Основной боевой танк Т-80
После прекращения
работ по тяжелым танкам КБ Ленинградского кировского завода занимались
созданием ракетного танка на базе харьковского «объект 432». В 1967 году работы
над танком были прекращены, это стало серьёзным ударом для коллектива и
главного конструктора Ж. Я. Котина.
К этому времени шла подготовка к серийному производству танка Т-64 на танковых заводах, Кировский завод получил задание готовить серийное производство этого танка. Возникла идея установки ГТД на танк Т-64, попытки устанавливать ГТД на танк предпринимались и ранее, но это были модификации существовавших разработанных для вертолетов двигателей. В те годы ГТД считался достаточно перспективным двигателем, разработку специализированного танкового ГТД начали в Ленинградском НПО имени В. Я. Климова под руководством С. П. Изотова.
В 1968 году Ж.Я. Котин приступил к исполнению обязанностей зам. Министра МОП, его место занял Н. С. Попов.
Решение о создании газотурбинного танка было принято ЦК КПСС и Совмином СССР 16 апреля 1968 г . С этого момента началась история танка Т-80. Уже в мае 1969 г ., новый ГТД установили на опытный образец танка. В 1970г. Калужскому моторостроительному заводу было поручено освоение серийного производства танкового двигателя ГТД-1000Т, разработанного НПО им. В. Я. Климова.
Машина принята на вооружение в 1976 году и стала первым в мире серийным танком с основной силовой установкой на базе газотурбинного двигателя. На вооружении стали находиться три основных танка - Т-64, Т-72 и Т-80. По боевым характеристикам они незначительно отличались друг от друга.
В конструкции Т-80 использованы отработанные элементы танка Т-64А: пушка, боеприпасы, механизм заряжания. Первые Т-80 оснащались башнями аналогичными устанавливаемым на Т-64А. На "объект 219-сб2СБ" устанавливалась монолитная литая башня.
Таким образом, по отдельным элементам конструкции Т-80 был унифицирован с ранее выпущенными танками Т-64А и Т-64Б. Компоновка танка Т-80 аналогична принятой на Т-64А. Улучшение обзорности с его места достигнуто установкой трех смотровых приборов вместо одного.
Ходовая часть Т-80 разработана специально для этого танка, и в отличии от Т-64 содержит опорные катки с наружной обрезинкой. Гусеничная лента, выполнена из штампованных элементов, соединенных между собой параллельным, т.е. сдвоенным резинометаллическим шарниром, при этом штампованные элементы гусениц в местах контакта с опорными катками (т.е. по беговой дорожке) выполнены с обрезинкой. Использование таких гусениц уменьшило вибрации, передаваемые от ходовой части на корпус танка, и значительно снизило уровень шума, создаваемого при движении.
На данный момент танки Т-80БВ составляют значительную часть танковых войск России и нуждаются в модернизации.
На всех модификациях основного боевого танка Т-80 в качестве артиллерийского вооружения установлена 125 мм гладкоствольная пушка типа Д-81, унифицированная с отечественными танками.
Боевое отделение по компоновке подобно боевому отделению танка Т-64. Кроме 28 выстрелов в механизированной боеукладке, в пределах боевого отделения находятся три выстрела (7 снарядов и заряды к ним размещены в отделении управления).
Боекомплект к пушке состоит из 38 выстрелов. 28 выстрелов размещены в конвейере и по типам укладываются в любом соотношении. 10 выстрелов размещены в немеханизированной укладке и комплектуются только осколочно-фугасными и кумулятивными выстрелами.
Танк Т-80 с ГТД с 1976 г . выпускался в Омске с двигателем, который производил Калужский моторный завод Министерства авиационной промышленности. Разработка этого двигателя была осуществлена ЛНПО им. Климова в период 1968-1972 гг.
К концу 80-х годов в Советской армии (к востоку от Урала) насчитывалось около 100 танков Т-80, 3700 танков Т-80Б и 600 Т-80БВ. В ГСВГ на 1987 год находилось 2260 танков Т-80Б и Т-80БВ и около 4000 тысяч Т-64А, Т-64Б и Т-64БВ. Танки Т-64 и Т-80 составляли основу советских танковых войск.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.