Конспект открытого занятия "Кожные покровы и слизистая оболочка"
Оценка 5

Конспект открытого занятия "Кожные покровы и слизистая оболочка"

Оценка 5
Разработки уроков
pdf
биология
11 кл +1
02.03.2023
Конспект открытого занятия "Кожные покровы и слизистая оболочка"
Конспект занятия предназначен для изучения по дополнительной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности "Человек и его здоровье"
Кожные покровы и слизистая оболочка.pdf

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  дополнительного образования 

"Починковский Центр дополнительного образования"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого занятия

"Кожные покровы и слизистая оболочка"

 

в группе 

объединения естественнонаучной направленности

 "Человек и его здоровье"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: педагог дополнительного образования

Хорева Валентина Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

Починки, 2022

Дата проведения: 27.11.2022

Место проведения: МБОУ ДО "Починковский ЦДО".

Цель: Актуализировать знания о коже человека и слизистой оболочке.

Задачи:

Образовательные

-  дать понятие о строении коже, об образующих её слоях,

-  расширить знания учащихся о функциях разных слоёв кожи,

-  сформировать знания о  слизистой оболочке,

-  закрепить полученные и имеющиеся знания с помощью практических работ

Развивающие

-  поддерживать интерес к исследованиям

-  способствовать развитию интереса к формированию научного мировоозрения,

-  создать условия для развития критического и творческого мышления, - способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности - развивать умение работать с информацией.

Воспитательные

-  создать условия для формирования правильного ухода за кожей ,

-  содействие укреплению навыков работы в группах,

-  популяризация здорового образа жизни

 

Форма проведения: Комбинированное занятие

 

Методы и приемы работы с учащимися   Наглядные методы:  - просмотр презентации;  Практические методы: 

-  работа с карточками

-  практическая работа Словесные методы: 

-  рассказ; 

-  собеседование

-  самоконтроль

 

Дидактический материал

Презентация "Кожные покровы и слизистая"

Карточки "Органы человека", "Температура кожных покровов", "Измерение температуры тела в разных местах"

 

Материалы и оборудование

Проектор, ноутбук, экран, Лупа, Микроскоп, Микропрепарат "Кожа", Датчик температуры поверхности (от -40 до +140°C) (einstein, 1 модификация) ENTMP060

 

Текущий контроль:

Собеседование, практическая работа.

 

 

Структура занятия

Этап

Время

Цель

Содержание

Материал и оборудование

1

Начало занятия

2 мин

создание эмоционального настроя и мотивационной готовности к занятию

Беседа с присутствующими на занятии.

 

2

Вводная часть

5 мин

Определить усвоение изученного ранее материала

Работа с карточками

Конверты и карточки с

изображением внутренних органов человека

3

Основная часть (1)

38 мин

Развивать умение слушать друг друга, воспринимать информацию

Представление презентации.

Составление опорной схемы

Составление вопросов

Взаимоконтроль

Проектор, ноутбук, экран,

Просмотр презентации

"Кожные покровы и слизистая оболочка". 

4

Перерыв

10 мин.

Предупреждение или снятие утомления у учащихся.

Свободное общение

Проветривание кабинета

 

5

Основная часть (2)

40 мин

- закрепление знаний о коже и слизистой оболочке 

 

Закрепление понятия "Кожа". 

Тест. 

Практическая работа

Лупа, Микроскоп,

Микропрепарат "Кожа",

Датчик температуры

поверхности (от -40 до +140°C)

(einstein, 1

модификация)

ENTMP060

6

Завершение работы

5 мин

Подведение итогов занятия, проведение

текущего контроля, вывод

Выводы, 

Анализ выполненных 

практических работ.

Подведение итогов

Тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия

1 этап. Начало занятия.

 

- Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада вас видеть на занятии. 

