Тема: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
Цели: обобщить и дополнить знания учащихся о безударных гласных в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать формы слова и однокоренные слова; видеть орфограмму в слове; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, формулировать лексическое значение слова.
Ход урока
I. Организационный момент
Поприветствуем наших гостей.
¾ Подарите друг другу улыбки.
Я очень хочу, чтобы вы улыбались.
Работаю нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех,
И каждый из нас ощутит свой успех.
II. Минутка чистописания
а о е и я
¾ Какие это буквы? (гласные)
¾ Сколько всего гласных букв в русском языке? (10)
¾ Как вы думаете, почему сегодня на уроке для чистописания я предложила вам вспомнить и прописать именно эти буквы? (В написании слов с этими буквами можно сделать ошибки).
¾ Не все гласные буквы, оказавшись безударными, звучат нечётко. Таких гласных только 5.
¾ Пропишите строчку букв, чередуя их.
Безударных гласных пять
Тех, что надо проверять.
Вы запомните, друзья,
Буквы А, О, Е, И, Я.
¾ Подчеркните самую красивую букву.
¾ Почему мы начали урок с написания этих букв? (Потому что мы работаем по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».)
III. Актуализация знаний
Орфографическая минутка
На доске записаны слова:
Глаза, сова, следы, грибы, ряды.
¾ Спишите слова. Обозначьте корень и ударение. Подчеркните безударные гласные.
¾ Вспомним, что такое корень слова? (Общая часть родственных слов)
¾ Что такое ударение? (Это выделение голосом одного из слогов в слове)
¾ Что такое безударная гласная? (Гласная, на которую не падает ударение.гл.звук звучит нечетко). Выполняем
Проверка: ученик у доски показывает, как выполнил работу.
¾ Какие безударные гласные ты подчеркнул? (а, о, е, и, я)
¾ Где они находятся? (В корне.) Покажите сигнальными карточками, верно выполнено задание?
¾ В группе слов, записанных на доске, найдите слово, которое отличается от остальных по двум признакам одновременно. Это слово и будет героем нашей словарно-орфографической работы.
(Это слово «сова», т. к. оно отвечает на вопрос «Кто?», обозначает одушевлённый предмет и стоит в единственном числе, а остальные слова обозначают неодушевлённые предметы и стоят во множественном числе.)
2 слайд.
¾ Определите лексическое значение слова «сова».
¾ Для этого подберите к слову «сова» более общее по значению слово или словосочетание. (Сова – это птица.)
¾ Верно. Воробей, голубь, снегирь – это тоже птицы. Чем отличается от них сова? (Хищная, лесная птица.)
¾ Посмотрите на изображение совы. Назовите другие видовые признаки, которые отличают эту птицу от других птиц. (У совы большие глаза, крючковатый клюв.)
¾ Теперь дайте полное лексическое определение слову «сова». (Сова – это хищная лесная птица с большими глазами и крючковатым клювом.)
¾ Вы правы, но толковый словарь сообщает, что у слова «сова» есть и другое значение. Совой иногда называют и человека. Когда это бывает? (Человек, который чувствует себя бодрее вечером, чем утром. Человек, который поздно ложится и поздно встаёт – сова.). Следовательно слово «сова»… многозначное.
IV. Самоопределение к деятельности
¾ Всем известно, что сова символ мудрости. Недаром она стала талисманом игры «Что? Где? Когда?». Вот и к нам на урок залетела Мудрая сова, она предлагает ответить на вопросы.
3 слайд.
«Правописание безударных гласных в корне слова»
Что?
Где? НАДО ПРОВЕРЯТЬ
Чем?
Как?
¾ На какие вопросы вы уже знаете ответы?
¾ Что надо проверять? (Безударные гласные: а, о, е, и, я.)
¾ Где надо проверять? (В корне слова.)
¾ Чем надо проверять? (Ударением.)
¾ А сегодня на уроке мы узнаем, КАК надо проверять. Откроем секреты проверочных слов. 4 слайд.
V. Работа по теме урока
Упр. 146 (с. 96).
¾ Прочитайте слова. Назовите в корне каждого слова букву, которую надо проверять.
