил Иван-Царевич ухо к земле, слышит погоня уже близко».

Почему Иван-Царевич услышал погоню, когда ухо к земле приложил, а когда скакал, не слышал?

Приложите ухо к столу, а я постучу по нему. Проверим, передастся звук по нему или нет?

Выполняют эксперимент

В.- Ребята, а как вы думаете где быстрее распространяется звук, в воздухе, в воде или в земле, твёрдом теле?

Д.- ответы детей.

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

4. Подведение

итогов. Рефлексия.

 

 

 

Стоя на ковре. П/и «Передай мяч»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В.- давайте смоделируем эти процессы при помощи маленьких человечков.

Дети делятся на три команды жидкость, газ и твёрдое вещество.

В. - Поиграем. Одна команда - это будут маленькие человечки твердого вещества. Постройтесь в шеренгу.

А вторая команда – человечки воздуха. Как вы должны стоять?

Д. (Далеко друг от друга, как бы рассыпаны по группе).

В. - Разбегитесь по всей группе.

В.- третья на небольшом расстоянии друг от друга.

Задание. Каждая команда получает мяч, по моей команде вы передаете мяч друг другу. Последний берет в руки мяч, поднимает высоко над головой и кричит «Всё!»

- Посмотрим, кто быстрее.

В. - Почему 1 группа быстрее передала мяч? (Ответы детей)

В. - Так почему в твердой среде звук распространяется быстрее и он громче?

(Ответы детей: потому что твердой среды стоят близко друг к другу)

Побеждает команда твёрдых человечков. Дети делают вывод.

В.-Какой вывод вы можете сделать?

Д.-В твёрдой среде звук распространяется быстрее, чем жидкой и газообразной.

В.- А почему так происходит мы с вами узнаем в нашей дальнейшей работе над проектом.  Наше занятие закончено. Всем большое спасибо.

3 мин

 

 

 


 

Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Звук

Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Звук

Д.- твёрдая, жидкая, газообразная

Д.- твёрдая, жидкая, газообразная

Опыт №4 В. - Выясним, как передается звук по воздуху

Опыт №4 В. - Выясним, как передается звук по воздуху
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2023