Вы видите, что сегодня столы поставлены таким образом, что вы образуют 2 зоны.  Прошу вас сесть  -  с кем удобно будет работать и  приготовиться таким образом, чтобы перед  каждым были:

тетрадь, ручка, карандаш,  лупа, микроскоп, набор карточек

 

2 этап. Вводная часть.

Ребята, давайте   вспомним те системы, которые мы изучили.

-  Опорно-двигательная система, 

-  Кровеносная система

-  Пищеварительная система

-  Дыхательная система

-  Мочевыделительная система

Правильно. А теперь, небольшое задание. Вам предстоит разложить представленные на столе органы по конвертам с указанной системой органов человека. (Приложение 1)

(сердце, печень, лёгкие, гортань, почки, нижнечелюстная кость, кость бедренная, аорта, мочевой пузырь, поджелудочная железа, трахея, толстая кишка, кость грудины, желудок)

 

-  Молодцы! Вы справились с заданием! Это говорит о том, что Ваши знания закреплены. Вы хорошо помните основной состав органов соответствующих систем.  И мы сегодня перейдём к изучению следующего важного органа человека.

 

3 этап. Основная часть (1).

 

Сегодня тема нашего занятия – "Кожные покровы и слизистая оболочка". 

(записываем в тетради)

 

Кожа

 

Давайте подробнее рассмотрим строение кожи и её функции (Приложение 2) 

Во время просмотра презентации, я предлагаю вам основные мысли и понятия записывать в опорную схему.  (Приложение 3)

 

Используйте следующую схему:

Кожа

Строение кожи

Функции кожи

Производные кожи

Интересные факты

 

 

Молодцы! У всех получились опорные схемы для запоминания нашей темы.

 

А сейчас каждому из вас предстоит за 3 минуты придумать 3 вопроса, используя вашу опорную схему.

Примерные вопросы:

-    Какой процент от всей массы тела занимает ваша кожа? (5%)

-    Что относится к метаболической функции кожи? К терморегулирующей?

-    Назовите основные слои кожи (эпидермис, дерма, гиподерма).

-    За что отвечают меланоциты?

-    Правильное ли утверждение, что за образование волос и ногтей отвечает гиподерма?  (Неправильно. – эпидермис)

-    Назовите срок жизни волоса (от нескольких месяцев до 4-х лет) - В каком слое кожи образуются потовые и сальные железы? (дерма)

 

3 минуты прошли. Внимание! Теперь по очереди задаём вопросы друг другу. Каждый должен задать хотя бы один вопрос. Вам необходимо знать самим на него ответ, в случае, если другие ребята не смогут ответить.

 

Закрепление материала с элементами взаимоконтроля.

 

Ребята, вы теперь знаете, что кожа – это многофункциональный орган.  Она покрывает наше тело снаружи. Но – у нас есть внутри организма полые органы, сообщающиеся с внешней средой, они также внутри покрыты специальной  "кожей", выделяющей слизь.

 

Сли́зистая оболо́чка (лат. tunica mucosa), часто просто сли́зистая — внутренняя оболочка полых органов, сообщающихся со внешней средой. Слизистая оболочка выстилает внутренние поверхности органов дыхания, мочевой, половой и пищеварительной систем, глазных век и слуховых проходов.

Название произошло от слова слизь (лат. mucus): большинство слизистых оболочек покрыты слоем слизи, выделяемой секреторными клетками эпителия (обычно — бокаловидными клетками), а также железами собственной пластинки слизистой оболочки и железами подслизистой основы. Слизистая оболочка кишечника состоит всего из одного слоя эпителиальных клеток, но имеет огромную площадь – около 250 квадратных метров. Такая площадь получается за счет того, что слизистая собрана в складки. Продолжительность жизни клеток – всего от 24 до 72 часов, то есть они постоянно обновляются.

 

Назовите места вашего организма, где у вас есть слизистая оболочка?

- Ротовая полость, трахея, пищевод, глазные веки, слуховые проходы, гортань, кишечник, мочеточники....

