Урок 20. Рисование на тему «Звери и птицы в городе»
Цели
деятельности |
Расширить представление обучающихся об анималистическом жанре; учить рисовать животных, используя правила линейно-конструктивного построения изображений птиц и зверей, составлять композицию на заданную тему, выбирать художественные материалы, соответствующие замыслу; развивать умение работать самостоятельно, приемы работы с разными художественными материалами; воспитывать интерес к предмету, желание проявлять заботу о животных, помогать им зимой |
Тип урока |
Постановка и решение учебной задачи |
Методы и формы |
Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия
|
Линейно-конструктивное построение птиц и зверей, набросок, анималистический жанр |
Образовательные |
Единая коллекция образовательных ресурсов. Планирование к учебнику В. С. Кузина «Изобразительное искусство», 3 класс. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/00000901-a000-4ddd-e2f1-4300476017e2/?&subject=32 Загадки про животных. – Режим доступа : http://www.smekalka.pp.ru/zagadka_animal.html Загадки о животных. – Режим доступа : http://www.happy-kids.ru/page.php?id=160 Загадки о животных. – Режим доступа : http://littlhuman.ru/741 |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийная презентация по теме, чучело птицы или зверя, образец педагогического рисунка |
Оборудование |
Учебник, рабочая тетрадь, альбом, краски, карандаши, стаканчик с водой, кисть, салфетка |
Планируемые |
Предметные умения: расширят представления о жизни зверей и птиц зимой, анималистическом жанре; научатся выполнять наброски птиц и зверей, составлять из набросков композиции на заданную тему. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление об анималистическом жанре, последовательности рисования птиц и зверей; регулятивные – научатся выполнять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, вносить необходимые дополнения и коррективы; коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений искусства, проявление заботы по отношению к животным |
организационная структура урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы |
Универсальные |
Формы контроля |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Организационный момент |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала. Сообщение темы урока |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. – Сегодня на уроке вы будете художниками-анималистами. Что это значит? Сегодня вы будете рисовать птиц и зверей, живущих в городе зимой |
Слушают учителя, отвечают на вопросы |
Фронтальная |
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы |
Устные ответы |
II. Изучение нового материала |
Беседа «Животные, живущие в городе зимой». Просмотр слайд-шоу. |
– Итак, кто же живет в городе зимой? Загадки-подсказки Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает. (Собака.) Зеленые глаза – всем мышам гроза. (Кот.) Под полом-полом шевелит хвостом, в щели глядится, вылезти боится. (Мышь.) Рыже-огненный комочек, С хвостиком как парашют, По деревьям быстро скачет, Был он там... Теперь уж тут. Быстрый он как стрелочка. Так ведь это... (белочка). – Шур-шур-шур – в траве иголки! – Да?! На сосенке иль елке?! – На иголках тех листочки! – На осине иль дубочке?! – Пчих-пчих-пчих – чихнул там носик! – Может, это паровозик?! – Вот следы от лапок-ножек! – Ну конечно это… (ежик)! Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей.) Все время стучит, деревья долбит. Но их не калечит, а только лечит. (Дятел.) Кто эта птица? Никогда Не строит для себя гнезда, Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает. (Кукушка.) Быстрый прыжок, теплый пушок, Красный глазок. Вот угадай-ка, Чей пух на фуфайки, На шапки, перчатки Идет вам, ребятки? (Кролик.) И в море не купаются, И нет у них щетинки, Но все же называются Они морские … (свинки). – Как видите, в городе живут не только домашние, но и дикие животные. Животные постоянно окружают человека, многие из них приносят большую пользу. Какую? А как живется животным зимой? Можем ли мы им помочь? Как? |
Рассматривают слайды, отгадывают загадки, анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в коллективной беседе. |
Фронтальная. |
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на проявление заботы по отношению к животным. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя. Регулятивные: умеют принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней. Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы на вопросы, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета. |
Устные ответы. |
|
Беседа «Произведения художников-анималистов» Просмотр слайд-шоу или иллюстраций в учебнике (с. 69).. |
– Есть художники, у которых звери и птицы – главные герои рисунков и картин. Как называют таких художников? Верно, анималистами. Происходит это слово от латинского animal, что означает «животное». Животный мир бесконечно разнообразен и красочен. Как ярко окрашены перья многих птиц, как разноцветно сверкают крылья бабочек! Но рисовать животных не так-то просто – позировать они не станут. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер. Многие художники-анималисты выполняли свои работы в графике. Слово графика происходит от греческого grapho – «пишу», «рисую». Рисунки, сделанные карандашом и тушью, гравюры, плакаты – все это графика. – Давайте рассмотрим некоторые работы известного художника-анималиста Евгения Ивановича Чарушина. (Показывает презентацию «Звери и птицы И. А. Чарушина». Слайды № 2–11). Создавая образ животного, художник выделял самые характерные его черты. Рисунки Чарушина отличались свежестью, умением взглянуть на зверя словно в первый раз в жизни. Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны. Среда, фон едва намечены. Главное для художника – крупным планом показать животное, при этом не только создав художественный образ, но и изобразив своего героя максимально правдиво с точки зрения биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог. Он считал, что в детской книге рисунки должны быть живыми, дышащими, правдивыми. В какой технике выполнены работы Е. И Чарушина (графика, живопись)? Поделитесь впечатлениями о просмотренных работах. |
