Конспект открытого занятия по валеологии на тему "Органы чувств" в средней группе.

  • docx
  • 06.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Документ.docx

Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа № 1547

 

 

 

 

Открытое занятие по валеологии

«Органы чувств»

в средней группе.

 

  

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель: Морозова И.Н.

 

 

г. Москва

2021 год

 

Цель:

Способствовать формированию интереса к познанию своего тела.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с пятью органами чувств, уточнить их значение для человека;

- уметь применять здоровьесберегающие техники;

Развивающие:

- развивать исследовательские навыки;

- расширять и активизировать словарный запас по теме «Органы чувств»;

- развивать мелкую моторику, слуховое внимание, речевое дыхание;

Воспитательные:

-воспитывать потребность в здоровом образе жизни;

-вызывать желание бережно относиться к своему организму;

 

Материал: 

непрозрачные емкости, в которых находятся продукты и вещества с разными запахами (лимон, чеснок, духи) и вкусами (банан, огурец соленый, лимон); мешочек ( мягкая игрушка, стеклянный камешек, шарики с шипами, резиновая игрушка) аудиозаписи различных звуков ( пение птиц, лай собаки); картинки с изображениями органов чувств человека, цветок здоровья, тренажеры для зрительной гимнастики, тренажеры для дыхательной гимнастики, шаблон лица  человека.

 

Методы и приемы: 

беседа с детьми, рассказ об органах чувств; рассматривание иллюстраций органов чувств; экспериментирование, игры, зрительная, дыхательная гимнастика, разминка для языка

Ход занятия

Организационная часть

Дети заходят в группу под музыку «З.О.Ж»

Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними (дети здороваются и садятся на стульчики).

Ребята, мы ведь не просто поздоровались, а пожелали друг другу и гостям здоровья, а гости пожелали нам здоровья.

 

Основная часть

Стук в дверь

Воспитатель: Ребята, к нам еще кто- то пришел в гости (игрушка Буратино). Буратино принес нам подарки (шаблоны лиц детей).

Посмотрите, на что это похоже? (на лицо человека).  Но он какой -то странный. Мне кажется, здесь чего-то не хватает (глаз, носа, ушей, рта). Буратино говорит, что и так хорошо.

Ребята, давайте расскажем Буратино зачем нам нужны глаза, уши, рот, нос? (ответы детей). Правильно, они помогают нам чувствовать запахи, вкус, увидеть все что находится вокруг нас. И мы их называем…(органы чувств).

Молодцы. Органы чувств помогают нам познавать окружающий мир, поэтому мы их называем «наши помощники»

Воспитатель:

Для того, чтобы понять о каком органе чувств пойдет речь, отгадайте  загадку

Саша Ж. загадывает:

Вот гора, а у горы –

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит.

(Нос) (воспитатель показывает картинку)

- Правильно, ребята, это нос, а для чего нам нужен нос? (ответы детей: дышать, различать запахи).

Воспитатель: Молодцы! Ребята, давайте с вами подышим. (дыхательная гимнастика): Сейчас на улице холодно. Давайте закроем глазки и представим, что наступило лето, солнце...А вот и бабочки прилетели. (тренажеры каждому ребенку) Вдохнем глубоко через нос и выдыхаем через рот так, чтобы наши бабочки полетели.

 

А теперь давайте поиграем в игру «Чудо – нос». 

В этих баночках находятся некоторые продукты. Вы сейчас с закрытыми глазами попробуйте отгадать по запаху, что находится в них. (Дети определяют по запаху содержимое емкости, где находятся: чеснок, лимон, духи, дают ответы, проверяем правильность ответов).

Воспитатель: Так зачем человеку нужен нос и как он помогает нам в жизни?

Дети: С его помощью различают запахи, дышат.

Воспитатель: А  может ли запах предупредить нас об опасности?

Дети: Может. Испорченные продукты плохо пахнут, их есть нельзя. Запах дыма при пожаре. Подгорелая еда на плите.

Воспитатель:  А если бы мы заболели и нос плохо дышал бы, смогли бы мы так хорошо определить запахи? (ответы детей: нет), так что нужно делать, чтобы носик хорошо дышал? (ответы детей: не болеть, закаляться, чистить нос, высмаркиваться, нельзя засовывать в нос посторонние предметы).

Ребята,   

Воспитатель: Молодцы! Для того чтобы понять, о каком органе чувств пойдет речь дальше, отгадайте загадку.

Федя загадывает:

Два брата на одной голове живут

Все слышат, а друг друга не видят (уши) (воспитатель показывает картинку)

Воспитатель:

(Софья, Аня, Вероника)

Ты стоишь в кругу,

Мы зовем тебя «Ау!»

Глазки закрывай,

Кто позвал тебя, узнай.

Водящий с закрытыми глазами, один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу кто его позвал (игра проводится 2- 3 раза).