 

А теперь, давайте немного отдохнём и усвоим полученную информацию.

 

4  этап. Перерыв.

 

Перерыв (10 минут) Свободное общение и передвижение учащихся.

 

5  этап. Основная часть(2).

Вы немного отдохнули, и мы продолжим занятие.

 

Вторая часть нашего занятия будет практической. Поэтому, давайте повторим правила безопасной работы с микроскопом (Приложение 4). (Учащиеся по очереди рассказывают пункты работы с микроскопом)

 

Ребята, сегодня мы с вами говорили о покровах нашего тела – внешних и внутренних: коже и слизистых оболочках.

 

Сейчас нам предстоит в ходе практических работ подтвердить знания о строении кожи и её терморегуляторной функции.

 

Практическая работа №1 "Строение кожи" (лупа, микроскоп, микропрепарат "Кожа человека")

 

Задание № 1.  (работа с лупой)

1.Давайте рассмотрим кожу руки с тыльной стороны кисти. 

Какого она цвета?  (бледно-розового)

Есть ли на ней какие-то пятнышки? (нет, родинки, ссадина, синяк...)

 Просвечивают ли через кожу крупные сосуды? (да)

Сожмите кисть в кулак и затем распрямите пальцы, сильно напрягите пальцы. Как изменяется кожа на  тыльной стороне кисти? (натягивается, собирается в складочки)

Возьмите двумя пальцами другой руки кожу на тыльной стороне кисти, оттяните немного и отпустите. Что Вы наблюдаете?  (Кожа быстро возвращается на место) 

Какое свойство кожи вы установили? (эластичность)

2. А теперь возьмите лупу и рассмотрите кожу под лупой. Зарисуйте в тетради, что вы увидели. (Геометрический рисунок из неправильных треугольников, многоугольников и пр. с волосками) 3. Рассмотрите рисунок кожи на пальцах своих рук со стороны ладони.

Сравните рисунок своего указательного пальца и товарища. (Все рисунки – разные)

 

Задание № 2. Рассмотрите микропрепарат строения кожи (Приложение 5) (работа с микроскопом)  Отметьте особенности строения всех структурных элементов кожи. Заполните таблицу. (Приложение 6)

Таблица "Строение кожи" 

 

Слой

Строение (образующая ткань, структуры)

Функции

Эпидермис

-  ..............   слой

-  ................ слой

-  ................ слой

-  ................  слой

-  ................  слой

 

  

Дерма 

-      ..............   слой

-      ...............  слой

 

 

Подкожная жировая клетчатка (..............................)

 

 

 

 

Практическая работа №2 "Определение температуры поверхности кожи" 

 

Ребята, подготовьтесь  к работе с планшетом einstein (Эйнштейн) Tablet+3 и внешним Датчиком температуры поверхности (от -40 до +140°C)(einstein, 1 модификация) ENTMP060

 

Работать будете в двух группах – по распределённым вами в начале занятия зонам.

 

Каждая группа делает по три замера одному человеку только на один участок кожи. Затем, три замера другого участка кожи – другому и человеку, и далее. 6 человек участвуют в эксперименте в каждой группе. Всего – 6 участков. По полученным данным – каждый заполняет карточкутаблицу. 

После проведения работы, в каждой группе вы должны сообща сделать вывод, используя средние показатели:

-    где (из определяемых) самая низкая температура? Какая?

-    где – самая высокая? Какая?

-    на сколько отличаются ваши средние показатели от примерных стандартных показателей температуры кожи здорового взрослого человека в спокойном состоянии (Приложение 7) по всем шести позициям?

6 этап. Завершение работы.

 

Текущий контроль:  

1. Прошу представителей групп представить выводы по  практической работе "Измерение температуры тела человека в разных местах"

Учащиеся представляют сделанные выводы – от двух групп. И у тех, и у других, выводы – сходны.

