Конспект Пасленовые
Оценка 5

Конспект Пасленовые

Оценка 5
docx
13.03.2020
Конспект Пасленовые
6 прк Пасленовые.docx

Конспект урока.

Тема: Класс Двудольные.

Семейство Пасленовые.

Цель: Познакомить с основными признаками семейства Пасленовые, разнообразием и значением растений в природе и жизни человека. Научить учащихся  разнообразным приемам работы с текстом учебной статьи и умениям находить необходимые сведения и выделять главную мысль в содержании текста, конструировать вопросы по содержанию учебной статьи, определять черты сходства и различия в изучаемых объектах.

 Оборудование: гербарий томата, картофеля, паслена, табака, петуньи, белладонны, дурмана, перца, баклажана, модель цветка картофеля, таблица «Семейство Пасленовые»,

Ход урока:

1.Организационный момент

Актуализация опорных знаний.

Работа по вариантам:

Из списка признаков и названий растений необходимо выбрать тезисы, соответствующие семействам Крестоцветные и Розоцветные.

1.Стручок                                           А.Капуста

2. Ягода                                               Б. Земляника

3. Кисть.                                              В. Вишня

4. Семянка.                                          Г. Горчица

5. Костянка                                         Д. Пастушья сумка

6. Зонтик                                             Е. Абрикос

7.   Травы                                            Ж. Черемуха

8. ЧЛ4 Т2+4 П1                                                     З. Левкой

9. ЧЛ5 Т8 П1                                                         И. Ярутка.

10. Деревья                                         К. Шиповник

4. Рефлексия: отгадайте загадки:

Ягода - красна,

Ягода – вкусна,

Режь да соли!

Ешь да хвали!

/Томат/

 

 

       Помидору - брат,

А кумачу не рад:

Он в лиловой рос одежке,

Не краснеет даже в лежке.

     /Баклажан/

- Сегодня мы познакомимся с семейством, к которому относятся эти растения.

С помощью учителя составление систематического положения семейства.

Надцарство, царство, подцарство, отдел, класс, семейство.

Работа в группах

Прочтите  статью учебника и рассмотрите гербарий растений данного семейства. Выполните задания:

Составьте в тетрадях таблицу «Характеристика семейства Пасленовые»

Признак

Семейство Пасленовые

 

Формула цветка

 

Соцветие

 

Плод

 

Жилкование листьев

 

Характеристика листа 

( простой, сложный)

 

Корневая система

 

Представители

 

Значение

Составьте описание семейства с использованием рисунков.

Основываясь на описании внешнего вида растения, установите, к какому классу оно относится

После описания семейств историческая справка, подготовленная учениками:

Картофель.

Родина картофеля – Перу. Более 3 тыс. лет назад индейцы начали возделывать картофель. Его клубни – основная пища индейцев. Хранили клубни весьма необычным способом: рассыпали их под открытым небом. Они мокли под дождем, сохли на солнце, подмерзали ночами. Наконец, они сморщивались и размягчились. Тогда женщины и дети толкли их  босыми ногами, освобождая от кожуры. Полученный продукт называли «чуньо». После открытия Америки картофель привезли в Европу. В ботанических садах Испании и Италии его называли «перуанским земляным орехом». На первых порах при внедрении картофеля в быт европейцев произошло немало курьёзных случаев. Например, несколько раз на званных обедах вельмож подавали кушанья не из клубней, а из плодов картофеля. Между тем эти плоды, похожие на помидоры, не только несъедобны, но и ядовиты. В Брюсселе находится музей картофеля, где посетители могут послушать пьесу Иогана Себастьяна Баха, которую он посвятил картофелю.

Белена

На стеблях можно одновременно увидеть бутоны, распустившиеся цветы и плоды. Все органы  белены сильно ядовиты! Именно настой белены  вложил  Шекспир в руку убийцы короля  в трагедии «Гамлет». Причины широкого распространения белены – громадное количество семян: одно растение образует 10000-900000 семян. Белена и дурман были широко известны вавилонянам и персам, арабам и египтянам, римлянам и грекам, употреблявшим их  в лекарственных целях. В современной медицине вещества, получаемые из них, входят в состав лекарств, используемых для лечения бронхиальной астмы.

-------------

4.Беседа

Какие признаки указывают на принадлежность этого семейства к классу Двудольных?

