Конспект русского
Оценка 4.8

Конспект русского

Оценка 4.8
docx
30.05.2021
Конспект русского
konspekt_uroka_po_rus.yazyku.docx

Тема: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Цели: обобщить и дополнить знания учащихся о безударных гласных в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать фор­мы слова и однокоренные слова; видеть орфограмму в слове; ар­гументированно отвечать, доказывать свое мнение, формулировать лексическое значение слова.

Ход урока

I.                  Организационный момент

Поприветствуем наших гостей.

¾   Подарите друг другу улыбки.

Я очень хочу, чтобы вы улыбались.

Работаю нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех,

И каждый из нас ощутит свой успех.

II.               Минутка чистописания

а о е и я

¾   Какие это буквы? (гласные)

¾   Сколько всего гласных букв в русском языке? (10)

¾   Как вы думаете, почему сегодня на уроке для чистописания я предложила вам вспомнить и прописать именно эти буквы? (В написании слов с этими буквами можно сделать ошибки).

¾   Не все гласные буквы, оказавшись безударными, звучат нечётко. Таких гласных только 5.

¾   Пропишите строчку букв, чередуя их.

Безударных гласных пять

Тех, что надо проверять.

Вы запомните, друзья,

Буквы  А,  О,  Е,  И,  Я. 

¾   Подчеркните самую красивую букву.

¾   Почему мы начали урок с написания этих букв? (Потому что мы работаем по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».)

 

III.           Актуализация знаний

Орфографическая минутка

На доске записаны слова:

Глаза, сова, следы, грибы, ряды.

¾   Спишите слова. Обозначьте корень и ударение. Подчеркните безударные гласные.

¾   Вспомним, что такое корень слова? (Общая часть родственных  слов)

¾   Что такое ударение? (Это выделение голосом одного из слогов в слове)

¾   Что такое безударная гласная? (Гласная, на которую не падает ударение.гл.звук звучит нечетко). Выполняем

Проверка: ученик у доски показывает, как выполнил работу.

¾   Какие безударные гласные ты подчеркнул? (а, о, е, и, я)

¾   Где они находятся? (В корне.) Покажите сигнальными карточками, верно выполнено задание?

¾   В группе слов, записанных на доске, найдите слово, которое отличается от остальных по двум признакам одновременно. Это слово и будет героем нашей словарно-орфографической работы.

(Это слово «сова», т. к. оно отвечает на вопрос «Кто?», обозначает одушевлённый предмет и стоит в единственном числе, а остальные слова обозначают неодушевлённые предметы и стоят во множественном числе.)

2 слайд.

¾   Определите лексическое значение слова «сова».

¾   Для этого подберите к слову «сова» более общее по значению слово или словосочетание. (Сова – это птица.)

¾   Верно. Воробей, голубь, снегирь – это тоже птицы. Чем отличается от них сова?  (Хищная, лесная птица.)

¾   Посмотрите на изображение совы. Назовите другие видовые признаки, которые отличают эту птицу от других птиц. (У совы большие глаза, крючковатый клюв.)

¾   Теперь дайте полное лексическое определение слову «сова».  (Сова – это хищная лесная птица с большими глазами и крючковатым клювом.)

¾   Вы правы, но толковый словарь сообщает, что у слова «сова» есть и другое значение. Совой иногда называют и человека. Когда это бывает?  (Человек, который чувствует себя бодрее вечером, чем утром. Человек, который поздно ложится и поздно встаёт – сова.). Следовательно слово «сова»… многозначное.

 

IV.            Самоопределение к деятельности

¾   Всем известно, что сова символ мудрости. Недаром она стала талисманом игры «Что? Где? Когда?». Вот и к нам на урок залетела Мудрая сова, она предлагает ответить на вопросы.

3 слайд.

«Правописание безударных гласных в корне слова»

Что?

Где?                     НАДО ПРОВЕРЯТЬ

Чем?

Как?

 

¾   На какие вопросы вы уже знаете ответы?

¾   Что надо проверять? (Безударные гласные: а, о, е, и, я.)

¾   Где надо проверять? (В корне слова.)

¾   Чем надо проверять? (Ударением.)

¾   А сегодня на уроке мы узнаем, КАК надо проверять. Откроем секреты проверочных слов. 4 слайд.

 

V.               Работа по теме урока

Упр. 146 (с. 96).

¾   Прочитайте слова. Назовите в корне каждого слова букву, которую надо проверять.

¾   Как узнать, какую букву нужно проверять в слове? (Эта буква обозначает безударный гласный звук, который звучит нечётко.)

