Цель урока: рассмотреть случаи сложения 8+8, 9+8, 9+9.
Задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные):
1. Образовательные:
- организовать деятельность детей по открытию приема сложения однозначных чисел с переходом через десяток (прием разложения второго слагаемого на удобные слагаемые и дополнение 1-го слагаемого до 10);
- формировать навык практической деятельности при сложении однозначных чисел с переходом через десяток;
- повторить состав чисел 8, 9, 10
2. Развивающие:
- развивать вычислительные навыки, наблюдательность, внимание, грамотную математическую речь, геометрические представления;
- развивать познавательную активность, потребность в знаниях, формировать мотивацию к дальнейшему изучению математики.
3. Воспитательные:
- воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения;
- воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать;
- воспитывать целеустремлённость.
Формируемые универсальные учебные действия (УУД):
Познавательные:
- использование имеющихся знаний;
- исследование учебной задачи;
- установление логических, причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений;
- применение знаково-символической схемы.
Регулятивные:
- оценивать уровень успешности
- производить контроль своих действий;
- определять цель учебной задачи;
- планировать свою деятельность, определяемую результатом;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог;
- умение правильно выражать свои мысли;
- умение контролировать и корректировать действия других;
- оформление своей мысли в устной речи;
- обоснование своего ответа;
- умение ориентироваться в своей системе знаний;
Личностные:
- самооценка своих возможностей;
- формирование положительного отношения к учению.
Методы и приемы работы: словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми, репродуктивный метод, частично-поисковый метод.
Формы организации учебной деятельности: совместная учебная деятельность, сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы, работа в парах.
Ход урока
1. Организационно-мотивационный момент. (2 минуты)
Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Внимание! Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке: книга, ручка и тетрадка?
А сейчас, ребята, поудобней садитесь,
не шумите, не вертитесь и внимательно считайте,
а спрошу вас – отвечайте.
Вам условие понятно?
Это слышать мне приятно!
Путешествие зовёт первоклашек на урок!
На чём можно отправиться в путешествие?
Сегодня мы отправляемся на корабле воздушном, космическом, послушном, мы, обгоняя ветер, несёмся на.....(ракете).
- А куда мы с вами полетим? (космос).
- Кем вы будете сегодня на уроке? (космонавтами)
2. Актуализация опорных знаний и мотивации. Самоопределение в учебной деятельности. (5 минут)
Цель: Повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого.
2.1. Математический диктант:
- Какое число при счёте следует за числом 11;
- Если из числа вычесть то же число, сколько получится;
- На сколько 10 больше 6;
- Какое число увеличили на 1, если получили 20;
- Какое число стоит между числами 5 и 7;
- Самое маленькое однозначное число.
(Ученики записывают ответы. Двое учеников работают на закрытых досках.
Проверяется знание нумерации чисел. Ученики оценивают работу с помощью шкалы.)
Проверяем: 12, 0, 4, 19, 6, 1.
- Какая здесь закономерность?
-12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин первый в мире совершил полёт вокруг земного шара.
2.2. Наш класс юных космонавтов состоит из 4 экипажей, в каждом из них свой командир.
- Чтобы подняться на ракету, нужно выполнить задание, которое у вас на парте.
Игра “Найди пару”
Каждой группе выдаётся конверт с числами. Учащиеся соединяют числа так, чтобы в сумме получилось число 10.
9 |
4 |
6 |
5 |
7 |
1 |
5 |
3 |
8 |
2 |
(Ученики выполняют задание, демонстрируя знание состава числа 10.)
- Какие знания нам пригодились, чтобы выполнить это задание? (состав числа 10)
Вот теперь можно лететь! Космонавты! Во время полёта будьте очень внимательны!
3. Постановка учебной задачи (проблемы). (5 минут)
Цель: Обсуждение затруднений (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”), проговаривание темы и цели урока.
- Кто знает значение слова иллюминатор?