Самая низкая температура кожи – на кончике носа человека. Самая высокая температура кожи

(из изучаемых) – на коже шеи. Полученные результаты немного отличаются от среднестатистических данных. Скорее всего, это связано с прохладной температурой воздуха в учебном кабинете, и соответственно – с пониженной температурой кожных покровов испытуемых учащихся. Сокращение гладких мышечных волокон уменьшает приток крови к коже, и понижается отдача тепла  (для сохранения тепла организма. Температура отличается – на 2-

5 градусов.

 

 

 

 

 

 

2.              А теперь я прошу вас пройти небольшой тест по теме "Кожа и слизистая человека"

1 Как называется слой кожи, который состоит из        сосочкового   и сетчатого слоёв?

-  дерма

-  эпидермис

-  гиподерма 

2.Какой          слой    кожи   защищает             от ультрафиолета? - дерма - эпидермис

- гиподерма

3.Из какого количества слоёв состоит эпидермис?

 

1   2   3   4   5   6   7   8

4.Одинаковый ли кожный узор на ваших указательных пальцах?

 

Да           Нет

5.Как             называется     оболочка, выстилающая внутренние поверхности органов          дыхания,             пищеварительной системы?

-  Гладкая

-  Шероховатая

-  Слизистая

6.Какая продолжительность жизни клеток слизистой?

-  2 часа

-  1-3 суток

-  2-3 месяца

 

- Ребята, вы – молодцы!!! 

Сделали важные выводы  и правильно ответили на вопросы теста. 

Те, кто заинтересовался этой темой и хочет более подробно её изучить, могут воспользоваться материалами, представленными по ссылкам в нашей группе "Человек и его здоровье" в социальной сети ВКонтакте.

 

Всего вам доброго! 

 

Информационные источники:

1.Сайт Фоксфорд (онлайн-школа для учеников с 1 по 11 класс, учителей и родителей),  статья "Кожа строение и функции" -  https://foxford.ru/wiki/biologiya/kozha-stroenie-i-funktsii

2. Человек : полная энциклопедия /Ю.К.Школьник – М.: Эксмо, 2020. – 256 с.

3.Википедия  (свободная энциклопедия)https://ru.wikipedia.org/wiki/Слизистая_оболочка  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1 Конверты:

"Пищеварительная система", "Дыхательная система", "Мочевыделительная система",  "Опорно-двигательный аппарат", "Кровеносная система" Карточки:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

1 слайд

 

Кожа: строение и функции

 

2 слайд

 

Кожа — наружный покров тела человека.

Кожа состоит из эпидермиса, дермы и подкожно-жировой клетчатки (гиподермы

 

3 слайд

 

Функции кожи:

1.    Защитная (от механических повреждений, от потери воды, от УФ лучей, от патогенных (вызывающих заболевания) микроорганизмов).

2.    Выделительная (с потом выделяются продукты азотистого обмена, избыток солей).

3.    Терморегуляция (поддержание постоянной температуры тела).

4.    Рецепторная (кожная чувствительность).

5.    Газообменная (поглощает , выделяет ). 

6.    Образование витамина D.

 

4 слайд

 

Эпидермис — верхний наружный слой кожи млекопитающих, в том числе человека. Состоит из многослойного плоского ороговевающего эпителия. 

 

Кератиноциты — основные клетки кожного эпидермиса. Содержат белок кератин, который создает внешний водоупорный слой кожи и совместно с коллагеном и эластином (белки кожи) придает коже упругость и прочность. Усиленное механическое воздействие заставляет клетки образовывать кератин в целях защиты в больших количествах, в результате чего возникают кожные наросты, или мозоли. Ороговевшие клетки эпидермиса непрерывно отшелушиваются и замещаются. 

Таким образом, в эпидермисе постоянно происходят 4 процесса: 

1.  Деление клеток в глубоком слое.

2.  Выталкивание клеток по направлению к поверхности.

3.  Превращение клеток в роговое вещество. 

4.  Слущивание рогового вещества с поверхности. 

