Конспект урока по русскому языку по теме "Ударение"
2класс
Цели урока:
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Мы сегодня с вами отправимся в гости к словам, которые живут в замке сказочного принца. А как его зовут, вы сейчас сами догадаетесь.
II. Чистописание.
На доске: Уу Дд Аа Рр Ее Нн Ии Ее
У. Посмотрите, его имя написано на доске. Давайте запишем сначала все эти буквы, а рядом имя принца.
Проводится минутка чистописания.
У. Как же его зовут?
Д. Ударение.
III. Постановка темы урока
У. Сегодня мы с вами узнаем, для чего же нужно ударение,
какова его роль. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не
пропустить. Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение?
Д. Нет.
У. Рассказать? Тогда слушайте.
IV. Работа по теме урока
У. В некотором царстве в некотором государстве собрались слова на совет, стали говорить какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и поменяю значение части из вас!» Слова конечно не поверили.
На доске:
замок
белки
стрелки
кружки
У. Вышел вперёд замок и сказал: “Я тебя не
боюсь, я такой сильный и тяжёлый. Что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь
Ударение- это просто чёрточка!” А Ударение рассердилось и перепрыгнуло с
последнего слога на первый.
– Как вы думаете, какое слово получилось?
Д. Замок.
У. А дальше вот что случилось. Вышли вперёд… Читайте сами.
Д. Белки.
У. Да. “Мы самые главные компоненты любого живого организма, и уж с
нами-то Ударение ничего не сделает”. Как вы думаете, Что произошло?
Д. Ударение перешло на другой слог. Ударение превратило это слово
в белок.
У. Абсолютно верно. А теперь попробуйте сами закончить
сказку.
Д. Потом вышли стрелки и сказали: ”Мы умеем
стрелять. Мы можем защитить себя”. Ударение их выслушало и превратило в стрелки. Оно
перешло на первый слог.
У. Молодцы!
Д. Затем Ударение превратило кружки в кружки.
У. А как вы думаете, какой вывод сделали слова? Чем закончилась эта
история?
Д. Слова поняли, что они не могут жить без ударения.
В каждом слове есть ударение.
У. А если слово состоит из одного слога, ударение ставится?
Д. Если в слове один слог, то ударение не ставится.
У. Объясните почему?
Д. Если в слове один слог, то в этом слове один гласный звук. Этот
гласный звук всегда произносится чётко и ударение уже не превратит это слово в
другое.
У. Ударение может изменить смысл слова. А теперь выполним упражнение,
где ударение меняет смысл слова.
Дети выполняют упражнение в тетради. Один ученик комментирует.
V. Физкультминутка
VI. Тема урока (продолжение)
У. Прочитайте, что за слова написаны на доске.
Доска:
Уху
Ворот
Пили
Д. Здесь не ясно, о чём идет речь, ведь
ударения нет.
– Уха – суп, ворота – воротник.
– Нет, это у ворот.
– Пили – значит, они что-то пили.
– А может быть, это значит пилить.
У. Видите, как трудно без ударения. Я сейчас вам помогу.
Доска:
Уху
Мы сегодня ели …
Комар подлетел к …
Ворот
Собака сидит у …
У рубахи вышит …
Пили
Дети … молоко
…
бревно ровно
Д. Теперь всё понятно. По
предложению можно понять о чём идёт речь.
У. Запишите себе любые два предложения. Но не забудьте про
ударение. Слог, который произносится сильнее других, с ударением, называется ударным.
А как называется слог, на который не падает ударение?
Д. Безударный.
У. Продолжите. Знак ударения всегда ставится над буквой, которая …
Д. Обозначает ударный гласный звук.
У. Молодцы! Я предлагаю ещё задание. Справитесь?
– Я говорю слово, а вы на следующей строчке, с маленькой буквы будете писать
только букву, обозначающую ударный гласный звук.
– Пенал (а), учитель (и), портфель (е), Люда (ю), пятница (я), альбом (о),
ручка (у), цветы (ы), ёлка (ё), Эмма (э).
Доска:
а и е ю я о у ы ё э
– Что мы знаем о букве ё?
Д. Если в слове есть ё, то мы ударение не ставим. Ударение в слове
всегда падает на слог с буквой ё.
У. Расскажи-ка буква ё,
Как твоё житьё-бытьё?
Д. Буква ё даёт отчёт:
– Ничего житьё течёт.
Я ударная всегда.
У. Ой-ой-ой
Вот это да!
– Посмотрите к себе в тетради, что вы заметили?
Д. Записаны все буквы гласных звуков.
– Значит, Ударение может ставится над любой буквой гласного звука, кроме ё, т.к. она всегда ударная.
Солнце село за село
Нам ужасно повезло
Что в гости к Ударению сходили
И все его секреты мы раскрыли.
VII. Итоги урока
У. Что же это за секреты ударения?
Д. Ударение ставится, если в слове несколько слогов.
– Буква ё всегда ударная.
– Любая буква гласного звука может быть под ударением.
– Слоги бывают ударными и безударными.
– Ударение может изменить смысл слова.
– И на прощание последнее испытание. Я вам говорю слово, а вы его меняете.
хлопок – хлопок
пары – пары
мука – мука
поля – Поля
полки – полки
стоит – стоит
плачу – плачу
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.