Слушают учителя, рассматривают слайды или иллюстрации в учебнике, участвуют в коллективном обсуждении произведений художников-анималистов. |
Фронтальная. |
Личностные: сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений искусства. Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о работах художников-анималистов, анализировать произведения живописи, осуществлять поиск нужной информации в разных источниках, анализировать информацию. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы |
Устные ответы. |
|
Физкультминутка |
Проводит физкультминутку. Мы капусту рубим-рубим, (Делать размашистые движения руками, как топором.) Мы капусту мнем-мнем, («Мять капусту».) Мы капусту солим-солим, («Взять щепотку соли» и «посолить».) Мы капусту жмем-жмем. (Выполнять сгибание и разгибание кистей рук.) |
Выполняют упражнения |
Фронтальная |
Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью |
Наблюдение за выполнением упражнений |
III. Творческая практическая деятельность |
Организация рабочего места. |
Проверяет организацию рабочего места. |
Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. |
Индивидуальная. |
Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью. Познавательные: организовывают творческое пространство, знают о гигиене учебного труда и организации рабочего места. |
Устные ответы |
|
Беседа «Что мы будем рисовать?». Работа с учебником (с. 68–69). |
– Сегодня вы будете рисовать животных. Как мы уже отметили, рисуя животных нужно умело передавать их характерные позы. Для этого нужно уметь наблюдать поведение зверей в природе и делать наброски для фиксации увиденного. Посмотрите на рисунки художника Г. Савицкого (учебник, с. 69), которые он сделал в процессе наблюдения. Как видите, животное не прорисовано полностью, зафиксирована лишь его характерная поза. Художники в зависимости от поставленных задач, характера формы тела животного, его шерстяного покрова или оперения выбирают не только определенную изобразительную технику, но и способ выполнения быстрого рисунка. В изобразительном искусстве широко используются следующие способы быстрого рисования: • только линиями; • линиями с одновременной проработкой наброска штрихами; • выполнение наброска с применением элементов схемы построения; выполнение наброска тоном, «пятном». – Рисовать животных можно разными художественными материалами: пастелью, карандашами цветными и черными, красками, углем и т. п. Рассмотрите в учебнике (с. 68) изображения белки, выполненные разными материалами. Какой рисунок вам понравился больше всего? Почему? Анатомическое строение человека и животных имеет много общего: череп, позвоночный столб, грудная клетка, лопатки, таз, кости конечностей. Какие пропорции характерны для животных? – Сравните фигуры собаки и кролика, выделите характерные особенности их строения. Предлагает продумать сюжет будущего рисунка, описать его, организует работу над составлением последовательности работы над композицией с опорой на педагогический рисунок. – Помните: чтобы научиться создавать убедительные образы птиц, животных, хищников и травоядных представителей животного мира, нужно, прежде всего, проникнуться чувством любви к этим удивительным созданиям природы, научиться восхищаться ими. |
Анализируют информацию, слушают учителя, отвечают на вопросы, придумывают сюжет картины, рассказывают о нем, проговаривают последовательность работы, наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемы работы. |
Фронтальная. |
Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. Познавательные: умеют работать с учебником, анализировать информацию, сравнивать объекты, выбирать материалы в соответствии с собственным замыслом, описывать сюжет, анализировать план работы над рисунком, выделяя основные этапы и приемы. Регулятивные: планируют свою деятельность, продумывают сюжет. Коммуникативные: умеют слушать учителя, участвовать в беседе, формулировать ответы на вопросы; понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу. |
Устные ответы. |
|
Практическая работа |
В процессе рисования контролирует правильность держания в руках кисти, приемов работы с красками. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. Задание 1. Выполнить наброски животных с натуры, по памяти или представлению (карандаш). Задание 2. Нарисовать композицию на тему «Животные в городе зимой» (акварель) |
Выполняют задание |
Индивидуальная |
Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. Регулятивные: выполняют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; вносят необходимые дополнения и коррективы |
Выполнение набросков животных, рисунка на тему |
IV. Итоги урока. Рефлексия |
Выставка работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы. |
В процессе просмотра работ организует обсуждение вылепленных фигурок, их оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критериям: аккуратность, композиция, оригинальность и т. д. Организует беседу по вопросам. – Почему некоторых животных называют домашними, а некоторых – дикими? – Назовите диких животных, живущих в городе зимой. – Собака – дикое или домашнее животное? – Где можно гулять с собакой? – Как помочь диким животным зимой? – Есть ли около вашего дома бездомные животные? Помогаете ли вы им? – Что нового вы узнали на уроке? – Понравился ли вам урок? |
Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их; слушают учителя, отвечают на вопросы |
Фронтальная. |
Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения |
Оценивание учащихся за работу на уроке; устные ответы. |
|
Домашнее задание |
Объясняет задание. – Читать с. 70–73 учебника, принести на следующий урок готовые формы (небольшие баночки, бутылочки, коробки) |
Слушают учителя |
Индивидуальная |
|
Наблюдение |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.