МАОУ
Апрелевская средняя общеобразовательная школа №1
Конспект открытого урока литературы в 5 «В» классе
«Русская литературная сказка. А. Погорельский.
«Чёрная курица, или Подземные жители»
Корсикова Валентина Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
Апрелевка
27.11.2015
Цели деятельности учителя: расширить читательский кругозор учащихся; вызвать интерес к прочитанному; формировать нравственные качества у учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского; создать психолого-педагогические условия для личностного роста каждого ученика; развивать мыслительную деятельность.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание сказки; уметь рассказывать о жизни Алеши (словесно рисовать или пересказывать текст), воспринимать и анализировать текст, сопоставлять писательскую (литературную) и народную сказки, определять, что их отличает, а что сближает, формулировать идейное содержание, проблематику произведения через анализ текста, давать характеристику герою.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвует в творческом, созидательном процессе, выявляет актуальность идеи, смыслов произведения для себя, современных школьников, делает выводы о нравственных уроках жизни, которые получил, прочитав сказку; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения
Оборудование:
1. Компьютер.
2. Проектор
3. Презентация «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА. А. ПОГОРЕЛЬСКИЙ. «ЧЕРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Беседа по вопросам к статье «Русская литературная сказка» (с. 119).)
1. Какие сказки называем мы писательскими, или литературными? Что отличает их от народных? Что сближает литературные сказки с народными?
Возможные ответы (Писательскими, или литературными, называют сказки, у которых есть автор. Создатели литературных сказок часто берут народные сюжеты, вводят в произведение зачины, концовки, повторы, пословицы и поговорки.
Литературная сказка отличается от народной тем, что автор наполняет сюжет народной сказки новыми идеями, а иногда и придумывает свой собственный сюжет. Писатель высказывает свое мнение о поступках героев, использует литературные слова и выражения, которые не употребляются в народных сказках.)
2. Какие литературные сказки вы читали и кто их авторы?
Возможные ответы (Литературные сказки.
П.П. Ершов. «Конек-горбунок».
В.Ф. Одоевский. Мороз Иванович».
С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек».
Л.Н. Толстой. «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Гемене-воине и Тарасе-брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятах».
В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница».
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки».
М. Горький. «Про Иванушку-дурачка»
А.Н. Толстой. «Золотой ключик, или приключения Буратино».
В.В. Бианки. «Приключения Муравьишки».
Е.А. Пермяк. «Как огонь воду замуж взял».)
Слайд 1
III. Работа по теме урока
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы поговорим о сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Несколько слов о писателе. Настоящее имя Погорельского - Алексей Алексеевич Перовский. Антоний Погорельский – это псевдоним. А что такое псевдоним? (Ребята, имевшие индивидуальные задания поработать со словарем, поясняют, что псевдоним – дословно с греческого, означает «ложное имя», используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего, данного при рождении, зафиксированного в официальных документах).
Фамилию Погорельский Алексей Алексеевич Перовский взял себе в честь села Погорельцы, где он жил. Годы его жизни: 1787-1836. Он был старше А. С. Пушкина и В. А. Жуковского.
Это был один из образованнейших людей России, участвовал в войне 1812 года. Сказку «Черная курица, или Подземные жители» Погорельский написал в 1829 году для своего десятилетнего племянника Алеши, который впоследствии стал замечательным русским поэтом Алексеем Константиновичем Толстым.
Слайд 2
Перед нами волшебная сказка. Давайте начнем читать ее вместе.
2. Выразительное чтение сказки учителем с соблюдением сказочного, старинного стиля. (По ходу чтения учитель делает необходимые комментарии.)
Слайд 3
3. Работа со сказкой «Черная курица, или Подземные жители»
Слайд 4, 5
-Ребята, вы все прочитали сказку? Интересно было читать?
--Где и когда происходит действие сказки ( «Лет 40 тому назад в Санкт-Петербурге на Васильевском острове…» )
-Ребята, кто главный герой сказки? (Алеша)
-Что мы о нем узнали? (Это мальчик лет 9-10, он живет и учится в пансионе, остался один на зимние каникулы; т.к. другие ученики разъехались, а родители Алеши живут далеко и не могли его взять домой).
-Как чувствует себя Алеша в пансионе? (Алеша - «мальчик умненький, миленький, учился хорошо, все его любили и ласкали», часто ему бывало «скучно в пансионе, но иногда и грустно»).
-Ребята, а какие чувства вы испытали к Алеше по мере прочтения сказки? Давайте проследим, как меняется наше отношение к главному герою по мере развития действия сказки:
Слайд 6
Слова на доске |
Возможные ответы учащихся |
Сочувствие |
Алеше было грустно и скучно одному, он тоже хотел на каникулы попасть домой. |
Симпатия |
Алеша добрый, ухаживает за курочками, кормит их, старается помогать взрослым, украшает свечи. |
Восхищение |
Не пожалел кухарке империал (подарок его доброй бабушки, который составлял все богатство мальчика), чтобы спасти свою любимицу - черную курицу; Алеша смелый, не испугался появления Чернушки среди ночи, не побоялся последовать за ней. |
Недоумение |
Алеша - мальчик послушный, а не последовал наставлениям Чернушки ничего не трогать в волшебной комнате, мальчик погладил кошку за лапку. |
Досада |
Из-за Алешиного непослушания чуть не пострадала Чернушка. |
Растерянность |
Алеша попросил подарок, чтобы, «не учившись, он всегда знал урок свой, какой бы ему ни задали». |
Сожаление |
Характер Алеши начал портиться, мальчик стал заносчивым, шалил, мешал другим детям заниматься |
Разочарование |
Алеша уже не стыдился незаслуженных похвал, а кичился «своими» успехами перед товарищами. |
Негодование Возмущение |
Алеша нарушил данное Чернушке обещание хранить тайну подземных жителей из-за боязни быть наказанным за неподобающее поведение. |
Сострадание |
Алеша все же осознал, что он совершил ужасный проступок и тяжело переживает свое малодушие |
Надежда |
Алеша хочет, может и должен исправиться |
Радость |
Все снова полюбили Алешу |
-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слова, записанные на доске (сочувствие, симпатия, восхищение, недоумение, досада, растерянность, сожаление, разочарование, негодование, возмущение, сострадание, надежда, радость). Вот какие разные чувства испытываем мы, читатели, по ходу развития сюжета сказки.
