Урок музыки №6 «Азбука, азбука каждому нужна…» в 1 классе.
Цель: учить слушать и исполнять песни; устанавливать взаимосвязь школьных уроков с музыкой.
Задачи, направленные на достижение результатов обучения: личностных: формировать эмоциональное отношение к искусству, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности.
метапредметных: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; осуществлять и выделять необходимую информацию; участвовать в коллективном пении.
предметных: научиться слушать песни, различать части песен, понимать истоки музыки и отражение различных явлений жизни, в том числе и школьной.
Оборудование: музыкальный инструмент, музыкальный центр, компьютер, медиапроектор.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Формирование предметных УУД:
а) исполнять музыкальные произведения (пение, музыкально-пластическое движение)
б) воплощать художественно-образное содержание (в пении, слове, движении, игре);
в) эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности.
2.Формирование личностных УУД:
а) формировать мотивацию к обучению и познанию;
б) формировать готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
3.Формирование регулятивных УУД:
а) умение видеть ошибку;
б) умение оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
4. Формирование познавательных УУД:
а) воспринимать на слух музыкальное произведение.
в) давать образную характеристику прослушанного произведения.
5. Формирование коммуникативных УУД:
а) владеть диалогической формой речи;
б) умения слушать и слышать учителя, ученика;
в) умения сотрудничать в группе при решении учебных задач.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: (Слайд 1) Приветствие
Музыкальное приветствие:
Динь, динь, дон – звенит звонок,
Начинается урок.
-Здравствуйте дети!
-Здравствуйте, учитель!
- Садитесь.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Наше путешествие в мир музыки продолжается. Чтобы начать урок, давайте ответим на вопросы Феи Музыки. (Слайд 2)
· Вспомните, кто необходим, чтобы музыка появилась? (Композитор).
· Кто нужен для того, чтобы музыка зазвучала? (Исполнитель).
· Кто ещё нужен, чтобы о музыке узнали? (Слушатель).
· Кем вы были на прошлом уроке? ( Композиторами, исполнителями, слушателями).
· Вам понравилось быть композиторами? (Ответы учащихся.)
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы урока.
(Слайд 3)
Учитель: Молодцы! Сейчас я предлагаю вам стать слушателями. Давайте повторим правила слушания музыки. (Ответы детей).
Учитель: Сейчас прозвучит песня.
· Послушайте внимательно, и расскажите о чём она?
Учитель: Сядьте, как слушатели. Послушаем тишину.
Слушание. Звучит фрагмент «Песня о школе» муз. Д. Кабалевского, сл. В. Викторова.
Учитель:
· О чем же рассказала вам песенка? (О школе).
· Какой характер у песни? (Светлый, добрый, радостный).
· О каких друзьях учеников вы узнали?
(Слайд 4)
Учитель: Действительно, наши лучшие друзья – буквы, цифры, ноты. Наша Муза приглашает вас сегодня совершить увлекательное путешествие в школьную страну.
(Слайд 5)
Учитель: В путешествие мы отправимся на поезде, а чтобы было веселее, нам поможет песня. Готовы? В путь! (Выполняют движения под музыку).
(Слайд 6-15)
4. Физминутка. Звучит часть песни «Паровоз букашка» А. Ермолова
Учитель: Наш поезд прибыл на станцию, а название её спрятано в музыке. Давайте послушаем и тогда поймём.
(Слайд 16)
Видео фрагмент песни «Азбука малышка»
Ребята, скажите, о чем была песня? (об азбуке)
· Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о буквах, об азбуке).
· Кому нужна азбука? (Всем, каждому).
· Как будет звучать тема нашего урока?
(Слайд 17)
Учитель: Тема нашего урока «Азбука, азбука каждому нужна…»
5. Работа над темой. Актуализация знаний.
Учитель:
· Из чего состоит азбука? (из букв).
(Слайд 18)
Учитель: Мы прибыли с вами на станцию «Буквенная азбука».
· Сколько букв в русском алфавите? (в русском алфавите 33 буквы).
· А как вы думаете, зачем людям нужно знать буквы? (Чтобы писать и читать книжки). Да, вы совершенно правы.
