Тема: « Я и мое имя».
Составитель:
Малышева Валентина Николаевна
г Красноярск
Цели:
---Вызвать у учащихся желание узнать историю возникновения своего имени.
---Показать на примерах влияние на имена отдельных эпох, достатка человека, принадлежности к разным народам.
---познакомиться с новыми словами: «тезка», «именины», « святцы».
---уточнить значение слов и словосочетаний « имя», «день рождения», « прозвище».
Оборудование:
--- Словари: толковый, словарь имен, лепестки ромашки.
Ход занятия.
Беседа.
---Что общего в написании слов и словосочетания
«Родина», « Родители», « День рождения»?
( корень «род».)
--- А что обозначает слово «РОД»?
( раскройте значение слова «РОД»)
---Это родственники, которые имеют одного предка.
--- А какая наука изучает родословную человека?
(Генеалогия).
--- Как можно представить всех родственников- людей, которые находятся в родстве?
( в виде генеалогического дерева).
--- А почему « дерева»?
( корень - начало роста дерева)
--- А в слове есть тоже «корень»?
---Что же такое « корень слова»?
( работа со словарем)-чтение о слове « корень».
«Корень- это главная часть слова, без нее слово не существует.
--- А у дерева « корень»? это подземная часть растения, которая служит для укрепления дерева в почве и всасывания воды и питательных веществ для роста и развития дерева. Это начало, источник чего-то.
--- А кто стоял у истоков – начала вашего рода?
---Сколько поколений вам удалось отобразить?
( ответы детей и показ своего дерева).
Родственники одной ступени родства по отношению к предку: все дети, все внуки, все правнуки.
Мы с вами поговорим подробно о семье, супругах, об обязанностях членов семьи в следующий раз, об этом емком слове « МЫ».
Определение темы урока.
--- Мы размышляли с вами над словом « Я».
--- Что же обозначает это слово?
( мальчик, ученик, сын, брат, человек, девочка, сестра, ученица)
--- А что меня отличает от другого?
--- Как меня выделяют среди других?
--- Как узнают, что это моя тетрадь, мои оценки?
( По имени и фамилии).
---Как же звучит тема нашего занятия?
( Я и мое имя)
Наша цель сегодня:
---понять, что означает мое имя?
---почему меня так назвали?
---нельзя ли обойтись без имени?
Раскрытие темы.
--- А когда дают имя человеку?
( когда челочек родился).
---А как вы думаете, день рождения и именины - это одно и то же?
( ответы детей).
ИМЕНИНЫ - это праздник, когда Церковь отмечает память одного из святых. Эти дни записаны в СВЯТЦАХ-перечнях христианских святых и праздников, расположенных в календаре в порядке по дням их поминовения. (Например « Ильин день», « Петров день»).
--- А что такое ИМЯ?
(запись из словаря- ИМЯ – это личное наименование человека, которое присвоено ему при рождении и под которым он известен в обществе.)
--- А какие имена имеют ребята нашего класса?
--- А что обозначает ваше имя, вы знаете?
найдите в словаре имен расшифровку вашего имени по схеме:
МОЕ ИМЯ…
Пришло из языка…
Оно означает…
Внесено в святцы в честь …
---Ответы на эти вопросы можно найти в словаре имен.
--- А как называют людей, которые имеют одинаковые имена?
(если не смогут ответить, то учитель поясняет сам. ТЕЗКА- человек, который имеет одинаковое с кем-то имя)
Записывают в тетрадь все новые слова и выражения.
--- А есть ли ТЕЗКИ в классе?
( ответы детей)
--- А какой отпечаток накладывает имя на человека?
--- К чему оно обязывает?
(одним быть БЛАГОРОДНЫМИ, другим жить в мире и не ссориться…)
--- А есть ли у нас имена, которые перекликаются с именами великих людей?
--- Найдите тезку и расскажите все, что вы о нем знаете.
( если вы не можете ответить на этот вопрос, где можно поискать помощь?)
--- Как же даются имена новорожденным?
(в честь дедушки, бабушки, какого-то родственника…)
Некоторые имена появились очень давно и популярны до наших дней.
Например: родился ребенок в праздник « Петров день». Его назвали ПЕТЯ.
--- А как будут называть его родители, родственники, друзья, коллеги, знакомые?
( на РОМАШКЕ написаны эти слова – Петя, Петенька, Петро, Петр, Петруша,
Петушок.)
--- У каждого на столе лежат лепестки ромашки. Напишите на каждом лепестке свое имя, как вас называют родные, мама, бабушка, дедушка, друзья, соседи…
--- Сравните свою ромашку с ромашкой соседа.
--- У каждого народа есть свои имена.
Задание на дом.
--- Поищите самые распространенные имена в других странах:
в Англии, в Испании, в Италии, в Германии и т.д.
--- Узнайте о редких именах у нашего народа. Поясните, что они означают.
А какие имена распространены и часто встречаются у русского народа?
ИТОГ:
---Для чего же служит имя?
--- Что узнали нового?
--- А хотелось бы узнать об Отчествах и Фамилиях людей ?
( об этом мы поговорим на следующем занятии).
Спасибо!!!
Занятие окончено.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.