Конспект открытого урока литературы в 5 «В» классе «Русская литературная сказка. А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители»
Оценка 4.6

Конспект открытого урока литературы в 5 «В» классе «Русская литературная сказка. А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители»

Оценка 4.6
doc
07.01.2021
Конспект открытого урока литературы в 5 «В» классе «Русская литературная сказка. А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители»
Конспект урока 5 кл Чёрная курица.doc

МАОУ

Апрелевская средняя общеобразовательная школа №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого урока литературы в 5 «В» классе

«Русская литературная сказка. А. Погорельский.

«Чёрная курица, или Подземные жители»

 

 

 

 

 

 

Корсикова Валентина Григорьевна,

 учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрелевка

27.11.2015

 

 

 

Цели деятельности учителя: расширить чита­тельский кругозор учащихся; вызвать интерес к прочитанному; формировать нравственные качества у учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского; создать пси­холого-педагогические условия для личностного роста каждого ученика; развивать мыслительную деятельность.

Планируемые результаты изучения темы:

        Предметные умения: знать содержание сказки; уметь рас­сказывать о жизни Алеши (словесно рисовать или пересказывать текст), воспринимать и анализировать текст, сопоставлять писа­тельскую (литературную) и народную сказки, определять, что их отличает, а что сближает, формулировать идейное содержание, проблематику произведения через анализ текста, давать характе­ристику герою.

       Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, нравст­венные ориентации на распознание истинных и ложных ценно­стей, участвует в творческом, созидательном процессе, выявляет актуальность идеи, смыслов произведения для себя, современ­ных школьников, делает выводы о нравственных уроках жизни, которые получил, прочитав сказку; осознает себя как индивиду­альность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; пла­нирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учеб­ных задач.

      Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения

Оборудование:

1. Компьютер.

2. Проектор

3. Презентация «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА. А. ПОГОРЕЛЬСКИЙ. «ЧЕРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»

Ход урока

I. Организационный момент

II.        Проверка домашнего задания

(Беседа по вопросам к статье «Русская литературная сказка» (с. 119).)

1.      Какие сказки называем мы писательскими, или литературными? Что отличает их от народных? Что сближает литературные сказки с народными?

Возможные ответы (Писательскими, или литературными, называют сказки, у которых есть автор. Создатели литературных сказок часто берут народные сюжеты, вводят в произведение зачины, концовки, по­вторы, пословицы и поговорки.

        Литературная сказка отличается от народной тем, что автор наполняет сюжет народной сказки новыми идеями, а иногда и придумывает свой собственный сюжет. Писатель высказывает свое мнение о поступках героев, использует литературные слова и выражения, которые не употребляются в народных сказках.)

 

2.      Какие литературные сказки вы читали и кто их авторы?

Возможные ответы (Литературные сказки.

П.П. Ершов. «Конек-горбунок».

В.Ф. Одоевский. Мороз Иванович».

С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек».

Л.Н. Толстой. «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Гемене-воине и Тарасе-брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятах».

В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница».

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки».

М. Горький. «Про Иванушку-дурачка»

А.Н. Толстой. «Золотой ключик, или приключения Буратино».

В.В. Бианки. «Приключения Муравьишки».

Е.А. Пермяк. «Как огонь воду замуж взял».)

Слайд 1

III.                       Работа по теме урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы поговорим о сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Несколько слов о пи­сателе. Настоящее имя Погорельского - Алексей Алексеевич Перовский. Антоний Погорельский – это псевдоним. А что такое псевдоним? (Ребята, имевшие индивидуальные задания поработать со словарем, поясняют, что псевдоним – дословно с греческого, означает «ложное имя», используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего, данного при рождении, зафиксированного в официальных документах).

Фамилию Погорельский Алексей Алексеевич Перовский взял себе в честь села Погорельцы, где он жил. Годы его жизни: 1787-1836. Он был старше А. С. Пуш­кина и В. А. Жуковского.

Это был один из образованнейших людей России, участво­вал в войне 1812 года. Сказку «Черная курица, или Подземные жители» Погорельский написал в 1829 году для своего десяти­летнего племянника Алеши, который впоследствии стал замеча­тельным русским поэтом Алексеем Константиновичем Толстым.

Слайд 2

Перед нами волшебная сказка. Давайте начнем читать ее вместе.

2. Выразительное   чтение   сказки учителем с со­блюдением сказочного, старинного стиля. (По ходу чтения учи­тель делает необходимые комментарии.)

