Конспект занятия по аппликации «Матрёшка»
Тема: «Матрёшка»
Цель занятия: Содействовать умению создавать образ народной игрушки (матрешки), используя технику аппликация.
Задачи:
1. Научить детей анализировать образец для выделения характерных черт
(Составные части: лицо, кисти рук, сарафан, платочек)
2. Научить детей осознанному подбору частей матрешки в выбранной цветовой гамме.
3. Продолжить обучение планированию работы.
4. Научить фиксировать замысел в оригинальном художественном образе.
5. Продолжить обучать вырезать предмет с помощью трафарета, аккуратно наклеивать элементы аппликации
Оборудование: бумага, ткань, блестки, ножницы, клей, кисть, карандаш.
Список литературы:
Ход занятия:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята.
Чем же может быть наполнен такой короб?
Конечно, старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Короб наполнен игрушками.
Итак, открое?м короб? Я в?ижу замечате?льную игру?шку. Угада?йте какую?
Мы на ярмар?ке
Принесли в?ам сундучо?к –
Позолоченный бочо?к.
Сундучок тот не просто?й,
И товар в нё?м
расписно?й.
Вынимаем н?апоказ
–
И про него ве?дём
рассказ.
Алый шёлко?вый платоче?к
Яркий сараф?ан
в цветоче?к,
Упирается ру?ка
в дерев?янные
бока.
А внутри се?креты
есть:
Может 3, а мо?жет
6.
Разрумянилась не?множко (от?веты детей…?Матрёшка)
Презентация и бесе?да.
Сейчас я в?ам ребята р?асскажу про эту з?амечательну?ю игрушку – м?атрешку. Ве?дь наверное у в?ас есть до?ма такая и?грушка?
У кого ест?ь?
Первая русс?кая матрёш?ка была вос?ьмиместной: з?а девочкой с чёр?ным петухо?м следовал м?альчик, пото?м девочка и т?ак далее. Все ф?игурки отл?ичались дру?г от друга. Пос?ледняя, вос?ьмая, изобр?ажала младе?нца.
Изначально, у это?й куклы
не б?ыло даже н?азвания.
А вот ко?гда токарь её с?делал из
дере?ва, художн?ик
расписа?л ее ярким?и
красками, то и н?азвание по?явилось
– М?атрёна. Воз?можно,
это с?вязано с те?м , что
на р?азных вечер?ах чай
под?авала прис?луга с
так?им именем.
Почему же, все?ми
любимую русс?кую куклу-?игрушку
наз?вали «матрё?шкой»?
Мно?гие полага?ют, что
это н?азвание про?исходит
от же?нского име?ни
Матрёна, оче?нь популяр?ного в
то вре?мя в Росси?и. Имя
Матрё?на в перево?де с
латинс?кого означ?ает
«знатн?ая женщина». Г?лядя на
матре?шку, дейст?вительно
воз?никает обр?аз
дородно?й знатной и?грушки.
Матрёшка з?авоевала
л?юбовь и пр?изнание, к?ак
символ русс?кого народ?ного
искусст?ва.
Существует т?акое
повер?ье - если в?нутрь
этой дере?вянной кук?лы
положит?ь записку с же?ланием,
то о?но обязате?льно
сбудетс?я. Матрёшк?а, с
самого н?ачала свое?го
происхо?ждения сим?волизирует
те?пло и уют в до?ме.
Сама идея соз?дания тако?й необычно?й куклы за?ключает в себе г?лубокий фи?лософский с?мысл: чтоб?ы найти ист?ину, нужно до?йти до сут?и, открыв, о?дну за дру?гой, все ч?асти дерев?янной кукл?ы. Другими с?ловами, ле?гких путей не б?ывает для ре?шения разн?ых проблем. Сто?ит приложит?ь немало ус?илий для дост?ижения опре?деленного резу?льтата.
Возможно, и?дея деревя?нной игруш?ки, состоя?щей из нес?кольких фи?гурок, вст?авляющихся о?дна в другу?ю, была по?дана мастеру, соз?давшему матрё?шку, содер?жанием русс?ких сказок. Воз?ьмем сказку о Ко?щее, с котор?ым борется И?ван-царевич. Вс?помним сюжет о по?исках «кощее?вой смерти»: с?мерть Коще?я сокрыта д?алеко: на море н?а океане, н?а острове н?а Буяне ест?ь зелёный дуб, по?д тем дубо?м зарыт же?лезный сун?дук, в том су?ндуке заяц, в з?айце утка, в ут?ке яйцо; сто?ит только р?аздавить я?йцо – и Ко?щей мгнове?нно умирает.
Но все рав?но, когда м?ы слышим «?матрёшка», то об?язательно в го?лове возни?кает образ весё?лой русско?й девушки в яр?ком народно?м костюме. Л?юбовь к на?шей любимо?й кукле бу?дет переда?ваться, я ду?маю, из по?коления в по?коление. Ве?дь история про?исхождения м?атрешки – это истор?ия нашей ку?льтуры.
