Конспект по теме: Простые и сложные предложения.
Оценка 4.9

Конспект по теме: Простые и сложные предложения.

Оценка 4.9
docx
30.03.2024
Конспект по теме: Простые и сложные предложения.
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме _Простые и сложные предложения_.docx

Урок русского языка в 5 классе по учебнику Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ, М. Т. БАРАНОВОЙ, Л. А. Тростенцова.

Тема: Простые и сложные предложения.

Цель: показать структурные различия между простыми и сложными предложениями; способы связи между простыми предложениями в составе сложного; развивать пунктуационные навыки, мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать простые предложения и сложные; понимать связь простых предложений в составе сложного; объяснять языковые явления.

Ход урока:

I.                  Орг. момент.

II.               Мотивация к учебной деятельности.

Будем отвечать активно

Хорошо себя вести,

Чтоб на урок

Всем захотелось вновь прийти.

III.           Актуализация знаний.

1. Беседа.

- Сегодня мы с вами продолжаем увлекательное путешествие по теме «Синтаксис». Как вы уже заметили, в нем много загадочного, неизвестного, но очень интересного.  Готовы ли вы узнать больше?

- Прочитайте тему урока и расскажите, что вам известно? (Рассказать о простом предложении)

- Какие задачи нужно выполнить исходя из темы урока? (Чем отличается простое предложение от сложного; как соединяются между собой части сложного предложения; как разделяются)

2. Введение эпиграфа.

Корень учения горек, да плод его сладок.

(пословица)

- Почему плод учения сладок?

3. Словарный диктант.

(работа по перфокартам, взаимопроверка)


Никогда (не)унывает, хо..ейный  матч?, т.жёлый рю.зак, извес.ный  сп.р.смен, раскрытый п.раш.т, с.рьёзное ж.ри, об..вление на в..зале, пов.рнут. направ.,  изредка пос.щать.


4. Графический диктант.

(Работа в парах) к данным предложениям составить схемы предложений.

№ п/п

Предложение

Схема предложения

1.

В сельском хозяйстве машины пашут, сеют, жнут.

¾ =, =,=].

2.

Мы желаем всем на свете мира, счастья и добра.

[ ¾ = O,O и O].

 

3.

Жаворонок с утра поднимался под облака и пел.

[ ¾ = и =].

4.

Белки готовят на зиму разнообразный корм: орехи, шишки, грибы.

[ ¾ =: O, O, O].

 

IV. Самоопределение к деятельности.

– Чем же сложное предложение отличается от простого? Чтобы ответить на вопрос, понаблюдаем над предложениями.

а) Наблюдение над предложениями.

Задание. Сопоставьте два предложения. Подчеркните основы в обоих предложениях. Начертите их схемы. Объясните постановку знаков препинания; дайте характеристики предложениям.

1. Снег на улицах лежит плотным ковром.

2. По обе стороны улицы зажигались фонари, и в окнах домов показались огни.

(У доски по очереди работают 2 ученика):

1-е предложение простое, повествовательное, невосклицательное, полное, распространенное, двусоставное, грамматическая основа – снег лежит.

Схема: [–  =].

2-е предложение имеет 2 грамматические основы, значит, здесь 2 простых предложения, то есть 1-е простое, 2-е простое.

1-е предложение – повествовательное, распространенное, полное.

2-е предложение – простое, повествовательное, распространенное.

Схема: [–  =], и [–  =].

б) Делаем вывод:

В 1-м предложении– одна грамматическая основа, это простое предложение; во 2-м – две грамматические основы, два простых предложения, их соединили вместе, сложили. Это сложное предложение. В сложном предложении несколько грамматических основ.

V. Усвоение новых знаний.

Работа в группах:

Выписать

1 –я группа: только сложные предложения, доказать, что они сложные;

2 – я группа: только простые предложения, доказать, что они простые.

 1) Гремел гром, и шёл дождь. 2) Сквозь дождь светило солнце, и

раскинулась широкая радуга.3) Из рачьей пещеры высунул

голову и шевельнул своим усом рак. (По М. Пришвину).

Общее в предложениях – их тема, в каждом предложении есть союз И. Разница в том, что в первых двух предложениях две грамматические основы, а в третьем предложении – одна, но однородные сказуемые.

Схемы предложений:


1.     [ = ¾ ], и [= ¾].

2.     [= ¾ ], и [ = ¾ ].

3.      [= и = ¾ ].


 -Как произносятся простые предложения в составе сложного?  (по смыслу и интонационно)

- Каким способом соединяются простые предложения в составе сложного? (с помощью союза И



Как можно назвать предложения, которые связываются при помощи союзов? (Союзные.)

– А при помощи интонации, без союзов? (Бессоюзные.)


VI. Физкультминутка


     Вот мы руки развели

Сильно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

 

 

 

     Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже не ленись,

Поклонись и улыбнись.



 

VII. Закрепление изученного материала.

1.     Коллективная работа - упражнение 237.

2.     Самостоятельная работа – упражнение 235.

VIII. Подведение итогов.

- Что общего между простым и сложным предложением?

- Чем различаются простое и сложное предложение?

- Что такое союзное или бессоюзное предложение?


- Давайте снова обратимся к пословице, с которой начали урок.

- Что вы можете сказать о данном предложении с точки зрения синтаксиса?

     IX. Рефлексия.

Что было интересного на уроке?

Что нового узнали?

Где сможете применить полученные знания?

X. Домашнее задание.

По выбору:

1.     Из литературного произведения выписать простые и сложные предложения, выполнить синтаксический разбор.

2.     Упражнение 240.


 

3.    

Урок русского языка в 5 классе по учебнику

Урок русского языка в 5 классе по учебнику

В сельском хозяйстве машины пашут, сеют, жнут

В сельском хозяйстве машины пашут, сеют, жнут

Схемы предложений: 1

Схемы предложений: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2024