В эпидермисе помимо кератиноцитов имеются меланоциты, клетки Лангерганса и клетки Меркеля .

Слои эпидермиса:

1.                       Базальный слой (нижний) - Живые, делящиеся клетки. Среди клеток базального слоя есть  меланоциты — особые пигментные (окрашивающие) клетки, содержащие коричневый пигмент меланин, определяющий цвет кожи. 

Через базальную мембрану из сосудов дермы осуществляется питание, снабжение кислородом и выведение продуктов жизнедеятельности клеток эпидермиса.

2.                       Шиповатый слой — клетки с цитоплазматическими мостиками («шипами»). Мостики отделяют клетки, расширяя межклеточное пространство для проникновения питательных веществ к верхним слоям эпидермиса. При некоторых повреждениях мостики нарушаются, и происходит расслоение клеток. Например, образование «пузырей» при ожоге.

В шиповатом слое есть клетки Лангерганса, функция которых — иммунная защита.

2.    Зернистый слой  — уплощенные, вытянутые параллельно поверхности кожи клетки. 

3.    Блестящий слой — плоские, блестящие, безъядерные клетки, заполненные белком элеидином . Различим на ладонях и стопах.

4.    Роговой слой (верхний) — состоящий из многослойного ороговевающего эпителия.

Мертвые клетки.

Для запоминания структуры эпидермиса — «БольШой ЗуБР»:

Б — базальный слой

Ш — шиповатый слой

З — зернистый слой

Б — блестящий слой Р — роговой слой

 

Меланоциты — пигментные клетки, содержащие меланин — черный или темнокоричневый пигмент. Находятся в базальном слое эпидермиса и верхнем слое дермы.

Меланоциты имеют длинные ветвящиеся отростки, проходящие по межклеточным пространствам шиповатого слоя и направляющиеся кнаружи к зернистому слою. 

Под действием УФ-лучей в меланоците идет синтез меланина и созревание меланосом. Меланосомы транспортируются в кератиноциты. Кератиноциты, заполненные меланином, обуславливают потемнение кожных покровов (загар). Загар является приспособлением организма к повышенному УФ-излучению.

Значение меланоцитов:   

  защищают от УФ-лучей (загар); определяют цвет кожи, глаз, волос.

 

В животном мире выделяют меланистов (животных с чрезмерно большим количеством пигмента: черная пантера и т. п.) и альбиносов (животных с отсутствием меланина в эпидермисе и его производных). Среди людей встречаются альбиносы. Меланистов не выделяют, но люди негроидной расы отличаются более высоким содержанием меланина.

Клетки Лангерганса — клетки иммунной защиты росткового слоя кожи. Имеют древовидную форму. Образуются в костном мозге. Способны мигрировать из эпидермиса в дерму и региональные лимфатические узлы и таким образом формировать иммунную реакцию.

Функция клеток Лангерганса:

  иммунная защита: фагоцитоз и транспорт антигенов в ближайшие лимфоузлы, выработка иммунной реакции (в т. ч. аллергической) и иммунной памяти; противовирусная и противораковая защита;

  эндокринная функция: синтез биологически активных веществ — интерферонов, интерлейкинов и т. д.   

Количество клеток Лангерганса снижается при старении организма, УФ-облучении, интоксикациях и хронических заболеваниях. 

Клетки Меркеля (тактильные или осязательные клетки) расположены в базальном слое эпидермиса и в эпителии фолликулов волос. Эти клетки принимают участие в формировании кожной чувствительности. Большое количество этих клеток содержится в эпителии кончиков пальцев.

 

5 слайд

 

Дерма

 

Дерма — собственно кожа, представляет собой соединительную ткань и состоит из 2 слоев: сосочкового и сетчатого

 

1.Сосочковый слой. Находится под базальной мембраной эпидермиса. Образован рыхлой волокнистой соединительной тканью, вдающейся в эпидермис в виде сосочков. В межклеточном веществе беспорядочно располагаются коллагеновые и эластические волокна. Миоциты (мышечные клетки) сосочкового слоя связаны с волосяными фолликулами или непосредственно с кожей (образование «гусиной кожи»).

