Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа № 1547
Открытое занятие по валеологии
«Органы чувств»
в средней группе.
Подготовила воспитатель: Морозова И.Н.
г. Москва
2021 год
Цель:
Способствовать формированию интереса к познанию своего тела.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с пятью органами чувств, уточнить их значение для человека;
- уметь применять здоровьесберегающие техники;
Развивающие:
- развивать исследовательские навыки;
- расширять и активизировать словарный запас по теме «Органы чувств»;
- развивать мелкую моторику, слуховое внимание, речевое дыхание;
Воспитательные:
-воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
-вызывать желание бережно относиться к своему организму;
Материал:
непрозрачные емкости, в которых находятся продукты и вещества с разными запахами (лимон, чеснок, духи) и вкусами (банан, огурец соленый, лимон); мешочек ( мягкая игрушка, стеклянный камешек, шарики с шипами, резиновая игрушка) аудиозаписи различных звуков ( пение птиц, лай собаки); картинки с изображениями органов чувств человека, цветок здоровья, тренажеры для зрительной гимнастики, тренажеры для дыхательной гимнастики, шаблон лица человека.
Методы и приемы:
беседа с детьми, рассказ об органах чувств; рассматривание иллюстраций органов чувств; экспериментирование, игры, зрительная, дыхательная гимнастика, разминка для языка
Ход занятия
Организационная часть
Дети заходят в группу под музыку «З.О.Ж»
Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними (дети здороваются и садятся на стульчики).
Ребята, мы ведь не просто поздоровались, а пожелали друг другу и гостям здоровья, а гости пожелали нам здоровья.
Основная часть
Стук в дверь
Воспитатель: Ребята, к нам еще кто- то пришел в гости (игрушка Буратино). Буратино принес нам подарки (шаблоны лиц детей).
Посмотрите, на что это похоже? (на лицо человека). Но он какой -то странный. Мне кажется, здесь чего-то не хватает (глаз, носа, ушей, рта). Буратино говорит, что и так хорошо.
Ребята, давайте расскажем Буратино зачем нам нужны глаза, уши, рот, нос? (ответы детей). Правильно, они помогают нам чувствовать запахи, вкус, увидеть все что находится вокруг нас. И мы их называем…(органы чувств).
Молодцы. Органы чувств помогают нам познавать окружающий мир, поэтому мы их называем «наши помощники»
Воспитатель:
Для того, чтобы понять о каком органе чувств пойдет речь, отгадайте загадку
Саша Ж. загадывает:
Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.
(Нос) (воспитатель показывает картинку)
- Правильно, ребята, это нос, а для чего нам нужен нос? (ответы детей: дышать, различать запахи).
Воспитатель: Молодцы! Ребята, давайте с вами подышим. (дыхательная гимнастика): Сейчас на улице холодно. Давайте закроем глазки и представим, что наступило лето, солнце...А вот и бабочки прилетели. (тренажеры каждому ребенку) Вдохнем глубоко через нос и выдыхаем через рот так, чтобы наши бабочки полетели.
А теперь давайте поиграем в игру «Чудо – нос».
В этих баночках находятся некоторые продукты. Вы сейчас с закрытыми глазами попробуйте отгадать по запаху, что находится в них. (Дети определяют по запаху содержимое емкости, где находятся: чеснок, лимон, духи, дают ответы, проверяем правильность ответов).
Воспитатель: Так зачем человеку нужен нос и как он помогает нам в жизни?
Дети: С его помощью различают запахи, дышат.
Воспитатель: А может ли запах предупредить нас об опасности?
Дети: Может. Испорченные продукты плохо пахнут, их есть нельзя. Запах дыма при пожаре. Подгорелая еда на плите.
Воспитатель: А если бы мы заболели и нос плохо дышал бы, смогли бы мы так хорошо определить запахи? (ответы детей: нет), так что нужно делать, чтобы носик хорошо дышал? (ответы детей: не болеть, закаляться, чистить нос, высмаркиваться, нельзя засовывать в нос посторонние предметы).
Ребята,
Воспитатель: Молодцы! Для того чтобы понять, о каком органе чувств пойдет речь дальше, отгадайте загадку.
Федя загадывает:
Два брата на одной голове живут
Все слышат, а друг друга не видят (уши) (воспитатель показывает картинку)
Воспитатель:
(Софья, Аня, Вероника)
Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя «Ау!»
Глазки закрывай,
Кто позвал тебя, узнай.
Водящий с закрытыми глазами, один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу кто его позвал (игра проводится 2- 3 раза).