Слайд 3

3.       Работа со сказкой «Черная курица, или Подземные жители»

Слайд 4, 5

-Ребята, вы все прочитали сказку? Интересно было читать?

--Где и когда происходит действие сказки ( «Лет 40 тому назад в Санкт-Петербурге на Васильевском острове…» )

-Ребята, кто главный герой сказки? (Алеша)

-Что мы о нем узнали? (Это мальчик лет 9-10, он живет и учится в пансионе,  остался один на зимние каникулы; т.к. другие ученики разъехались, а родители Алеши живут далеко и не могли его взять домой).

-Как чувствует себя Алеша в пансионе? (Алеша - «мальчик умненький, миленький, учился хорошо, все его любили и ласкали»,  часто ему бывало «скучно в пансионе, но иногда и грустно»).

-Ребята, а какие чувства вы  испытали к Алеше по мере прочтения сказки? Давайте проследим, как меняется наше отношение к главному герою по мере развития действия сказки:

Слайд 6

Слова на доске

Возможные ответы учащихся

Сочувствие

Алеше было грустно и скучно одному, он тоже хотел на каникулы

попасть домой.

Симпатия 

Алеша добрый, ухаживает за курочками, кормит их, старается

 помогать взрослым, украшает свечи.

Восхищение

Не пожалел кухарке империал (подарок его доброй бабушки, который составлял все  богатство мальчика), чтобы спасти свою любимицу - черную курицу; Алеша смелый, не испугался появления Чернушки среди ночи, не побоялся последовать за ней.

Недоумение

Алеша - мальчик послушный, а не последовал наставлениям Чернушки ничего не трогать в волшебной комнате, мальчик  погладил кошку за лапку.

Досада

Из-за Алешиного непослушания чуть не пострадала Чернушка.

Растерянность

Алеша попросил подарок, чтобы, «не учившись, он всегда знал  урок свой, какой бы ему ни задали».

Сожаление

Характер Алеши начал  портиться, мальчик стал заносчивым,  шалил,  мешал другим детям заниматься

Разочарование

Алеша уже не стыдился незаслуженных похвал, а кичился  «своими» успехами перед товарищами.

Негодование

Возмущение

Алеша нарушил данное Чернушке обещание хранить тайну подземных жителей из-за боязни быть наказанным за неподобающее поведение.

Сострадание

Алеша все же осознал, что он совершил ужасный проступок и тяжело переживает свое малодушие

Надежда

Алеша хочет, может и должен исправиться

Радость

Все снова полюбили Алешу

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слова, записанные на доске (сочувствие, симпатия, восхищение, недоумение, досада, растерянность, сожаление, разочарование, негодование, возмущение, сострадание, надежда, радость). Вот какие разные чувства испытываем мы, читатели, по ходу развития сюжета сказки.

-Ребята, а к какому виду сказок отнесли бы вы сказку «Черная курица, или Подземные жители»

Возможные ответы (волшебная сказка).

-А какие законы волшебной сказки здесь соблюдены?

Возможные ответы (волшебный предмет – семечко, помощник- даритель – черная курица, волшебное царство)

-Теперь давайте назовем главных героев сказки.

Возможные ответы (Алеша и Черная курица)

-Ребята, мы знакомы со многими сказками, и обычно в сказках есть положительные и отрицательные герои, а что мы можем сказать об Алеше и Черной курице?

Возможные ответы (Чернушка-положительный герой, а Алеша и положительный, и отрицательный, противоречивый).

-Еще раз вернемся к содержанию сказки и вспомним, о чем просит Чернушка Алешу перед путешествием в Подземное царство?

Возможные ответы (Быть скромным).

-А что значит «быть скромным» в данном тексте?

Возможные ответы (никому не рассказывать о том, что он увидит во время путешествия).

-Молодцы. Действительно, слово «скромный» употреблено в устаревшем значении, т.е. быть скромным - «уметь хранить тайну».

-Ребята, а почему вы сказали, что у вас возникло чувство досады, когда Алеша попросил в подарок волшебное зернышко, которое давало ему возможность быть успешным учеником, не прилагая для этого никаких усилий?

Возможные ответы (Он забыл, что все дается человеку трудом, и лишь те знания, которые добываются трудом, остаются с ним навсегда, приносят пользу).

-Что случилось с характером Алеши, получившим волшебное зернышко?

Возможные ответы  (Он становится капризным, заносчивым, бездельничает, насмехается над товарищами, хотя его успехи - это заслуга волшебного зернышка. Потеряв зернышко, Алеша оказывается хуже самого последнего ученика).