Какие признаки  помогают отличить растения разных  семейств?

Ребята сейчас возьмите в руки цветные карточки. Желтый цвет – пасленовые, зеленые – крестоцветные. Я буду называть признак, а вы поднимите карточку семейства, которому этот признак соответствует. Если признак подходит для обоих семейств, поднимите обе карточки.

1.  плод- стручок

соцветие кисть

сорные растения

содержат яд- соланин

плод – ягода

семя с двумя семядолями

жилкование  листьев сетчатое

в цветке по 5 чашелистиков и лепестков.

корневая система стержневая.

Зарядка. Приседание – семейство пасленовые, руки вверх - растения семейства крестоцветные.

картофель

горчица

клоповник

табак

редис

белена

пастушья сумка

ярутка

 

 

5. Работа в парах. Разложите карточки в определенной логической последовательности

Надцарство Эукариоты

Царство Растения

Подцарство высшие растения

Отдел 

Покрытосеменные

 

  Класс

Двудольные

Семейство

Пасленовые

Род

Паслен

Вид

Паслен черный

Выбери лишнее.

А) Коробочка, кисть, зерновка, ягода, табак.

Б) Табак, томат, капуста, белена, петунья

Я предлагаю вам самим поставить себе оценку за вашу работу на уроке. У вас на столе 3 разноцветные карточки  если вы считаете, что вы заработали 5, то поднимите зеленую карточку, если 4 – то желтую,  если 3 - то красную.

Приложение.

Характеристика семейства Пасленовые.

        В семействе около 2000 видов. Огромное большинство их – дикорастущие травянистые растения. Пасленовые – одно из важнейших в хозяйственном отношении семейств; оно включает пищевые растения (картофель, томаты, баклажаны), декоративные (петуния гибридная, душистый табак), лекарственные ( красавка-беладонна)

        Несмотря на большое внешнее разнообразие, все пасленовые обладают общими отличительными признаками. Цветки этих растений имеют чашечку из 5 сросшихся  чашелистиков, венчик из 5 сросшихся лепестков, 5 тычинок и 1 пестик. Плоды у пасленовых – либо ягоды (паслен черный, томат), либо коробочки (табак, петуния). В вегетативных органах растений этого семейства содержится ядовитое вещество – соланин.

        Одно из самых характерных растений этого семейства - паслен черный. Он растет в садах, на огородах и бахчах. Это небольшое травянистое однолетнее растение с белыми звездчатыми цветками цветет летом и осенью до самых заморозков. Черные спелые ягоды съедобны, а зеленые плоды и стебли ядовиты.

        Петуния гибридная и душистый табак цветут на клумбах до выпадания снега. У душистого табака лепестки образуют длинную трубку, плод – коробочка с    многочисленными мелкими семенами. Цветки петунии похожи на цветки душистого табака, но у них 5 ярко окрашенных лепестков срослись в воронку.

        Цветки томата - желтые самоопыляющиеся.  Плоды – ягоды, как у паслена, но крупнее, ярко красные, иногда желтые или белые. Родина томатов – Южная Америка.

        К семейству пасленовых  относятся ядовитые растения белена черная, дурман обыкновенный, белладонна. Чаще других встречается белена черная.Грязно-белые лепестки её цветков покрыты сетью фиолетовых жилок. Клейко-пушистый стебель блены обладает неприятным запахом. Ядовито все растение. При отравлении появляются головная боль, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание. Белену и другие ядовитые пасленовые растения не следует брать в руки.

        Много ядовитых веществ содержат листья табака курительного. Особенно ядовит никотин. Он отравляет кровь, разрушает сердце, органы дыхания. У курящих подростков слабая память. Они раздражительны, подвержены простудным и другим заболеваниям.


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока. Тема: Класс Двудольные

Конспект урока. Тема: Класс Двудольные

Помидору - брат, А кумачу не рад:

Помидору - брат, А кумачу не рад:

Белена На стеблях можно одновременно увидеть бутоны, распустившиеся цветы и плоды

Белена На стеблях можно одновременно увидеть бутоны, распустившиеся цветы и плоды

Работа в парах . Разложите карточки в определенной логической последовательности

Работа в парах . Разложите карточки в определенной логической последовательности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2020