Как я уже го?ворила, матре?шку делают из дере?ва, но мы бу?дем делать её из ц?ветной бум?аги
Посмотрите н?а готовое из?делие, как?ие части м?ы будем ис?пользовать бу?дем для из?готовления и?грушки - матрешки?(показ обр?азца)
Посмотрите пере?д Вами леж?ат разного?цвета част?и матрешки, из них м?ы будем де?лать матре?шку, основу м?атрешки мы с в?ами вырежи?м из карто?на, осталь?ные части я в?ам пригото?вила, они все р?азного цвет?а, вы долж?ны будете с?ами выбрат?ь какого ц?вета у вас бу?дет матреш?ка и ее нар?яд.
Ребята, а с к?акими инструмент?ами и матер?иалами вы бу?дете работать сегод?ня?
Какие из н?их опасны?
Как надо р?аботать с но?жницами, чтоб?ы не поран?иться самому и не тр?авмировать р?ядом сидяще?го товарища? (повторяе?м правила р?аботы с но?жницами)
Какие прав?ила надо соб?людать при р?аботе с клее?м? (повторяе?м правила р?аботы с клее?м)
Итак, у вас пр?иготовлен ну?жный матер?иал для по?делки, инстру?менты, мы по?вторили пр?авила безо?пасной работ?ы с ножниц?ами и клее?м. Приступ?им к выпол?нению работ?ы.
Для этого м?ы с вами воз?ьмем готов?ый шаблон, пр?икладываем е?го на карто?н, и обвод?им каранда?шом. Возьме?м ножницы, в?ырезаем.
Теперь подбер?ите цвета наряда, из котор?ых бы вы одели свою Матре?шку.
А как мы мо?жем украсит?ь наших, кр?асавиц?
Дети по со?вместно сост?авленному п?лану изгото?вляют матре?шку (Приложен?ие № 2)
Дети выбир?ают части м?атрешки (для украше?ния можно ис?пользовать б?лестки, ме?лкие зарен?не вырезан?ные по шаб?лону фигур?ы (звездоч?ки, кружоч?ки, сердеч?ки и др.) пр?иклеив их к кост?юму)
А сейчас, ко?гда у вас все дет?али выреза?ны, состав?ьте композ?ицию (аппл?икацию) свое?й матрешки, но не пр?иклеивайте по?ка. А я про?йду и посмотр?ю ваши апп?ликации.
Глазки, щеч?ки, ротик, в?ы можете н?арисовать к?арандашом.
Наши пальч?ики и глаз?ки устали, д?авайте мы д?адим им от?дохнуть
Мы прекрасные Матрешки – (руки полоч?кой перед гру?дью,
указате?льный пале?ц правой
ру?ки упираетс?я в
щёку)
Ладошки, ладошки – (хлопаем в ладошки)
На ногах у н?ас
сапожки – (поочерёдно в?ыставляют
в?перёд праву?ю и левую но?ги)
Сапожки, с?апожки – (стучим нож?ками по по?лу)
В сарафана?х наших
пёстр?ых – (имитируют
держания з?а подол сар?афана)
Ладошки, ладошки – (хлопаем в ладошки)
Мы похожи, с?ловно
сёстр?ы – (держаться з?а
воображае?мые концы п?латочка
и пр?иседают)
Ладошки, ладошки – (хлопаем в л?адошки).
Моя матреш?ка любит то?же прыгать и бе?гать, вы з?а ней вним?ательно сле?дите, куда о?на прыгнет в?ы туда глаз?ками смотр?ите (провест?и комплекс зр?ительной г?имнастики- н?аблюдение з?а предмето?м). Моя матре?шка очень лб?ит играть в пр?ятки , вы се?йчас крепко з?ажмурите г?лаза, а он?а спрячитс?я (повторит?ь 4 раза)
Заключительный эт?ап: анализ резу?льтатов творчес?кой деятел?ьности, по?дведение ито?гов.
Хорошо, реб?ята. Дава?йте, поста?вим наших м?атрешек, вот н?а эту полку. По?дходите. Все з?апомнили с?воих матре?шек. Посмотри?м на наших кр?асавиц (оце?нить работу реб?ят, отметит?ь ребят кто с?правился с р?аботой более а?ккуратно). Реб?ята, а чья В?ам работа нр?авится. А что в?ы узнали но?вого на за?нятии?
Молодцы, реб?ята!
Занятие эмоционал?ьно – худо?жественного т?ипа. На занятии ис?пульзуются з?доровьесбере?гающие тех?нологии: ф?изкультминут?ка и зрите?льная гимн?астика.
Работа на занятие должна быть направлена на то, чтобы разбудить творческие мысли детей, стимулировать возникновение собственного замысла образа матрешки, используя технику аппликация. Дети изготовили аппликацию матрешки из цветной бумаги. Освоят приемы работы с бумагой с помощью шаблона.
В процессе работы дети закрепят имеющиеся знания, освоят новые приемы работы с бумагой с помощью шаблона.
Интерес будет подерживаться в течение всего занятия, благодаря беседе, использования загадки, презентации, постановки вопросов, умения планировать свою деятельность.
Для поддержания работоспособности и лучшего усвоения материала будут чередоваться формы и методы работы: учебно-познавательная деятельность организована с использованием методов наглядной и словесной передачи информации. При подведении итогов будет использован прием выбора слов, для описания матрешек с выставки, это позволит детям дать качественную оценку своих работ. Готовые поделки можно разместить в группе – это позволит ребятам видеть результат своей работы. Занятие развивающее, познавательное.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.