Воспитатель: Ну что ж, слышать вы хорошо умеете, а сейчас мы проверим, как вы умеете различать звуки, закройте глаза, будьте внимательны. (Воспитатель включает аудиозапись различных звуков.) Какие звуки вы услышали? (ответы детей). Педагог благодарит детей за правильные ответы.
Воспитатель: Так зачем человеку нужны уши и как они помогают нам в жизни?
Дети: Уши помогают нам слышать звуки.
Воспитатель: А как надо ухаживать за ушами? Чего нельзя делать, чтобы уши не заболели? (ответы детей: не плавать без шапочки, не слушать громко музыку, не засовывать в уши посторонние предметы)
- Умницы! Чтобы узнать, о каком органе будем рассказывать Буратино, отгадайте загадку. Вероника загадывает:
Два брата
Зорко вдаль глядят (глаза) (воспитатель показывает картинку)
Воспитатель: Правильно, ребята, это глаза, а для чего нам нужны глаза? (ответы детей: видеть, смотреть телевизор, читать книги и т.д.). Правильно, а сейчас проверим, так ли это. Все закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу (педагог имитирует различные движения). Глаза не открывайте. Скажите, что я делала? Откройте глаза. Вот что я делала (педагог дублирует показанное движение). Зачем нужны глаза? (ответы детей, обобщение педагога).
А чтобы глаза хорошо видели, нужно делать специальную гимнастику. Давайте ее сейчас и сделаем.
Зрительная гимнастика: сначала сильно растираем ручки, чтобы стали теплыми и прикладываем на закрытые глазки. А теперь поморгаем быстро-быстро. А сейчас глазками побежали по дорожке (проводится гимнастика «Улитка», «Бабочка»)
Молодцы, ребята! Вы хорошо постарались. А знаете ли вы какие витамины нужны для здоровья глаз? (Витамин А) А в каких продуктах есть витамин А? (перец , морковь, черника). Воспитатель показывает плакат «Где живут витамины»
Воспитатель: Молодцы! А сейчас Есения загадает нам загадку и мы узнаем о следующем органе чувств:
Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (Язык) (воспитатель показывает картинку)
Воспитатель: Правильно, ребята, это язык, а для чего нам нужен язык? (ответы детей: разговаривать, определять различные вкусы).
Воспитатель: Давайте поиграем. Определите на вкус, что вы пробуете?
Дети закрывают глаза, воспитатель дает им попробовать продукты, имеющие разный вкус. Ребята, поднимите руки, у кого был сладкий вкус? Как вы думаете, что это было? (так же с соленым и кислым вкусом)
Воспитатель: И снова никто из вас не ошибся! Молодцы. Вкусы правильно определили. А чтобы красиво научиться разговаривать сделаем с вами разминку для языка.
Воспитатель: Ребята, мы с вами Буратино рассказали о четырех органах чувств.
А как вы думаете, чем еще можем почувствовать? (кожа) (Воспитатель показывает картину).
Кожа отвечает за ощущение. Чем мы с вами ощущаем прикосновение? (кожей).
Воспитатель: А где самая чувствительная кожа? (ответы детей: на пальцах). Потрогайте свои щечки. Какие они? (мягкие). А теперь потрогайте колени. Какие они?(твердые) Проверим чувствительность ваших пальцев с помощью "волшебного мешочка". По очереди опустите руку в мешочек и ощупайте один из предметов, лежащих в нем. Постарайтесь угадать, что у вас в руках. (Дети выполняют задание). А сейчас поиграем пальчиками (игры с липучими шариками) Кожа защищает наш организм. А что вредно для кожи? (царапины, травмы, ожоги , обморожения) А что полезно? ( вода, мыло, мочалка, крем)
Ребята, мы с вами хорошо слышим, видим, говорим, играем. А есть люди, которые не видят, не слышат, не могут разговаривать или не могут передвигаться. Такими люди рождаются или рождаются здоровыми, а потом заболевают. К сожалению, в жизни так бывает, с некоторыми людьми случаются несчастья (авария, болезни, война) где они могут потерять слух, зрение или другие органы. Это могут быть и взрослые, и дети. Они могут выглядеть немножко странно. Но мы не должны бояться таких людей, а наоборот- дружить с ними, помогать им по возможности.
.
Заключительная часть
Ребята, о чем мы сегодня говорили? (об органах чувств) Для чего нам они нужны? (ответы детей) Правильно, органы чувств помогают нам познавать окружающий мир, и мы должны беречь «наших помощников», ухаживать за ними, закаляться, заниматься спортом. Как мы можем помочь нашим органам чувств быть здоровыми? Вам понравилось занятие? Ребята, давайте мы после занятия нарисуем наши портреты с глазками, ушками, носиком, ртом и покажем Буратино.
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся
И на прощанье
Скажем всем мы до свиданья.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.