Урок
Тема: Жизнь и творчество В.А.Осеевой «Нравственные уроки Осеевой»
Цель: Познакомить студентов с жизнью и творчеством В.Осеевой, выявить педагогическую ценность ее рассказов, стихов. Научить составлять фрагменты урока – ознакомление с произведениями Осеевой.
1.Орг.момент.
2.Знакомство с новым материалом:
Валентина Александровна Осеева (Хмелёва) (28 апреля 1902 — 5 июля 1969) - советская детская писательница. Родилась 15 (28) апреля 1902 года в Киеве в семье инженера. Ее отец, Александр Дмитриевич Осеев работал инспектором на элеваторе, а мать – Ариадна Леонидовна – корректором в газете. Ее родители принимали активное участие в революционной борьбе. Из-за преследования полиции родители Валентины с тремя дочерьми вынуждены были часто переезжать из города в город. Свою учебу Валентина Осеева начала в гимназии в Киеве, а закончила в Житомире. По окончании гимназии училась до 1923 года на драматическом факультете Киевского института им. Н. В. Лысенко.
В 1923 году семья Осеевых переехала в Москву, а затем - в Солнечногорск. Мать будущей писательницы была в числе организаторов в 1924 году коммун и колоний для обездоленных детей. В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание — воспитывать детей. Она отдала шестнадцать лет воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей.
Первый муж Валентины Осеевой, Сергей Хмелев, буквально спас ей жизнь. 19-летняя девушка работала воспитательницей в детприемнике в Даниловском детприёмнике (на территории тогда закрытого Данилова монастыря), и случилось так, что как раз в ее смену беспризорники устроили бунт. Вале удалось пробраться в комнату, где был телефон, и позвонить приятелю. Сергей выпряг на улице какую-то лошадь и прискакал на помощь. Позже они поженились. Сына Валентина Осеева назвала Леней.
В 1924 — 1940 годах работала педагогом и воспитателем в детских коммунах и приёмниках для беспризорных детей.Работая в детском доме, она очень увлеклась изучением детской психологии. Она общалась с детьми как-то по-взрослому – и они это очень ценили. Во время эвакуации в годы Великой Отечественной войны работала воспитательницей в детском саду в Башкирской АССР.
Когда у нее уже был собственный ребенок, Валя поступила в Литинститут, в группу Самуила Маршака. Училась, кстати, вместе с Сергеем Михалковым. Тогда она начала писать малюсенькие детские рассказы – и ее заметили.
В 1937 году Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ — «Гришка». В 1940 году вышла первая книга «Рыжий кот». Затем были написаны сборники рассказов для детей «Бабка», «Волшебное слово», «Отцовская куртка», «Мой товарищ», книга стихов «Ежинка», повесть «Васёк Трубачёв и его товарищи» (1947 — 1951). В 1959 году вышла повесть «Динка», а чуть позднее «Динка прощается с детством», имеющие автобиографические корни.
У Осеевой, как и у Динки, было две старших сестры: строгая, с непростым характером Галина (в книге – Алина) и Анжела, которую за скромность и покладистость домашние тоже прозвали Мышкой. Младшая же: «макака», «убоище» и «орало-мученник» – это и есть сама писательница, Динка - Валентинка. Существовал и Ленька, но кем он был в реальной жизни, теперь не знает никто. Известно только, что Осеевы действительно взяли к себе бездомного мальчика, привезли его с собой в Киев и помогли ему поступить там в реальное училище.
Муж В. А. Осеевой — известный писатель В. Д. Охотников.
В 1953 году, когда у писательницы уже появилась внучка, ее собственная жизнь началась как будто заново. Она влюбилась и вышла замуж во второй раз.
- Это был писатель Вадим Дмитриевич Охотников. Валентину Александровну любил страстно. ... Соседи только диву давались: мол, первый раз видим, чтобы люди в таком возрасте целовались у всех на виду. Вот тогда Валя была по-настоящему счастлива. Семья с 1952 года проживала в посёлке Изюмовка, недалеко от города Старый Крым.
Валентина Осеева была награждена Сталинской премией третьей степени (1952) — за 1—2 части повести «Васёк Трубачёв и его товарищи» и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Умерла писательница 5 июля 1969 года в Москве.
Работа по группам:
Задание: Разработать фрагмент урока: знакомство с произведением Осеевой и беседа по содержанию произведения.
1. Чтение и анализ рассказов
2. Разработка фрагментов урока: 1 группа – вступительное слово о писательнице;
2 группа - НА КАТКЕ
День был солнечный. Лед блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.
Витя выделывал разные фокусы - то ехал на одной ноге, то кружился волчком.
- Молодец! - крикнул ему один из мальчиков.
Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.
- Я нечаянно... - сказал он, отряхивая с ее шубки снег. - Ушиблась?
Девочка улыбнулась:
- Коленку...
Сзади раздался смех.
"Надо мной смеются!" - подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.
- Эка невидаль - коленка! Вот плакса! - крикнул он, проезжая мимо школьников.
- Иди к нам! - позвали они.
Витя подошел к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, терла ушибленную коленку и плакала.
ПЛОХО
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что - стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.
- Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.
3 группа: СЫНОВЬЯ
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
- А мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.
А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают ее соседки.
- Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нем особенного нету.
Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины.
Другой песню поет, соловьем заливается - заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у нее ведра тяжелые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
- Ну, что? Каковы наши сыновья?
- А где ж они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!
ПРОСТО СТАРУШКА
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
- Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет, - отвечал мальчик.
- Мама? - удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тетя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! - отвечал мальчик. - Это просто старушка.
4 группа: ТРИ ТОВАРИЩА
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.
- Завтрак потерял...
- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко еще!
- А ты где его потерял? - спросил Миша.
- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.
- Ты, наверно, в кармане нес, а надо в сумку класть, - сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
- Бери, ешь!
КТО НАКАЗАЛ ЕГО?
Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.
- Кто наказал его? - спросила соседка.
- Он сам наказал себя, - ответила мама.
5 группа: ЗАГАДКА
У мамы моей пять сыновей. Начну я считать
И вовсе не пять. Считайте хоть сами:
Володя, Игнат, Сережа и Саня мой маленький брат.
Четыре? Четыре! А пятого нет. Считаю сначала
Все тот же ответ. Считаю по пальцам вперед и назад.
Скажите, ребята, где пятый мой брат?
Ведь точно я знаю: У мамы моей
Пять сыновей.
КУДЛАТКА
Я до вечера гуляла, но Кудлатки не видала.
Не пришла гулять Кудлатка, не носила мне лопатку,
Не встречала звонким лаем. Где она - не понимаю!
Утром я пораньше встала, прямо к будке побежала,
В будке тоже нет Кудлатки, но зато... лежат щенятки!
Да какие!.. Меховые! Настоящие! Живые!
Друг на дружку лезут в кучу, и один другого лучше.
Я их сразу полюбила, теплым шарфиком прикрыла,
Имена им надавала... Вдруг Кудлатка прибежала!
Поворчала, а потом помахала мне хвостом,
Языком щеку лизнула и во весь свой рот зевнула.
- Спи, - сказала я Кудлатке. Спит она. И спят щенятки.
Я на корточках сижу, крепкий сон их сторожу!
Подведение итогов урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.