(Слайд 19)
Учитель: Грамота во все времена была нужна людям. Археологи находят при раскопках письма и грамоты, написанные на бересте, которым более 800 лет.
Учитель: Ребята, а вы знаете:
· Когда впервые появилась азбука?
· Кто является основателем первой азбуки?
(Слайд 20)
Учитель: Первую славянскую азбуку тысячу лет назад создали братья Кирилл и Мефодий. (иллюстрация Кирилл и Мефодий)
(Слайд 21)
Учитель: Тогда каждая буква имела своё значение. Например, буквы А Б В читались: аз буки веди, что значит: я буквы знаю.
(Слайд 22)
Своё название старославянская азбука получила от сочетания двух первых букв А и Б – «аз» и «буки».
· Как вы думаете, что еще можно назвать азбукой?
(Слайд 23)
Учитель: Азбукой, ребята, называют не только буквы. Ещё есть азбука поведения, азбука вежливости, красоты, здоровья, танца и многого другого.
Учитель: Мы продолжаем путешествие по школьной стране.
(Слайд 24-34)
6. Физминутка. Звучит часть песни «Паровоз букашка» А. Ермолова
(Слайд 35)
Учитель: Послушайте загадку, и узнаете:
· Как называется наша следующая станция?
Учитель: Проживают в умной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти -
Сосчитают все на свете.
(Цифры)
(Слайд 36)
Учитель: Мы прибыли на станцию «Математическая азбука».
· Ребята, вы умеете считать?
Учитель: А это мы сейчас и проверим. (Слайд 37-38)
Выступали в клубе зайки. По глубокой речке плыл Три бренчат на балалайке, Одинокий крокодил. А один играл на лире. Два ещё плывут, смотри! Сколько их всего? (Четыре) И теперь их стало (три)
Учитель: А знаете ли вы песню про математику? (Нет)
(Слайд 39)
Учитель: А я знаю. Сейчас прозвучит песня знакомого вам композитора Владимира Шаинского, слушайте и подпевайте.
· И подумайте, какой характер у песенки?
(Слайд 40)
Видео песни «Дважды два – четыре» В. Шаинского
· Какой характер у песенки?
· О чём песня? (В этой песне поётся про таблицу умножения).
Учитель: Что такое умножение вы узнаете, обучаясь в школе.
7. Вокально-хоровая работа.
(Слайд 41)
Учитель: В народе говорят: «Азбука – ступенька к мудрости». Композитор А. Островский и поэт З. Петрова написали для школьников много замечательных песен. Одна из них сейчас прозвучит. Её название «Азбука». Начнём разучивать песню про азбуку.
Учитель: Но прежде выполним упражнения.
Проговаривание скороговорки «Проворонила ворона воронёнка». Упражнения по восстановлению дыхания. Распевание.
Распевка: «По дорожкам» муз. и слова Е. Матвиенко. «Дождик» муз. и слова Е. Матвиенко.
Учитель: Послушаем песню и определим характер мелодии. (Слушают 1 куплет).
Слушают песню «Азбука» (Слайд 42-43)
Разучивание песни «Азбука»
Учитель: К сожалению, наш урок подходит к концу, наше путешествие к следующей станции продолжится на следующем уроке.
8. Подведение итогов. Рефлексия.
(Слайд 44)
Учитель:
· Скажите, о чем мы сегодня с вами разговаривали?
· Кто является создателем славянской азбуки? (братья Кирилл и Мефодий).
· Зачем нужны буквы?
· Сколько букв в алфавите?
· С какими песнями вы сегодня познакомились? («Дважды два – четыре», «Азбука»).
· Назовите композиторов песен.
Учитель: На доске два смайлика.
ü Если вы сегодня все поняли и занятие не вызвало у вас затруднения, то нарисуйте один лучик смайлику с улыбкой.
ü А если вы ничего не поняли, вам было неинтересно на уроке, то нарисуйте лучик смайлику с грустным лицом.
(Слайд 45)
Учитель: У нас получилось замечательное солнышко!
Спасибо вам за урок! До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.