Функции:

  питание эпидермиса (много кровеносных сосудов);

  терморегуляция (сокращение гладких мышечных волокон уменьшает приток крови к коже, и понижается отдача тепла); определяет индивидуальный кожный рисунок. 

 

2.Сетчатый слой. Образован плотной волокнистой неоформленной соединительной тканью. Пучки коллагеновых волокон формируют сеть, строение которой зависит от функциональной нагрузки на кожу. Сетчатый слой сильно развит в участках кожи, испытывающих постоянное давление, и менее развит в тех участках, где кожа подвергается значительному растяжению. Пучки коллагеновых волокон из сетчатого слоя продолжаются в подкожную жировую клетчатку. В сетчатом слое залегают корни волос, потовые и сальные железы.

Функции:

  обусловливает прочность кожи; сальная и потовая секреция; рост волос.

 

6 слайд

 

Гиподерма

 

Подкожно-жировая клетчатка (гиподерма)

Состоит из белой жировой ткани и рыхлой волокнистой соединительной ткани. Распределение и толщина гиподермы зависит от наследственности, половых гормонов и условий жизни человека. 

Основу гиподермы составляют жировые клетки — адипоциты. Функция адипоцитов:

хранение жирового запаса.

Функции:

  накопление и хранение питательных веществ;

  энергетический запас;

  запас воды;

  содержит жирорастворимые витамины;

  участвует в синтезе женских половых гормонов;

  терморегуляция; механическая защита. 

 

7 слайд

 

Производные эпидермиса                        

 

1.Сальные железы —железы, связанные с волосяными фолликулами. На теле сальные железы распределены неравномерно: особенно много их на коже лба, носа, подбородка, средней линии спины и очень мало на веках, тыльной стороне кистей.

Сальные железы выделяют сложный по составу секрет, который называется кожным салом.

Секреция кожного сала регулируется гормональными механизмами.

Функции сальных желез:

смягчение и эластичность кожи и волос; защита от вирусов, грибов и бактерий.

 

2.Потовые железы —многоклеточные железы. Состоят из секреторного клубочка и выводного протока. Секретируют воду и продукты метаболизма. Бывают двух типов:

1.                       Эккриновые потовые железы. Располагаются на всех участках кожи. Функционируют с рождения и участвуют в терморегуляции. Состав секрета: 99 % воды, 1 % солей.

2.                       Апокриновые потовые железы. Функционируют с периода полового созревания, не участвуют в терморегуляции, реагируют на стресс. Много на ладонях, подмышечных впадинах, в паху. Секрет вязкий, имеет резкий запах.

 

Функции потовых желез:

терморегуляция (при испарении воды поверхность тела охлаждается); специфический запах играет роль в половых отношениях; выделение избытка солей, продуктов метаболизма. 

 

3.Волосы — ороговевшие нитевидные производные эпидермиса. Стержень волоса состоит из мертвых кератинизированных клеток.

Различают 3 типа волос:

  длинные (голова, усы, борода);

  щетинистые (брови, ресницы, полость носа, наружный слуховой проход); пушковые (покровы тела).

 

4.Ногти — роговые производные эпидермиса.

Строение ногтя: 

  ногтевая пластинка — роговые чешуйки, содержащие твердый кератин;

  ногтевое ложе с матрицей (корнем) — ростковая зона эпидермиса из соединительной ткани;

  лунка — часть корня ногтя, выступающая из-под ногтевого валика (кутикулы).

Формирующийся ноготь выталкивается из эпителиального желобка и скользит по тыльной поверхности фаланги пальца.

Функции ногтя:

  защита концевых фаланг пальцев; твердость кончиков пальцев при различных манипуляциях.