-Ребята, а к какому виду сказок отнесли бы вы сказку «Черная курица, или Подземные жители»
Возможные ответы (волшебная сказка).
-А какие законы волшебной сказки здесь соблюдены?
Возможные ответы (волшебный предмет – семечко, помощник- даритель – черная курица, волшебное царство)
-Теперь давайте назовем главных героев сказки.
Возможные ответы (Алеша и Черная курица)
-Ребята, мы знакомы со многими сказками, и обычно в сказках есть положительные и отрицательные герои, а что мы можем сказать об Алеше и Черной курице?
Возможные ответы (Чернушка-положительный герой, а Алеша и положительный, и отрицательный, противоречивый).
-Еще раз вернемся к содержанию сказки и вспомним, о чем просит Чернушка Алешу перед путешествием в Подземное царство?
Возможные ответы (Быть скромным).
-А что значит «быть скромным» в данном тексте?
Возможные ответы (никому не рассказывать о том, что он увидит во время путешествия).
-Молодцы. Действительно, слово «скромный» употреблено в устаревшем значении, т.е. быть скромным - «уметь хранить тайну».
-Ребята, а почему вы сказали, что у вас возникло чувство досады, когда Алеша попросил в подарок волшебное зернышко, которое давало ему возможность быть успешным учеником, не прилагая для этого никаких усилий?
Возможные ответы (Он забыл, что все дается человеку трудом, и лишь те знания, которые добываются трудом, остаются с ним навсегда, приносят пользу).
-Что случилось с характером Алеши, получившим волшебное зернышко?
Возможные ответы (Он становится капризным, заносчивым, бездельничает, насмехается над товарищами, хотя его успехи - это заслуга волшебного зернышка. Потеряв зернышко, Алеша оказывается хуже самого последнего ученика).
- А сдержал ли Алеша обещание не выдавать тайну подземных жителей?
Возможные ответы (Он нарушил его, желая избежать наказания розгами, хотя ему все равно никто не поверил, а подземные жители пострадали. Но больше всех пострадала Чернушка).
- А почему больше всех пострадала Чернушка?
Возможные ответы (Потому что министр Чернушка привел Алешу в Подземное царство; особенно больно Чернушке было потому ,что он очень любил Алешу и помнил его послушным, добрым, скромным мальчиком).
- Упрекает ли Чернушка Алешу, обвиняет ли его в несчастье , постигшем подземных жителей?
Возможные ответы (Нет, он простил Алешу и уходит навсегда; единственное его желание, чтобы Алеша исправился и стал вновь добрым и скромным мальчиком).
- А почему же все-таки министр Чернушка простил Алешу?
Возможные ответы ( Он мудрый, добрый, великодушный, любит Алешу и верит в него).
- Сказка заканчивается болезнью Алеши, выздоровлением, возвращением к жизни и к себе самому, прежнему. «Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг, которых, впрочем, ему и не задавали»
Всем нам знакомы слова: « Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок». А в чем состоит мудрость этой сказки?
Возможные ответы (Сказка учит тому, что ценится в жизни лишь то, что достается трудом, только в этом случае оно принесет радость и счастье).
- Ребята, вы внимательно прочитали сказку, а какие слова в ней показались очень важными, на ваш взгляд, значимыми, которые особенно привлекли ваше внимание?
Возможные ответы («Для исправления самого себя, необходимо начать с того, чтобы откинуть самолюбие и излишнюю самоуверенность», «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть», «Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому, если хочешь исправиться, то должно беспрестанно и строго смотреть за собою», «Неотвратимые несчастья обрушиваются на человека, если он забывает о долге, перестает быть добрым»).
Слайд 7-17
Вопрос |
Ответ |
Назовите настоящую имя и фамилию писателя Антония Погорельского. |
Алексей Алексеевич Перовский |
Какие достопримечательности упоминаются в начале повести Антония Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”? |
Исаакиевская площадь, монумент Петра Великого, Адмиралтейство, Конногвардейский манеж |
Что было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни? |
Чтение книг |
Назовите имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку |
Тринушка |
Как назывались спальные комнаты для мальчиков в XIX веке? |
Дортуары |
Во время праздничного обеда в честь директора на десерт было подано много вкусных блюд, в том числе бергамоты. Что это такое? |
Сорт груш |
Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно? |
Алёша разбудил рыцарей |
«Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие свечи в серебряных шандалах…» Что такое “шандалы”? |
Подсвечники |
Какие животные находились в королевском зверинце? |
Большие крысы, кроты, хорьки |
Чем были усыпаны дорожки в подземном королевстве? |
Разные камни: брильянты, яхонты, изумруды и аметисты |
«Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел оно на них со вниманием, то увидел, что это…» |
Это был разного рода мох |
Слайд 18
4. Итог урока.
Мудрость Черной курицы, т. е. министра, в том, что он умеет быть благодарным и прощать, и это для Алеши оказывается самым сильным и мудрым уроком. А смысл сказки в том, что все в жизни достается только собственным трудом, тогда это ценится, приносит радость и счастье человеку.
Слайд 19
Домашнее задание
Выполнить задания рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 109)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.