Игра “Открой иллюминатор”.
- Открыть иллюминаторы, нам поможет задание под №2.
· Заполнить пустые клеточки.
11 |
|
9 |
|
8 |
|
|
4 |
6 |
|
12 |
|
9 |
|
|
4 |
7 |
|
(Работа в группах. Ученики заполняют таблицу. Демонстрируют знания состава числа 11 и 12.)
· Задание №3. Составить с числами примеры на нахождение суммы.
· 5+6 = 7+8 =
· 6+6 = 9+5 =
· 6+7= 7+4=
· 7+7 = 9+8=
Сначала детям предложить сравнить примеры в каждом столбике, если затрудняются, задать вопросы:
- Какие примеры мы с вами уже выучили?
- Какие примеры мы не научились решать? (Дети выделяют выражение 9+8, так как другие примеры решали на прошлом уроке.)
- Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
- Какие полученные знания нам пригодятся?
(Ученики определяют тему урока, предполагают, что на уроке будут продолжать учиться прибавлять число по частям. Знания состава чисел 8,9 и 10.)
4. “Открытие” детьми нового знания. (8 минут)
Цель: Формирование умения выбирать способ действия по прибавлению числа 8 и 9 к 6, 7, 8, 9.
- Посмотрим в наши иллюминаторы. Сколько в космосе загадок и неоткрытых тайн. Попробуем разгадать некоторые из этих тайн.
1. Практическая работа. Учитель на наборном полотне демонстрирует приём.
На доске 8 синих кружков и 8 красных.
- Сколько синих кружков?
- Сколько нам надо прибавить красных?
- Как мы будем прибавлять 8 к 8?
- Сколько нам надо прибавить сначала? Почему?
- Значит, на какие части разложим число? Почему?
- Сколько прибавили сначала? Сколько прибавим потом? Сколько получим?
Запишем в тетради этот пример.
- Вспомним последовательность решения таких примеров:
1) Дополняем до 10.
2) Прибавляем оставшуюся часть.
- Рассуждая так же, объясним, как будем к 9 + 8, 9+9
5. Физкультминутка. (3 минуты)
Цель: Формирование ценностного отношения к своему здоровью.
В невесомости плывём мы под самым потолком! (вдох, выдох)
Корабль качается – раз! (наклон вправо)
Корабль качается – два! (наклон влево)
Корабль качается - три! (наклон вперёд)
В космическом танце замри! (выпрямились)
По ступенькам поднялись. (ходьба на месте)
Аккуратно надо сесть,
Чтоб приборы не задеть.
6. Первичное закрепление. (5 минут)
Самостоятельная работа.
Цель: Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.
1. Работа в парах.
Соединить примеры первого столбика с примерами второго столбика и записать значение.
· 9 + 8 9+1+8
· 8 + 8 9+1+7
· 9 + 9 8+2+6
(Ученики самостоятельно выполняют задания, сравнивают с эталоном (образцом), исправляют ошибки, если они есть. Оценивают свою работу с помощью шкалы.)
2. При наличии времени, предложить решение задачи №2 на стр.71.
Разбираем первый способ решения задачи.
3. Наше путешествие подходит к концу.
Чтобы приземлиться, экипажам нужно выполнить последнее задание.
Игра “ Летим домой” Слайд № 13.
- Из геометрических фигурах составьте ракету.
9. Итог урока. Рефлексия деятельности. (4 минуты)
Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
- Из полёта возвратились, мы на землю приземлились.
- Какие задачи мы ставили перед уроком?
- Удалось нам решить поставленные задачи?
- Почему мы примеры обвели в красную рамочку?
Давайте оценим свою работу на уроке:
· если на уроке было интересно и легко – возьмите зелёную звёздочку с неба;
· если вы считаете, что вам не совсем было всё понятно, нужно ещё потренироваться – жёлтую;
· ну, а кому было не интересно и очень трудно на уроке – красную.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.