 

8 слайд

 

Кожные заболевания     

1.    аллергии (экзема, дерматит, крапивница);

2.    нейроэндокринные (нейродермит, псориаз, витилиго, акне, фурункулез, себорея);

3.    грибковые (микозы); 

4.    вирусные (папилломы, кондиломы и т. п.);

5.    паразитарные (рожа — стрептококки, чесотка — чесоточный зудень, демодекоз — клещ демодекс);

6.    ожоги (химические, термические, солнечные);

7.    обморожения; 8. гиповитаминозы:

  гиповитаминоз А — нарушение регенерации кожи;

  гиповитаминоз , ,   — трещины слизистой оболочки и кожи губ, стоматит, мурашки, потеря кожной чувствительности;

  гиповитаминоз С — кровоизлияния, цинга;

  гиповитаминоз РР — «шершавая кожа», незаживающие трещины и язвочки; гиповитаминоз Е — преждевременное старение.

 

9 слайд

 

Интересные факты о  коже

1.      Общая площадь кожного покрова достигает 1,5-2 кв.м 

2.      У взрослого человека кожа весит примерно 4 кг.

3.      Если собрать все солнечные лучи, которые человек получает на пляже в течение 60 часов, то можно было бы вскипятить 37 ведер холодной воды!

4.      За год человек меняет своё "кожное покрытие" 3 раза. Полная смена клеток на ступнях – 30 дней, н локтях – 10 дней

5.      В возрасте  30 леи каждый час теряется 600000 частичек кожи, за год – 675 грамм

6.      На кусочке кожи площадью 2,5 см находится: 645 потовых желез, 75 сальных желез, 65 волосяных мешочков.

7.      Волосы смешанного типа содержат до 14 разных химических элементов. В том числе, золото.

8.      3-х сантиметровый кусочек волоса знает очень много о вашей жизни. С помощью этого отрезка ученые могут выяснить ваш рацион за последний месяц, регион, в котором вы живёте, были ли в вашей жизни в последнее время  стрессы.

 

10 - 11 слайды

 

Сли́зистая оболо́чка (лат. tunica mucosa), часто просто сли́зистая — внутренняя оболочка полых органов, сообщающихся со внешней средой. Слизистая оболочка выстилает внутренние поверхности органов дыхания, мочевой, половой и пищеварительной систем, глазных век и слуховых проходов.

Название произошло от слова слизь (лат. mucus): большинство слизистых оболочек покрыты слоем слизи, выделяемой секреторными клетками эпителия (обычно — бокаловидными клетками), а также железами собственной пластинки слизистой оболочки и железами подслизистой основы.

Слизистая оболочка кишечника состоит всего из одного слоя эпителиальных клеток, но имеет огромную площадь – около 250 квадратных метров. Такая площадь получается за счет того, что слизистая собрана в складки. Продолжительность жизни клеток – всего от 24 до 72 часов, то есть они постоянно обновляются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3

 

 

Приложение 4

Правила безопасности при работе с микроскопом

1.                  Микроскоп поставьте штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола. Приведите микроскоп в рабочее положение, наклонив верхнюю часть штатива на 45 градусов. В отверстие предметного столика при помощи зеркала направьте свет.

2.                  Приготовленный препарат поместите на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.

3.                  Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.

4.                  В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится чёткое изображение объекта исследования.

5.                  При смене объектива совершайте переключение плавно, чтобы не оцарапать линзы. Для четкой настройки изображения пользуйтесь винтом.

6.                  После работы при помощи винтов поднимите тубус. Проверьте, чтобы в отверстие предметного столика был направлен объектив с самым маленьким увеличением. 

7.                  Снимите препарат с предметного столика. 

8.                  Микроскоп приведите в нерабочее положение.

Микроскоп - хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.

