Конспект урока 2 класс
Оценка 4.8

Конспект урока 2 класс

Оценка 4.8
docx
19.10.2021
Конспект урока 2 класс
Ударение.docx

Конспект урока по русскому языку  по теме "Ударение"

2класс


Цели урока:

  • систематизировать и уточнить знания учащихся об ударении, ударных и безударных гласных;
  • сформировать представление о  роли ударения в словах;
  • формировать потребность и умение орфоэпически правильно произносить слова;
  • развивать устную  и письменную речь;
  • воспитывать любовь к родному языку.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Мы сегодня с вами отправимся в гости к словам, которые живут в замке сказочного принца. А как его зовут, вы сейчас сами догадаетесь.

II. Чистописание.

На доске: Уу  Дд Аа Рр Ее Нн Ии Ее

 У. Посмотрите, его имя написано на доске. Давайте запишем сначала все эти буквы, а рядом имя принца.

Проводится минутка чистописания.

У. Как же его зовут?
Д. Ударение. 

III. Постановка темы урока

У. Сегодня мы с вами узнаем, для чего же нужно ударение, какова его роль. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить. Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение?
Д. Нет. 
У. Рассказать? Тогда слушайте.

IV. Работа по теме урока

У. В некотором царстве в некотором государстве собрались слова на совет, стали говорить какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и поменяю значение части из вас!» Слова конечно не поверили.

На доске:

замок
белки
стрелки
кружки

У. Вышел вперёд замок и сказал: “Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый. Что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение- это просто чёрточка!” А Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый.
– Как вы думаете, какое слово получилось?
Д. Замок.
У. А дальше вот что случилось. Вышли вперёд… Читайте сами.
Д. Белки.
У. Да. “Мы самые главные компоненты любого живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает”. Как вы думаете, Что произошло?
Д. Ударение перешло на другой слог. Ударение превратило это слово в белок.
У. Абсолютно верно. А теперь попробуйте сами закончить сказку.
Д. Потом вышли стрелки и сказали: ”Мы умеем стрелять. Мы можем защитить себя”. Ударение их выслушало и превратило в стрелки. Оно перешло на первый слог.
У. Молодцы!
Д. Затем Ударение превратило кружки в кружки.
У. А как вы думаете, какой вывод сделали слова? Чем закончилась эта история?
Д.  Слова поняли, что они не могут жить без ударения.
В каждом слове есть ударение.
У. А если слово состоит из одного слога, ударение ставится?
Д. Если в слове один слог, то ударение не ставится.
У. Объясните почему?
Д. Если в слове один слог, то в этом слове один гласный звук. Этот гласный звук всегда произносится чётко и ударение уже не превратит это слово в другое.
У. Ударение может изменить смысл слова. А теперь выполним упражнение, где ударение меняет смысл слова.

Дети выполняют упражнение в тетради. Один ученик комментирует.

V. Физкультминутка

VI. Тема урока (продолжение)

У.  Прочитайте, что за слова написаны на доске.

Доска:

Уху
Ворот
Пили

Д. Здесь не ясно, о чём идет речь, ведь ударения нет.
– Уха – суп, ворота – воротник.
– Нет, это у ворот.
– Пили – значит, они что-то пили.
– А может быть, это значит пилить.
У. Видите, как трудно без ударения. Я сейчас вам помогу.
Доска:

Уху                              Мы сегодня ели …
                                    Комар подлетел к …

Ворот                        Собака сидит у …
                                   У рубахи вышит …

Пили                          Дети … молоко
                                  … бревно ровно

Д.  Теперь всё понятно. По предложению можно понять о чём идёт речь.
У. Запишите себе любые два предложения. Но не забудьте про ударение. Слог, который произносится сильнее других, с ударением, называется ударным. А как называется слог, на который не падает ударение?
Д. Безударный.
У. Продолжите. Знак ударения всегда ставится над буквой, которая …
Д. Обозначает ударный гласный звук.
У. Молодцы! Я предлагаю ещё задание. Справитесь?
– Я говорю слово, а вы на следующей строчке, с маленькой буквы будете писать только букву, обозначающую ударный гласный звук.
– Пенал (а), учитель (и), портфель (е), Люда (ю), пятница (я), альбом (о), ручка (у), цветы (ы), ёлка (ё), Эмма (э).

Доска:

а   и   е   ю   я   о   у   ы   ё   э

– Что мы знаем о букве ё?
Д. Если в слове есть ё, то мы ударение не ставим. Ударение в слове всегда падает на слог с буквой ё.

У. Расскажи-ка буква ё,
Как твоё житьё-бытьё?

Д. Буква ё даёт отчёт:
– Ничего житьё течёт.
Я ударная всегда. 

У. Ой-ой-ой
Вот это да!

– Посмотрите к себе в тетради, что вы заметили?

Д. Записаны все буквы гласных звуков.

– Значит, Ударение может ставится над любой буквой гласного звука, кроме ё, т.к. она всегда ударная.

Солнце село за село
Нам ужасно повезло
Что в гости к Ударению сходили
И все его секреты мы раскрыли.

VII. Итоги урока

У. Что же это за секреты ударения?
Д. Ударение ставится, если в слове несколько слогов.
– Буква ё всегда ударная.
– Любая буква гласного звука может быть под ударением.
– Слоги бывают ударными и безударными.
– Ударение может изменить смысл слова.

– И на прощание последнее испытание. Я вам говорю слово, а вы его меняете.

хлопок – хлопок
пары – пары
мука – мука
поля – Поля
полки – полки
стоит – стоит
плачу – плачу


 

Конспект урока по русскому языку по теме "Ударение" 2класс

Конспект урока по русскому языку по теме "Ударение" 2класс

У. А дальше вот что случилось

У. А дальше вот что случилось

Д. Обозначает ударный гласный звук

Д. Обозначает ударный гласный звук
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2021