- А сдержал ли Алеша обещание не выдавать тайну подземных жителей?

Возможные ответы  (Он нарушил его, желая избежать наказания розгами, хотя ему все равно никто не поверил, а подземные жители пострадали. Но больше всех пострадала Чернушка).

- А почему больше всех пострадала Чернушка?

Возможные ответы (Потому что министр Чернушка привел Алешу в Подземное царство; особенно больно Чернушке было потому ,что он очень любил Алешу и помнил его послушным, добрым, скромным мальчиком).

- Упрекает ли Чернушка Алешу, обвиняет ли его в несчастье , постигшем подземных жителей?

Возможные ответы (Нет, он простил Алешу и уходит навсегда; единственное его желание, чтобы Алеша исправился и стал вновь добрым и скромным мальчиком).

- А почему же все-таки министр Чернушка простил Алешу?

Возможные ответы  ( Он мудрый, добрый, великодушный, любит Алешу и верит в него).

- Сказка заканчивается болезнью Алеши, выздоровлением, возвращением к жизни и к себе самому, прежнему. «Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг, которых, впрочем, ему и не задавали» 

 Всем нам знакомы слова: « Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок». А в чем состоит мудрость этой сказки?

Возможные ответы (Сказка учит тому, что ценится в жизни  лишь то, что достается трудом, только в  этом случае оно принесет радость и счастье).

- Ребята, вы внимательно прочитали сказку, а какие слова в ней показались очень важными, на ваш взгляд, значимыми, которые особенно привлекли ваше внимание?

Возможные ответы («Для исправления самого себя, необходимо начать с того, чтобы откинуть самолюбие и излишнюю самоуверенность», «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть», «Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому, если хочешь исправиться, то должно беспрестанно и строго смотреть за собою», «Неотвратимые несчастья обрушиваются на человека, если он забывает о долге, перестает быть добрым»).

Слайд 7-17

4. Литературная викторина

Вопрос

Ответ

Назовите настоящую имя и фамилию писателя Антония Погорельского.

Алексей Алексеевич Перовский

Какие достопримечательности упоминаются в начале повести Антония Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”?

Исаакиевская площадь, монумент Петра Великого, Адмиралтейство, Конногвардейский манеж

Что было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни?

Чтение книг

Назовите имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку

Тринушка

Как назывались спальные комнаты для мальчиков в XIX веке?

Дортуары

Во время праздничного обеда в честь директора на десерт было подано много вкусных блюд, в том числе бергамоты. Что это такое?

Сорт груш

Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно?

Алёша разбудил рыцарей

«Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие свечи в серебряных шандалах…» Что такое “шандалы”?

Подсвечники

Какие животные находились в королевском зверинце?

Большие крысы, кроты, хорьки

Чем были усыпаны дорожки в подземном королевстве?

Разные камни: брильянты, яхонты, изумруды и аметисты

«Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел оно на них со вниманием, то увидел, что это…»

Это был разного рода мох

Слайд 18

4.       Итог урока.

Мудрость Черной курицы, т. е. министра, в том, что он умеет быть благодарным и прощать, и это для Алеши оказывается са­мым сильным и мудрым уроком. А смысл сказки в том, что все в жизни достается только собственным трудом, тогда это ценит­ся, приносит радость и счастье человеку.

Слайд 19

Домашнее задание

Выполнить задания рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 109)

 

 

 

 

 

 


МАОУ Апрелевская средняя общеобразовательная школа №1

МАОУ Апрелевская средняя общеобразовательная школа №1

Цели деятельности учителя: расширить чита­тельский кругозор учащихся; вызвать интерес к прочитанному; формировать нравственные качества у учащихся через анализ поступков главного героя сказки

Цели деятельности учителя: расширить чита­тельский кругозор учащихся; вызвать интерес к прочитанному; формировать нравственные качества у учащихся через анализ поступков главного героя сказки

В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»

В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»

Недоумение Алеша - мальчик послушный, а не последовал наставлениям

Недоумение Алеша - мальчик послушный, а не последовал наставлениям

Возможные ответы (Он нарушил его, желая избежать наказания розгами, хотя ему все равно никто не поверил, а подземные жители пострадали

Возможные ответы (Он нарушил его, желая избежать наказания розгами, хотя ему все равно никто не поверил, а подземные жители пострадали

Во время праздничного обеда в честь директора на десерт было подано много вкусных блюд, в том числе бергамоты

Во время праздничного обеда в честь директора на десерт было подано много вкусных блюд, в том числе бергамоты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2021