Воспитатель: Ну что ж, слышать вы хорошо умеете, а сейчас мы проверим, как вы умеете различать звуки, закройте глаза, будьте внимательны. (Воспитатель включает аудиозапись различных звуков.) Какие звуки вы услышали? (ответы детей). Педагог благодарит детей за правильные ответы.

Воспитатель: Так зачем человеку нужны уши и как они помогают нам в жизни?

Дети: Уши помогают нам слышать звуки.

Воспитатель: А как надо ухаживать за ушами? Чего нельзя делать, чтобы уши не заболели? (ответы детей: не плавать без шапочки, не слушать громко музыку, не засовывать в уши посторонние предметы)

- Умницы! Чтобы узнать, о каком органе будем рассказывать Буратино, отгадайте загадку. Вероника загадывает:

Два брата

Зорко вдаль глядят (глаза) (воспитатель показывает картинку)

Воспитатель: Правильно, ребята, это глаза, а для чего нам нужны глаза? (ответы детей: видеть, смотреть телевизор, читать книги и т.д.). Правильно, а сейчас проверим, так ли это. Все закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу (педагог имитирует различные движения). Глаза не открывайте. Скажите, что я делала? Откройте глаза. Вот что я делала (педагог дублирует показанное движение). Зачем нужны глаза? (ответы детей, обобщение педагога).

А чтобы глаза хорошо видели, нужно делать специальную гимнастику. Давайте ее сейчас и сделаем.

Зрительная гимнастика: сначала сильно растираем ручки, чтобы стали теплыми и прикладываем на закрытые глазки. А теперь поморгаем быстро-быстро.  А сейчас глазками побежали по дорожке (проводится гимнастика «Улитка», «Бабочка») 

Молодцы, ребята! Вы хорошо постарались. А знаете ли вы какие витамины нужны для здоровья глаз? (Витамин А) А в каких продуктах есть витамин А? (перец , морковь, черника). Воспитатель показывает плакат «Где живут витамины»

 

Воспитатель: Молодцы! А сейчас  Есения загадает нам загадку и мы узнаем о следующем органе чувств:

Если б не было его,

Не сказал бы ничего. (Язык) (воспитатель показывает картинку)

Воспитатель: Правильно, ребята, это язык, а для чего нам нужен язык? (ответы детей: разговаривать, определять различные вкусы).

Воспитатель: Давайте поиграем. Определите на вкус, что вы пробуете?

Дети закрывают глаза, воспитатель дает им попробовать продукты, имеющие разный вкус. Ребята, поднимите руки, у кого был сладкий вкус? Как вы думаете, что это было? (так же с соленым и кислым вкусом)

Воспитатель: И снова никто из вас не ошибся! Молодцы. Вкусы правильно определили. А чтобы красиво научиться разговаривать сделаем с вами  разминку для языка.

 Воспитатель: Ребята, мы с вами Буратино рассказали о четырех органах чувств.    

 А как вы думаете, чем еще можем почувствовать? (кожа) (Воспитатель показывает картину).

Кожа отвечает за ощущение. Чем мы с вами ощущаем прикосновение? (кожей).

Воспитатель: А где самая чувствительная кожа? (ответы детей: на пальцах).  Потрогайте свои щечки. Какие они? (мягкие). А теперь потрогайте колени.   Какие они?(твердые) Проверим чувствительность ваших пальцев с помощью "волшебного мешочка". По очереди опустите руку в мешочек и ощупайте один из предметов, лежащих в нем. Постарайтесь угадать, что у вас в руках. (Дети выполняют задание). А сейчас поиграем пальчиками (игры с липучими шариками) Кожа защищает наш организм. А что вредно для кожи? (царапины, травмы, ожоги , обморожения) А что полезно? ( вода, мыло, мочалка, крем)

Ребята, мы с вами хорошо слышим, видим, говорим, играем. А есть люди,  которые не видят, не слышат, не могут разговаривать или не могут передвигаться.  Такими люди рождаются   или рождаются здоровыми, а потом заболевают. К сожалению, в жизни так бывает, с некоторыми людьми случаются несчастья (авария, болезни, война) где они могут потерять слух, зрение или другие органы.  Это могут быть и взрослые, и дети. Они могут выглядеть немножко странно. Но мы  не должны   бояться таких людей,  а наоборот- дружить с ними, помогать им   по возможности. 

.           

Заключительная  часть

Ребята, о чем мы сегодня говорили? (об органах чувств) Для чего нам они нужны? (ответы детей) Правильно, органы чувств помогают нам познавать окружающий мир, и мы должны беречь «наших помощников», ухаживать за ними, закаляться, заниматься спортом.  Как мы можем помочь нашим органам чувств быть здоровыми? Вам понравилось занятие?  Ребята, давайте мы после занятия нарисуем наши портреты с глазками, ушками, носиком, ртом   и покажем Буратино.

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся

И на прощанье

Скажем всем мы до свиданья.