Вспомним, какое слово называется проверочным? (слово, в котором проверяемый глас.звук стоит под ударением)

Секрет 1: Главный секрет проверочного слова, проверяемый гласный должен стать под ударение.

¾   Назовите проверочные слова к каждому слову.

— Запишите сначала проверочное слово, затем проверяемое.

Двое учащихся работают по очереди у доски, остальные в тетрадях.

¾   Для ответа на следующий вопрос вспомним, что такое формы слова и что такое однокоренные слова.

— В каких словах для проверки вы изменяли форму слова? (У слов 2-ой группы)

— В каких словах для проверки вы подбирали однокоренные слова? (У слов 1-ой группы.)

— Сделайте вывод: как подобрать проверочное слово? (Ответы детей.)

Секрет 2: Есть разные способы подбора проверочных слов. 1 способ: изменить форму слова. 2 способ: подобать однокоренное слово.

¾   Проверим безударный гласный в слове «сова» первым способом.

Запись: Сова – совы.

¾   А теперь вторым способом. Перед вами семейка родственных слов к слову «сова», какое из них может быть проверочным?

Совиный, совёнок, совушка. (Совушка)

¾   Почему? (В проверочном слове проверяемая гласная должна быть под ударением.)

Запись: Сова – совы – совушка.

Секрет 3: проверочных слов может быть несколько.

— Прочитайте правило на стр. 96 сравните с нашими выводами и скажите, верные ли выводы вы сделали.

 

VI.            Физкультминутка

VII.        Продолжение работы по теме. Работа в парах.

Упр. 148 (с. 97). Слайд 5.

Что изображено на рисунках? (Свеча, грачи, коза, мячи, лиса.)

Запишите в тетрадях слова, пропуская букву, обозначающую безудар­ный гласный звук в корне слова.

¾   Проверьте. (Сравнивают с образцом на слайде.)

¾   Вставьте безударные гласные в корни слов.

¾   Можно ли безударную гласную написать на слух?

— Объясните, как проверить букву.

¾   Вставьте буквы в слова, подбирая проверочные слова.

¾   Обменяйтесь тетрадями. Проверьте по образцу. Сигнальными карточками оценим работу.

— Какие способы проверки вы использовали?

А теперь посмотрите на лесную поляну. Мы говорили, что сова лесная птица.

Что мы видим на полянке?

- Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные)

- Приведите примеры съедобных (несъедобных) грибов.

- Какие вы знаете правила сбора грибов.

- А теперь поиграем. Будем собирать грибы, но сначала мы должны выполнить задание. Для того, чтобы положить гриб в корзину, мы должны вставить безударную гласную в слово и записать его.

На слайде слова: сова, волчата, змея, лосиха, лиса, медведь

- Что объединяет эти слова?

- Какое слово лишнее?

VIII.    Рефлексия. Слайд 6.

— Я читаю слова, а вы ставьте знак «+», если гласную в корне слова нужно проверять, и знак «—», если проверять не нужно.

Сады, стена, гнёзда, грибы, школа, песня, стихи.

Ответ. +, +, —, +, —, —, +.

(Сверка с образцом на слайде. Самооценка.)

¾   Покажите сигнальные карточки, как вы справились с заданием.

IX.            Подведение итогов урока. Слайд 7

¾   Подведем итог нашего урока.

¾   Вернемся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.

¾   Как ответим на вопрос КАК? Назовите способы проверки безударных гласных в корне. (Изменить форму слова или подобрать однокоренное слово.)

¾   На все вопросы мы смогли найти ответ?

¾   Достигли мы цели урока?

— Для чего нужно уметь проверять безударные гласные в кор­не? (Чтобы грамотно писать слова.)

Сегодня хорошо работали на уроке и получили отметки:

X.               Домашнее задание. Слайд 9.

Выполнить упр. 150  (с. 98).

Урок мы начали с улыбок.

- А какое настроение у вас теперь? Поднимите соответствующую карточку (солнышко или облачко), которые лежат у вас на столе. Я вижу. Что мы с прекрасным настроением заканчиваем наш урок. Поблагодарим наших гостей.


 

Тема: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Тема: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Какие безударные гласные ты подчеркнул? (а, о, е, и, я) ¾

Какие безударные гласные ты подчеркнул? (а, о, е, и, я) ¾

I. Работа по теме урока

I. Работа по теме урока

Вставьте буквы в слова, подбирая проверочные слова

Вставьте буквы в слова, подбирая проверочные слова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021