Конспект урока по окружающему миру в 3 классе
Тема: Воздух и его охрана
Цели:
· познакомить учащихся с составом, свойствами воздуха, значением для существования жизни на планете;
· рассмотреть причины загрязнения воздуха и способы его охраны
Задачи урока:
· образовательные: учить выделять главное, применять полученные знания на практике; учить задавать вопросы, хорошо разбираться в теории, уметь излагать материал.
· развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками.
· воспитывающие: воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей), воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока
I Слово учителя.
Окружающий нас мир
Интересно познавать!
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.
- Мы начинаем урок окружающего мира. А определить тему урока поможет загадка, послушайте её.
Он такой большой,
Что занимает весь мир,
Он такой маленький,
Что в любую щель пролезет (воздух).
-Итак, мы будем изучать воздух. Тема сегодняшнего урока: «Воздух и его охрана». Сегодня на уроке вы будете исследователями и найдёте ответы на следующие вопросы:
1. Как обнаружить воздух?
2. Какие свойства есть у воздуха?
3. Значение воздуха для жизни на Земле?
4. Из чего воздух состоит?
5. Отношение человека к воздуху
II Объяснение нового материала. Опыт 1. Пустой стакан переворачивается вверх дном и опускается в сосуд с водой. При наклоне появляются пузырьки. -Что наблюдаем? (видим пузырьки, это воздух)
-О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом, люди догадались очень давно. Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты». Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом - воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств: зрения, слуха, осязания.
Опыт 2. При помощи соломинки учитель дует в сосуд с водой. Что наблюдаем? При помощи зрения можно обнаружить воздух.
Опыт 3. Учащиеся машут друг на друга тетрадями.
-Что наблюдаем? (Воздух можно осязать, когда он движется.)
-Вам приходилось слышать, как резко свистит свисток. Это происходит потому, что воздух выталкивается (выдувается) через узкую щель и мы слышим свист.
Значит, воздух можно …… (услышать)
Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.
– Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы? (нет.)
– Через стену мы видим соседний класс? (нет)
– А предметы, которые находятся в классе, вы видите? (да)
– О каком свойстве воздуха это говорит?
Вывод: Воздух прозрачен, поэтому мы видим через него все окружающие предметы.
– Посмотрите на доску. Какого она цвета? (зеленая) – А какого цвета воздух? (бесцветный). Вывод: Воздух бесцветен.
- Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи.
-А чистый воздух пахнет? (нет)
Вывод: Воздух не имеет запаха
-Как обнаружить воздух? (увидеть, осязать, услышать)
.-Какие свойства есть у воздуха? (прозрачен, бесцветен, не имеет запаха)
III Роль воздуха для жизни на Земле. 1.Просмотр слайда (комментирует учитель) Воздушная оболочка Земли – атмосфера. Её можно сравнить с голубой рубашкой планеты. В ней она не перегревается от солнечного жара днем и не стынет от космического холода ночью. Атмосфера, словно бронежилет, защищает Землю от космических снарядов – метеоритов и от опасных космических лучей – невидимок, которые могли бы убить все живое. И еще одну работу выполняет атмосфера, как толстое одеяло держит тепло и спасает от космического холода. -Что нового узнали об атмосфере? Как называется воздушная оболочка Земли? Какое значение для Земли имеет атмосфера? Каково значение воздуха для жизни на Земле?
IVФизкультминутка
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперёд.
Влево, вправо поворот
Руки вниз, на пояс, вверх,
Ждут открытия нас всех.
VП Знакомство с новым материалом. Работа с учебником. - Атмосфера есть и других планет, например у Венеры, Марса. А вот жизни на них нет. Как вы думаете, почему? Оказывается, чтобы жизнь стала возможной нужна не любая, а пригодная для жизни атмосфера. Дышат все живые существа и человек. Для дыхания им нужен особый газ, который есть в земной атмосфере.
-Узнайте, какой газ нужен живым существам для дыхания. Какие газы входят в состав воздуха. Просмотр слайда с комментариями учителя: Воздух - это смесь газов, который состоит из 78% азота, 21% кислорода и 1% углекислого газа и различных примесей. Для дыхания всему живому нужен кислород.
-Что нового узнали про воздух? Из чего состоит воздух? Какой газ нужен для дыхания?
VIII Просмотр видеофильма «Атмосфера Земли» Работа в тетради. Закончи предложения 1. Атмосфера состоит из ………..
2. ….. отличаются (масса, название, высота)
3. Больше воздуха содержит ……. слой атмосферы, а меньше всего воздуха в …… слое атмосферы. (Слова для справок: меньше, больше)
1. Озон …………………. лучи солнца
2. Водяные пары ……………… облака ……….. формы 3. Облака ……………………………(Слова для справок: высота, осадки, нести) предвещать
IX Источники загрязнения воздуха и его охрана. - К нам пришла телеграмма. «Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполнили улицы, обрушили на нас свои выхлопные газы. А ещё дымят бесконечно заводы и фабрики. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти». Жители города Работа с фотоиллюстрациями -Перечислите основные источники загрязнения воздуха.(Выхлопные газы автомобилей, пыль, ядовитые газы из заводских труб, загрязнение земли непереработанным мусором) - Вы уже знаете, что для дыхания нам нужен кислород. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения, наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Чтобы очистить воздух, мы сажаем в городе деревья, кустарники: липы, клены, сирень.Тополь и подсолнечник лучше всего очищают воздух от загрязнений. Как показали исследования на оживлённых магистралях, вдоль которых были высажены тополя и простирались поля подсолнечника, воздух оставался чистым.Более активно «спасает» нас от вредных веществ трава, поэтому газоны в школьном дворе не надо затаптывать, обязательно ухаживать за ними, каждую весну подсевать, не бросать на них бумажки и другой мусор - всё это мешает траве делать свою важную для нас работу!
- Сегодня немало делается для охраны чистоты воздуха. Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи. Карточка 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн) - Какой способ охраны воздуха предложен в условиях задачи? (установка очистных сооружений) Карточка 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14кг) - Какой способ охраны воздуха указан в задачах? (озеленение окружающей среды) Вывод: воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.
X Подведение итогов урока. - Назовите тему урока одним словом (воздух)
- Чьи ответы вам понравились больше всего?
-Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? (Жизнь)
XI.Домашнее задание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.