 

 

 

 

 

5

Строение кожи

 

Приложение 6

Таблица "Строение кожи"

 

Слой

Строение (образующая ткань, структуры)

Функции

Эпидермис

-                  роговой    слой

-                  блестящий слой

-                  зернистый слой - шиповатый   слой

-                  базальный    слой

Состоит из кератиноцитов – клеток, содержащих кератин (белок кожи). Самый тонкий слой, состоящий из пяти слоёв:

                    рогового – ороговевших клеток;

                    блестящего – 3–4 рядов вытянутых клеток;

                    зернистого – 2–3 рядов цилиндрических, кубических, ромбовидных клеток;

                    шиповатого – 3–6 рядов шиповатых кератиноцитов; – базального (росткового) – 1 ряда молодых клеток.

 Механическая защита;

                 отталкивание воды;

                 защита от ультрафиолета за счёт меланина;

                 защита от проникновения

болезнетворных микробов

 

Дерма  -  сосочковый слой

-   сетчатый   слой

Самый функциональный слой. Содержит живые клетки, кровеносные сосуды, рецепторы, потовые железы. Здесь находятся волосяные фолликулы, из которых вырастают чувствительные волоски, к волосяной сумке крепится мышечное волокно. Состоит из двух коллагеновых слоёв: – сосочкового – под эпителием; – сетчатого – над гиподермой.

Из дермы посредством диффузии поступают питательные вещества в слой эпидермиса

Придание эластичности кожи за счёт сальных желёз; – терморегуляция за счёт работы потовых желёз (выделяют до 5 л пота, чтобы охладить поверхность тела); – восприятие внешнего раздражителя

Подкожная жировая  Клетчатка

(гиподерма)

Самый толстый слой. На черепе составляет 2 мм, на ягодицах – 10 см и более. Состоит из плотной жировой ткани

                 Теплоизоляция;

                 накопление питательных веществ для клеток кожи – защищает нижележащие органы от ушибов и надавливания

7

Средняя температура кожи здорового взрослого человека в спокойном состоянии на разных участках кожи

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Починковский

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Починковский

Дата проведения : 27.11.2022

Дата проведения : 27.11.2022

Структура занятия №

Структура занятия №

Ход занятия 1 этап. Начало занятия

Ход занятия 1 этап. Начало занятия

Производные кожи Интересные факты

Производные кожи Интересные факты

Перерыв. Перерыв (10 минут)

Перерыв. Перерыв (10 минут)

Эпидермис - .........

Эпидермис - .........

Завершение работы. Текущий контроль: 1

Завершение работы. Текущий контроль: 1

Как называется слой кожи, который состоит из сосочкового и сетчатого слоёв? - дерма - эпидермис - гиподерма 2

Как называется слой кожи, который состоит из сосочкового и сетчатого слоёв? - дерма - эпидермис - гиподерма 2

Приложение 1 Конверты: "Пищеварительная система", "Дыхательная система", "Мочевыделительная система", "Опорно-двигательный аппарат", "Кровеносная система"

Приложение 1 Конверты: "Пищеварительная система", "Дыхательная система", "Мочевыделительная система", "Опорно-двигательный аппарат", "Кровеносная система"

Приложение 2 1 слайд

Приложение 2 1 слайд

Слущивание рогового вещества с поверхности

Слущивание рогового вещества с поверхности

Количество клеток Лангерганса снижается при старении организма,

Количество клеток Лангерганса снижается при старении организма,

Подкожно-жировая клетчатка (гиподерма)

Подкожно-жировая клетчатка (гиподерма)

Ногти — роговые производные эпидермиса

Ногти — роговые производные эпидермиса

Волосы смешанного типа содержат до 14 разных химических элементов

Волосы смешанного типа содержат до 14 разных химических элементов

Приложение 4 Правила безопасности при работе с микроскопом 1

Приложение 4 Правила безопасности при работе с микроскопом 1

Строение кожи Приложение 6

Строение кожи Приложение 6

Дерма - сосочковый слой - сетчатый слой

Дерма - сосочковый слой - сетчатый слой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2023