¾ Как узнать, какую букву нужно проверять в слове? (Эта буква обозначает безударный гласный звук, который звучит нечётко.)
— Вспомним, какое слово называется проверочным? (слово, в котором проверяемый глас.звук стоит под ударением)
Секрет 1: Главный секрет проверочного слова, проверяемый гласный должен стать под ударение.
¾ Назовите проверочные слова к каждому слову.
— Запишите сначала проверочное слово, затем проверяемое.
Двое учащихся работают по очереди у доски, остальные в тетрадях.
¾ Для ответа на следующий вопрос вспомним, что такое формы слова и что такое однокоренные слова.
— В каких словах для проверки вы изменяли форму слова? (У слов 2-ой группы)
— В каких словах для проверки вы подбирали однокоренные слова? (У слов 1-ой группы.)
— Сделайте вывод: как подобрать проверочное слово? (Ответы детей.)
Секрет 2: Есть разные способы подбора проверочных слов. 1 способ: изменить форму слова. 2 способ: подобать однокоренное слово.
¾ Проверим безударный гласный в слове «сова» первым способом.
Запись: Сова – совы.
¾ А теперь вторым способом. Перед вами семейка родственных слов к слову «сова», какое из них может быть проверочным?
Совиный, совёнок, совушка. (Совушка)
¾ Почему? (В проверочном слове проверяемая гласная должна быть под ударением.)
Запись: Сова – совы – совушка.
Секрет 3: проверочных слов может быть несколько.
— Прочитайте правило на стр. 96 сравните с нашими выводами и скажите, верные ли выводы вы сделали.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме. Работа в парах.
Упр. 148 (с. 97). Слайд 5.
— Что изображено на рисунках? (Свеча, грачи, коза, мячи, лиса.)
— Запишите в тетрадях слова, пропуская букву, обозначающую безударный гласный звук в корне слова.
¾ Проверьте. (Сравнивают с образцом на слайде.)
¾ Вставьте безударные гласные в корни слов.
¾ Можно ли безударную гласную написать на слух?
— Объясните, как проверить букву.
¾ Вставьте буквы в слова, подбирая проверочные слова.
¾ Обменяйтесь тетрадями. Проверьте по образцу. Сигнальными карточками оценим работу.
— Какие способы проверки вы использовали?
А теперь посмотрите на лесную поляну. Мы говорили, что сова лесная птица.
Что мы видим на полянке?
- Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные)
- Приведите примеры съедобных (несъедобных) грибов.
- Какие вы знаете правила сбора грибов.
- А теперь поиграем. Будем собирать грибы, но сначала мы должны выполнить задание. Для того, чтобы положить гриб в корзину, мы должны вставить безударную гласную в слово и записать его.
На слайде слова: сова, волчата, змея, лосиха, лиса, медведь
- Что объединяет эти слова?
- Какое слово лишнее?
VIII. Рефлексия. Слайд 6.
— Я читаю слова, а вы ставьте знак «+», если гласную в корне слова нужно проверять, и знак «—», если проверять не нужно.
Сады, стена, гнёзда, грибы, школа, песня, стихи.
Ответ. +, +, —, +, —, —, +.
(Сверка с образцом на слайде. Самооценка.)
¾ Покажите сигнальные карточки, как вы справились с заданием.
IX. Подведение итогов урока. Слайд 7
¾ Подведем итог нашего урока.
¾ Вернемся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.
¾ Как ответим на вопрос КАК? Назовите способы проверки безударных гласных в корне. (Изменить форму слова или подобрать однокоренное слово.)
¾ На все вопросы мы смогли найти ответ?
¾ Достигли мы цели урока?
— Для чего нужно уметь проверять безударные гласные в корне? (Чтобы грамотно писать слова.)
Сегодня хорошо работали на уроке и получили отметки:
X. Домашнее задание. Слайд 9.
Выполнить упр. 150 (с. 98).
Урок мы начали с улыбок.
- А какое настроение у вас теперь? Поднимите соответствующую карточку (солнышко или облачко), которые лежат у вас на столе. Я вижу. Что мы с прекрасным настроением заканчиваем наш урок. Поблагодарим наших гостей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.