НОЯБРЬ. 1 НЕДЕЛЯ. Лексическая тема «Ягоды и грибы. Лес осенью»
Конспект подгруппового логопедического занятия
Учитель-логопед: Алексеева О. О.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости пришел лесной житель. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать. Как вы думаете, кто к нам пришел?
Весь колючий, словно ёлка, / Ох остра его иголка, / На спине грибочки носит / И о помощи не просит.
- Правильно! Это ёжик. У каждого из вас есть колючий мячик. Возьмите его в руки. И повторяйте за мной движения.
Развитие мелкой моторики. Самомассаж.
Гладь мои ладошки , еж! Ты колючий, ну и что ж? Я хочу тебя погладить! Я хочу с тобой поладить!
- Молодцы! Положите мячики на место.
- Ребята, а что же принес ежик?
- Правильно! Ежик принес грибы и ягоды! Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с дарами осени – грибами и лесными ягодами. А наш гость ежик нам в этом поможет.
- Ребята, для начала нам нужно выполнить артикуляционную гимнастику. Возьмите в руки зеркало и поставьте его перед собой.
1. Упражнение «Малинка». Вытягиваем губы вперед длинной трубочкой. Удерживаем под счет до «пяти».
2. Упражнение «Корзинка с ягодами». Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «пяти». Раз, два, три, четыре, пять – корзинку можно убирать.
3. Упражнение «Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Язык – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться. Губы растянуты в улыбке. Сделать из языка «грибок» и удерживать его под счет до «пяти».
- Молодцы! Верните зеркало на прежнее место.
- Ребята, ежик принес нам грибы, но, к сожалению, забыл их названия. Давайте поможем ежику вспомнить как называются грибы. (Работа с карточками и магнитной доской)
1. Я в
красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я … (подосиновик)
2. С ним в лесу никто не дружен,
И в лукошке он не нужен.
Мухи скажут: «Это мор!»
В красной шляпке…(мухомор)
3. Не спорю — не белый, Я, братцы, попроще. Расту я обычно. В берёзовой роще. (подберезовик)
4. Бледная она стоит,
У нее съедобный вид.
Принесешь домой — беда,
Будет ядом та еда.
Знай, что этот гриб — обманка,
Враг
наш — бледная… (поганка).
- (Имя), посмотри
внимательно на картинки. Как ты думаешь, какие грибы нужно вернуть ежику?
Почему?(Бледную поганку и мухомор). Они ядовиты.
- Молодцы ребята! Я вижу, что вы готовы отправиться в лес за грибами. Ведь вы точно знаете какие грибы съедобные, а какие несъедобные.
А как называют человека, который собирает грибы? (ГрибнИк).
- Сейчас мы с вами отправимся в лес за грибами. Для этого я предлагаю вам подойти к тропинке здоровья. (Здоровьесберегающая технология. Прохождение сенсорной дорожки). (Работа на ковре).
Собираем лисички в корзинку. (под белый шум – шум леса)
-Ребята, как называются грибы, которые вы положили в корзинку? (лисички). Сколько лисичек вы нашли? 10 лисичек.
Дети садятся на ковер.
- Ребята, пока вы собирали грибы, я нашла чьи-то корзинки с грибами. Давайте узнаем какие же грибы лежат в этих корзинках? (игра с фонариком).
Какие грибы оказались в корзинках? Какие грибы съедобные, а какие ядовитые? (Волнушки и лисички – съедобные, а мухоморы – ядовитые).
- Ребята, а какого цвета шляпка у мухомора? – Красного. Точно? Давайте проверим! («Живой» рисунок»). - Давайте вспомним стихотворение про мухомор.
Развитие интонационной выразительности речи
Мухомор
Гнуть над ним не стоит спину,
Не украсит он корзину.
Знают люди с давних пор:
Несъедобен мухомор!
(Валерий Шульжик)
- Молодцы! Ребята, как вы думаете, можно ли играть в лесу? Почему? (Потому что это опасно). Я предлагаю вам не задерживаться в лесу и вернуться по нашей тропинке здоровья обратно. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Один-много». Встаньте в круг. (Игра с мячом)
Дидактическая игра «Один-много»
Описание: измени слова по образцу. Образец: боровик – боровики – много боровиков.
Словарь: гриб, подосиновик, подберезовик, груздь, волнушка, лисичка, мухомор, поганка, рыжик.
- Молодцы! Вы справились! А теперь возвращайтесь на свои места.
Развитие зрительно-пространственного гнозиса.
- Ребята, ежик приготовил для вас еще одно очень интересное задание. Но перед этим мы выполним с вами пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Топ-топ – пять шагов, |
«Шагают» пальчиками по левой ладошке. |
В туесочке пять грибов. |
Переплели пальцы, сделали туесочек, большие пальцы – ручка. |
Мухомор красный – гриб опасный. |
Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с мизинцев, на каждое название гриба. |
А второй – лисичка, рыжая косичка. |
|
Третий гриб – волнушка, розовое ушко. |
|
А четвертый гриб – сморчок, бородатый старичок. |
|
Пятый гриб – белый, ешь его смело! |
-Вам нужно будет собрать картинку и узнать ягоду. Я предлагаю вам разделиться на две команды. (Разрезные картинки – малина и черника).
- Ребята, как вы думаете какую из этих ягод можно встретить как в лесу, так и в саду? – (Малину). А еще малину очень любит большой, лохматый, косолапый – кто? (медведь). А что можно приготовить из малины? (Варенье, пирог)
- Давайте поиграем в дидактическую игру «Из чего – какой(-ое)?»
Дидактическая игра «Из чего – какой(-ое)?»
Цель: закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных и способов их образования.
Образец: варенье из малины – малиновое варенье. Пирог с малиной – малиновый пирог.
Словарь: клюква, брусника, черника, ежевика.
- Молодцы! Вы справились!
А теперь я предлагаю вам вспомнить названия грибов и лесных ягод, о которых мы сегодня с вами говорили. За каждый правильный ответ вы будете получать по одному осеннему листочку. (Фишки-листики по типу марблс)
- Как много ягод и грибов вы знаете! А сколько у вас листиков! Ребята, а давайте все вместе украсим этими листиками осеннее дерево. Подойдите к черному столику. (Маленький стол).
- Ребята, за то, что вы справились со всеми заданиями ежик приготовил для вас в подарок свой автопортрет. Но, кажется, что он что-то не успел дорисовать. Я предлагаю вам сегодня, после занятия дорисовать портрет ежика и раскрасить его. (Раздать рабочие листы для развития графомоторики).
-Ребята, нашему гостю ежику уже пора возвращаться обратно в лес. Давайте скажем ему «До свидания» и «До новых встреч».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.